Принятие ислама Булгарией: замысел Алмыша, неповиновение сувар и конфликт с иудейской Хазарией
Как волжские булгары принимали религию Мухаммада

На днях в России отметили день официального принятия ислама Волжской Булгарией. Столь значимое событие, заметно повлиявшее на ход истории в Евразии, произошло на территории современного Татарстана. О том, как шло распространение новой веры среди местного населения, в авторской колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани, к. и. н. Алмаз Мухамадеев. Колумнист приводит любопытные факты противостояния исламской Булгарии с иудейской Хазарией.
Религия объединения
Обстановка в Волжской Булгарии к концу IX века сложилась такая, что, как и в других государствах примерно такого уровня развития, появилась настоятельная потребность в единой государственной религии. Правители начали усиленно подбирать для своих подданных соответствующее вероисповедание, которое укрепило бы социальную структуру, служило бы объединяющим началом и мощным идеологическим импульсом, определяющим дальнейший путь общества.
Хазарские каганы, прежде всего, попытались внедрить культ единого бога Неба — Тенгри-хана. В Дунайской Болгарии до принятия христианства был установлен культ вождя-хана, в Киевской Руси князь Владимир усиленно насаждал культ бога грома и молнии Перуна. Тем не менее очень быстро культы переставали соответствовать тем общественным отношениям, которые устанавливались в этих государствах. По прошествии недолгого времени Хазария приняла иудаизм, Дунайская Болгария и Киевская Русь — православное христианство. В Волжской Булгарии такой консолидирующей религией стал ислам суннитского толка. Особую роль в этом выборе сыграли активные контакты со странами Средней Азии.
В 921 году к багдадскому халифу аль-Муктадиру прибыл посол правителя волжских булгар Алмыша. Алмыш к этому времени сам уже был мусульманином и просил халифа «о присылке к нему кого-либо, кто наставил бы его в вере, преподал бы ему законы ислама, построил бы для него мечеть, воздвиг бы для него кафедру, чтобы он установил на ней от имени халифа хутбу в его собственной стране и во всех областях его государства». Он также просил его о «постройке крепости, чтобы укрепиться в ней от царей своих противников».
Было несколько причин обращения царя Алмыша к халифу. Во-первых, Алмыш посредством политического покровительства халифата решил обезопасить себя от внешних угроз. Во-вторых, приняв ислам, он приобретал существенно больший авторитет своей власти в Волжской Булгарии и тем самым мог реально ускорить процесс консолидации булгарского сообщества.
Волжская Булгария складывалась в результате объединения под одной властью ранее самостоятельных этнополитических территорий. Процесс шел со взаимными конфликтами правителей княжеств, в которых глава государства всячески стремился усилить свое политическое, правовое и экономическое положение. Но и этого оказалось недостаточно для полной консолидации разношерстных булгарских племен. Алмыш решил ввести в игру самый главный, возможно, и последний «козырь» — использовать в своих целях монотеистическую религию. Прибытие же арабского посольства дало ему моральное право повелевать булгарским сообществом как главе правоверных.
Суварское неповиновение
Весной 922 года посольство халифа прибыло к месту своего назначения в Волжскую Булгарию. Принято считать, что летом того же года состоялось всенародное принятие булгарами ислама, за исключением части сувар во главе с князем Вырыгом. После приезда посольства Алмыш повел себя заметно увереннее. Он заявил непокорным племенам: «Воистину, Аллах могучий и великий даровал мне ислам и верховную власть повелителя правоверных. Кто мне будет противиться, того поражу мечом». Такое предупреждение было в духе времени и подействовало на большую часть булгарского сообщества: сомневающиеся в необходимости объединения и принятия ислама племена, поняв серьезность намерений Алмыша, были вынуждены примкнуть к нему.
Проблема появилась в лице сувар, которую Алмыш явно мог предвидеть, т. к. до всенародного принятия ислама он отправил своих людей именно за суварами, тогда как беренджеры и барсилы добровольно согласились на этот объединительный акт, а эсегелы, хоть и сомневались, в итоге все же не посмели ослушаться царя.
