Новости раздела

Роберт Мусин: «Куда я могу скрыться, когда у меня здесь вся моя семья?»

Председатель «Татфондбанка» вышел на связь из СИЗО в толстовке «Russia» и просил отпустить его под домашний арест

Роберт Мусин: «Куда я могу скрыться, когда у меня здесь вся моя семья?»
Фото: realnoevremya.ru/Дарья Турцева

Сегодня пострадавшим клиентам «Татфондбанка» наконец предоставилась возможность увидеть Роберта Мусина почти воочию — по видеосвязи из СИЗО. Если учесть, что на предыдущие заседания по продлению ареста Мусин присылал вместо себя справку о нездоровье — это большой прогресс. Настроение у главы ТФБ было бодрое, выглядел хорошо, несмотря на семь месяцев пребывания в СИЗО. Пришедшие на процесс вкладчики сказали Мусину, что соскучились по нему, правда, взаимных чувств банкир не высказал. Он ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, но суд настоял. Подробности в материале «Реального времени».

«Мы соскучились по вам!»

О том, что рассмотрение апелляции адвоката Роберта Мусина на решение Приволжского суда назначена на утро пятницы, стало известно только в четверг вечером. Именно поэтому на процесс пришло так мало пострадавших: «Просто поздно объявление было о суде, поэтому народу у нас нет, люди не сориентировались», — объясняла активистка из группы вкладчиков «Татфондбанка» Талига Спиридонова. Если бы о процессе стало известно чуточку раньше, люди скорректировали бы свои планы хотя бы ради того, чтобы увидеть Роберта Мусина живьем. Ну почти живьем — на экране телевизора. Если учесть, что раньше чаще всего Мусин присылал вместо себя справку о нездоровье, то сегодняшний онлайн — большой прогресс.

— Мы соскучились по вам! — крикнула, перебив судью, Спиридонова Мусину, когда включили видеосвязь с СИЗО.

Взаимных чувств к клиентке своего банка Роберт Мусин не испытывал. Он ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, но ему в этот раз отказали.

— Я просил вообще без меня рассматривать. Я же доверил адвокату свои дела, — глава «Татфондбанка» ответил то ли Талиге Спиридоновой, то ли судье — на вопрос о том, понятны ли ему, как подследственному, его права.

Сидевший рядом со Спиридоновой другой активист Дмитрий Бердников, был недоволен и видеосвязью: «Даже губернаторов и то приводят».

— Да, терпения нет, извините, пожалуйста, — попросила прощения активистка за «разговорчики» во время процесса.

— Если нет терпения, вам делаю первое замечание, и со следующего вы уйдете отсюда. Порядок в зале должен быть, — выписал судья Рашит Файзуллин «желтую карточку» Талиге Спиридоновой. Но это ее не успокоило. «Все против народа!» — продолжила она.

В итоге покинуть зал пришлось Бердникову, у которого зазвонил телефон. После безуспешных попыток найти его в недрах своей сумки и выключить звук, он вышел в коридор.

Из СИЗО в толстовке «Russia» и с хорошим настроением

Пока судья озвучивал доводы следователей, настаивавших на содержании Мусина под стражей, и доводы адвоката, который считает, что Мусин должен находится под домашним арестом, банковские активисты направили камеры своих телефонов на экран телевизора, в левом углу которого было видно Роберта Мусина. Глава «Татфондбанка» в прямой эфир из СИЗО вышел в толстовке с надписью «Russia», внешний вид не выдавал в нем больного или удрученного содержанием за решеткой человека. Голос главы ТФБ был бодр, а цвет лица, насколько об этом позволяет судить ТВ-экран, свеж. Семь месяцев в изоляторе не сказались даже на фигуре подозреваемого. Робер Мусин, в отличие от другого vip-арестанта Алексея Улюкаева, даже не похудел. Экс-министр экономразвития РФ, напомним, поблагодарил российскую систему правосудия за то, что смог сбросить 14 килограммов за время следствия по своему делу.

«Адвокат указывает, что продление срока содержания под стражей суд мотивировал лишь тяжестью предъявленного обвинения, особой сложностью уголовного дела и большим общественным резонансом дела», — зачитывал судья ходатайство адвоката Алексея Клюкина.

«Законных оснований для содержания Мусина под стражей не имеется», — подчеркнул адвокат. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Защита Мусина строила свои доводы и на том, что преступление, инкриминируемое главе «Татфондбанка», является экономическим, а «закон прямо запрещает применение иных мер, кроме домашнего ареста, к субъектам предпринимательской деятельности, обвиняемым в совершении преступления в том числе по ч. 4 ст. 159 УК РФ. «То есть законных оснований для содержания Мусина под стражей не имеется», — подчеркнул адвокат.

— Мусин, вы жалобу адвоката поддерживаете? У вас есть что добавить к жалобе адвоката? — спросил Рашит Файзуллин Мусина.

— У меня только подчеркнуть, что банковская деятельность — это предпринимательская деятельность. Если кто-то скажет, что это что-то иное — готов подискутировать на эту тему. Только это, все. Подчеркну, что это экономическое преступление, — ответил Роберт Мусин.

Здесь вам не театр: пострадавшие вкладчики поблагодарили судью, а Роберта Мусина смутили слова прокурора

Прокурор Ангелина Оленина поддержала ходатайство следователей оставить Мусина под стражей до 16 декабря. Срок самого следствия, напомним, продлен до 16 февраля 2018 года.

— Оснований для изменения меры пресечения не имеется, есть основания полагать, что при избрании более мягкой меры пресечения Мусин может скрыться от следствия, воспрепятствовать производству по делу, — сказала прокурор, а судья зачитал ходатайство следователей, где говорилось о «значительных материальных средствах и недвижимости за рубежом», которые могут помочь Мусину скрыться от уголовного преследования, если его отправят под домашний арест.

— Мусин, вам предоставлено последнее слово, — обратился судья к главе ТФБ.

— Мне добавить особо нечего. Единственное, что сказал уважаемый прокурор: куда я могу скрыться, когда у меня здесь вся моя семья? Вот это меня смущает немножко, — бодро произнес Мусин. И после некоторой паузы добавил: «Хорошо. У меня добавить нечего».

Суд в совещательной комнате находился не больше двух минут. Все это время пострадавшая вкладчица негодовала: «Мы не можем даже телевизор смотреть, просто горе у нас. А ему, значит, домой! Ничего, пусть потерпит, как мы терпим, все это время страдаем за украденные наши личные деньги…»

В итоге суд постановил: жалобу адвоката не удовлетворять и оставить решение Приволжского районного суда без изменений. В СИЗО Роберт Мусин пробудет до 16 декабря.

— Спасибо хотя бы за это, — радостно зааплодировала Талига Спиридонова.

— Так. Прекратите эти хлопки, это, извините, не театр здесь! — сделал выговор активистке судья Рашит Файзуллин.

— Это мы эмоции выражаем! Почему мы на эмоции не имеем права? — снова заспорила Спиридонова.

Чат в WhatsApp как доказательство вины банкиров

Дело «Татфондбанка» уже разбухло до 1000 томов, уверяют источники «Реального времени» с оговоркой, что в числе приобщенной информации много «воды». К примеру, материалы каждой проверки Центробанка — это минимум 16 новых томов. В то же время судебные материалы по аресту имущества фигурантов и аффилированных лиц также тянут на 100 томов.

Свидетельством против арестованного банкира стали показания бывшего зампреда ТФБ Рамиля Насырова. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Так, следствие приобщило к делу учредительные и иные документы компаний с пропиской в офшорах республики Кипр, Белиза, Виргинских островов, Люксембурга и Швейцарии, «к бизнесу которых имеет непосредственное отношение Роберт Мусин и члены его семьи». В дело пошли и сведения о физических и юридических лицах и счетах акционеров ТФБ в разных организациях, «входящих в консолидированную банковскую группу («ИнтехБанк», «Тимер Банк», банк «Советский», «Радиотехбанк» и «Татагропромбанк», ИК «ТФБ Финанс», ЗАО «ТФБ Актив», «ТФБ Дальневосточный», «ТФБ инвестиционный» и т. д.). Присовокуплены и результаты проверок Банка России с предписаниями и ходатайством регулятора «о проверке финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных обвиняемому Мусину юрлиц, в том числе...» — далее перечисляются компании «Урман», «ТДК-Актив», «Новая нефтехимия», «Траверз компани» и другие, уже фигурирующие в деле ТФБ.

Свидетельством против арестованного банкира стали показания бывшего зампреда ТФБ Рамиля Насырова и подозреваемого экс-директора «Новой Нефтехимии» Рамиля Сафина. Тут же показания экс-зампреда Сергея Мещанова (фигуранта дела «ТФБ Финанс») и начальника юротдела банка Мусиной — однофамилицы обвиняемого.

В доказательную базу пошла даже электронная переписка в мессенджере WhatsApp. Следствие усмотрело в общении отдельных сотрудников банка и иных лиц «дополнительные сведения, подтверждающие согласованность действий,… направленных на вывод активов банка». Средствами для вывода стали и кредитование сомнительных заемщиков, порой заведомо не способных возвратить кредиты и не ведущих деятельности, и замещение активов банка «ссудами приравненной к ним задолженностью юридических лиц», и совершение иных сомнительных операций в интересах обвиняемых и связанных с ними лиц, в том числе незадолго до введения моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Дарья Турцева
ЭкономикаПроисшествияБанки

Новости партнеров