Новости раздела

Битва моторов: новинки от АвтоВАЗа подвинули с пьедестала «корейцев»

В России идет передел рынка популярных авто из-за роста продаж «Лада Веста» и «Лада XRay»

Битва моторов: новинки от АвтоВАЗа подвинули с пьедестала «корейцев»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Аналитический отдел газеты «Реальное время» продолжает изучать статистику продаж легковых автомобилей в России. Тренд прошлого года на снижение продаж автомобилей, кажется, постепенно сходит на нет. За первое полугодие 2017 года больше половины популярных в России автомобилей стали продаваться лучше, чем за тот же период 2016 года. Напомним, по итогам 2016 года, напротив, подавляющее большинство популярных в РФ авто продавались хуже, чем в 2015 году. Главный тренд нового года — успешные продажи тех «иностранцев», которые успели «обрусеть» и «прописаться» в Тольятти, Калуге или Питере. И стремительный передел рынка популярных авто вследствие роста продаж главных бестселлеров АвтоВАЗа — «Лады Весты» и «Лады XRay».

«Обрусев», кроссовер Renault показал рост в 2453% с начала 2017 года

Лидер 2017 года — Renault Kaptur, показавший рост в 2453% в первое полугодие, в том числе 408% по итогам июня. Renault Kaptur — новая модель, кроссовер стоимостью 880 тыс. рублей (в комплектации Life), ставший к началу марта прошлого года популярнее, чем Logan и Sandero. Модель, созданная на базе Renault Duster, в результате поднялась с 15-го до 11-го места, нарастив продажи с 554 до 14141 машин. Со второго полугодия производитель расширит ассортимент и увеличит стоимость автомобиля в комплектации Style (для двигателей 1,6 и 2 л). Ранее кроссовер Kaptur не продавался в России: в Европе его продавали и продают с малолитражными турбомоторами, с откровенно городской подвеской и без полного привода — а такой автомобиль, как считают эксперты, не стал бы востребованным в России. В итоге производитель ЗАО «Renault Россия» (собирает машины на бывшем заводе АЗЛК в Москве и на мощностях АвтоВАЗа) начал производить локализованную для российских условий машину на московском заводе. По данным СМИ, в 2016 году должно было быть выпущено 15 тыс. внедорожников (для сравнения, за тот же год планировалось выпустить 150 тыс. экземпляров Renault Duster (7-е место в рейтинге) и Nissan Terrano, вместе взятых. Уровень локализации — 60%.

Трехкратный рост продаж Volkswagen Tiguan обеспечила калужская прописка

Второе место по росту продаж принадлежит Volkswagen Tiguan — тоже компактного кроссовера, чьи продажи выросли за первое полугодие на 192% (в том числе в июне на 202%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее — АППГ). И как в случае с популярностью Renault Kaptur, рост продаж можно объяснить стартом производства известного в нулевых кроссовера, но уже второго поколения, с ноября 2016 года в Калуге (в Германии производство стартовало весной того же года). Цены на новый Tiguan начинаются с 1,5 млн рублей за переднеприводное авто с 1,4-литровым мотором мощностью 125 л.с. Главным отличием калужской модели от немецкой считается наличие 6-ступенчатой автоматической коробки передач (AISIN) вдобавок к уже устанавливаемым DSG (роботизированная КПП) и ручной КПП. В начале этого года состоялась премьера семиместного Tiguan Allspace, который поставляться в Россию не будет из-за низкого спроса на 7-местные авто. Несмотря на рост продаж, Tiguan пока не сдвинулся с 19-го места: за первое полугодие было продано 12 тыс. экземпляров, в три раза больше, чем в АППГ.

Бестселлер АвтоВАЗа «Лада XRay» выбила «Ладу Приору» из списка 25 самых популярных авто

Третье место зарезервировала за собой «Лада XRay», еще в прошлом году вместе с «Ладой Вестой» начавшая вытеснять старые «вазовские» модели «Ладу Калину» (-42%) и «Ладу Приору» (-38%). За первое полугодие 2017 года, благодаря почти 100%-му росту продаж, модель рванула с 18-го места и быстро докатилась до 9-го. «Лада Приора» при этом вылетела из списка 25 самых популярных автомобилей, а «Лада Калина» опустилась с 8-го места до 23-го. Всего за первые шесть месяцев этого года было продано 15,5 тыс. автомобилей, в том числе в июне — 2761 (рост на 54%). «Лада XRay» позиционируется тоже как компактный кроссовер, и стартовали продажи автомобилей также в 2016 году. Стоимость машины начинается от 600 тыс. рублей (в комплектации Optima и Top). «Лада XRay» в комплектации Luxe Prestige стоит 740 тыс. рублей и, к слову, уже вошла в топ-5 лучших автомобилей для начинающих (основные критерии: безопасность, цена и наличие помощников водителю).

Третье место зарезервировала за собой «Лада XRay», еще в прошлом году вместе с «Ладой Вестой» начавшая вытеснять старые «вазовские» модели. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Как второй бестселлер АвтоВАЗа выбил питерского «корейца» из тройки лидеров

Худшие цифры, свидетельствующие о падении продаж, — у бывшего лидера рынка Hyundai Solaris, еще в прошлом году его было продано на 22% меньше, чем в 2015 году. За первое полугодие 2017 года скорость падения выросла уже до 30%, и продолжается пике — в июне продажи снизились на 14%. Если в первом полугодии 2016 года было продано почти 46 тыс. Hyundai Solaris, то на этот раз всего 32,7 тыс. Таким образом, модель, потеряв лидерство, опустилась сразу на 4-е место. Hyundai Solaris — «кореец», только номинальный, он производится в России на заводе под Питером. С ростом популярности «корейца» — так, в 2016 года он вытеснил с первого места «Ладу Гранту» — все эти годы росла и цена. Если в 2011 году машину в среднем продавали за 467,7 тыс. рублей, к январю 2017 года стоимость автомобиля взлетела до 571 тыс. За первое полугодие 2017 года, когда продажи спикировали на треть, средняя цена упала до 530 тыс. рублей. Впрочем, здесь надо учитывать влияние на цену рестайлинговой версии Solaris, представленной в России в 2014 году. Одновременно в июне 2017 года Hyundai Motor СНГ объявила о снижении цен на оригинальные запчасти (всего 11 тысяч наименований), а также линейку запасных частей для постгарантийных автомобилей (от 9 до 23%). Основной виновник падения продаж, по-видимому, второй бестселлер АвтоВАЗа в нашем списке — и первый по числу продаж — «Лада Веста». Обе бюджетные модели конкурируют в том числе и по цене: базовый Solaris можно теоретически взять за 600 тыс. рублей «от производителя», базовую «Весту», тоже теоретически, — за 546 тыс. рублей. Эксперты считают, что на стороне Solaris «более высокий класс», тогда как на стороне российского новичка — цена.

Перемена «корейцев» в топ-5 и как рост популярности на «Весту» сказался и на росте цены

По итогам первого полугодия 2017 года изменилась и пятерка самых популярных автомобилей в России. На первую строчку вырвалась Kia Rio, занимавшая в 2016 году третье место по объему продаж (87,6 тыс. автомобилей). За первые шесть месяцев 2017 года было продано на 17% экземпляров больше, чем за АППГ, или 46 тыс. против 39,5 тыс. машин. Впрочем, в июне продажи немного забуксовали (падение на 7%). Kia Rio производится в России с 2010 года (в Калининграде), в 2011 году 3-е поколение Kia Rio хэтчбек начали производить на тех же мощностях питерского завода, где производили Hyundai Solaris: завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» на 30% принадлежит компании Kia. Kia Rio образца 2011 года базировалась на платформе Hyundai i20 и Hyundai Solaris. Таким образом, один брат-близнец на пьедестале почета российского авторынка просто сменил другого. За семь лет стоимость Kia Rio в среднем выросла с 300 до 500 тыс. рублей, пробив планку в 600 тыс. рублей в прошлом году. Резкий взлет продаж приходится на 2014—2015 годы — в 2012—2013 году в месяц в среднем продавалось 2,5 тыс. машин, в последующие годы ежемесячно приобреталось от 6—7 тыс. экземпляров и больше.

На втором и третьем месте — две «Лады»: «Веста» и «Гранта». Как и в случае с Kia Rio, третье место новинке АвтоВАЗа «Ладе Весте» было обеспечено уже в первые два месяца 2017 года. К июню «Лада Веста» закрепила свой успех, нарастив продажи сразу на 51% до 34,5 тыс. автомобилей, в июне рост продаж составил 29%. «Лада Веста» еще по итогам 2016 года ворвалась в топ-5 самых популярных в России автомобилей, заняв сразу 4-е место (продаваться она начала в конце 2015 года), опередив как «русских иностранцев» Volkswagen Polo (производится под Калугой) и Renault Logan (собирается на мощностях АвтоВАЗа), так и все другие модели «Лады», кроме «Гранты». С ростом продаж производитель повышает цену. Уже на начало 2017 года «Веста» подорожала на 3% (на 17 тыс. рублей) до 546 тыс. рублей, а к концу лета этого года АвтоВАЗ вновь поднял цену на 1,6% — таким образом, цена на «Весту» перешагнула порог в 550 тыс. рублей, что немногим выше, чем цены на «иностранцев». Для сравнения: «калужский» Volkswagen Polo продается от 560 тыс. рублей, новый Solaris продается от 625 тыс. (прежний — от 578 тыс.), стоимость Skoda Rapid с 1 января 2017 года — от 600 тыс. рублей.

АвтоВАЗ пытается отыграть падение популярности на четыре свои модели поднятием цены на «Весту» с «Грантой»?

Старшая сестра «Весты», «Лада Гранта», провалившись по продажам 2016 года сразу на 27%, по итогам первых шести месяцев потеряла еще 6% (впрочем, по итогам июня продажи выросли на 18%). При этом в начале года АвтоВАЗ, будучи, напомним, убыточным предприятием, зачем-то снова поднял цену на «Гранту» — на 1,6% до 390 тыс. рублей на базовую комплектацию.

Из семи моделей АвтоВАЗа, попавших в список самых популярных автомобилей, неплохо чувствуют себя только новинки — «Веста» и «Лада XRay». realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Из семи моделей АвтоВАЗа, попавших в список самых популярных автомобилей, неплохо чувствуют себя только новинки — «Веста» и «Лада XRay». Продажи «Лада 4x4» стагнируют, «Лада Калина» соскользнула с 17-го места (продажи упали уже в 2016 году на 42%) на 23-е место (первые шесть месяцев 2017 года продажи упали еще на 8%), «Лада Ларгус» потеряла сразу семь позиций, опустившись с 10-го места на 14-е (продажи упали на 6%). Chevrolet Niva, обладатель десятой строчки рейтинга, продолжил снижение продаж, начавшееся в 2016 году (тогда они упали на 5%), потеряв еще 1%, «Нива» опустилась сразу на две позиции. Возможно, в том числе и из-за ценовой политики АвтоВАЗа, который в 2017 году поднял цену на Chevrolet Niva сразу на 9%: с 536 до 586 тыс. рублей. Не исключено, что странность ценовой политики можно объяснить попыткой АвтоВАЗа отыграть падение продаж по другим моделям на популярных «Гранте» и «Весте» — и снять сливки во время ажиотажа.

Hyundai Creta триумфально въехал в топ-5, а Renault Duster с Volkswagen Polo забуксовали

Пятерку самых популярных авто замыкает новичок Hyundai Creta, не выпускавшийся до 2016 года, — в прошлом году он стартовал с 15-го места, продав 22 тыс. машин. Первое полугодие 2017 года и вовсе оказалось для него триумфальным: Hyundai Creta въехал в топ-5, продав за шесть месяцев 24 тыс. машины. Мини-кроссовер производится тоже под Питером (второй завод — в Индии), стоимость — от 790 тыс. рублей.

Еще один кроссовер в топ-10 — Renault Duster (как и лидер роста Renault Kaptur, производится на бывших площадях АЗЛК в Москве), потерял одну позицию, опустившись с 6-й на 7-ю строчку (продажи за первое полугодие упали на 15%).

Стартовало его производство еще в 2011 году, на данный момент за ним на московском заводе зарезервированы площади для максимального производства в 80 тыс. кроссоверов в год, это половина мощности всего завода. Считается, что кусок рынка у Renault Duster отъела «Лада Веста». Одну позицию потерял и флагман «Фольксвагена» на российском рынке — Volkswagen Polo, при этом его продажи за первое полугодие даже выросли на 2%. По-видимому, и в этом случае стоит «винить» бестселлер от АвтоВАЗа — «Ладу Весту», пока выигрывающую по цене.

Питерская прописка стоимостью в 10 млрд рублей позволила кроссоверу Toyota припарковаться в топ-10

Похожую динамику продемонстрировал и самый дорогой кроссовер топа-10 — Toyota RAV4 (почти 1,5 млн рублей — примерно во столько же обойдется Volkswagen Tiguan, см. выше) — как и другие популярные авто в десятке, его с 2016 года тоже производят в России — что позволило модели подняться в рейтинге в прошлом году с 14-го на 7-е место. По итогам первого полугодия 2017 года, впрочем, продажи кроссовера снизились на 1%, и автомобиль «съехал» на 8-ю строчку (однако в июне продажи взлетели на 77%).

Toyota таким образом присоединилась к питерским «иностранцам» Kia, Hyundai и Nissan. Для производства кроссовера RAV4 мощности питерского завода увеличили с 50 до 100 тысяч автомобилей, сам запуск российской сборки обошелся японцам в 9,7 млрд рублей. Не исключено, что по итогам этого года и следующего конкуренцию «питерской» Toyota может составить «калужский» Volkswagen Tiguan.

модель январь-июнь % июнь %
2017 2016 2017 2016
1 Kia Rio 46158 39454 17% 8032 8629 -7%
2 «Лада Гранта» 41996 43967 -4% 8552 7219 18%
3 «Лада Веста» 34595 22984 51% 6609 5128 29%
4 Hyundai Solaris 32745 45930 -29% 7485 8676 -14%
5 Hyundai Creta 24143 4012
6 Volkswagen Polo 21718 21359 2% 3630 3605 1%
7 Renault Duster 19809 23306 -15% 3923 3889 1%
8 Toyota RAV4 16016 16169 -1% 3567 2017 77%
9 «Лада XRay» 15453 8042 92% 2761 1795 54%
10 Chevrolet Niva 14436 14540 -1% 2488 2868 -13%
11 Renault Kaptur 14141 554 2453% 2817 554 408%
12 Toyota Camry 13984 13178 6% 3156 2976 6%
13 Skoda Rapid 13936 12453 12% 2709 2118 28%
14 «Лада Ларгус» 13687 14547 -6% 3236 2838 14%
15 Renault Sandero 13472 13498 0% 2637 2619 1%
16 Renault Logan 13334 13830 -4% 2814 2870 -2%
17 «Лада 4x4» 13025 13067 0% 2270 1925 18%
18 Kia Sportage 12800 8635 48% 2929 1701 72%
19 Volkswagen Tiguan 12048 4126 192% 2552 846 202%
20 Skoda Octavia 10779 10591 2% 1996 2078 -4%
21 Nissan X-Trail 10431 8786 19% 1841 2006 -8%
22 Nissan Qashqai 9801 9178 7% 1636 1672 -2%
23 «Лада Калина» 9784 10591 -8% 1941 1303 49%
24 Datsun On-Do 8536 6000 42% 1810 1024 77%
25 Mazda CX-5 8027 6307 27% 1746 1279 37%
опрос
Сергей Афанасьев
АналитикаБизнесРозничная торговля

Новости партнеров