Новости

11:31 МСК
Все новости

Ренат Харис: «Русскому в национальном регионе хорошо было бы знать на бытовом уровне язык. Разве это трудно?»

Народный поэт Татарстана о театре, эстраде и «языковом конфликте»

Ренат Харис: «Русскому в национальном регионе хорошо было бы знать на бытовом уровне язык. Разве это трудно?» Фото: kpfu.ru

В интервью «Реальному времени» поэт, драматург и литературный критик Ренат Харис размышляет о том, как и почему надо учить языки. Его заботит современное состояние татарской эстрады, он делится своими ближайшими планами и высказывает претензии режиссерам татарских театров.

«Опера «Сююмбике» уже готова»

— Ренат Максумович, вы давно и успешно сотрудничаете с Татарским академическим театром оперы и балета им. М. Джалиля. И публика ждет оперу Резеды Ахияровой «Сююмбике» с вашим либретто. Скоро ли будет премьера?

— На этот вопрос может ответить только руководство театра. Опера, по сути, готова. Известны постановочная группа, частично — исполнители. Опера сложная, большая, она сложна не только музыкально, но и по содержанию. Сююмбике — личность непростая как в социальном, моральном плане, так и в политическом. События, которых мы касались, тоже сложные, неоднозначные. Надо было пройти через узенький проход. А там, где узко, то или больно, или рвется. Произведение получилось сложное, поэтому работа над ним долго идет. Но, как говорит директор оперного театра Рауфаль Мухаметзянов, премьера выйдет в конце будущего года.

— Я не прошу раскрыть фабулу будущей оперы, но хотелось бы узнать: Сююмбике в опере больше женщина или больше правитель?

— Она, конечно, историческое лицо, правитель, но прежде всего, женщина со всеми присущими женщинам свойствами, но усиленными необычайно сложными жизненными обстоятельствами.

— То есть ее поступки правительницы диктует ее женское начало?

— Конечно. Но она не забывает о своей ответственности перед народом, перед сыном, перед любовью.

— Не было таких мыслей, пригласить на премьеру кого-то из потомков князей Юсуповых, как известно, они в кровном родстве с Сююмбике?

— Пока об этом рано говорить, но казанскому зрителю было бы интересно встретиться с потомками царицы.

— Вы довольны прокатом ваших спектаклей, которые идут в оперном театре?

— Любому автору хотелось бы, чтобы его сочинения шли чаще, но я понимаю, что в театре свой производственный цикл. Но самими постановками я очень доволен. Все спектакли по моим либретто — и балет «Сказание о Йусуфе» Леонида Любовского, получивший Госпремию России, и балет «Золотая орда», и опера «Любовь поэта» Резеды Ахияровой, удостоенная Госпремии РТ им. Г. Тукая — все это очень достойно поставленные спектакли, и всегда они идут при аншлагах.

«Все спектакли по моим либретто — это очень достойно поставленные спектакли, и всегда они идут при аншлагах». Фото Романа Хасаева

«Наша эстрада не блещет»

— Вы много пишете песен, и человек не чужой на эстраде. Как вы оцениваете проект, который возглавляет Рауфаль Мухаметзянов, то есть фестиваль «Ветер перемен»? Насколько целесообразны такие проекты и что они дают нашей эстраде?

— Это не просто целесообразно, но и просто необходимо. Потому что татарская эстрада, если ее сравнивать с эстрадой других регионов, она не блещет. Что-то было необходимо делать, и заняться этим должны были наши эстрадные «звезды», их руководители, но там не нашлось такого человека, а руководителей у них нет вообще. Поэтому этим никто не занимался. Министерство культуры не может их заставить что-то поменять, так как не имеет права вмешиваться в творческий процесс, у нас такие законы в сфере искусства. Поэтому нашу эстраду заполонило бог знает что: низкопробные, состоящие из трех нот, с ужасными текстами произведения, которые могут петь даже безголосые артисты. Этим, конечно, страдает и российская эстрада тоже. Репертуар такой, что его можно петь, не имея голоса. А ведь настоящие песни могут исполнять только певцы с настоящими голосами. У нас же в большинстве случаев в девяноста процентах работает микрофон, в десяти — писк, плюс фонограмма. Вот и все.

