Новости раздела

«Какой русский не любит...»: на фоне рекордов продаж Lada Vesta корейцы скидывают цены на Hyundai Solaris

Обзор самых популярных автомобилей в России: самые востребованные модели машин и динамика их продаж

«Какой русский не любит...»: на фоне рекордов продаж Lada Vesta корейцы скидывают цены на Hyundai Solaris
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Аналитическая служба «Реального времени» изучила статистику продаж автомобилей в России в 2016 и начале 2017 года. Как оказалось, основная масса машин производится зарубежными производителями, но зачастую — на российских заводах. При этом с переносом производства в Россию резко повышается популярность модели.

Взлетевшая Lada Vesta и обрусевший Nissan Qashqai

По итогам 2016 года подавляющее большинство популярных в России автомобилей стали продаваться хуже, чем в 2015 году. Исключением из этого списка, состоящего из 25 автомобилей, стали только девять моделей. В первую очередь, это не выпускавшиеся в 2015 году Hyundai Creta и Lada Xray. Один из лидеров 2016 года — Lada Vesta — годом ранее только начала продаваться, благодаря чему ее рост составил фантастические 1800%. У остальных набравших популярность автомобилей результаты стабильнее, впрочем, и здесь встречаются значительные взлеты. К примеру, кроссовер Nissan Qashqai купили на 78% больше, чем в 2015 году, а Toyota RAV4 — на 13% больше. Рост у остальных автомобилей менее значительный: у Skoda Rapid — 6%, у Volkswagen Polo — 5%, у Skoda Octavia — 2%, у Renault Duster — незначительные 0,2%.

Все остальные машины потеряли популярность, и их было продано меньше, чем в 2015 году. Самое большое снижение — у двух российских автомобилей: Lada Kalina (почти в два раза — на 42%) и Lada Priora (на 38%). Падение их популярности, вероятно, можно объяснить появлением двух новых моделей — Vesta и XRay, резко получивших большую популярность. Тем более, общее количество продаж моделей Lada из топ-25 снизилось совсем незначительно — на 1,8%.

Самое большое снижение — у двух российских автомобилей: Lada Kalina (почти в два раза — на 42%) и Lada Priora (на 38%). realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Влияние появления новых моделей Lada на потерю популярности старых моделей подтверждается и тем, что снижение продаж замечено и у моделей других производителей, находящихся в одном сегменте с Vesta и, в меньшей степени, с XRay. Так, третья по годовому снижению продаж машина — Renault Logan, ее показатели снизились на 28%. Примерно на столько же снизились показатели и у других бюджетных автомобилей одного класса с новыми моделями Lada, в частности, у Lada Granta (на 27%), Lada Largus (на 25%), Lada 4x4 (на 23%), Hyundai Solaris и KIA Ceed (на 22%).

Место

Место 2015

Модель

Продажи в 2016 году (шт.)

Продажи в 2015 году (шт.)

Разница (шт.)

