Новости раздела

Рустам Минниханов: «Зачем мы платим деньги тем, кто плохо работает?»

Вопросы качества образования впервые попали на рассмотрение совета безопасности в Казанском кремле

Ситуация в сфере образования в Татарстане близка к чрезвычайной: в республике даже впервые созвали совет безопасности, посвященный вопросам совершенствования систем образования. Как выяснила корреспондент «Реального времени», во многих районах потенциальные медалисты не набирают и 50 баллов на ЕГЭ, из-за чего глава республики пригрозил сельским учителям снизить зарплату, если успеваемость их учеников будет низкой, а также закрыть малокомплектные сельские школы.

Больше всего тратим на образование

В Татарстане назрела проблема качества обучения в школах: несмотря на все вкладываемые средства и деньги, оно не улучшается. Это констатировал сегодня президент республики Рустам Минниханов на заседании совета безопасности «О совершенствовании системы общего образования в Республике Татарстан», которое прошло в Казанском кремле. О масштабах проблемы свидетельствует и сам факт, что вопросы образования впервые были вынесены на обсуждение совбеза. Ранее на подобных встречах с участием практически всех министров и глав ведомств разбирали такие вопросы, как противодействие терроризму и экстремизму, экономические трудности и пр. Также о серьезности вопроса говорил тот факт, что журналистов пустили лишь на вступительное слово президента.

«Не секрет, что по количеству средств, которые мы расходуем из бюджета, сфера образования у нас №1. В прошлом году мы серьезно нарастили расходы и по материально-технической базе, и по стратегии, по оплате труда, но значительного улучшения качества образования не видим», — заявил Рустам Минниханов. По его словам, особую тревогу вызывает вопрос профпригодности педагогов, особенно в районах. «Вопрос не в той инфраструктуре, которую мы создаем, а в тех людях, которые там работают», — считает президент. По его данным, между средними баллами школ по ЕГЭ разница составляет 30-40 баллов, хотя финансирование всем выделяется одинаковое.

Уровень среднероссийский, только по литературе хуже...

Между тем, консолидированный бюджет отрасли образования в Татарстане (с учетом бюджетов регионов, вузов и пр.) составляет в этом году, как и в прошлом, порядка 60 млрд рублей. В министерстве обещают, что финансирование госпрограмм по образованию в связи с кризисом не сократится.

«Вопрос в тех выпускниках, которые оказываются профнепригодными. Мы им делаем медвежью услугу. Очень серьезно надо пересмотреть работу методических кабинетов, их профессиональный состав и уровень, серьезно посмотреть уровень отделов народного образования на местах, ну и конечно в общеобразовательных школах», — поручил президент. По его словам, особенно остро проблема стоит в районах, где качество подготовки особенно низкое: «Не может быть средней школы, где 14-17 детей. Какое качество образования там может быть?» В Татарстане, по данным минобразования, 1 403 школы, из которых 244 малокомплектные. В 68 сельских школах обучается менее 30 человек.

Министр образования РТ Энгель Фаттахов, доклад которого удалось раздобыть «Реальному времени», сообщил, что средние баллы по ЕГЭ татарстанских школьников находятся на среднероссийском уровне (только по литературе немного ниже). «Показывать неплохие результаты удается за счет школ для одаренных детей. При этом остается ряд школ, где обратная тенденция», — заявил он. Так, по данным министра, в конце учебного года из 965 потенциальных медалистов 120 сдали ЕГЭ ниже чем на 50 баллов — «на слабую тройку». «Школы субъективно оценивают знания выпускников как отличные. При этом ЕГЭ эти знания не подтверждает. Это говорит о низком уровне управленческих навыков руководителей и низкой профессиональной компетенции школ», — пояснил он.

Верхнеуслонский позор

Так, во многих районах существенная часть медалистов сдает ЕГЭ ниже чем на 50 баллов. Среди них Пестречинский, Буинский, Дрожжановский, Бавлинский районы и др. А в Верхнеуслонском районе 100% медалистов на ЕГЭ набрали менее 50 баллов. К слову сказать, там должность начальника управления образования вакантна более 5 месяцев. Проблема руководителей стоит не менее остро. «Более 68% руководителей муниципальных управлений образования не имеют стратегии управления образованием, а просто реагируют на существующие проблемы», — констатировал Энгель Фаттахов.

