Новости раздела

Рынок фитнеса: «Активный спрос со стороны женщин превосходит мужской почти в четыре раза»

Анализ рынка платных услуг по физической культуре и спорту в Татарстане в 2014 году. Часть 4

Участники казанского рынка фитнеса прогнозируют его стагнацию, связанную с ростом стоимости входа в отрасль и общим падением платежеспособного спроса в 2015 году. Тем временем ключевыми инструментами борьбы за клиента станут не только цены, но и новые предложения, в том числе в части массовых тренировочных программ популярных направлений. Своими мнениями о тенденциях и перспективах рынка его участники поделились с «Реальным временем».

Рынок пока пуст

Рынок спортивно-оздоровительных услуг — один из самых быстрорастущих, что подтверждают основные доминантные характеристики отрасли (показатели, дающие общее представление об отрасли). Исходя из оценок платежеспособного спроса, потребность рынка Казани составляет по крайней мере 150 тысяч тренировочных мест или 15 тыс. кв. м фитнес-зоны. Поэтому, невзирая на уже возникшую конкуренцию, Казань еще несколько лет будет оставаться наиболее интересным рынком для развития фитнеса.

При этом игрокам этого рынка необходимо делать ставки в первую очередь на развитие многофункциональных фитнес-комплексов с широким перечнем услуг и гибкой ценовой политикой в спальных районах и региональную экспансию. Так, заняв прочные позиции на рынке, крупнейшие игроки действуют по тактике «коврового покрытия»: открывают фитнес-центры по системе франчайзинга.

Но ведущей тенденцией рынка является ужесточение конкуренции фитнес-центров с дальнейшей сегментацией по цене, усилением тематической составляющей клуба. Инструментами в борьбе за клиента становятся поиск новых ниш и разработка специальных фитнес-программ.

«Будет трудно…»

Участники рынка поделились с «Реальным временем» своими оценками и прогнозами его развития.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ИК «ФИНАМ»:

— По моим оценкам, в Казани в 2014 году было около 75-90 тыс. держателей карт на посещение фитнес-клубов. Общая выручка всех фитнес-центров превышала 2 млрд рублей. В отличие от столиц, рынок еще не полностью насыщен, но, ввиду негативной экономической конъюнктуры и падения реальных доходов, в 2015 году он, скорее всего, будет стагнировать в денежном выражении.

Ирина Туманова — старший вице-президент по операционной деятельности федеральной сети фитнес-клубов X-Fit

— Рынок фитнес-услуг в Казани высококонкурентный: по данным на конец 2014 года, в городе представлено свыше 60 площадок (от больших спортивных центров до мини-студий формата «у дома»), причем около трети всех объектов принадлежит крупнейшим сетям. У федеральной сети фитнес-клубов X-Fit в Казани две площадки — клуб бизнес-класса X-Fit Терра и премиум-клуб X-Fit Ак Барс с 25-метровым бассейном.

Ситуация с востребованностью фитнес-услуг у населения в нашей стране все еще оставляет желать лучшего. Так, по оценке международной спортивной организации IHRSA, в середине 2013 года примерно 1,7 млн людей посещали фитнес-клубы. Однако географически эти цифры распределяются очень неравномерно: в Москве уровень обеспеченности населения фитнесом приближается к 10%, в областных центрах и городах-миллионерах эти показатели на порядок ниже — всего 2-3%.

Что касается фитнес-услуг в Казани, то здесь уровень обеспеченности ими составляет 5,12%. Примерно 33% от общей численности населения (по данным комитета физической культуры и спорта казанского исполкома на январь 2014 года) занимаются спортом регулярно. По нашим наблюдениям, контингент фитнес-клубов в основном состоит из представителей среднего класса — менеджеры и квалифицированные специалисты, занимающиеся умственным трудом. В долевом соотношении это примерно 60% женщин и 40% мужчин.

Как показывает практика, в последние годы для фитнес-индустрии Казани характерно усиление конкуренции в среднем и бизнес-сегментах. Кроме того, можно отметить такие тенденции, как увеличение количества клубов малого формата — фитнес-студий, мини-клубов «у дома» и т. п. — наряду с увеличением количества продаваемых долгосрочных абонементов. Также смещаются интересы клиентов клубов в сторону популярных трендов: например, на смену традиционным занятиям в тренажерном зале приходят круговая и функциональная тренировки, калистеника (искусство использования веса собственного тела и его инерции для физического развития). Сеть фитнес-клубов X-Fit входит в тройку лидеров отрасли, поэтому мы гибко реагируем на все рыночные изменения и предлагаем своим клиентам максимально выгодные варианты занятий фитнесом. С одной стороны, мы постоянно вводим самые современные фитнес-услуги и новинки, а с другой — оптимизируем ценовую политику.

Не секрет, что экономическая ситуация в стране сегодня не самая простая. Расходы X-Fit во второй половине 2014 года выросли практически вдвое и продолжают увеличиваться, так как большая часть оборудования и материалов импортные. В приоритете у нашей компании сохранить для клиентов возможность заниматься фитнесом на том высоком уровне, к которому они уже успели привыкнуть. Поэтому мы не сокращали расходы в ущерб качеству услуг, но продолжали весь этот период удерживать цены на одном уровне, жертвуя возможной прибылью.

Однако в 2015 году нам все-таки придется корректировать ценовую политику, и тарифы на некоторые типы карт незначительно увеличатся. Так, относительно декабря 2014 года на данный момент рост цен составил от 3 до 7%. И гарантировать, что дальнейшего повышения не будет в текущей ситуации, к сожалению, невозможно, поскольку постоянно растет закупочная стоимость расходных материалов. Но мы разрабатываем гибкую систему скидок и будем делать все, чтобы предлагать нашим клиентам услуги по максимально выгодным ценам.

Учитывая ухудшающуюся экономическую ситуацию, в ближайшее время возможно снижение продаж фитнес-услуг. Как показывает опыт кризиса 2008 года, доля посетителей фитнес-клубов в России в трудные времена значительно уменьшается — тогда она сократилась почти втрое. В этой связи можно ожидать, что и теперь некоторые участники рынка будут вынуждены приостановить свою деятельность, а конкуренция между крупными клубами переместится в ценовой сегмент. На этом фоне маловероятен приход на рынок фитнес-услуг Казани новых игроков, так как почти все крупные сети уже представлены в городе. Но дальнейшее расширение и увеличение числа клубов уже присутствующих фитнес-компаний не исключено.

Наиболее перспективными будут широкоформатные клубы, которые предоставляют полный комплекс фитнес-услуг для всех членов семьи, включая такие дополнительные услуги, как спа-салон, фитнес-кафе, детская комната и т. п. Также могут стать более популярными специализированные студии, развивающие отдельные спортивные направления: йога, пилатес, восточные единоборства, бокс и т. д.

Светлана Горохова — генеральный директор фитнес-клуба Akimbo:

— По примерным оценкам, объем рынка фитнес-услуг Казани в 2014 году может составлять около 30 миллионов долларов. Темпы роста российского рынка фитнес-услуг составляют 40% в год. Такая динамичность связана с колоссальным отставанием России от западных стран по степени распространенности фитнес-клубов.

В настоящее время в Казани активно развивается рынок демократичного ценового сегмента с широким набором основных и вспомогательных услуг, наличием спа-комплексов, бассейнов, детских зон, фитнес-баров, и, несмотря на то, что конкуренция в нем выше по сравнению с другими сегментами, тем не менее, нельзя говорить о перенасыщенности рынка.

Доля корпоративного фитнеса составляет 20-25%. Несмотря на то, что многие компании в период кризиса сократили затраты на фитнес для своих сотрудников, фитнес-клубы стали работать с корпоративными клиентами более гибко, заключая договоры о согласовании стоимости членства на определенный период, в течение которого сотрудники компании сами оплачивают членство в клубе по согласованной цене.

Основными потребителями фитнес-услуг являются женщины. Активный спрос на фитнес со стороны женщин превосходит мужской почти в четыре раза. Наиболее активной частью клиентов фитнеса является возрастная группа от 20 до 32 лет. При этом тенденции последних лет показывают формирование новой возрастной группы потребителей фитнес-услуг в возрасте старше 40 лет, что уже на сегодняшний день составляет порядка 13,2% всего объема рынка.

Развитие рынка услуг фитнес-клубов в Казани происходит за счет трех основных направлений: улучшение качества технического оснащения фитнес-центра, индивидуализация отношения к клиенту, введение новых эксклюзивных или популярных массовых тренировочных программ, таких как кроссфит, антигравити-йога, функциональный тренинг, игровые виды спорта, единоборства.

Причем количество предлагаемых услуг стоит в прямой зависимости от площади клуба. Чем больше клуб, тем больше услуг он может предложить своим клиентам. Новые направления в фитнесе появляются ежегодно, и хороший клуб просто обязан держать руку на пульсе и внедрять наиболее интересные направления, ибо клиенты становятся все более осведомленными и, соответственно, более требовательными.

Цены на фитнес-услуги практически не менялись за последние два года, тогда как затраты на них выросли почти в два раза. Сложившимся участникам рынка сложно понижать устоявшиеся цены, и они вынуждены расширять линейку предоставляемых услуг и включать в новые проекты возможность размещения бассейна.

Несмотря на кризис, основные игроки, присутствующие на рынке, не собираются его покидать.

Есть моменты, которые существенно сдерживают развитие. Например, отсутствие льготных условий по налогообложению для игроков. Это оплата аренды помещений, закупка оборудования, внедрение технологий и образовательного процесса. Большие игроки будут развиваться, но медленнее. Будет расти количество студий, развивающих отдельные направления. Клубам с большим потоком клиентов в большей степени придется работать на расширение клиентской базы и рыночную игру на повышение или понижение стоимости услуг.

Открывать новые фитнес-клубы станет сложнее, т. к. из-за роста курса доллара и евро в разы подорожало качественное оборудование, цены на которое выставляются в долларах и евро. Посему ждать роста рынка в 2015 году я бы не стала. В такой ситуации необходимо сосредоточиться на удержании спроса и нормальном функционировании фитнес-центров. Будет трудно, но я уверена, что мы справимся со всеми невзгодами.

Яна Сахарова — фитнес-менеджер клуба «X-Fit Ак Барс»:

— Рынок фитнес-услуг существенно вырос за последние 10-15 лет. Фитнес остается востребованным всегда, поэтому идет активный рост всех сегментов рынка фитнес-индустрии. Ценовая политика во всех клубах достаточно стабильна, так как любая клубная карта предполагает наличие определенных услуг, качества сервиса и т. д. Единственное, что сейчас происходит, — это борьба за удержание своего клиента, так как клиенты стали более требовательными из-за увеличившегося количества интересных фитнес-предложений.

Ценовая политика становится более разнообразной и гибкой, появляются различные категории клубных карт: по длительности действия, количеству включенных услуг, с различными включенными дополнительными услугами, рассчитанные на разные возрастные категории, с индивидуальным, семейным, корпоративным членством.

Аналитическая служба «Реального времени»
Аналитика

Новости партнеров