За перемены на нашей эстраде взялся Рауфаль Мухаметзянов, это очень тяжелое дело. Это была инициатива президента РТ Рустама Минниханова. И сейчас эти два человека что-то позитивно меняют в татарском эстрадном искусстве. Это важно, потому что эстрадное искусство — самое доступное и массовое искусство для зрителей. Оно воспитывает общество, если качественное, и оно же портит вкус, если некачественное. Возможно, в проекте «Ветер перемен» есть какие-то недостатки, без недостатков нет ни одной работы, но давайте будем принимать хорошее. Рауфаль Мухаметзянов взял правильное направление, ни одна песня, ни композиторская, ни народная, в «Ветре перемен» не теряет своих основ. Рауфаль Сабирович, подбирая песни для проекта, советуется с профессионалами: композиторами, музыковедами, поэтами. Поэтому песен слабых и в поэтическом, и в музыкальном плане в проекте нет.

Чуть отвлекусь от вашего вопроса и скажу: будь моя воля, я во всех «воротах», выпускающих в свет эстрадные песни, установил бы ОТК (отдел творческого контроля), отслеживающий прежде всего элементарную грамотность текстов. Я уж о содержании их помолчу. Ведь, в настоящее время эстрадное искусство целиком отдано в откуп слабым исполнителям с их недоразвитым эстетическим вкусом. Зачастую они подбирают или заказывают тексты, они привлекают самодеятельных сочинителей мелодий, и при помощи мощной современной звуковой аппаратуры они же «услаждают» слух зрителя. Именно им не нравится «Ветер перемен».

«Рауфаль Мухаметзянов взял правильное направление, ни одна песня, ни композиторская, ни народная, в «Ветре перемен» не теряет своих основ». Фото prav.tatar.ru

«Жаль, что «Алтын Казан» не прокатывается»

— Есть ли у вас новые планы в отношении театральных постановок?

— Планы есть. Но меня печалит судьба оперы «Кара пулат» и мюзикла «Алтын Казан» Эльмира Низамова. Оба спектакля готовы во всех параметрах: декорации, костюмы, артисты готовы. И какие артисты! Молодые, талантливые! В прошлом году «Кара пулат» показали в Москве, на сцене Малого театра. Москвичи были поражены, удивлены, восхищены. Каждый год в День республики можно было бы показывать мюзикл «Алтын Казан», это даже нужно делать. Раньше были случаи, когда на День республики приглашали разных прохиндеев, кого только на сцене не было, и вот мы специально с композитором Эльмиром Низамовым написали произведение, которое можно исполнять, оно посвящено истории возникновения города, собраны прекрасные исполнители, спектакль поставил талантливейший режиссер Михаил Панджавидзе. Каждый год бы показывать «Алтын Казан», но нет. А каждая ария из этого мюзикла сейчас в репертуаре наших ведущих певцов. Это и гимн Казани, и восхваление ее, и история города. Жаль, что спектакль не прокатывается.

— А в чем дело?

— У спектаклей нет хозяина. «Кара пулат» лежит в закромах театра имени Тинчурина, а «Алтын Казан» — в консерватории.

— А Министерство культуры как смотрит на все это?

— Этот вопрос задайте министерству.

«Планы есть. Но меня печалит судьба оперы «Кара пулат» и мюзикла «Алтын Казан» Эльмира Низамова...» Фото tnc-mo.ru

«Хочу написать детский балет»

— Ну а все-таки каковы новые планы?