Как удалось выяснить «Реальному времени», Рустам Минниханов жестко отреагировал на услышанное. Он раскритиковал работу ряда муниципальных образований, их глав, а также директоров и учителей школ. «Зачем мы им тогда платим деньги? Тратим эти средства», — возмутился он. По словам президента, если есть надбавки, которые могут получать учителя за хорошую работу, то нужно и депремировать некомпетентных специалистов. Между тем, по словам Рамиля Халимова, начальника управления образования Набережных Челнов, зарплата директора школы и учителя практически не зависит от успеваемости учеников. В связи с этим президент поручил министерству финансов совместно с министерством образования и науки и другими ведомствами разработать новую систему расчета заработной платы учителей, которая бы учитывала результаты работы преподавателя.

Майские указы и снизить давление

Напомним, повышение зарплаты учителям в Татарстане идет в соответствии с майскими указами Владимира Путина. Если в конце 2012 года средняя зарплата учителя в Татарстане составляла чуть более 20 тыс. рублей, то теперь — почти 29 тыс. Глава республики не раз говорил о том, что повышение зарплат бюджетникам, в том числе и учителям, в соответствии с майскими указами дается республиканской казне крайне тяжело. Он даже предупреждал министра финансов РФ Антона Силуанова о том, что это сказывается на выполнении инвестпрограмм, строительстве дорог и пр.

Главы муниципалитетов пожаловались президенту и на проверки, которые «душат» директоров и учителей школ, причем на те из них, которые прописаны в федеральных законах. Так, мэр Казани Ильсур Метшин заявил о том, что казанская школа для одаренных детей «Солнце» (расшифровывается как «специализированный олимпиадно-научный центр для интеллектуально-увлеченных школьников»), которая основана в 2013 году, испытывает постоянные трудности из-за проверок. В связи с этим Метшин попросил президента пролоббировать через татарстанских депутатов в Госдуме изменения в законах, которые снизили бы давление на школы. «Принимается», — ответил Минниханов.

Талантам нужна мотивация

«Реальное время» узнало мнения экспертов о качестве татарстанского образования.

Ильшат Гафуров — ректор Казанского (Приволжского) федерального университета:

— Сегодняшнее мероприятие показывает, насколько большое внимание уделяется системе образования, поскольку впервые данный вопрос был вынесен на уровень совета безопасности РТ, где присутствовали министры, люди, связанные с вопросами образования, и главы районов, которые отвечают за ситуацию на территории Татарстана.

На совбезе обсуждались проблемные вопросы, говорилось о том, что критерии оценки качества не должны сводиться только к ЕГЭ, хотя этот параметр имеет ощутимую значимость.

Множество факторов влияет на то, насколько успешным выпустится ученик из школы, — начиная с психологической подготовки, заканчивая его непосредственными знаниями и компетенциями, которые помогут ему определить род деятельности.

Для того чтобы в школы шли таланты, необходимо создавать соответствующие мотивационные условия. За последние несколько лет произошел существенный рост заработной платы. Это существенный сдвиг, благодаря которому в школы начала приходить молодежь. Заканчивая соответствующие учебные заведения, специалисты в школы работать не шли в силу того, что мотивация не удовлетворяла потребностям нынешнего поколения. Одно из решений проблемы в районах РТ — это создание арендного жилья для учителей и врачей.

Необходим индивидуальный подход к каждой школе, для того чтобы изучить, почему сложилась такая ситуация. В городских школах одни проблемы, в районных и сельских — абсолютно другие.

Школа — социальная среда. И изменения в школах не могут происходить спонтанно и быстро. Мы должны работать с тем контингентом преподавателей, который есть. Необходимо заниматься переподготовкой учительских кадров. И здесь велика роль университета, как монопольно готовящего учительские кадры на территории РТ.

