Новости раздела

Главного пристава Нижнекамска отдали под суд за карьеризм

По версии следствия, подчиненный Радика Ильясова устроил в городе нефтехимиков коммунальную «амнистию» ради премий и похвалы начальства

Закрывать по 40 исполнительных производств в день любой ценой, чтобы заработать авторитет и премии всему районному подразделению, — такую задачу подчиненным, по их словам, ставил главный судебный пристав Нижнекамска Нияз Салахов. Именно в его отделе следователи нашли 3 тысячи незарегистрированных судебных приказов и сотню закрытых, якобы в связи с уплатой долга, исполнительных производств аж на 5 млн рублей. В Следкоме считают, что денег этих коммунальщики и связисты не увидели по вине ныне подсудимых Салахова и его исполнительной подчиненной. Подробнее — в материале «Реального времени».

Версия Следкома: фиктивное исполнение поставили на поток

Этой весной коммунальные долги нижнекамцев перевалили за 360 млн рублей. В черном списке есть семьи-рекордсмены, накрутившие по 200—300 тысяч рублей в неоплаченных счетах. Как исполняются судебные решения о взыскании таких гигантских долгов, показало расследование уголовного дела о серии злоупотреблений полномочиями в Нижнекамском отделе УФССП по РТ. В преступлениях обвиняют начальника отдела Нияза Салахова и его подчиненную Татьяну Протасову. Судебный процесс над не признающим вину начальником стартует 12 сентября, его сознавшаяся подчиненная пошла под суд еще 15 августа.

По версии Следкома по РТ, по приказу своего начальника пристав Протасова занималась фиктивным исполнением судебных решений, массово закрывая исполнительные производства (далее ИП) в отношении жителей Нижнекамска и района, задолжавших 10—400 тысяч рублей коммунальщикам и связистам. Часть таких ИП изначально находилась в производстве Протасовой, часть Салахов, как считает следствие, забирал у менее послушных подчиненных и отдавал ей.

По версии Следкома по РТ, по приказу своего начальника пристав Протасова занималась фиктивным исполнением судебных решений, массово закрывая исполнительные производства. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Самое интересное в этой истории — мотив. В Следкоме полагают, что подрывом авторитета госвласти и судебной системы начальник отдела занялся, в первую очередь «желая избежать дисциплинарного наказания с последующим уменьшением зарплаты… за ухудшение показателей профессиональной деятельности», а во вторую — желая повысить эти самые показатели, зарекомендовать себя с лучшей стороны и получить премию. Какой ценой? Матом, поздними совещаниями и приказами закрывать ежедневно 40 исполнительных производств, рассказывали на следствии приставы, уверяя, что идти на нарушения по примеру Протасовой они отказывались. А еще возмущались, что в Казани нормой считается показатель — 15 завершенных ИП в день.

Напомним, при аресте обвиняемого в превышении полномочий замруководителя УФССП по РТ Сергея Плющего следствие сообщало о незаконном закрытии ИП и установленной планке — 20 производств в день.

Цена премиальных

Со слов подчиненных, поставленная начальником цель была достигнута: 5 мая 2017-го (всего за несколько дней до задержания) его признали лучшим руководителем среди начальников отделов УФССП по РТ, а Протасову — лучшим приставом-исполнителем. Впрочем, подтверждения этим словам на сайте управления нет. Зато известно, что первую жалобу на лжеисполнение решения суда нижнекамские коммунальщики подали еще в феврале! Для начала — в свой Единый расчетный центр. Но если верить данным следствия, машину лжеправосудия это не остановило.

В результате всего за три месяца — с февраля по апрель 2017 года — нижнекамским должникам «простили» неуплату 5 млн рублей. В исполнительные производства были подшиты фиктивные платежки о полном исполнении судебных актов и выплатах в пользу управляющих компаний «Мой дом Камских Полян» (всего на сумму 3,4 млн рублей), «ПЖКХ-17» (966,9 тыс.), «ЖКХ «Афанасово» (312,6 тыс.) и ПАО «Таттелеком» (224 тыс.). Однако взысканных на бумаге средств компании не увидели.

Пристав Протасова в мае написала явку с повинной и дала показания против себя и начальника. Рассказала на следствии о своей зарплате в 13 тысяч рублей (с учетом надбавок), возможности получить премию до 5 окладов за успехи в службе и невозможности выполнения «дневной нормы закрытий». А еще рассказала, что за счет фиктивно оконченных производств Нижнекамский отдел действительно поднялся в рейтингах УФССП по РТ сразу на несколько позиций и работники получали премии.

К слову, после заключения Салахова под домашний арест его заместители обнаружили в отделе еще 3 тысячи незарегистрированных в базе судебных приказов и решений. Хотя по закону подобные документы должны быть приняты в работу в течение трех дней. Соблюдение этой нормы могло бы существенно подпортить статистику отдела, однако доказать злой умысел в данном случае не удалось. Ответственная за регистрацию сотрудница начальство топить не стала — мол, сама не справилась с объемом работы. Зарегистрировать всю неучтенку нижнекамским приставам при помощи казанских коллег удалось лишь в июне.

Версия защиты: незаконных приказов не отдавал

Обвиняемый в злоупотреблениях и карьеризме Нияз Салахов вину не признает. В ходе следствия он заявил, что заниматься фикцией подчиненным не приказывал. По его словам, нагрузка в отделе была серьезной: на 18 приставов-исполнителей — почти 70 тысяч производств. При этом начальство требовало, чтобы за отчетный период были исполнены не меньше 48% производств от остатка. Исходя из этих цифр Салахов и ставил подчиненным задачу — заканчивать за день 20—40 исполнительных производств.

Норму эту Салахов считает реальной. Хотя отмечает, что приставы, включая Протасову, в целом с ней не справлялись. Лишь в отдельные дни «ответственным и добросовестным» сотрудникам, по его словам, удавалось принимать процессуальное решение по 50—60 ИП. Если верить этой цифре, то на работу по одному делу рекордсмены, трудившиеся по 10 часов в день, тратили всего 10 минут. Какие суммы удавалось взыскать за такие сроки, Салахов со следствием не делился. Но сообщал, что проверку законности завершения ИП он не производил — и как проверить, если в месяц завершалось по 3 тысячи дел!

Кто из приставов виноват — решать Нижнекамскому горсуду. Однако пример конкретного дела в который раз лишь указал на минусы «палочной системы». На местах же мало что изменилось. Так, назначенный вместо Салахова и.о. начальника нижнекамского отдела УФССП по РТ снизил планку «ежедневных закрытий» с 40 до 25—30.

Ирина Плотникова
ОбществоВласть

Новости партнеров