— Новых планов много, есть и написанные либретто, есть сценарии-синопсисы возможных опер, балетов. Есть либретто детского балета, оно уже готово. Такой план мы вынашиваем с Резедой Ахияровой, с нашим хореографическим училищем. Каждый год перед новогодними праздниками дают «Щелкунчика», там замечательная музыка, но дети не всегда понимают сюжет этого балета, я по своим детям и внукам сужу, там сложный сюжет. Нам же хочется написать детский балет, который всем будет понятен. Есть планы с композитором Эльмиром Низамовым. С музыкальным театром я работаю плотно. Есть у меня и большое количество пьес для драматических театров.

— Вы кому-то их предлагали?

— Некоторые из них шли или идут в кукольном театре, татарском ТЮЗе, мензелинском, буинском театрах. Я сам не предлагаю. Правда с помощью интервью мои неосуществленные планы до кого-то доходят. Но режиссеры наших театров работают с одними и теми же авторами. Когда работал главным редактором журнала «Казан утлары», я никогда не удовлетворялся тем, что приходит самотеком. Я всегда звонил нашим ведущим писателям и тормошил их. Звонил Амирхану Еники, Хисаму Камалову, Ахсану Баяну, Аязу Гилязову, Мухаммату Магдееву, Махмуту Хасанову, Барласу Камалову и так далее. Я всегда знал, кто над чем работает. И у молодых спрашивал об их планах. Молодым еще и темы подсказывал. Ни один наш режиссер еще мне сам не позвонил и не спросил: «Ренат-абый, есть у вас что-нибудь для нашего театра?».

— В каком жанре у вас есть пьесы для драматических театров?

— У меня есть и водевили, и комедии, и трагедия. Есть одноактная моноопера.

«Нужно создать комфортные условия изучения языков»

— Сейчас идет большая дискуссия по поводу преподавания татарского языка в школах. Вам, как человеку, работающему с языком, я думаю, есть что сказать по этому поводу.

— На эту проблему я смотрю как на выдуманную. И выдуманную в очень неудобное время для нашей страны, для нашего общества. Я считаю, что слова президента России Владимира Путина интерпретируют неправильно. Да, никого нельзя насильно заставлять изучать чужой язык. Это ни к чему не приведет. Но к государственному языку должно быть совсем другое отношение. Любая страна вынуждает овладевать государственным языком, и это вынуждение не противоречит здравому смыслу. Нужно создавать для людей условия комфортно учить язык. Я татарин, мой родной язык – татарский, русский для меня неродной. Но я его знаю.

«Русскому человеку, живущему в Татарстане, Чувашии, Мордовии, других национальных регионах, чтобы не чувствовать себя обделенным, хорошо было бы знать хотя бы на бытовом уровне язык этой местности. Разве это трудно?»

Я расскажу вам одну историю. Вот у меня в кабинете висит портрет Габдуллы Тукая, его автор — художник Хаджимурат Исхакович Казаков. Есть известная его работа – маленький Тукай сидит у окна. Он в свое время рассказал мне историю. Было время, когда татары и не только татары скрывали свои имена. Ахмет становился Александром, Махмут — Михаилом и так далее. Хаджимурат тоже стал Александром. Казаков — фамилия русская. Во время войны он был командиром взвода. Великолепно, без акцента, говорил и на русском, и на татарском. Кстати, Казаков – племянник Мулланура Вахитова, его отец был первым министром образования Татарстана. Казаков учился в Ленинградском институте живописи им. И. Репина, окончил Рижскую академию художеств, получил академическое образование. Во время Великой Отечественной войны Казаков – командир взвода, человек строгий и к себе, и к своим подчиненным, может быть и перегибал палку. Но он почему-то скрывал свою национальность, не разговаривал на татарском. Однажды он слышит разговор на татарском, который ведут его солдаты-татары: «Давай во время атаки избавимся от этого изверга — застрелим». «Меня, — рассказывал Казаков, — прошибло потом». Он подошел к разговаривающим и на чистейшем татарском языке сказал: «Я вас услышал, братья. Я понял вас. Давайте будем дружить». Его жизнь спасло знание татарского языка. Знание двух-трех языков жизненно необходимо человеку.

— Вы недавно вели любопытный мастер-класс…

— Я провел мастер-класс по художественному переводу. По скайпу, в формате онлайн, на всю Россию. И там я коснулся вопросов языка. Я сказал, что все национальные писатели, живущие в России, двуязычны, и могут без подстрочника перевести произведение любого русского поэта или писателя на свой язык. Русским писателям и поэтам для перевода национальных авторов нужен подстрочник. Татарскому писателю знание русского языка помогает, а незнание татарского или любого языка народов России русскому писателю создает большие неудобства. Я бы даже сказал: владение языками друг друга — это самый крепкий и надежный из скреп нашего многонационального государства. Русскому человеку, живущему в Татарстане, Чувашии, Мордовии, других национальных регионах, чтобы не чувствовать себя обделенным, хорошо было бы знать хотя бы на бытовом уровне язык этой местности. Разве это трудно? Знание лишнего языка еще никому не помешало.

— Никому и никогда.

— Знание языка – это совершенствование механизма мышления. Чем больше ты знаешь языков, тем четче ты мыслишь. Знание языков — это большое благо для человека. Мешает ли русский язык татарскому? Нет. Мешает ли татарский язык русскому? Тоже нет. Мой старший внук до трех лет воспитывался в моем доме и до трех лет знал только татарский язык. В три года его отдали в детский сад, через полторы недели он спокойно заговорил на русском. Языком можно овладеть при любых условиях. Надо только этого хотеть.

Сейчас ссылаются на Конституцию РФ и говорят, что в конституции написано о том, что выбор языка обучения добровольный. Да, добровольный. Языком обучения у нас в основном является русский, а татарский язык — это предмет изучения. Даже татарскому, английскому, французскому языкам обучают при помощи русского языка. Кто-то нагнетает обстановку, и это очень и очень нехорошо. Раз мы сейчас так возбужденно говорим о языках, нужно донести до каждого жителя Татарстана мысли о том, что знание еще одного языка — это благо.

Минтимер Шаймиев правильно говорит, что знать надо как минимум три-четыре языка. Что такое татарский язык? Овладей им, ты будешь понимать пятнадцать народов мира и общаться с ними. В свое время в газете «Известия» была любопытная статья о том, сколько языков должен знать человек, чтобы в любой точке мира он мог пообщаться. Было перечислено четырнадцать языков, одним из них был татарский. Он ключ к пониманию тюркских языков, в нем сохранены все корневые слова, а грамматический строй у этих языков практически у всех общий.

Я до того, как дойти до десятого класса, учился в семи школах, русских и татарских и даже в русско-татарско-чувашской школе. Заканчивал школу в Буинске, в русской школе имени Луначарского. Но стал я татарским поэтом. Знание русского языка мне только помогало. Знание татарского языка так же может помочь русскоязычным людям. Знание татарского языка, например, помогло нашему замечательному поэту Равилю Бухараеву овладеть венгерским языком, он даже писал на венгерском. В венгерском много тюркских слов, венгры — бывшие гунны. Или прочтите поэта Михаила Львова, его настоящие имя Рафкат Давлетшевич Габитов, он воспитывался в детском доме и взял такой псевдоним. Кстати, он из той же деревни, откуда наша замечательная певица Зиля Сунгатуллина. Посмотрите, как он владеет русским языком! Виртуозно! Он пользовался двумя «механизмами» мышления. На месте любой русской матери, живущей в Казани, я бы записал своего ребенка на уроки татарского языка. Но есть и другая проблема.

«Есть экстремистски настроенные татары, есть экстремистски настроенные русские. И тем, и другим надо успокоиться. Не надо ловить рыбу в мутной воде». Фото bbc.com

— Какая же?