Последнее десятилетие в педагогические институты шли по принципу «на безрыбье и рак рыба», сегодня после объединения педагогических институтов республики с КФУ ситуация несколько изменилась. Мы взяли 2 модели подготовки кадров: классическая и распределенная. Распределенная предполагает такую подготовку: скажем, учителей физики готовит институт физики. Поэтому они находятся в одной среде с теми, кто видит себя, в данном случае, исследователем в области физики. Этот исследовательский компонент будет переходить на тех людей, кто пойдет работать в школы. Мы должны правильно определить тренды, сильные и слабые места, чтобы что-то изменить.

Сергей Сергеев — доктор политических наук, завкафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ:

Существенных различий в неподготовленности учеников нынешнего и советского времени я не вижу. Сегодня школа задушена бюрократизацией — написанием разных бумаг, отчетов. Человек, замотанный отчетами, бумагами, и преподавать будет соответствующим образом. Но есть и другая сторона — школьник. Здесь, действительно, серьезная проблема с мотивацией. Раньше (до 1990-х гг.) мотивировали каким образом? Будешь плохо учиться — пойдешь после 8-го класса в ПТУ, потом в армию, и не сможешь попасть в вуз. Школа фактически работала на социальную селекцию, что подстегивало тех школьников, кого это могло подстегнуть (хотя те, кто хотел поступить в вузы, в конце концов поступали — через рабфак и т. д.). Сейчас ситуация менее жесткая. Абитуриент с плохой успеваемостью может поступить в вуз и поступает. По отношению к абитуриенту это гуманно, по отношению к качеству образования — дает не очень хороший эффект.

Ощущается разница между уровнем образования выпускников городских школ и школ сельской местности. И задача вуза сейчас — сгладить эту разницу. Но проблема шире. Сейчас слишком много развлечений и соблазнов, и молодые люди мало читают. А общая база рождается не столько школой, сколько именно начитанностью. А она снижается везде. Образованные и способные люди уезжают из страны, не находя достойного применения своим способностям. И если в нашей стране будет много разных и достаточно оплачиваемых профессий, тогда и мотивация появится. А в стране, где государство шагает от кризиса к кризису (а самое желанное занятие — пилить госбюджет), сложно бороться с отсутствием мотивации, хотя и нужно.

Адель Ягудин — исполнительный директор ООО «Казанские кофейни» (сеть кофеен Coffee Cava):

— С 2004 года я набираю официантов в штат кофеен. И заметно, как падает общеобразовательный уровень. Вся образовательная система строится на подготовке к ЕГЭ. А мое отношение к ЕГЭ — отрицательное. Люди элементарно не могут грамотно писать, мыслят очень узко. И все нынешнее образование заточено на то, чтобы ученик правильно ответил на вопросы теста. Но для работы важно и нестандартное мышление. Образование становится узкоспециализированным. Кандидаты на должность официантов — преимущественно студенты 1-3 курса. На собеседовании они не могут ответить на банальные вопросы, например, какова температура кипения воды.

Есть существенная разница между студентами из районов РТ и казанскими. Приезжие — более старательные, мотивированы на работу, учебу.

Владимир Беляев — профессор, доктор политических наук:

— Уровень образования городских студентов снижается до уровня сельских. Причина резкого падения грамотности, знания, понимания процессов, происходящих в обществе и в политике, — та система, по которой идет образование. ЕГЭ, как система чисто формальная, заставляет людей зазубривать что-то, тем самым не дает возможности осмысления, объяснения, понимания и транслирования. Поэтому студенты с каждым годом все меньше знают и даже не знают, кто и в какой войне воевал, какая война была, не говоря уже о менее важных вопросах. Поэтому нужно сначала ликвидировать то, что пришло с Запада — ЕГЭ в школах, балльно-рейтинговую систему в вузах, преобладание платности. Сделать образование не сферой услуг, а системой жизнеобеспечения, защищающей конституционные права человека на жизнь, на качество жизни. Необходимо сменить приоритеты, понять, что у нас была самая лучшая система образования в мире — в Финляндии ее используют, а у нас о ней забыли.

Видео с prav.tatarstan.ru

Фото: prav.tatarstan.ru, mon.tatarstan.ru, udikov.ru

Дина Валиуллина, Гузель Шамилова

Новости партнеров