Учитывая, что ко времени прибытия посольства какая-то часть булгарского сообщества уже была мусульманами, относительная легкость «всенародного принятия» ислама видится очевидной. О личности самого Алмыша, времени и условиях принятия им ислама, практически ничего не известно. Но еще арабский автор Ибн Русте, писавший свой труд «Книга драгоценных сокровищ» в начале Х века (относительно булгар по материалам еще раннего времени — конца IX века), утверждал, что «царь булгар, Алмыш по имени, исповедовал ислам».
Однако все это не снимает вопросов относительно сувар во главе с князем Вырыгом, выразивших принципиальное нежелание подчиняться царю. Был ли каким-либо образом наказан или приведен к покорности Вырыг, сведений в источниках не имеется, но в средневековой практике это было в порядке вещей. Учитывая, что решался вопрос государственной важности, наказание столь категорического ослушника являлось острой необходимостью.
Смута во время принятия официальной государственной религии известна и в истории дунайских болгар. Но здесь дело не ограничилось только относительно пассивным неповиновением со стороны оппозиции, как это было у волжских булгар. Царь Борис, стремящийся обратить своих подданных в христианство, встретил энергичное сопротивление со стороны части знати, желающей сохранить языческую веру. Предводители язычников взбунтовались и возмутили против Бориса народ, однако смута окончилась полным разгромом оппозиции.
История принятия новых вероисповеданий знала и другие примеры, когда религиозные нововведения оборачивались против самих правителей-реформаторов. Один из таких случаев описывает Ибн Фадлан: «Первый из их [гузов] царей и главарей, кого мы встретили [был] Йынал Маленький. Он прежде принял [было] ислам. Но ему было сказано: «Если ты принял ислам, ты уже не главенствуешь над нами». Тогда он отказался от своего ислама».
Тайный замысел Алмыша
Общий характер просьб Алмыша к халифу вполне ясен и понятен, цель — найти могущественного духовного, политического и экономического покровителя в его лице. Но анализ каждой просьбы по отдельности ставит под сомнение искренность булгарского царя по отношению к халифу. Возникает вопрос об истинных намерениях Алмыша.
Первая просьба об утверждении среди волжских булгар основ ислама, предполагающая их незнание, выглядит несколько надуманной. Известно, что немалая часть волжских булгар, как и булгар Хазарского каганата, к тому времени без опасения для себя исповедовала ислам. При этом ханафитский мазхаб ислама имел в Волжской Булгарии довольно широкое распространение. Ибн Фадлан, желавший изменить некоторые порядки в отправлении религиозных обрядов, укоренившихся среди булгар и совершаемых с учетом местных географических условий, встретил со стороны Алмыша жесткий отказ. Арабские послы не смогли приблизить волжских булгар ни к шафиитскому, ни к ханбалитскому направлениям ислама, исповедуемым в халифате.
Возможно, Алмыш расчитывал на помощь халифа, призванную запретить хазарским булгарам воевать со своими единоверцами на Средней Волге, как утверждают некоторые исследователи. Однако Алмыш не мог не знать, что ал-арсии — мусульманские гвардейцы-наемники — и все иные мусульмане каганата по договору с каганом имели узаконенное право не воевать со своими единоверцами. Учитывая, что отряды мусульман составляли отборную часть армии каганата, Алмыш имел серьезные основания не опасаться прямого военного вмешательства со стороны хазар.
Следующая просьба Алмыша к халифу касалась постройки крепости. Принято считать, что крепость правителю булгар была необходима для защиты от «хазарской угрозы». Однако, как мы уже отметили, такой прямой угрозы практически не существовало. Просьба была связана с объединительной политикой, которую собирался проводить булгарский царь. Ибн Фадлан, информирующий о письме Алмыша багдадскому халифу, пишет, что булгарский правитель просил помощь в строительстве крепости, «чтобы укрепиться в ней от царей своих противников», не упоминая при этом хазар. О том, что крепость побудила построить «боязнь царя хазар», Алмыш говорит только самому Ибн Фадлану, уже находящемуся в Волжской Булгарии. На наш взгляд, под «своими противниками» Алмыш имел в виду не столько хазарского сюзерена, сколько потенциальных соперников в самом булгарском сообществе — князей отдельных племен. Ведь логика требовала порядка действий: сначала — объединение, лишь потом — борьба за независимость.
Факт неисполнения воли правителя частью населения и необходимость прибегать к насилию для подкрепления своего авторитета был расценен исследователями как свидетельство недостаточно окрепшего авторитета центральной власти и наличия самостоятельности отдельных племен волжско-булгарского сообщества. Очевидно, именно эти обстоятельства и делали Алмыша уязвимым, сдерживали воплощение его планов по консолидации, созданию независимого от хазар государства.
Духовную власть над булгарским сообществом Алмыш получал с официальным признанием Волжской Булгарии мусульманским государством со стороны халифата и других государств. Наличие мощной крепости дало бы ему возможность существенно подкрепить свой авторитет в булгарском сообществе. Город-крепость мог бы стать как единым центром управления государством, так и надежной защитой во время смут внутри страны. Очевидно, Алмыш и ранее предвидел возможность бунтов, но реально ощутил это лишь в 922 году, когда эсегели выразили сомнение в правильности его политического курса, а часть сувар вовсе отказалась подчиниться.
Попытка окончательно выйти из-под власти Хазарского каганата посредством признания себя мусульманской страной у волжских булгар не получилась. Как отметил Л.Н. Гумилев, вероотступничество не укрепило, а ослабило булгар. Сувары — одно из крупных племенных образований булгарского сообщества — отказались принять ислам и укрепились в лесах Заволжья. В итоге исламская Волжская Булгария до второй половины Х века не могла соперничать с иудейской Хазарией.
Мусульманско-иудейская конфронтация
Во время нахождения посольства в Волжской Булгарии знаковые события происходили и в Хазарии. Как сообщает Ибн Фадлан, «в триста десятом году до царя хазар дошла весть, что мусульмане разрушили синагогу, бывшую в усадьбе ал-Бабунадж, он приказал, чтобы минарет (имеется ввиду минарет соборной мечети Итиля, в то время столицы каганата, — прим. авт.) был разрушен, казнил муэдзинов и сказал: «Если бы, право же, я не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть». Произошло это событие в 310 году хиджры. Посольство арабов к булгарам прибыло 12 мая 922 года, 310 года по хиджре начался буквально перед этим — 1 мая. Значит, описанные события произошли именно во время пребывания посольства в Волжской Булгарии летом 922 года, причем Ибн Фадлан узнал об этом, находясь уже в Среднем Поволжье.
Весть о прибытии посольства халифа в страну волжских булгар и об окончательном утверждении там ислама вызвала возбуждение среди мусульман каганата. Однако хазарское правительство чувствовало себя достаточно крепко и предприняло ответные меры. Так как на основную причину волнений — посольство халифа к царю волжских булгар — ссылаться было нежелательно, то царь хазар выдвинул в качестве предлога разрушение синагоги в ал-Бабунадже. Полное же разрушение соборной мечети хазарской столицы привело бы к крайнему обострению конфликта иудеев и мусульман внутри Хазарии и за ее пределами, чего царь хазар вряд ли желал.
Усиление Волжской Булгарии, а тем более ее независимость, означали для каганата потерю обширного края, богатого природным и человеческим ресурсом. Это ослабило бы экономический и военный потенциал Хазарского государства, а также нанесло бы удар по политическому имиджу каганата на международной арене.