— Татарскому языку неправильно учат. Надо убрать всю эту методику вчерашнего дня, которая уже доказала свою несостоятельность при изучении иностранных языков в нашей стране. Это была методика, направленная на то, чтобы язык не знали. Меня, например, учили немецкому языку, кое-что осталось, но немного. Зачем учить грамматику? Незачем. Грамматика нужна для углубленного, профессионального изучения языка. Я родом из Буинского района, там огромное количество людей знает три языка — русский, татарский и чувашский. Никто грамматике их не учил. Что нужно сейчас? Успокоиться. Всем. И СМИ должны вести очень красиво и тонко разъяснительную работу, которая бы успокоила людей. Ведь язык — это нация. Если бы татарский язык потерялся сегодня, зачем мне жить и писать на татарском языке?! Расул Гамзатов говорил в свое время: «Если мне скажут, что мой язык умрет завтра, я умру уже сегодня». Есть экстремистски настроенные татары, есть экстремистски настроенные русские. И тем, и другим надо успокоиться. Не надо ловить рыбу в мутной воде.

Татьяна Мамаева
Справка

Поэт Ренат Харис родился в 1941 году в Ульяновской области, вырос в Буинском районе Татарстана. Окончил КГУ. Поэт, драматург, литературный критик, автор более чем сорока книг, переведенных на разные языки. Лауреат Госпремий РФ и РТ, заслуженный деятель искусств РТ.

ОбществоКультура
комментарии 58

комментарии

  • Анонимно 13 нояб
    Вопрос Ренату Харису: а почему муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, родившийся и выросший в Марий Эл, не выучил чисто на бытовом уровне горно-марийский или луговой марийский языки? Почему татары в Удмуртии не учат удмуртский язык, а?
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    А с чего вы решили, что он не знает марийский язык? Он вам лично сказал?
    Или он где то выступал против обучения? Или его родители в суд подавали на руководство республики?
    А может просто руководству республики на марийский язык и он не был в школе у Самигуллина?