Изменение

1

2

Hyundai Solaris

90 380

115 868

— 25 488

-22%

2

1

Lada Granta

87 726

120 182

— 32 456

-27%

3

3

Kia Rio

87 662

97 097

— 9 435

-10%

4

Lada Vesta

55 174

2 785

52 389

1881%

5

4

VW Polo

47 702

45 390

2 312

5%

6

5

Renault Duster

44 001

43 923

78

0,2%

7

14

Toyota RAV4

30 603

27 102

3 501

13%

8

10

Chevrolet Niva

29 844

31 367

— 1 523

-5%

9

6

Renault Logan

29 565

41 311

— 11 746

-28%

10

7

Lada Largus

29 341

38 982

— 9 641

-25%

11

11

Renault Sandero

28 557

30 221

— 1 664

-6%

12

12

Toyota Camry

28 063

30 136

— 2 073

-7%

13

9

Lada 4×4

27 274

35 312

— 8 038

-23%

14

16

Skoda Rapid

25 931

24 547

1 384

6%

15

Hyundai Creta

21 929

не продавалась

16

18

Skoda Octavia

21 759

21 373

386

2%

17

8

Lada Kalina

20 982

35 869

— 14 887

-42%

18

Lada Xray

19 943

не продавалась

19

21

УАЗ Патриот

19 381

19 950

— 569

-3%

20

19

Kia Sportage

19 003

20 751

— 1 748

-8%

21

Nissan Qashqai

18 723

10 545

8 178

78%

22

20

Nissan X-Trail

17 886

20 502

— 2 616

-13%

23

13

Lada Priora

17 553

28 507

— 10 954

-38%

24

24

Mazda CX-5

15 790

17 681

— 1 891

-11%

25

22

Kia cee'd

15 081

19 268

— 4 187

-22%

Топ-5: две «Лады» и русские иномарки

По итогам 2016 года самым покупаемым автомобилем России стал номинальный «кореец» Hyundai Solaris. Эта модель потеснила в списке лидеров находившуюся годом ранее на первом месте Lada Granta. Обе они, впрочем, снизили свои показатели, но «Гранта» просела сильнее — на 27% против 22% у «Соляриса». В 2016 году Hyundai продал в России 90,4 тысячи автомобилей Solaris, производящихся под Санкт-Петербургом, против 116 тысяч в 2015 году. «Ладу Гранта» купили 87,7 тысяч, годом ранее этот показатель равнялся 120 тысячам.

Интересно, что Lada при этом посчитала возможным поднять цены на все свои модели: в частности, Granta 2017 года подорожала по сравнению моделью 2016 года с 384 до 390 тыс. рублей (на 2%), а Hyundai, видимо, на фоне появления конкурента в лице Lada Vesta, снизил стоимость Solaris. В конце 2016 года модель стоила 624 тыс. рублей, а в марте она подешевела на целых 25 тысяч (или 4%), до 600 тыс. рублей. На другие свои модели Hyundai снижать цены не стал.

Третье место по продажам в 2016 году, как и годом ранее, занимает бюджетный седан Kia Rio. Как и в случае с большинством моделей, продажи ее снизились, но не так значительно, как в случае с «Грантой» и «Солярисом» — лишь на 10%. В 2016 году было продано 87,7 тысяч автомобилей этой марки, годом ранее было продано 97 тысяч. Отметим, что в этом году Kia Rio не хватило лишь 64 проданных машин, чтобы сравняться по показателю с Lada Granta, а в 2015 году разница с ней составляла более 20 тысяч автомобилей. При этом, как и остальные модели Kia (кроме Soul), Rio подорожал по сравнению с концом 2016 года на 11 тыс. рублей, или 2%. Сейчас модель стоит 651 тыс. рублей. Интересно, что «Рио» сейчас производят на том же заводе Hyundai около Санкт-Петербурга, где «штампуют» и «Солярисы» от Hyundai.

Эту модель в июле 2015 года в Казань привозил тогдашний глава АвтоВАЗа Бу Андерссон, вместе с другой новинкой — Lada XRay. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Появилась в топ-25, и сразу на четвертом месте, новая модель от АвтоВАЗа — Lada Vesta. Она продавалась уже в 2015 году, однако тогда результат был скромный — 2785 автомобилей, потому что продавать ее начали не в начале года. В 2016 же году она резко влетела в список самых покупаемых машин, причем опередила не только модели некоторых иностранных брендов (но российской сборки) — например, Volkswagen Polo и Renault Logan, но и все другие модели Lada, кроме «Гранты». Сейчас Vesta стоит 546 тыс. рублей (на 17 тыс., или на 3%, дороже, чем в конце 2016 года). Это самая дорогая модель Lada после кроссовера XRay, ее цена немногим меньше, чем у Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и Skoda Rapid (разница — 54 тыс. рублей), и выше, чем и Renault Logan и Sandero. Эту модель, напомним, в июле 2015 года в Казань привозил тогдашний глава АвтоВАЗа Бу Андерссон вместе с другой новинкой — Lada XRay. А в феврале 2017 года сообщалось, что Lada Vesta начнут продавать в Германии по цене в 12,5 тыс. евро.

Замыкает пятерку лидеров прошлогодний обладатель четвертого места, «подвинутый» новым седаном от АвтоВАЗа, — Volkswagen Polo. Несмотря на номинальное падение в рейтинге, по факту калужский «немец» показал лучший результат, чем до неприличия похожие на него Hyundai Solaris и Kia Rio: его продажи увеличились на 5%, или почти 2,5 тысячи автомобилей — с 45,4 до 47,7 тысячи.

Как Renault-Nissan и АвтоВАЗ заполнили страну клонами

Шестое место занял еще один автомобиль, который принято считать «иномаркой», но на самом деле собираемый в России. Это кроссовер Renault Duster, производящийся вместе с другими моделями альянса Renault-Nissan на площадях бывшего завода АЗЛК в Москве.

Отметим, что Duster — самый популярный представитель платформы B0, к которой относится также Renault Logan и Sandero, Lada Largus (Logan и Largus известны в европейских странах как один автомобиль с двумя типами кузова — Dacia Logan). Интересно, что на этой же базе выпускаются также Nissan Almera и Lada XRay, при этом «Ниссан» и вовсе выпускается на АвтоВАЗе.

Такое смешение трех брендов — Lada, Nissan и Renault — связано с тем, что альянс французского Renault и японского Nissan владеет контрольным пакетом АвтоВАЗа. Соответственно, производители используют одни и те же разработки, бренды и заводы. В результате получается с десяток различных автомобилей, выпускаемых под разными марками, но фактически являющихся вариациями одной и той же платформы. Нынешний Nissan Almera в кузове G11, к примеру, известен только в России. Одновременно в Таиланде выпускается другой автомобиль под тем же брендом, но визуально совсем другой, в кузове N17. История же аутентичного японского Nissan Almera завершилась в 2006 году.

Что касается нынешней серии, на базе которой производится Almera в России, то, как уже упоминалось, наиболее популярной моделью является Renault Duster. В предыдущем году он занимал и вовсе пятое место, а в 2016 году «скатился» на шестое «благодаря» Lada Vesta. Впрочем, количество фактически проданных «Дастеров», в отличие от многих других моделей, не только не уменьшилось, но даже незначительно увеличилось — было продано 44 тысячи экземпляров.

Другой автомобиль на той же базе — Renault Logan — занял в 2016-м девятое место, хотя в 2015 году занимал шестое. Было продано 29,6 тысячи автомобилей — почти на треть меньше, чем годом ранее. Снизились показатели и двух других моделей на этой базе, причем следуют они по количеству проданных машин друг за другом. На десятом месте расположилась Lada Largus, снизив количество проданных машин на четверть — с 39 до 29 тысяч, а на 11-м — Renault Sandero, чьи продажи уменьшились на 6% — с 30 до 29 тысяч. Кроме того, на этой базе выпускается и новичок топ-25 в 2016 году — Lada XRay, который сразу после выпуска приобрел популярность в Татарстане. Эта модель заняла 18-е место с 20 тысячами проданных машин, всего тысячу не дотянув до показателя Lada Kalina, а уже в 2017 году вошла в топ-10.

Все модели, выпускающиеся на базе B0, в начале года подорожали примерно одинаково — на 2%. Исключением стала Lada Largus, ее стоимость повысилась лишь на 1% — с 525 до 530 тысяч рублей. Самая доступная из линейки модель, Renault Logan, подорожала по сравнению с концом 2016 года на 10 тыс. рублей — с 469 до 479 тыс. рублей. Вторая по цене Sandero дороже «Логана» на 10 тыс. рублей, при этом она подорожала на те же 10 тысяч, что и Renault Duster. Стоимость последнего, однако, выше — 639 тыс. рублей. Чуть меньше стоит Nissan Almera — 626 тыс., однако с начала 2016 года он подорожал на целых 15 тыс. рублей. Еще дешевле — «вазовский» кроссовер на той же базе, Lada XRay. За первые три месяца 2016 года он подорожал на 10900 рублей — до 600 тыс. рублей.

Nissan Almera ушел, чтобы вернуться

Кроме этих моделей, в топ-10 продаваемых автомобилей в России входят еще две модели. Это — Toyota RAV4 и Chevrolet Niva.

«Рав 4» от японского производителя с 2016 года тоже производится в России — на заводе в Санкт-Петербурге. Неизвестно, как это связано, но в том же году модель показала значительный рост: машин этой модели купили на 13% больше, чем в 2015 году, — 30,6 тыс. штук. Это позволило Toyota RAV4 подняться с 14-го на седьмое место в рейтинге продаваемых машин. Тем не менее, в начале 2016 года, как и все модели Toyota, на RAV4 повысилась стоимость — на 2%, или на 34 тысячи рублей. Сейчас кроссовер стоит 1,493 млн рублей, и это самый дорогой автомобиль в топ-10.

Еще одна модель в топ-10 — Chevrolet Niva производства АвтоВАЗа. В отличие от «Тойоты», автомобилей «Шевроле Нива» в прошлом году купили на 5% меньше, чем в 2015 году, — только 30 тысяч штук. Тем не менее, видимо, на фоне падения показателей других моделей, автовазовскому «Шевроле» удалось даже улучшить свое место в топе — сейчас модель занимает 8-е место в России по продажам. На данный момент кроссовер можно купить за 586 тыс. рублей. При этом в конце 2016 года эта модель продавалась за 536 тыс. рублей — рост составил, таким образом, 9%.

Среди других успешных моделей можно выделить двух новичков рейтинга, которые начали продаваться только в 2016 году — Hyundai Creta и уже упомянутую Lada XRay. Что касается Hyundai Creta, то этот кроссовер с первого же года продаж занял 15-е место. Было продано почти 22 тысячи автомобилей — показатель выше, чем у Skoda Octavia, давно присутствующей на рынке. Стоимость Hyundai Creta составляет от 790 тыс. рублей.

Помимо этого, в топ-25 вошли Lada Vesta и Nissan Qashqai. Последний занял 21-е место. Это случилось благодаря увеличению продаж почти в два раза — с 10,5 тыс. штук в 2015 году до 18,7 тыс. автомобилей в 2016 году. Отметим, что с конца 2015 года Qashqai собирают на заводе в Санкт-Петербурге (там же собирают другие «крупные» модели Nissan — X-Trail, Pathfinder и Murano), рост продаж можно связать именно с этим. Qashqai за первые три месяца 2016 года подорожал на 2% — с 1,13 до 1,15 млн рублей.

В списке вылетевших из топ-25 автомобилей четыре модели. Это — Nissan Almera, Datsun On-DO, Hyundai ix35, Mitsubishi Outlander. И если вылет Hyundai ix35 и Mitsubishi Outlander можно считать ожидаемым на фоне появившихся новых моделей (в 2015 году они занимали 23-е место с 19 тысячами автомобилей и 25-е место с 16 тысячами автомобилей соответственно), то про две другие модели этого не скажешь. Nissan Almera в 2015 году занимал 15-е место с 26 тысячами автомобилей. При этом по сравнению с 2014 годом результат снизился почти в два раза. Очевидно, вылет модели в 2016 году можно связать с запуском нового поколения автомобиля, и скоро эта строчка вновь вернется в рейтинг.

А вот что произошло с Datsun on-DO (совместная разработка Nissan и АвтоВАЗа, производится на мощностях «Лады» с использованием двигателей от «Гранты» и классического японского автомобильного бренда), не очень понятно. В 2015 году он, казалось бы, только набрал обороты, было продано почти 24 тысячи автомобилей (в два раза больше, чем в 2014 году), а уже в 2016 году его не оказалось в топ-25. Соответственно, в 2016 году было продано менее 15 тысяч автомобилей (результат Kia Ceed с последней строчки рейтинга).

2017: Vesta догнала «Гранту», а Volkswagen привел в топ-25 Tiguan

Если же посмотреть на статистику продаж в первые два месяца 2017 года, то можно сделать вывод, что, похоже, и этот год принесет существенные изменения на рынке автомобилей.

На первое место со значительным отрывом (на 30%) вырывается Kia Rio, лишь третья по итогам 2016 года. Второе и третье место поделили между собой две модели Lada — Granta и Vesta, причем последняя увеличила показатели в два раза, а «Гранта» продолжает терять покупателей. Показатели этих двух машин уже практически одинаковые.

На четвертое место вышел кроссовер Creta от Hyundai — очевидно, одна из главных моделей нынешнего сезона. Этих машин за два месяца было продано почти 7 тысяч — лишь на треть меньше, чем «Гранты». Creta даже потеснила две популярные бюджетные модели — Volkswagen Polo и другую модель Hyundai — Solaris (занимавший первое место по итогам 2016 года).

Стоит отметить, кроме того, появление двух новых моделей в списке, а также потенциальный вылет эпохальной Lada Kalina из рейтинга — она уже на 25-м месте. Среди новых моделей — кроссовер Renault Kaptur за 880 тыс. рублей, который неожиданно к началу марта стал популярнее, чем Logan и Sandero. Модель создана на базе все того же Renault Duster (в этом отличие от другой модели кроссовера от Renault, с практически таким же названием — Captur, созданного на базе Clio и не представленного в России).

Еще один новичок 2017 года в рейтинге — Volkswagen Tiguan, показавший рост продаж по сравнению с январем-февралем 2016 года в 2,5 раза. Примечательно, что рост популярности этой модели, как и Nissan Qashqai и Toyota RAV4 в 2016 году, связан с началом производства модели в России, на заводе в Калуге. Стоимость автомобиля составляет от 1,46 млн рублей.

Место

БРЕНД

МОДЕЛЬ

ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ

2017 (шт.)

2016 (шт.)

изм.

1

KIA

Rio

12 726

10 570

2 156

2

Lada

Granta

9 884

13 712

-3 828

3

Lada

Vesta

9 189

4 598

4 591

4

Hyundai

Creta

6 620

5

VW

Polo

6 127

5 881

246

6

Hyundai

Solaris

5 967

13 756

-7 789

7

Renault

Duster

5 088

6 576

-1 488

8

Škoda

Rapid

3 986

3 225

761

9

Chevrolet

Niva

3 901

3 592

309

10

Lada

XRAY

3 698

937

2 761

11

Lada

4x4

3 651

4 278

-627

12

Lada

Largus

3 497

4 443

-946

13

Toyota

RAV 4

3 394

5 873

-2 479

14

Toyota

Camry

3 358

3 315

43

15

Renault

Kaptur

3 357

16

Renault

Sandero

3 204

3 303

-99

17

Renault

Logan

3 182

3 706

-524

18

KIA

Sportage

3 039

3 165

-126

19

VW

Tiguan

3 029

1 246

1 783

20

Nissan

X-Trail

2 987

2 341

646

21

Škoda

Octavia A7

2 939

2 975

-36

22

Nissan

Qashqai

2 486

2 715

-229

23

KIA

Cee'd

2 430

2 710

-280

24

Mazda

CX-5

2 416

2 037

379

25

Lada

Kalina

2 391

2 910

-519

Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"
АналитикаБизнесРозничная торговля

Новости партнеров