Хазары, прекрасно понимая, что военное вмешательство может привести к непредсказуемым последствиям, могли использовать в целях расстройства планов Алмыша тайную дипломатию. В одном из сообщений «Повести временных лет» отмечается, что варяги живут и на восток от Варяжского моря «до предела Симова». Несмотря на то, что «Симов предел» попал сюда по ошибке, это недоразумение имело прочные корни в древнерусской письменности. Видимо, писал А. Г. Кузьмин, из-за принятия хазарами иудаизма и под влиянием пропагандистской информации, исходящей от иудеев, булгар их современники нередко также считали семитским народом. «Симов предел» — это лишь граница Волжской Булгарии, в которую упирались владения русов во второй половине IX века. Но, похоже, хазары сознательно вводили мировое сообщество в заблуждение. Понимая, что в экономическом и политическом противостоянии с каганатом другие государства могли найти в волжских булгарах, стремящихся получить независимость, потенциальных политических и военных союзников, хазары представляли их мировому сообществу как неотъемлемую часть своего государства, в особых случаях — даже как иудеев.
Впрочем, имеются и иные сообщения о волжских булгарах-иудеях. Арабский географ ал-Мукаддаси упоминает о трех городах булгар, среди которых называет Болгар и Сувар. Название третьего города расшифровать не удалось. Этот город находился на берегу какой-то реки, но не Волги, и был крупнее двух упомянутых городов. Его жители были иудеями, которые затем перешли в ислам. Когда-то они отправились к берегу моря, но теперь вернулись в этот город. Д.А. Хвольсон, комментируя данные сведения, не смог объяснить, что это был за город, но сделал некоторые выводы: во-первых, иудаизм распространился из Хазарии далеко на север, во-вторых, переселения волжских булгар к морю и обратно связаны с последствием походов русов в 968 году.
Финансовые средства от купли-продажи имения опального везиря Ибн ал-Фурата в Хорезме в сумме 4 000 динаров, предназначенные для волжских булгар, посольству должен был вручить некий Ахмед бен Муса Хорезмиец. Имение он должен был получить из рук ал-Фадла бен Мусы Христианина, управляющего поместьем, выехать из Багдада вслед за посольством через 5 дней и догнать его. Эти сведения дошли до Ибн Мусы Христианина, который немедленно начал действовать, сообщив всем сторожевым постам и гарнизонам по хорасанской дороге, где должен был проезжать Ибн Муса Хорезмиец, чтобы его арестовали и держали под стражей до особых распоряжений. В результате Хорезмийца арестовали в Мерве и заключили под стражу, а посольству пришлось задержаться в Бухаре на 28 дней.
Записи Ибн Фадлана конкретизируют причины неполучения финансов. Это действия отдельных лиц, каким-либо образом заинтересованных в том, чтобы деньги не дошли до послов. Мы предполагаем заинтересованность в этом правителей Хазарского каганата, желавших предотвратить как принятие волжскими булгарами ислама, так и строительство в их стране мощной крепости.
Нам кажется сомнительным утверждение некоторых историков о поголовном язычестве сувар после 922 года, что опровергается текстом Ибн Фадлана и тем, что суварский князь в 920—970 годах чеканил свои монеты, надписи на которых сделаны арабской графикой, получившей широкое распространение в Волжской Булгарии после принятия ислама. Что касается исполнения языческих обрядов и применения норм обычного права среди простого населения, то на бытовом уровне эта практика долгое время проявлялась у всех племен волжско-булгарско-тюркской конфедерации.
Об уровне исламизации Волжской Булгарии у исследователей до сих пор нет единого мнения. Одни считают, что ко времени монгольского нашествия Волжская Булгария была практически мусульманской страной, другие — что волжские булгары оставались весьма поверхностными в исламской вере. Тем не менее прибытие арабского посольства в Среднее Поволжье — факт, и мусульманство в это время заметно укрепилось среди волжских булгар.
комментарии
Да, элитой - политической, военной и т.д. - в Волжско-Камской Булгарии были булгары.
Но Ибн Фадлан в качестве основных племен добровольно принявших ислам выделяет СЛАВЯН - он прямо пишет "царь САКАЛИБОВ".
Наверное давно настало время поговорить об этом факте.
Конечно, этот факт - добровольного принятия Славянами Ислама на Средней Волге в 922 году - входит в противоречие с "общепринятой концепцией" развития истории как "православных" историков, так и "мусульманских" историков.
Но при этом он остается историческим фактом, базирующемся на Книге Ибн Фадлан.
Тем интереснее будет дискуссия - именно дискуссия, а не спор, в котором стараются унизить и оскорбить своих "оппонентов", а не приблизиться к истине.
Об этом прямо пишет учёный секретарь посольства Ибн Фадлан.
И это тема для интересной дискуссии.
Вас сделают "главным бухгалтером" и Вы у всех будете проверять "бухгалтерию")))
"ЭТО - Книга 1 Ахмеда ибн-Фадлана ибн-ал-'Аббаса ибн-Рашида 2 ибн-Хаммада, клиента 3 повелителя правоверных, а также 4 клиента 5 Мухаммеда ибн-Сулеймана 6, Хашимида 7, посла 8 ал-Муктадира к царю “сСЛАВЯН” 9, в которой'" он сообщает о том, что он сам наблюдая 11в стране тюрок, хазар, .русов, “СЛАВЯН”, башкир 12 и других [народов] по части различий их вероучений, /197а/ сведений об их царях, их положения :во многих их делах 13.
Цифры - это ссылки, убирать не стал.
Хахары не были иудеями - это были татары. Иудаизм приняла только малая часть хазар - а именно элитарная их прослойка. Народ состоял в Исламе.
Поэтому версия, что Хазарский Каганат состоял из еврейского народа, как пытаются многие интерпритировать - это ерунда. Этого просто не могло быть, в принципе. Самим евреям потому что там просто неоткуда было взяться.
Очевидно элита хазар приняло иудейство по каким-то политико-экономическим причинам и увещеванию еврейских кланов Европы, которые на то время являлись одними из богатейших людей мира, но в элитарную часть Старого Света попасть не могли. И время от времени подвергались различным "гонениям". Возможно евреи Европы в районе современной Астрахани, на берегу Каспия, хотели создать собственное государство и "подкуп" верхушки хазар был неким актом для подготовки себе политического плацдарма, с целью его (государства) построения.
Но, как известно, в последующем Хазария была разрушена. Возможно одна из причин как раз таки в том, чтобы воспрепятствовать евреям создать свою государственность.
Почему не всё население приняло иудаизм? Потому что, как мне кажется, сама религия не допускала этого, так как связана была с некоторыми мистическими вещами, в том числе каббализмом. То есть с таинством, которым могут владеть только посвящённые.
Габдель Юссон.
Евреи пришли в Европу вообще-то из Азии, с Ближнего Востока.
И их путь в Западную Европу лежал через территорию современной Российской Федерации, через Хазарский каганат.
С 1998 по 2000 гг. – ведущий специалист Управления Судебного департамента в РТ.
С 2000 по 2008 гг. – помощник председателя Верховного суда РТ.
С 2008 г. по настоящее время – с.н.с. Института истории им. Ш.Марджани АН РТ.
Кандидат исторических наук, тема диссертации «Становление и развитие высшей судебной власти в Республике Татарстан (1920–2007 гг.)», 2008 г.
2.????
3. когда приезжал араб? В в 922 году!
4. А Когда было тысячелетие? юбилей города Казани, отмечался 24 — 30 августа 2005 года!
5. то ли:
5.1. не правильно отмечали и медали надо вернуть;
5.2. то ли её на карте не должно быть...
6. вот такая она археология... вот так и семитомные строчат истории да ещё в Золотую орду лезут с такой то подготовкой;
7. срочно кому то надо мотать в Монголию и замаливать грехи за семи томные .....вот прискачут в очередной раз, мало не покажется ...
2. и как мы этого раньше то не знали?
Для русских, не знающих свою историю. В 922 году все славяне проживали в бассейне реки Дунай. Славянизация финских и тюркских народов, проживавших на территории Киевского Каганата, началась в 980 году. А слово "сакалиба" происходит от татарского слова "сакал", т.е. борода. Очевидно , что в 922 году в Волжской Булгарии была мода на бороды.
Но все же не так интересно - не то что до науки, даже для научной фантастики Вы ещё не доросли))).
Если арабское слово "сакалиба" происходит от татарского "сакал", то вполне ясно, что последнее происходит от русского - понятно какого)))))
Помните детскую поговорку "Не ... в компот - там повар ноги моет"?)))
А если серьезно, то ученый секретарь Ибн Фадлан уж наверное мог отличить тюрка от сакалиба.
Кстати, славяне-именьковцы жили на Средней Волге с 4 (четвертого) века.
Где они фиксированы?
Есть упоминания о каких-то башджирдах, которые по сути есть венгры, а о башкирах нигде упоминаний нет.
ты вообще слышал о таком предмете как история? изучай, может хоть извилины появятся в твоем мозге.
вот чего нет на карте так это татар!
ЯШӘСЕН КАЗАН-БОЛГАР[-ИЛ] ( КАЗАН-БОЛГАР ИЛЕ ) !
1000 лет назад монгольская степь была заселена множеством племен.
Самыми крупными племенами были:кераиты,меркиты,найманы,татары и монголы…Эти пять племен были независимы друг от друга,наоборот-каждое племя пыталось уничтожить другое.Кровная месть никогда не прощалась.
В 1146 предводитель монголов,хан Амбагай,поехал с небольшим количеством воинов свататься к татарам.Татары подло захватили и отдали китайскому императору Цзинь.Китайский император распял хана Амбагая на деревянном осле.Перед смертью хан Амбагай проклял татар: «Вы татары, грязные,продажные псы.Тимуджин у Гэ,не ты ли говорил,что татары и монголы навсегда останутся верными друзьями.И вы же подло предали меня ради династии Цзинь.Мои дети и внуки отомстят за мою смерть. Монголы,которые пьют воду из реки Онон,вырастут и никогда не сдадутся. Придет день и монгольский батур отомстит за мою смерть.И пригвоздит вас,самих,к деревянному ослу.»
В 1162г.сын Амбагая,Ясугай,победил татар и захватил хана татар, Тимуджина у Гэ и казнил.В честь всоего заклятого врага назвал своего сына,первенца,Тимуджином.
В 1169 г,сын Тимуджина у Гэ-Жалинбухэ,подло отравил хана Ясугая.
Ясугай перед смертью ещё раз проклял татар и сказал сыну: «Сын,меня отравили татары.Когда вырастешь,собери всех монгол и убей всех татар выше оси колеса повозки!».
В 1201 году,Тимуджин(Чингиз хан)уничтожил подлых татар всех выше оси колеса повозки.С татарами было покончено навсегда.
Чингисзхан из оставленных татарских мальчиков создал авангардное войско. Этот авангард был между двух смертей-впереди враги,сзади монголы.И впереди и сзади их ждала смерть.
P.S.Кто такие современные татары?
Современные татары и монгольские татары-совершенно разные народы. Северные группы монгольских племен в китайских письменных источниках 8-9 веков именуются «та-тань».Это племя было подчинено Чингисханом. Поэтому они составляли ударную силу его войска.Поэтому в Европе монгол называли татарами.В Золотую Орду по указаниям источников прибыли 4-9 тысяч монгольских семей.Основным населением Золотой Орды были тюркоязычные кыпчаки.Сопротивлявшиеся вначале завоевателям кыпчаки, затем покорились монголо-татарам.К концу 13 века монголы растворились среди кыпчаков и утратили свою национальность.Арабский писатель первой половины 14 века аль-Омари писал: «что монголы в Орде все «стали точно кыпчаки,от того что поселились на земле кыпчаков…»,-поэтому монгол нет.В 14 веке кыпчаки начали именовать себя татарами.Государственным языком в Орде стал кыпчакский(называющийся теперь татарским).