    С чего вы решили, что Татары в Удмуртии не учат удмуртский??
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    знакомая студентка КФУ, татарка, из Ижевска, на вопрос: "Учила ли ты удмуртский?", ответила, что нет, да и "нафиг он мне сдался"
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    так вы татарский тоже не учите, но вы же требуете сделать его факультативом. не учите, ваше дело, что вам еще нужно? а русский, если не хватает, можете сохранять в семье, как всем и советуете
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Этот вопрос надо адресовать муфтию.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    А ,Вы откуда знаете,что они не знают этих языков,например:
    в Чувашии татары прекрасно знают чувашский языйк!
    Ответить
    Анонимно 14 нояб
    Очередная лада: татары Чувашии воспринимают как принудиловку чувашский язык, на нем совершенно не разговаривают. Так что не надо басни рассказывать
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    Откуда вы знаете? Может быть муфтий говорит на марийском языке
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    не говорит, потому что знаю точно
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    Казаков в данном случае не русская фамилия. Она обозначала сословный статус далеких предков художника.
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    Трудно ответить на вопрос русских: зачем мне нужен татарский язык?, если в Казани нет татарской языковой среды. Попробуйте пообщаться на татарском языке в госучреждениях (кроме союза писателей РТ) и это будет воспринято как демонстративное поведение. Проблема языковой среды это результат отсутствия эффективной государственной политики РТ в области языка и имитации изучения языка, а не конкретного носителя языка. Вакыт узып бара. Татар телена тараларга куп калмады. 2-3 буун телне югалткан кеше ускэч, телне жия алмассыз. Уйлагыз депутатлар.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Вы не отдельное государство, а в составе России и здесь много национальностей чем вы лучше.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Вам бы в Прибалтику, с Вашей татарофобией...
    Ответить
    Анонимно 16 нояб
    А вам бы на вашу исконно русскую землю!
    Ответить
    Анонимно 16 нояб
    Татары учите сами и пусть учат ваши дети родной язык бабаев. Он будет нужен в постоянном обиходе!
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    так русские и среду не дадут создать. с одной стороны ваш язык не нужен, а стоит начать стимулировать изучение/знание двух языков и делать язык привлекательным, то начинаются вопли об ущемлении и национализме. до смешного же доходит, когда ед. станцию метро решили назвать по-татарски, тоже говорили о национализме
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Татарский язык люблю
    Буду учить
    Добровольно.
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    Бик дорес сузлэр эйтэ Ренат Харис! Рэхмэт!
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    Куп кена татарлар узларе баш тартты бит татар теле дасреслареннан. Сатлык жаннар. Аракы эчарга интернетта утырырга вакытлары калмый.
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    Было время, когда татары и не только татары скрывали свои имена. Ахмет становился Александром, Махмут — Михаилом и так далее. Хаджимурат тоже стал Александром.
    Источник : https://realnoevremya.ru/society/culture/81348-intervyu-renata-harisa-ob-izuchenii-yazyka. Как вы думаете, почему так было? Почему люди в многонациональной стране стыдились своей национальности. Ведь и сейчас точно так же русские не заморачиваются: Галия у них становится Галей, Альберт - Алексеем, Мубарак- Мишей. Зачем напрягаться и ломать язык, когда каждое имя можно переделать так, чтобы оно было привычно русскому уху.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Испокон так повелось, чтобы занять какую то должность люди вынуждены были искажать свое имя. Поэтому татары за сотни лет гонений приспосабливались, так же как и евреи тоже вынуждены брать русские имена, иначе карьерного роста нет. Да просто спокойной жизни порой нет.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Это уже от самого человека зависит. Когда мама давным давно приехала в Златоуст по распределению, ее начальница сказала: что это за имя такое Наиля Исмагилловна. Будем Вас называть Ниной Ивановной. На что мама ей ответила, что родители назвали ее Наилей. И отца ее звали Исмагилл, а не Иван.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Забыли рассказать как ей запрещали в автобусе говорить по-татарски.
    Ответить
    Анонимно 18 нояб
    Молодец Наиля апа!
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Не знаю ни одного своего знакомого-татарина, имя которого бы кто-то при мне переиначивал на русский лад. Зачем писать ерунду?
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Вовсе не ерунда. Поспрашивайте в райцентрах где проживают и русские и татары как там называют татар по именам, или как удобно. Меня пытались называть Алей. Пришлось объяснить что мое имя Альфия. Начальника Аьберта Мубаракшевича москвичи быстро переделали в Алексея Михайловича. Сотрудница Гульсина Исмагиловна вдруг стала Галей Ивановной. Как вам это нравиться. И примеров таких много.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Вы, видимо, живете в альтернативной реальности))
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Было такое...Раньше русские всегда спрашивали "а как будет твое имя по русский?"Меня зовут Рэшидэ-Рашида.Вроде ничего сложного нет.А они мне "а можно Раей звать?".А я категорически терпеть не могла сокращение имен.Тем более овечка соседкой бабушки окликалась на Раю)))))) .Я запретила.Вот так у нас появились Гули,Сони,Раи,Фаи и так далле.Я осталась Рашидой.А с названиемяи сел, деревень,об'ектов вообще беда.....Вот я все думаю почему. Яр Чаллы (коротко ясно)перевели в длинннющий Набережные Челны.Нью -Йорк все же выговаривают.Таких примеров уйма,сплош и рядом........
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Они сами виноваты. Без их согласия это невозможно было.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Яр чаллы - по русски переводится, как "Скалистый яр".
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Вы ошибаетесь, уважаемая. Это не Яр Чаллы перевели в Набережные Челны, а наоборот, Набережные Челны перевели в Яр Чаллы.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Ну, есть у меня знакомый Нурулла. Так он сам себя Николаем называет. Кстати, татарского языка он не знает даже на бытовом уровне.
    Ответить
    Анонимно 16 нояб
    Чушь не пори! Мои молодые знакомые востребованные специалисты - медики из Уфы вернулись из Москвы, обратно домой, в которой ( в Москве) все мед. учереждения принимают на работу при условии смены имени Ильшат на Игоря. Вот, где (в Москве) происходит полнейший русский расизм и ненависть к не русским народам. Вот вам и столица российских народов!
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    Все-таки Ренат Харис конформист.
    Настоящий выразитель дум татар по языку-Исмагил Хуснутдинов-профессор.
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    татарский язык должен быть факультативным для всех т к вся техническая историческая гуманитарная и т д литература на русском языке и человек становиться не конкурентно способным предположим приехал он в Москву а в школе изучал как сейчас 5часов в неделю тат язык и 2часа русский и каков у него уровень знаний напомню что в японии смогли достичь прогресса благодаря изучению государственного языка а тот кто хочет лучше знать свой язык существуют тат гимназии
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    вам никто ничего не должен
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    так же, как и вам...
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    Язык, религию, культуру мы сохраним. Никакие провокаторы и недоросли нам в этом не помешают. А вот как проголосовать на выборах- это будет наше решение.
    Ответить
  • Николай Мигашкин 13 нояб
    Россия многонациональная страна и знание нескольких языков, в лоне которых человек проживает должно стать нормальным явлением. Имеющиеся методики обучения несовершенны и обязательное знание языка той национальной культуры, в которой люди проживают, создают протестные отношения.
    Сущность языка доказывает, что есть технологии, когда изучение второго и третьего языка становится удовольствием. Методика изучения иностранного языка с учетом индивидуальных способностей создана еще 10-ть лет назад. Попытки внедрить её в ЧелГУ и других ВУЗах города Челябинска вызывали интерес у преподавателей, но имеющиеся стандарты обучения даже и не предполагают организацию обучения с учетом способностей.
    Как можно считать себя
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    с чего он решил, что русский, не знающий национального языка республики. чувствует себя ущемленным? в чем он может быть ущемлен?
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    В боевой обстановке командир слышит, как его "братья" сговариваются его убить за излишнюю, по их мнению, требовательность. К таким братьям какое может быть доверие?
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    Господа комментаторы! Основывайтесь на законах РФ,а не пинайте булку. Бестолковое занятие...
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    Татарский язык: Бер, Ике, Өч.26+28+60=114 (завершающая сура Корана 114 ,"Люди") Первая , 26-мусульманин, 28 - арабск. алфавит-источник происхождения веры ,60-татар!Мәчет-99!"26 - развёрнуто 117 -мусульманин. 28 -развёрнуто , 102вера без посредников в этом мире.39 , это полностью вся жизнь , развернуто 162, то есть 102+60.В этом знании ничего плохого для других не содержится, наоборот, всем наилучшего!
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    39 ,тел, язык. Развёрнуто 162. то есть 102+60. Вера +татар.Перевернуть 261 ответ всевышнему, возвращение! 67 -Аллаh+60-татар)=127, слово "сәфәр"-путь на этой Земле, включает в себя первую суру Корана , состоящую и 7 Татарам нужно общаться на родном языке, конечно знать хорошо русский язык, быть толерантными, добродушными , но не вялыми! Всем всё воздастся!
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    А скажите, господин Харис, все ли татары в Татарстане знают татарский хотя бы на бытовом уровне?
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    Почитайти Коми сайти Василия Бажина ,вот это да, я удивлен,вот это статья,проблема языками не только у нас.
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    Татарский язык исходя из определённых его знаний является ,кроме всего прочего, языком общения с Богом и попытка игнорировать его , ещё хуже ограничить , это вступить в спор с Самим Всевышним, а это чревато!
    Оглянитесь и вы увидите примеры из жизни, пора уже прояснить своё сознание, хотя , навряд ли, но может быть у кого нибудь!? В то же время татарам не нужно навязывать свой язык представителям других национальностей, а знающим воздастся!
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    Стопроцентный татарин: 39(тел -язык) +60 (татар)=99.То есть, Богу -угодный!
    .................................................................................................................................................
    99 имён Аллаhа!
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    Было время, когда татарские националисты сильно возмущались, что татары в Башкирии в школах изучают башкирский язык в обязательном порядке, который для них родным не является, но является вторым государственным языком на территории РБ, тоже согласно Конституции РБ. Примерно так же,как сейчас русские против татарского. Что по этому поводу сейчас скажете? Сейчас как бы сами себе противоречат (речь про татар- националистов). Там отказались от обязательного башкирского. Татары больше всех наверное, радуются. Интересный момент, не правда ли?!
    Ответить
    Анонимно 14 нояб
    Было время, когда...
    Вы ошибаетесь, не этим возмущались, никто не против изучения башкирского языка, тем более он татарам не чуждый, а ближе , например так, что почти идентичный, возмущались итогами переписи, где . как считали татар записывают людьми иной национальности, в данном случае башкирами!
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    Как можно насильно записывать национальность. Ерунда все это. Опять таки выдумки татнациков. Если записывали, значит они так назвались сами. А язык у них все равно больше башкирский, диалект. Таким же образом можно отделить от татар мишяр, кряшен ит.п. а поводу изучения баш. Языка татары из Казани именно возмущались. Было такое.
    Ответить
    Анонимно 14 нояб
    Действительно. интересный момент. Вот как все обернулось

    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    Как можно насильно
    Так говорите, как будто с Луны свалились!? Лично , не националист. ровно отношусь ко всем, но слов из песни не выкинешь, не стану описывать прелести "сказочных" чудес, это уже не то , не те "повороты", слишком "крутые" , может занести и опрокинуть, но не надо строить из себя наивного, вы должно быть сами осведомлены не меньше , что в жизни всяко бывает, особенно в "сказке", это уже зависит от сочинителей, типа Г.Х.Андерсена.А люди, что, они говорят, это уже устное творчество, а пишут писатели! Насчёт языка, всё же ,это перегиб и возможно эмоциональные всплески на волне определённого недовольства в том времени, происходивших событий. а скорее всего провокация, понятно причинно-добавленная в общую неразборчивую кучу.Так. что не будем углубляться в тему, ничего хорошего и позитивного она не сулит!...
    Ответить
    Анонимно 14 нояб
    Углубляться в тему в таком случае в принципе не нужно. Общая неразборчивая куча, т.е.все комментарии вообще ничего хорошего и позитивного не сулят. Значит и тема, которая здесь обсуждается. Короче, "интересный момент" кому-то очень не понравился. Так тогда поймите и русских, которых НАСИЛЬНО заставляют учить неродной им язык. Не надо тоже прикидываться наивным, как будто с луны свалились. Ведь в жизни всякое бывает...
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    поймите и русских, которых НАСИЛЬНО заставляют учить неродной им язык.
    Источник : https://realnoevremya.ru/society/culture/81348-intervyu-renata-harisa-ob-izuchenii-yazyka?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
    Русских давно понял! ...Конечно же вредное занятие, заставлять их изучать татарский язык, а вот татар самих надо принуждать к этому.Дети , они "несмылёныши", что родители говорят, тому и следуют, а так нельзя, проблем ещё прибавится.Настоящим днём живут, а жизнь скоротечна и задача руководства республики заинтересовать свой , татарский народ знать и говорить на родном языке, несмотря ни на ,что и они ответственны за это в первую очередь!
    Ответить
  • Анонимно 17 нояб
    Молодец, Ринат абый! Спасибо!
    Ответить
  • Анонимно 17 нояб
    Сейчас и русским языком далеко не уйдешь. Английский и китайский, татарский
    Ответить
  • Анонимно 18 нояб
    ...у ней особенная стать, в Россию надо только верить!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии