ДМС выросло за счет мигрантов и инфляции
За 9 месяцев рост в сегменте составил символические 8%
«Реальное время» продолжает анализировать итоги работы страховых компаний Татарстана за 3 квартала. Девять месяцев 2015 года охарактеризовались не слишком значительным, но стабильным ростом показателей в сегменте ДМС. Однако 2 лидера рынка — «Чулпан» и «Спасение» — сыграли не в общую копилку, продемонстрировав падение. Несмотря на то, что в совокупности им по-прежнему принадлежит половина рынка, их доля заметно снизилась по сравнению с прошлым годом.
Номинальный рост
По итогам 9 месяцев объем рынка добровольного медицинского страхования вырос. Правда, рост составил символические 8%. Согласно данным отчетности страховых компаний, опубликованным на портале «Страхование сегодня», в этом году за три квартала компании получили в этом сегменте 1,92 млрд рублей, тогда как в прошлом году — 1,91 млрд рублей. Рост составил 147 млн рублей.
— 8% — это, скорее, номинальный прирост сборов в этом сегменте, — делится своим мнением Ильдар Камалетдинов, директор Казанского филиала АО «СОГАЗ». — В Татарстане договоры по страхованию ДМС в основном заключают крупные компании. Они традиционно сохраняют и увеличивают объемы социальных пакетов своих работников, — комментирует он.
По мнению Иниля Габдулхакова, директора филиала в Республике Татарстан страховой компании «Согласие», рынок ДМС вырос за счет инфляции, а также продвижения программ, включающих страхование от критических заболеваний. «Замедление роста взносов вызвано сокращением предприятиями расходов на ДМС в связи с кризисом. Основное количество сборов, практически 95% составляют сборы по договорам через коллективное страхование работников предприятий», — говорит он.
Однако многие из опрошенных экспертов считают, что кризис, с одной стороны, не дает развиваться рынку за счет новых клиентов, но одновременно, наоборот, сдерживает обвал. «По российскому законодательству с точки зрения налогообложения ДМС почти не облагается налогом, — рассказал представитель одной из страховых компаний, пожелавший остаться неизвестным. — Поэтому работодателю это выгоднее, чем эти же деньги вкладывать в зарплату. На один рубль зарплаты приходится, грубо говоря, 35-40 копеек различных налогов. В сложное экономическое время для того, чтобы удержать сотрудников и организовать социальный пакет, работодателю гораздо выгоднее использовать ДМС, чем напрямую увеличивать зарплаты. Работодатель может выделять деньги на ДМС в рамках 6% от фонда оплаты труда».
Лидеры рынка провалили 9 месяцев
Первое место по объему поступлений в сегменте добровольного медицинского страхования за первые девять месяцев 2015 года, как и в прошлом году, заняла страховая компания «Чулпан». Объем поступлений составил 710,6 млн рублей. На «Чулпан» приходится более трети всех поступлений по ДМС в регионе. На втором месте — страховая компания «Спасение». Объем поступлений составил 378,9 млн рублей.
Интересно, что несмотря на общий рост объема поступлений для большинства компаний, оба лидера фактически провалили работу и продемонстрировали снижение. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели СК «Чулпан» ниже на 4%, а СК «Спасение» — на 7%. В итоге их доля на рынке сократилась с 59% до 53%. Таким образом, в отличие от сегмента автострахования, где происходит концентрация рынка, в сегменте ДМС, наоборот, наблюдается размытие доли лидеров.
Отметим, однако, что снижение объема поступлений компании «Чулпан» (28 млн рублей) пересекается с увеличением этого показателя у компании «Чулпан-Мед». Последняя увеличила показатель на 28 млн рублей.
Один из экспертов, опрошенных «Реальным временем», связывает падение с деятельностью основных клиентов компаний: «Чулпан» работает в основном на «Татнефть», не только по ДМС. Я думаю, что 99% сегмента ДМС для компании «Чулпан» — это ДМС для «Татнефти». Насколько я знаю, у «Татнефти» были сокращены некоторые проекты, и, вероятно, уменьшилось количество сотрудников. Что касается «Спасения» — основными акционерами компании также являются промышленные предприятия республики. Видимо, некоторые предприятия также решили сократить проекты по ДМС. Также возможно, что какие-то вещи «Спасение» делает не через ДМС, а через обязательное медицинское страхование», — предполагает он.
Отстающие растут на мигрантах?
Другие восемь компаний из топ-10, наоборот, выросли и обеспечили рост рынку в целом. Например, третье место занимает компания «СОГАЗ». Объем поступлений — 285 млн рублей. Это на 40 млн рублей (16%) больше, чем годом ранее. Тогда объем поступлений составил 245 млн рублей. На четвертом месте — «НАСКО Татарстан». За девять месяцев компания получила почти 200 млн рублей поступлений по статье ДМС. Результат компании увеличился за год на 23 млн рублей или 13%. Замыкает пятерку лидеров-страховщиков в сфере ДМС компания «Ак Барс-Мед». За девять месяцев 2015 года она получила 136 млн рублей, повысив прошлогодний результат более чем на треть. В прошлом году «Ак Барс — Мед» получила 100 млн рублей, в этом году — на 36 млн рублей больше.
Однако этот показатель роста все же не самый высокий. Так, находящаяся на 13-м месте компания «Проминстрах» получила 10,2 млн рублей. По сравнению с прошлогодними 1,55 млн рублей рост оказался более чем шестикратным. Также большой рост у «ВТБ Страхования»: с 800 тысяч рублей в прошлом году до 4,6 млн рублей в этом году. Рост — четырехкратный. Как пояснил директор компании «ВТБ Страхование» в Казани Марат Сафин, есть два основных сегмента ДМС — обязательное страхование мигрантов и ДМС для юридических лиц. «Насколько я знаю, «Проминстрах» очень активно занимается страхованием мигрантов. Вообще, во многом прирост по ДМС обеспечен за счет страхования мигрантов для многих компаний», — сказал он.
Поступления страховых компаний по ДМС
Компания | 9 месяцев 2015 года, тыс руб. | 9 месяцев 2014 года, тыс руб. |
ЧУЛПАН | 710 673 | 737 926 |
СПАСЕНИЕ | 378 932 | 405 772 |
СОГАЗ | 285 236 | 245 259 |
НАСКО ТАТАРСТАН | 199 288 | 176 003 |
АК БАРС-МЕД | 135 876 | 99 732 |
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ | 102 764 | 78 183 |
АСКО | 57 409 | 44 484 |
ЧУЛПАН-МЕД | 41 511 | 13 295 |
НЕЗАВИСИМАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА | 37 256 | 36 944 |
РОСГОССТРАХ | 24 411 | 7 209 |
СМП-СТРАХОВАНИЕ | 18 277 | 14 446 |
ИНГОССТРАХ | 11 719 | 13 567 |
ПРОМИНСТРАХ | 10 201 | 1 555 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ СТРАХОВОЙ ФОНД | 9 285 | 3 027 |
ВСК | 7 511 | 8 603 |
ИТИЛЬ АРМЕЕЦ | 5 178 | 5181 |
ВТБ СТРАХОВАНИЕ | 4 603 | 800 |
СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК | 3 447 | 4 014 |
МАКС | 2 951 | 728 |
БИН СТРАХОВАНИЕ | 2 812 | 2 880 |
ЗЕТТА СТРАХОВАНИЕ (БЫВШ. ЦЮРИХ) | 2 765 | 1 865 |
СОГЛАСИЕ | 2 588 | 1 485 |
СЕЛЕКТА | 2 551 | 0 |
ОБЪЕДИНЕННАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ | 2 033 | 4 238 |
РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР | 2 000 | 7 406 |
БСК РЕЗОНАНС | 1 665 | 2 564 |
РЕСО-ГАРАНТИЯ | 1 477 | 1 014 |
ГРАНТА | 1 414 | 1 658 |
УРАЛСИБ | 672 | 37 |
АК БАРС СТРАХОВАНИЕ | 630 | 0 |
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ | 621 | 0 |
РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ | 323 | 35 |
ЖАСО | 200 | 1 |
МЕТЛАЙФ | 168 | 206 |
ТРАНСНЕФТЬ | 121 | 259 |
ИНВЕСТИЦИИ И ФИНАНСЫ | 48 | 49 |
МЕГАРУСС-Д | 24 | 303 |
ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ | 17 | 0 |
АЛЬЯНС | 10 | 168 |
ГАЙДЕ | 7 | 0 |
ЭНЕРГОГАРАНТ | 2 | 3 |
ПРАКТИКА | 0 | 132 |
БРИТАНСКИЙ СТРАХОВОЙ ДОМ | 0 | 1 |
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.