Новости

17:42 МСК
Все новости

Ирек Шарипов: «В Конституции России сказано, что республики вправе устанавливать свои государственные языки»

Директор Дома Дружбы о том, почему преподавание татарского должно быть обязательным, и о федеральном стандарте по государственным языкам субъектов РФ.

Ирек Шарипов: «В Конституции России сказано, что республики вправе устанавливать свои государственные языки» Фото: Максим Платонов

Вопрос о преподавании национальных языков касается не только татарского, но и других языков народов Российской Федерации. Поэтому национально-культурные организации Татарстана приняли участие в обсуждении этой темы. В октябре в Доме Дружбы народов состоялось представительное собрание по вопросам совершенствования языковой политики, участники которого высказались за обязательное преподавание татарского языка. О настроениях в национальных общинах и своем видении проблемы рассказал «Реальному времени» Ирек Шарипов, директор Дома Дружбы народов Татарстана, депутат Государственного Совета РТ.

Не делить детей в школе по национальному признаку

— Ирек Ильдусович, как руководитель татарстанского Дома Дружбы народов вы хорошо знаете межнациональные отношения в республике и знаете аргументацию сторон в вопросе о татарском языке. Почему вы считаете, что его преподавание должно остаться обязательным?

— Государственная политика двуязычия в образовательных учреждениях родилась как единственный возможный компромисс, когда распадался Советский Союз и формировалась Российская Федерация. Напомню, решение об этом компромиссе принимали не только татары, но и русские депутаты Госсовета. И сегодня, когда находятся силы, которые предлагают на эмоциях поменять существующее положение дел, надо вспомнить откуда и как мы пришли к этому и стоит ли туда возвращаться.

Сегодня вопрос сохранения татарского языка как государственного — это вопрос не только языкознания, а будущего нашего общества. Самое большое достижение народа Республики Татарстан в 90-е годы заключалось в том, что мы договорились не делиться по национальному признаку и обучение в школе отражало этот общественный договор. Это было очень важно, что один и тот же класс в соответствии с расписанием сначала идет на урок русского языка, а потом не делясь, в том же составе идет на урок татарского. Не разделяя детей по происхождению, общество остается единым.

«Сегодня вопрос сохранения татарского языка как государственного — это вопрос не только языкознания, а будущего нашего общества». Фото kazanreporter.ru

Сравнивать языки по степени распространенности и употребления — бессмысленно. Это то же самое, как в детском саду дети бы стали обсуждать, чья мама лучше. Для каждого своя мама — лучше всех, и логические доводы не помогут. Так же и с языком. И если кто-то из воспитателей будет задавать такой вопрос детям, то это будет свидетельстввовать о его профнепригодности.

— И все-таки, где нужен татарский язык? В какой сфере без него нельзя обойтись?

— Я в равной степени владею татарским и русским государственными языками Татарстана. Будучи руководителем большого государственного учреждения, я разговариваю на обоих языках с моими посетителями. Это удобнее для них. В моей депутатской деятельности татарский также является обязательной компетенцией. На нем лучше всего разговаривать с моими избирателями в Мензелинском, Актанышском и Мусулюмовском районах. И самое интересное, что не только русский язык служит языком межнационального общения. Татарский язык в России — это язык межнационального общения для тюркских народов. Зная его, можно разговаривать с башкирами, казахами, киргизами и узбеками без переводчика.

«У наших выпускников — один из лучших средних баллов ЕГЭ по русскому языку»

— Что думаете о кампании, развернувшейся в соцсетях? Про группы «ВКонтакте» объединяющие русскоязычных и татароязычных родителей ?

— Напряженность в обществе растёт. Это чувствуется по разговорам с избирателями и с теми, кто приходит к нам в Дом Дружбы. Но ведь ситуация, которая возникла сейчас в Татарстане, не уникальна. Она хорошо укладывается в универсальную формулу, которую вывели конфликтологи. В обществе есть 2% носителей определенной протестной идеи. Их идея не является идеей большинства, но благодаря активности эти 2% производят такой мощный информационный фон, что может показаться, будто их 10%. А когда обществу кажется, что их 10%, к ним может примкнуть еще до 20%. Чтобы 2% не диктовали свою волю всем, решения не должны приниматься под воздействием эмоций. Растущее напряжение свидетельствует только о том, что у федеральных и региональных органов в конкретной ситуации не оказалось достаточных компетенций для решения национального вопроса.

Надо понимать, что невозможно полностью удовлетворить требования ни одной из сторон. Позиция части недовольных родителей услышана, но можете представить, с какими сложностями сталкивается национальная школа! Действуют такие регламенты, стандарты, правила издания и сертификации учебников на национальных языках, требования которых не может выполнить большинство национальных субъектов РФ. Даже Татарстан со всеми своими интеллектуальными и финансовыми ресурсами не может справиться, а для многих регионов — это в принципе невозможно. Поэтому я надеюсь, что в этом диалоге все-таки победит благоразумие.

«И наши дети конкурентоспособны, в том числе и в русском языке. У наших выпускников — один из лучших средних баллов ЕГЭ по русскому языку в Российской Федерации. И этому совсем не мешает двуязычие». Фото Максима Платонова

— Родители жалуются на то, что объем изучения татарского языка негативно отражается на изучении русского. Вы согласны с этим или есть что возразить?

— Свое мнение по этому вопросу я выражал неоднократно. И поскольку я приехал работать в Татарстан в осознанном возрасте и сравнительно недавно, могу претендовать на объективность. В Татарстане уровень образования очень высокий. Выше, чем во многих других регионах. Это сказывается традиционная казанская школа. И наши дети конкурентоспособны, в том числе и в русском языке. У наших выпускников — один из лучших средних баллов ЕГЭ по русскому языку в Российской Федерации. И этому совсем не мешает двуязычие.

Хорошие условия у нас и для развития русской культуры. В прошлом году Дом Дружбы народов принимал русский ансамбль народной музыки «Ватага» из Брянской области. Восемь русских мужчин под два метра ростом собрали полный зал. И они сказали, что у них в области пока не созданы такие условия для развития русского фольклора, как у нас. Это была лучшая оценка всего, что мы делаем.

Татарстан воспользовался своим конституционным правом

— Вы много лет прожили в Удмуртии. Расскажите, как строится языковая политика там. Как преподаются удмуртский и татарский языки? Владеете ли вы удмуртским?

— Удмуртский специально никогда не изучал, но хорошо понимаю. Если сравнить две республики, то сразу видно, что удмуртский язык сегодня находится в более тяжелой ситуации, чем татарский. Потому что система образования в Удмуртии построена иначе. Конечно, можно сказать, что удмуртов в Удмуртии меньше, чем татар в Татарстане. Что вообще некорректно сравнивать. Но, по действующему законодательству, языковая политика на уровне республик зависит от местного волеизъявления. Это право гарантируется 68 статьей Конституции России, где сказано, что «республики вправе устанавливать свои государственные языки». Мы этим правом воспользовались и обеспечили условия двум государственным языкам.

Но мы на этом не остановились и поддерживаем все национальные языки. В Татарстане 60% школьников имеют доступ к национальному образованию. Кроме официального двуязычия у нас созданы уникальные условия для всех национальных школ. В Татарстане 93 школы с чувашским языком обучения и изучением чувашского языка, 27 — с удмуртским, 20 с филиалами школ — с марийским языком, школы и изучением мордовского, иврита, башкирского. По уровню образования в этих школах можно с уверенностью сказать, что из них выйдут представители элиты своих народов, деятели культуры и искусства.

«Кроме официального двуязычия у нас созданы уникальные условия для всех национальных школ. В Татарстане 93 школы с чувашским языком обучения и изучением чувашского языка, 27 — с удмуртским, 20 с филиалами школ — с марийским языком, школы и изучением мордовского, иврита, башкирского». Фото gov.cap.ru

В той же Удмуртии национальным образованием охвачено только 5% татар. То есть подавляющее большинство не может реализовать свои конституционные права. И причина — в жесткости федеральных стандартов. Чтобы открыть класс с изучением татарского, нужно набрать полноценный класс на 25 человек. Это сделать зачастую невозможно. В Ижевске есть район компактного проживания татар, но даже там это нереально. Даже если больше половины в классе — татары, а это 15 человек, наладить изучение родного языка сложно. Поэтому система национального образования должна быть более гибкой. У нас в республике более результативная система национального образования. Национальная школа не делает общество разрозненным. Наоборот, благодаря этому татарстанское общество едино, несмотря на этническое и религиозное разнообразие.

Опыт Татарстана в урегулировании межнациональных отношений ценят на федеральном уровне

— Как вы оцениваете качество преподавания татарского языка. Надо ли что-то менять?

— Полностью согласен с тем, что методики надо совершенствовать и развивать в сторону коммуникаций. Главное, люди должны уметь понимать язык и разговаривать на татарском. С нашими партнерами из других стран мы неоднократно обсуждали этот вопрос. Мировая практика свидетельствует, что для уверенного общения на языке достаточно полугода интенсивных и правильных упражнений. Это абсолютно реальная задача для системы образования Республики Татарстан.

— Удается ли взаимодействовать с Федеральным агентством по делам национальностей? Какую позицию они заняли и есть ли в их программах место малым языкам?

— Только что, ночью, я вернулся с Всероссийского форума национального единства в Перми. Это самый представительный форум работников сферы национальной политики, национально-культурных объединений и экспертов. Форум, который собирает Федеральное агентство по делам национальностей. Огромный опыт Татарстана в урегулировании межнациональных отношений на этом и предшествующих форумах всегда взывает интерес и уважение. К нам прислушиваются. В этот раз в нарушение всех регламентов я почти час говорил о самых важных вопросах в самой большой аудитории. На конкурсе руководителей национально-культурных объединений победил наш глава Национально-культурной автономии удмуртов Татарстана Андрей Герасимов. Мы провели больше десяти встреч с экспертами и представителями федеральных органов, где разъясняли свою позицию по языку. Я думаю, когда будет принято взвешенное решение, в нем будет доля нашего участия.

«Требуется законодательное оформление учебного предмета «Государственный язык субъекта РФ»

— Что не так преподаванием «родного языка»? Эта практика уже успела вызывать недовольство в среде русскоязычных родителей.

— Идея очень сырая, и поэтому вызвала административную неразбериху. Создать работающий федеральный стандарт обучения родному языку только предстоит. Каким он будет? Это нужно решать сейчас. Будет хорошо, если благодаря такому стандарту у народов, которые не составляют большинства на определенной территории, станет проще доступ к национальному образованию. Например, если от десяти татарских учеников в Удмуртии поступят заявления и учебное заведение будет обязано обеспечить им изучение родного татарского. Так и с другими языками народов РФ.

«Татарстан уже много лет служит первопроходцем во многих государственных инициативах. Я верю, что, столкнувшись с кризисом по языковому вопросу, мы найдем благоразумное решение, и оно ляжет в основу российской национальной политики». Фото prokazan.ru

Чтобы ситуация с изучением татарского языка в Татарстане получила правильную нормативную основу, понятия «родной язык» недостаточно. Требуется законодательное оформление учебного предмета «Государственный язык субъекта РФ» на федеральном уровне, что предполагается 68 статьей Конституции России и федеральным законом «Об образовании».

— Какой эффект будет от включения предметной области «Государственный язык субъекта РФ» в федеральные образовательные стандарты начального и общего образования?

— С инициативой создать для этого предмета нормативную базу в федеральном законодательстве выступило представительное собрание по вопросам совершенствования языковой политики, которое собралось в Доме Дружбы по инициативе Ассамблеи народов Татарстана. Потому что для национальной политики главное — это легитимность. А легитимность основывается на законе, экспертном мнении профессионального сообщества и поддержке общественных объединений. Профессиональное сообщество и общественные объединения сказали свое слово — теперь дело за законодателями.

Когда будет принят этот стандарт, правовая коллизия просто исчезнет. Мы и все национальные субъекты РФ получим правовое основание, чтобы не делить наших школьников по национальному признаку.

Все языки нуждаются в равной защите

— Верите ли вы, что удастся отстоять обязательность изучения татарского языка?

— Татарстан уже много лет служит первопроходцем во многих государственных инициативах. Я верю, что, столкнувшись с кризисом по языковому вопросу, мы найдем благоразумное решение, и оно ляжет в основу российской национальной политики. И я хочу поблагодарить всех: татар, русских, чувашей, удмуртов, мордву, марийцев и представителей всех национальностей, за то, что они больше 20 лет поддерживали систему образования, которая сложилась в Татарстане. Пусть она несовершенна и ее нужно реформировать. Поддержка всех национальностей дорогого стоит. Хочу сказать спасибо за то, что все эти годы мы не делились по религиозному признаку и находили общий язык, неважно мусульманин ты, русский православный или последователь языческих верований.

Недавно депутат Государственной думы Вячеслав Никонов привел интересные цифры, что за 25 лет число говорящих на русском языке сократилось на 50 миллионов человек. И это связано с тем, что во многих странах бывшего СССР отказались от обязательного изучения русского языка. Мы — представители разных народов, не хотим оказаться в такой же плачевной ситуации на своей земле и просим поддержать нас в реализации наших законных прав.

Марк Шишкин
ОбществоОбразованиеКультура
комментарии 51

комментарии

  • Анонимно 27 нояб
    Согласен. 3-4 часа в неделю татарского должен быть. Мы согласны. Сергей.
    Ответить
    Таня Алешина 27 нояб
    дай бог так и будет)
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    до 2 четверти 2017 года учили три часа татарский язык и два часа татарскую литература поэтому выходило 5 часов. Со второй четверти учат два часа татарский язык и один час татарскую литература поэтому три часа.
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    Со следующей четверти еще 2 накинут, как государственный и будет 5. А учебники и методики те же. По ним язык выучить невозможно.
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    Кто согласен, тот пусть учит. Заставлять остальных нельзя!
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    Тогда все предметы надо добровольно сделать
    Ответить
    Анонимно 04 дек
    У нас в школу никого не гонят.Если будем загонять на уроки.Получим обратный эффект.
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    вот и учи добровольно
    Ответить
  • Таня Алешина 27 нояб
    Делить детей по национальному признаку в корне неправильно. Ничего хорошего из этого не выйдет. А татарский...татарский ещё никому не мешал, моя воля, с радостью бы изучила, проходи где-нибудь бесплатные занятия по языку.
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    они проходят в центре города, в КФУ. Вперед, Таня, покажи пример
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    не поверите, но там всегда ажиотаж и трудно попасть на курсы. Очереди - вот какая заинтересованность у населения татарским
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    Один раз я даже управлял департаментом. ... Кажется, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми!
    После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? - я спрашиваю.
    Городничий.
    "Ревизор" (Николай Гоголь)
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    Учи если хочешь. Ведь есть желание, значит добровольно. А кто не хочет зачем заставлять?
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    А зачем математику, физику, химию, геометрию учить заставляют?
    Ответить
  • Анонимно 27 нояб
    Все верно говорит депутат. Татарский язык необходим в статусе государственного языка
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    Государство в государстве не может быть. А конституцию и так и этак можно писать. Полиция РТ, прокуратура РТ и военные структуры подчиняются Москве, РФ. Глава республики РТ не т имеет и не может уволить по своему желанию министра МВД и генерального прокурора РТ. Если РТ государство почему призывники РТ служат в чужом государстве и т. д. Каждое поколение руководителей пишет конституцию и законы на свой лад. Через 20-30 лет будет по другому, может даже через два года то есть 2020 году, когда закончится срок президенства РТ.
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    Отчего не может? Познакомьтесь с понятием федерации. Познакомьтесь с Конституциями РФ и РТ
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    Познакомьтесь с понятием федерации.
    ----------------------------------------
    Для федерации нужно наличие государственно-территориальных образований — субъектов федерации, — не обладающих государственным суверенитетом, но имеющих достаточно широкие полномочия во внутренней политике.

    Наиболее известные государства-федерации: Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединённые Арабские Эмираты, Бельгия, Австрия, Швейцария.
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    Еще как может! В мире полно таких государств.
    Ответить
  • Анонимно 27 нояб
    За татарский язык! Договоренности с Москвой достигнуты, хотя бы 2 часа, но обязательность следует сохранить
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    За татарский язык договоренность достигнуто с Москвой на 2 часа, теперь надо Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан как в детском саду, родители должны платить зарплату учителям по татарскому языку, за книги и прочее расходы.
    Ответить
  • Анонимно 27 нояб
    Да. Татарский язык должен преподоваться в школах, но на добровольной основе. Ни кто не ставит его значимость ниже, чем другие языки. Вопрос: что и кому даст, если ребенок будет насильно изучать язык, но не будет им владеть, не будет на нем разговаривать? В чем смысл принудительного навязывания?
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    а почему бы русский и английский тогда не ввести в доброволку? где логика?
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    Вас силой никто в школу не тащит.
    Можете русский язык вообще не учить.
    Но с вами отдельно возиться никто больше не будет.
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    Ну и в татарскую школу насильно не тащат. Просто прогуливайте татарский тогда. Просто не требуйте отдельной возни с Вами.
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    Русский добровольно?Это что то новое.А ни чего,что мы в России живем? Хватит уже нагнетать ситуацию.Кто хочет и так выучит татарский язык,кто не хочет не надо заставлять.
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    А зачем вам тогда другие языки вообще? В России же живём, а не Англии
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    Французы, кстати, так и сделали.
    Оставили в Франции только один язык - французский.
    Ответить
  • Анонимно 27 нояб
    У нас в школе с 1 сентября 1992 года по 1 четверти 2017 года учили три часа татарский язык и два часа татарская литература. Есть А татарские классы и Б класс где учатся татарские и русскоязычные дети. Во время татарского языка татарские дети отдельно учатся, русскоязычные дети отдельно. Со второй четверти 2017 года два часа татарский язык и один час татарская литература. Уже учат что надо.
    Ответить
  • Анонимно 27 нояб
    В конституции написано??. Конституцию можно этак писать, можно так. Через 30 лет неизвестно какая конституция будет. Когда Казанская губерния была то границы другие были, а когда образовался ТАССР то уже граница другая , А то Татарстан государство, конституция и т. д. После 2020 года уже изменения будут в конституции. Президенство только до окончания срока до 2020 года. Потом глава республики и т. д. А на счет татарского языка пусть из министерства образования проверят 9 и 11 классников русскоязычных детей как они знают татарский язык, как разговаривают, как понимают и т. д. Последний выпуск 2017 года учили татарские и русскоязычные дети три часа татарский язык и два часа татарскую литературу. Кто нибудь интересовался как они знают татарский язык. И 20 лет незаметно пролетит. Вывод можно будет делать 2037 году осенью как знают татарский язык в республике. Да же за последние 20 лет обучения вывод не сделали когда обучали три часа татарский язык и два часа татарскую литературу. Только давай учить, давай учить. и т. д. Там безразлично знают русскоязычные дети татарский язык или нет.
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    Надо проверить на зание всех языков- русского, татарского, английского, французского, немецкого
    Ответить
  • Анонимно 27 нояб
    Самое большое достижение народа Республики Татарстан в 90-е годы заключалось в том, что мы договорились не делиться по национальному признаку
    -----------------------------------------------------------
    Ясно дело, само это равенство и заложено в самой становой Конституции, где так и написано, что в стане равны оптом все и, в частности, татары, и все остальные, по-умолчанию, но с умилением, живут как бы при них.
    +++++++++++++++++++++
    Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа,

    Статья 57
    5. Республика Татарстан обеспечивает сохранение и защиту интеллектуального и художественного наследия, сохранение и развитие культуры татарского народа, национальных культур представителей других народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
    ======================
    Даже трудно представить какой поднимется в станах вой, если подобное равенство, но для русских, будет записано в Конституции России,
    Ответить
  • Анонимно 27 нояб
    «В Конституции России сказано, что республики вправе устанавливать свои государственные языки»
    ------------------------------------------
    Статья 4

    1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

    2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

    3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

    Статья 5

    4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
    ========================
    Вот, нехай, в станах и обеспечат права русским ребятишкам на получение образования равного для всех субъектов России.
    Законы России выше становых - это отдельно записано в Конституции России.
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    Зачем ссылаться на художественную литературу жанра фантастики?
    Ответить
  • Анонимно 27 нояб
    — Государственная политика двуязычия в образовательных учреждениях родилась как единственный возможный компромисс, когда распадался Советский Союз и формировалась Российская Федерация.
    --------------------------------------------------
    "Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно.
    Русские всегда приходят....
    И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие.
    Они не стоят той бумаги, на которой написаны."
    Отто фон Бисмарк
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    очередная фейковая цитата бисмарка от нациков
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    "Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно.
    Интересно , какие дивиденды могут идти республике, которая сама "донор"?! И ещё ведь русские и татары живущие в регионе одинаково трудятся на равноправных условиях или вы считаете, что разговор на родном языке , это проявление превосходства?! И слово "донор" не абстрактное понятие, грубо говоря , вас одинаково "доят" ,невзирая на ваше происхождение!
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    ...не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие.
    Они не стоят той бумаги, на которой написаны.
    Ответить
  • Анонимно 27 нояб
    Через 20 лет Шаймиеву 100 лет, Мухаметшину 90 лет, Минниханову -80 лет И т. д. Но это будет уже другая история.
    Ответить
  • Анонимно 27 нояб
    Зачем татарам язык?! О пользе надо думать, лучше бы ток (дотации) в недоразвитые районы подавали , между прочим и татары там проживают!
    Ответить
  • Анонимно 27 нояб
    "Им нужны великие потрясения, — нам нужна великая Россия."

    "Бывают роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества."

    "Для лиц, стоящих у власти, нет греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности."

    Пётр Аркадьевич Столыпин
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    У тебя мания величия. Лечись, пока не поздно
    Ответить
  • Анонимно 27 нояб
    Пётр Аркадьевич Столыпин
    В.В.Путин напомнил поклонникам П.А.Столыпина о "столыпинских галстуках", между прочим , они и во многом сподвигли народ на ожесточённую гражданскую войну!
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    Вы всё по-прежнему читаете газету "большевистская правда"? )))
    Ответить
  • Анонимно 28 нояб
    проснулся, однако поезд ушел
    Ответить
  • Анонимно 28 нояб
    Здравствуйте! Люди! Все предметы важны-ездила на собеседование и там надо было хорошо себя нарисовать и психологи скажут,как Вы контактируете с людьми!Там КОНКУРЕНТ соискатель!
    Ответить
  • Анонимно 28 нояб
    Хватит с татарским языком воду мутить. Работайте, есть дела важнее.
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    Учите и никаких проблем не будет
    Ответить
  • Анонимно 28 нояб
    27 нояб"Бывают роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества."
    Момент или вся жизнь, как в слова в известной песне Игоря Талькова?!
    Необходимость или "жизнь по понятиям"!
    Поколениями люди приходят в момент и уходят из момента , так и не успев пожить!
    Ответить
  • Анонимно 30 нояб
    Ирек Шарипов очень грамотный человек, был бы хорошим министром образования не только в Татарстане, но и в России.
    Ответить
  • Анонимно 02 дек
    Нам уже по 70 и более лет, по желанию изучали мы свой родной татарский язык, но мы всегда разговариваем на русском, даже когда собираемся одни татары,не видим смысла перехода с одного языка на другой. Кому понадобилось травить татарский народ на добрых наших соседей, без которых мы никто. Очень отвратительные, безнравственные рассуждения выходят в комментариях от имени наших татар, самое главное и обидное, это пишут не татары.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии