«Татнефть» накачивает свой шинный бизнес
В Казани побывали 80 ведущих шинных дилеров из 15 стран мира. Их пригласила «Татнефть», чтобы рассказать о перспективах Нижнекамского шинного комплекса и новых подходах в борьбе за высококонкурентный рынок.
Стратегия-2025
В 2016 году была утверждена Стратегия Группы «Татнефть» до 2025 года. Ее ключевая цель — удвоение стоимости Группы (в долларовом эквиваленте) к 2025 году. Стратегия также предусматривает более сбалансированный портфель бизнесов. Так, шинный блок «Татнефти» должен увеличить операционную прибыль не менее чем впятеро к этому сроку. Для этого предполагается увеличение реализации до 16 млн покрышек — на треть больше от сегодняшних объемов.
— В нефтедобыче и переработке мы получили признание в мире. Имидж современного нефтеперерабатывающего комплекса «ТАНЕКО» способствует продвижению его продукции, теперь хотим показать, что мы современная компания и в сфере шинного производства, — заявил принявший участие во встрече генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов. — Наш шинный комплекс стабильно развивается и у него хорошие перспективы, несмотря на общее падение шинного рынка России. Эта уверенность базируется на детально проработанных проектах.
Для их реализации запланированы колоссальные инвестиции — 24 миллиарда рублей. Стратегической задачей Наиль Маганов назвал удержание лидерских позиций на внутреннем рынке и упрочение на мировом рынке и пояснил:
— Наши амбиции с точки зрения производства, технологий оправданны: поставлено самое современное оборудование, над конструкцией шин и рисунком протектора работали иностранные специалисты из разных компаний, генерированы новые технические и технологические идеи. Но с точки зрения маркетинга на высококонкурентном рынке, возможно, не дорабатываем.
Чтобы улучшить ситуацию, будут развиваться продажи через интернет, пообещал генеральный директор. Для упрочения отношений с дилерами модернизируется заявочная программа, упрощены закупочно-отгрузочные процедуры, представлена более прозрачная система ценообразования. Для оперативного решения вопросов будет открыта площадка дистанционного общения. Обратной связи поможет также анкетирование дилеров и покупателей.
Новая линейка камских шин
«Локомотивами» продвижения Наиль Маганов назвал стремительно набирающие популярность легковые шины Viattiи цельнометаллокордные (ЦМК) для грузовиков и автобусов.
О деталях новой стратегии дилерам рассказали директор УК «Татнефть-Нефтехим» Анвар Вахитов, исполнительные директоры Торгового дома «Кама» Рафаил Бадретдинов иНТЦ «Кама» Александр Махотин.
На Viatti и ЦМК к 2025 году должна приходиться половина всей реализации. С увеличением производства Viatti будет замещаться «старый» ассортимент легковых шин. Обеспечить количественный и качественный рост поможет проводимая сейчас реконструкция производства резиновых смесей на «Нижнекамскшине».
Производство цельнометаллокордных колес планируется увеличить на 300 тысяч в год. При этом будет развиваться новая линейка ЦМК под брендом «Кама PRO». Задача — повысить конкурентоспособность в сравнении с мировыми брендами за счет повышенного срока службы.
В 2017 году планируется произвести более 13 млн шин против 11,52 млн в 2016 году. Но одно дело — производство, другое — реализация на высококонкурентном шинном рынке России, который к тому же в прошлом году «упал» на 3%. Тем не менее, нижнекамских шин в прошлом году было отгружено на 1 млн штук больше, чем в предыдущем. В том числе на 700 тыс. продано больше легковых за счет Viatti. В прошедший зимний сезон непроданных покрышек с этим брендом осталось не более 3%. Этот показатель РафаилБадретдиновназвал идеальным для новой марки на падающем рынке.
В грузовом сегменте увеличение продаж произошло за счет цельнометаллокордных шин. Идет рост их поставок на КАМАЗ.
Всего на долю «Татнефти» в прошлом году пришлось 23% выпуска шин в РФ и 21% продаж. Это сопоставимо с суммой долей на рынке двух «ближайших» конкурентов — Cordiant(12%) и Nokian(11%).
В условиях усиливающейся конкуренции перед нижнекамскими шинниками стоит задача укрепить лидерские позиции. В пользу этого говорит рост присутствия в дальнем зарубежье — теперь география ТД «Кама» включает более 40 стран. Залогом успеха является и разветвленная товаропроводящая сеть во всех субъектах РФ, которая включает более 80 контрагентов. К этому нужно добавить поставки для конвейеров 30 автопроизводителей.
Экспансия на восток
Еще два года назад на Дальнем Востоке вообще не продавались российские шины, на шиномонтажах даже висели объявления: «Русские шины не переобуваем». Но нижнекамским покрышкам удалось с триумфом докатиться до Владивостока. Вот что рассказал на конференции Павел Буря, генеральный директор сети из 15 магазинов в Якутии, Забайкальском, Хабаровском и Приморском краях, Амурской области.
— Торговый дом «Кама» нам дал карт-бланш работать на весь Дальний Восток. Сначала было сложно – сказывалось засилье китайского «серого» импорта, а в премиальном секторе в приоритете была японская Bridgestone.
Но ТД «Кама» сильно прибавил в рекламе, создал мотивационную программу продвижения. Благоприятным фоном стала девальвация рубля. Если раньше ездили на дешевой китайской резине, то теперь подсчитали стоимость километра пробега, и результат оказался явно в пользу камских шин. По результатам работы 2015—2016 годов они появились везде, где ранее не были известны, и заняли долю в 20% от реализации, отметил Павел Буря.
Вот два характерных примера. Прошлой осенью во Владивостоке неожиданно выпал снег, а муниципальное пассажирское предприятие оказалось без зимних колес — подвели поставщики. Попросили срочно 800 колес Viatti двух размеров на миниавтобусы, чтобы уже наутро было на чем выйти в рейс. Проездили зиму… и попросили подписать договор для начала на 2017 год, а там и трехлетний. Профсоюз таксистов Приморья, в который входит четыре крупных таксопарка, закупил 1 000 камских покрышек. Это было впервые: владивостокские таксисты выбрали российские шины.
Дальневосточные дилеры рассчитывают на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество. Теперь уже речь идет об открытии магазинов в Хабаровске и на Камчатке.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.