Новости раздела

Казанские ТЦ: китайские авто против брендовой одежды и суши вместо смартфонов

Как девелоперы столичных моллов борются за заполнение вакантных площадей

Корреспондент «Реального времени» посетил основные торговые центры Казани и узнал, как они справляются с кризисом. В поле нашего зрения попали ТЦ «Мега-Казань», «Парк Хаус», «Южный», «Тандем», «Кольцо» и ГУМ. Как оказалось, вакантных площадей не так много, администрации казанских ТЦ чаще всего находят способы заполнить пустующие пространства, но иногда с помощью самых необычных форм. Эксперты уверены, что ситуация на рынке будет ухудшаться, но в Казани провал может быть не таким значительным из-за того, что в последние годы не было ввода новых крупных ТЦ.

Главные потери-2015

В течение 2015 года казанские ТЦ покинуло сразу несколько брендовых магазинах одежды и аксессуаров. Так «Мегу» покинули «Ann Christine», «Domani», «Camelot», «Camel Active», «Вещь». Из «Южного» ушли магазин одежды «Springfield», «Lindex» (Stockmann), магазин британского бренда «Marks&Spencer». В «Кольце» оказались закрытыми «Zolla», «Модашоу», «Angel» и «Camaieu», а также Victoria's dreams. Также что-то странное происходит с магазинами «People» и «Froggy» — в секциях нет продавцов, выключен свет и закрыты двери. «ГУМ» лишился бутика «Lady&Gentlmen». А «Park House» потерял таких арендаторов, как Guess, Domani, Gas, Crocs, Incity, «Империя меха», «Рандеву» и «Bijoux Room".

Кроме одежды, закрылись и отдельные магазины других сегментов: «Мегу» покинул отдел, занимающийся продажей люксовых солнцезащитных очков и оправ, «Южный» — «Евросеть», отдел с компьютерными играми и фаст-фуд «Subway», «ГУМ» — один из якорных арендаторов — «Рив Гош» (сел магазин по продаже эпловской продукции), «Тандем» остался без магазина парфюмерии и косметики «Дэгаль» (компания вообще ушла с рынка, а на ее место сядет «ИЛЬ ДЕ БОТЭ». Последняя, к слову сказать, по нашим данным, вела переговоры о выкупе магазинов этой казанской сети), а в «Park House» опустел ряд «островов» с бижутерией и фудкортных зон, например, съехали «Блинчики».

Впрочем, пустующих мест оказалось не так много. Наименьшее число закрытых секций можно встретить в «Тандеме». При этом, практически во всех «запечатанных» отделах висят объявления об их скором открытии. Также практически не заметно пустующих площадей в «Меге» и «Южном». Из довольно внушительного общего количества торговых точек «Кольца» закрыто около 11. При этом самым пустующим этажом ТЦ оказался первый. Но самая неблагоприятная обстановка пока складывается в «ГУМе». Примерно из 30 торговых площадей центра сейчас пустует девять.

Моллы

Ушедшие магазины

Новые магазины

Магазины, расширившие площадь

Магазины, сократившие площадь

«Кольцо»

Sunlight, Zolla, Модашоу, Angel, Camaieu, People

MEGA

Ann Christine, Camelot, Domani, Товары для рукоделия, Люксовая оптика, Музыкальные инструменты, Camel Active

Levise, LCWaikiki, Acoola, Time Code, Elena Furs, Книга плюс, BrowUp&MakeUp, re:Store

Pull&Bear, Zara

Henderson

ГУМ

Lady&Gentlmen, Рив Гош

С:Store

«Южный»

Springfield, Marks&Spencer, Евросеть, Subway, Компьютерные игры, Женская одежда, Lindex

Кейт-Авто, Tele2, Суши Маркет

«Парк Хаус»

Guess, Domani, Gas, Crocs, Incity, Империя меха, Рандеву, Bijoux Room, фудкорт «Блинчики»

Lion, Desalitto

«Тандем»

Desigual, Дегаль, Британский дом

Cotton

Gloria Jeans

Суши вместо смартфонов и китайские авто вместо британской одежды

Большинство торговых центров довольно быстро справились с задачей заполнить пустоты. Сейчас, глядя на казанские моллы, в глаза бросаются отнюдь не пустующие площади, а массово переезжающие торговые точки: владельцы магазинов меняют большие площади на те, что поменьше, а более успешные проекты занимают просторные места. Как отмечают эксперты, опрошенные «Реальным временем», лучше всего в торговых центрах себя чувствуют магазины товаров первой необходимости, повседневного спроса, товары для детей, общепит на фуд-кортах, а также одежда и обувь в сегменте «средний» и «средний минус».

К примеру, в «Меге» магазин «Pull and bear» занял место сразу двух точек, покинувших ТЦ. «H&M» занял место расширившейся «Zara». А магазин «Henderson» переехал на более скромную площадь, уступив свое старое место «Levise». На месте «Ann Christine» в молле открылся «LCWaikiki», а еще один детский магазин занял место отдела люксовых очков. Вместо покинувшего «Парк Хаус» магазина «Рандеву» открывается салон кожи и меха Lion. Также ТЦ анонсировал открытие магазина итальянской одежды Desalitto.

Лучше всего в торговых центрах себя чувствуют магазины товаров первой необходимости, повседневного спроса, товары для детей. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

В «Южном» перемены более радикальные и неожиданные. Место отдела с компьютерными играми занял «Tele2», а на месте «Евросети» открывается суши-маркет! И уж совсем странным выглядит появление в молле, который всегда позиционировал себя в более дорогом сегменте, вместо британского бренда одежды автосалона китайских автомобилей «Кайт-Авто» с «бриллиантовыми» Brilliance.

Иногда администрация торговых площадей просто отказывается от не самых выгодных площадей. Так, в «Меге» нового арендатора на замену магазину с товарами для рукоделия не стали искать, а оборудовали на этом месте площадку для ожидания лифта.

Девелоперы пошли на встречу арендаторам и предоставили скидки

Подобные перемены — свидетельство того, что «легкость» заполнения пустующих площадей только кажущаяся. По данным экспертов, текущая экономическая ситуация вынуждает арендодателей создавать особые коммерческие условия для арендаторов.

— Ухудшение макроэкономической и геополитической ситуаций в стране вынудили девелоперов ряда проектов при согласовании договоров идти навстречу арендаторам, предоставляя им существенные скидки, увеличивая сроки арендных каникул и т. д., — комментирует Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров компании Knight Frank. — В среднем по рынку ставки аренды сократились на 30-40%.

Также, по словам Соколовой, при перезаключении или заключении новых договоров компании-арендаторы настаивают на переходе на рублевую ставку аренды либо на фиксации валютного коридора. В Казани, впрочем, к валюте были привязаны ставки в «Кольце» и «Южном».

Правда, представители торговых центров уверяют в обратном. «Южный» сообщает о том, что cтавки аренды в 2015 году остались на уровне 2014 года. По данным представителей арендных отделов в среднем арендные ставки на торговые площади начинаются от 2 тысяч рублей за квадратный метр. В ТЦ «Кольцо» минимальная площадь для аренды составляет 72,9 кв.м. За месяц ее использования молл требует 254 тысячи рублей, без учета затрат на электроэнергию и отопление. Аренда одного квадратного метра торговой площади в «Тандеме» стоит от 2,5 тысячи рублей и выше. За аренду одного квадратного метра в ГУМе просят от 2200 рублей.

Востребованы небольшие площади

Сейчас наиболее популярные ТЦ не испытывают острой нехватки в арендаторах. По данным самих девелоперов, среди арендаторов наиболее востребованы небольшие площади. К примеру, в «Кольце» и «Южном» невозможно арендовать места, занимающие менее 70 кв. м. — все они уже заняты. А в «Тандеме» сейчас вовсе нет свободных площадей.

Также пользуются спросом «острова» — торговые точки малой площади в проходах. Представители казанских торговых центров подтверждают, что их заполняемость не уступает показателям докризисного периода.

— Был период некоторого спада спроса на аренду под «острова», который пришелся более всего на первую декаду 2015 года. Но, по нашему мнению, это скорее было более связано с паникой от непонимания дальнейших прогнозов, нежели действительным финансовым аффектом от кризиса, — сообщает представитель компании JLL, управляющей ТРЦ «Южный».

По словам собеседника «Реального времени», уже во второй декаде 2015 года стала возобновляться активность арендаторов, возрос спрос на аренду коридорных площадей. При этом активнее их стали заполнять местные предприниматели, а не федеральные сети.

Эксперты уверяют, что и ближайшей перспективе, несмотря на прогнозируемый спад, рынок торговой недвижимости столицы РТ пострадает в меньшей степени.

— Рынок торговой недвижимости Казани, как и других российских городов, в этом году будет подвержен снижению потребительской активности в силу ослабления покупательной способности. Сокращение планов развития многих ритейлеров может вынудить их закрыть наименее прибыльные магазины, в том числе и в регионах. В случае Казани это может повлечь незначительный рост вакантных площадей, на 0,5-1 процентный пункт. Сдерживающим фактором более резкого роста вакансии будет отсутствие новых проектов регионального масштаба, — сообщает Максим Палт, старший консультант отдела исследований рынка CBRE.

Фото на постере i.ytimg.com

Лина Саримова
Аналитика

Новости партнеров