Дорога в Борисково: подростковые атаки на трамваи и рейды «тяпляповцев»
Отрывок из книги «Казань из окон трамвая». Часть 2: предтечи ОПГ Старо-Татарской слободы
В мае выходит книга краеведа Алексея Клочкова «Казань из окон трамвая». С разрешения автора, «Реальное время» публикует продолжение главы «Дорога в Борисково», посвященной истории городского района, раскинувшегося на левом побережье Среднего Кабана. Во второй части рассматривается криминальная сторона Старо-Татарской слободы. То, что впоследствии прозвали «казанский феномен».
Трамвай и подростковые криминальные группировки
Помните, я обещал вам криминал? Так вот, в те самые семидесятые годы тихий и даже патриархальный «островок спокойствия» возле улицы Каюма Насыри был буквально со всех сторон окружен районами, мягко говоря, с непростой криминогенной обстановкой, особенно в подростковой среде. Уже в первой половине семидесятых годов на прилегающих улицах Тукаевской, Нариманова, Карима Тинчурина, Дегтярной, а также в более удаленных микрорайонах завода «Теплоконтроль» и поселка Борисково, начинают формироваться организованные молодежные группировки, многие из которых в лихие девяностые превратятся в мощные ОПГ. В силу того, что в тему нашего повествования не входит выявление социальных первопричин явления, которое позже назовут «казанским феноменом», не будем углубляться в этот анализ. Скорее всего, прав исследователь Ильдар Валеев, когда объясняет казанский феномен тем, «что столица Татарской АССР сильно отставала в организации социальной инфраструктуры, рассчитанной на обслуживание подростков. К примеру, на микрорайон, где проживали 150 тысяч человек, приходился один кинотеатр на 200 посадочных мест».
Так или иначе, но в те времена по некоторым казанским улицам (скажем, той же Тукаевской) даже днем было небезопасно ходить, особенно подросткам. Город был буквально поделен на сферы влияния той или иной группировки, и чужаков здесь встречали отнюдь не с цветами. Время от времени подростки совершали вылазки в соседние районы, и там устраивались массовые побоища с применением заточек, кастетов, велосипедных цепей и монтировок.
Вспоминается один эпизод, случившийся со мной и моими друзьями в районе Колхозного рынка, году, кажется, в 1980—1981. Помнится, мы с товарищами собрались там что-то купить, кажется, синие кепки с длинным-предлинным козырьком и надписью «Речфлот» — они были тогда в моде. А Колхозный рынок, через который, как известно, проходят трамвайные пути, слыл в те годы весьма криминогенным местом.
Не успели мы сойти с трамвая второго маршрута и оглядеться, как совсем рядом раздался короткий окрик «Стоять!» — на нас бежала целая толпа человек в 10 — 15. Раздумывать было некогда, мы бросились к лоткам, в самую гущу людей, но наши преследователи не отставали — где-то сзади слышались характерные крики «Айда, айда!», хорошо знакомые тем, кто вырос в семидесятые. И тут какая-то женщина кавказской внешности, торговавшая фруктами, видя наше отчаянное положение, скомандовала нам: «Ребята, быстро-быстро, прячьтесь под лоток». Нас было трое, и внутри железного лотка мы прекрасно поместились.
Когда подростки из группировки «Тукайка» (а это были именно они) в поисках нас сумели протиснуться сквозь толпу, эта женщина как ни в чем не бывало продолжала свою торговлю и даже имела нахальство предложить кому-то из «тукаевских» что-то приобрести в своем лотке. В общем, мы просидели под этим лотком минут 10—15, потом слышим, наша спасительница шепчет нам: «Ну все, кажется, ушли, но все же ребята, пока не вылезайте, дождитесь трамвая!». Вскоре слышим, грохочет трамвай — тут уж мы не раздумывали, только успели пробормотать несколько слов благодарности и со всех ног бросились в вагон. Этот случай надолго отбил у нас охоту путешествовать на Колхозный рынок, да и в другие подобные места.…
Хотя и в самих салонах трамваев подобные случаи криминальных разборок среди подростков не были редкостью. В таких стычках, первопричиной которых был все тот же пресловутый принцип «Свой — чужой», помимо самих подростков, очень часто страдали и случайные пассажиры. Сегодня в это трудно поверить, но народ тогда был настолько запуган, что даже крепкие мужчины зачастую боялись оказать сопротивление.
Положение с подростковым криминалом на Борисковском восьмом маршруте, той же Тукаевской линии, да и на Горках, стало в те годы настолько серьезным, что вагоновожатые на этих маршрутах стали отказываться выходить в рейс (не забудем, что водителями трамваев традиционно работали женщины). И тогда городскими властями было принято беспрецедентное даже по современным меркам решение — изолировать кабину вагоновожатого металлическими решетками. Сгоряча хотели даже прикрутить такие решетки и на лобовые стекла водительской кабины, но потом решили ограничиться стеклами «триплекс» — все-таки «триплекс» прекрасно защищал от ударов камнями и монтировками, хотя после подобной атаки остекление нужно было менять.
Всех водителей общественного транспорта тогда обязали пройти курсы самообороны (после ряда нападений и сами они с энтузиазмом стали посещать эти уроки), а в салонах появились таблички с надписями: «Кабина водителя трамвая оборудована кнопкой экстренного вызова милиции». Другой вариант того же воззвания, который запомнил из детства: «Водитель трамвая имеет прямую связь с милицией».
Нападения «Тяп-ляпа»
Еще худшим было положение вещей в районе поселка Борисково и завода «Теплоконтроль» — там орудовала банда «Тяп-ляп», название которой происходит от микрорайона Теплоконтроля. Вот что пишет Ильдар Валеев: «Этот жилмассив появился в начале 60-х годов и заселялся молодыми семьями рабочих, в которых дети были приблизительно одного возраста. Подростки из Теплоконтроля были просто вынуждены объединяться, потому что поначалу они были часто биты другими районными группировками. Отсутствие развлечений и вражда с другими группировками, естественно, ориентировала молодежь из Теплоконтроля на занятие спортом. Как и другие банды Казани, они обустроили в подвалах своих многоэтажек спортзалы (первый такой зал появился в 1970 году), где занимались боксом и «качались». К середине 70-х годов «тяпляповские» уже считались одной из сильнейших группировок, которая наводила ужас на весь город».
По свидетельству ветерана Казанского юридического института Виталия Гудошникова, в 1970-е годы трамваи третьего и восьмого маршрутов на участке Технической, Фрезерной и Авангардной улиц были заполнены народом лишь в часы пик (все же работяги могли дать бандитам достойный ответ). В остальное время вагоны шли полупустыми, да и все близлежащие улицы как будто вымирали. Логово «тяпляповцев» находилось во дворах хрущевок Модельной улицы (это место сегодня знакомо многим казанцам здесь неподалеку сдают экзамен в ГИБДД), а ближайшие трамвайные остановки тогда назывались «Фабрика игрушек» и «Теплоконтроль».
В отличие от группировок других районов, которые в основном «делили асфальт», «тяпляповцы» не гнушались поживиться чужим добром — врывались в трамвайные салоны и обирали пассажиров до нитки, угоняли автомашины и мотоциклы — все это вызывало массу слухов. Особенно много разговоров было по поводу известной вылазки, проведенной бандитами в последний день лета 1978 года, когда они напали на жителей улицы Меховщиков в Ново-Татарской слободе.
Слово Ильдару Валееву: «Тяпляповцы» настолько поверили в свою безнаказанность, что решили устроить грандиозную акцию устрашения в Ново-Татарской слободе для группировки, с которой они враждовали долгое время. 31 августа 1978 года три группы «тяпляповцев» продефилировали по улицам Приволжского района, избивая каждого встречного и круша все на своем пути. Несколько десятков прохожих были побиты металлическими прутьями, из огнестрельного оружия обстреливался автотранспорт, в частности, микроавтобус с милиционерами, пулей из пистолета была ранена 20-летняя девушка, которая осталась инвалидом, а 74-летний пенсионер Закиров застрелен возле своего дома. Все пострадавшие были просто случайными прохожими, и жертв могло быть гораздо больше, но, к счастью, не взорвалась граната, которую бросил некто Тазетдинов. В завершение своей акции, на платформе железнодорожной станции «Вахитово» бандиты избили еще двоих человек, после чего скрылись.
В ходе акции пострадали и сами «тяпляповцы» — случайные ранения от своих получили четверо человек, один, по фамилии Музафаров, скончался в больнице. Такую бойню милиция уже не могла проигнорировать, и на скамье подсудимых оказались 28 человек. Из них самому старшему было 26 лет, семеро — несовершеннолетние. Большинство подсудимых уже имели практику «малолетки». После долгих согласований с Москвой закрытый суд вынес суровые приговоры — четверых расстрелять, остальным — от 10 до 15 лет лишения свободы. После апелляции двоих из приговоренных к высшей мере наказания, помиловали. Расстрелян был формальный лидер «Тяп-ляпа» Джавдат Хантемиров, а вот «серый кардинал» Сергей Антипов отделался долгой отсидкой».
Остается только добавить, что прокуратура тогда была просто вынуждена возбудить дело по весьма неудобной статье «бандитизм» (считалось, что в СССР это явление давно ликвидировано), а министр С.З. Япеев в итоге лишился своего поста. После этого громкого процесса поредевшая банда хоть и поутихла, но не прекратила своего существования. Она заняла рядовое место среди многочисленных подобных группировок Казани.
Случилось и мне столкнуться с «тяпляповцами», или с «тепловскими», как их стали называть в восьмидесятые годы, и во второй уже раз самым чудесным образом избежать больших неприятностей, которые могли завершиться чем угодно. Дело было в 1983 году. Мой товарищ по дому на улице Красной Позиции, где я тогда проживал, Игорь Кузьмин, уговорил меня и двоих ребят съездить в Борисково — там он учился на водителя категории «С» в учебно-производственном комбинате при механическом заводе (была в советские годы такая льгота для старшеклассников, по которой права на вождение грузовика можно было получить даже в 17 лет). По сути, повторилось то же, что я описал выше — толпа подростков, крики «стоять!», погоня и в итоге очередное чудесное спасение. Снова выручила женщина, на этот раз не торговка, а вагоновожатая трамвая восьмого маршрута, который стоял на конечной остановке «Поселок Борисково» перед разворотным кольцом и уже собирался отправиться в рейс.
Как только мы, спасаясь от погони, все вчетвером буквально запрыгнули в салон, вагоновожатая тут же закрыла двери и резко тронулась с места. Отчаянно звеня, вагон пошел на разворот и, спустя всего несколько секунд, в него полетели камни. Пассажиры, которых было совсем немного, а с ними и мы, сразу же бросились на пол, а салон моментально лишился большей части остекления (не забудем, что оконные проемы пассажирских салонов остекляются так называемой «калёнкой» или каленым стеклом, которое при механическом воздействии рассыпается в крошку). А вагоновожатая могла не бояться камней — как я уже писал, кабины водителей были оборудованы стеклами «триплекс», которые под ударами не рассыпаются, а покрываются многочисленными трещинами и даже вмятинами (правда, потом сквозь такое стекло мало чего разглядишь). В общем, мы, в очередной раз, избежав худшего, с ветерком, дувшим в разбитые окна, доехали без остановок до площади Вахитова, где вагоновожатая выпустила всех из салона, сказав при этом — «Ну, ребята, кажется, из-за вас я лишилась дневной выручки. Дуйте из салона, я в парк». Такая вот история.…
…В последующие годы я мало сталкивался с «борисковской линией» и практически не бывал в тех краях. Но на протяжении последующих трех десятилетий «восьмерка» продолжала бегать по тому же самому пути от поля Ершова до Борисково. До тех пор пока 4 марта 2005 года по причине нерентабельности этот старинный маршрут не был закрыт. К этому времени здесь сохранялась только «тройка», которая шла от улицы Каюма Насыри до того же Борисково, но работала она нерегулярно — движение то закрывалось, то возобновлялось. Да чему удивляться — завод «Теплоконтроль», наряду с многими другими здешними предприятиями, прекратил свое существование, а практически вся производственная инфраструктура Приволжского района была выкуплена новыми хозяевами и переделана в основном под оптовые базы и складские помещения.
В августе 2008 года разворот вокруг Старо-Татарского квартала был ликвидирован, а на перекрестке улиц Татарстан и Тукая врезаны новая стрелка и новая линия, по которой трамвай №3 стал ходить от поселка Борисково до железнодорожного вокзала. 16 августа 2014 года трамвайный маршрут №3 был закрыт, но покрытый ржавчиной рельсовый путь в Борисково существует до сих пор, вероятно, до лучших времен, когда соединят, наконец, линию Солнечного города с промзоной Приволжского района.
комментарии
Текст написан хорошим русским языком, фотографии подобраны к теме.
Вспомнился 8 и 3 маршруты - часто ездил на них до завода СК.
Правда с группировщиками ни разу не встречался - правда это было с середины 1980-х гг. да и постарше автора был.
Спасибо за интересную статью автору и РВ.
P.S. "Где мои семнадцать лет ?! ... "
?
Второй случай был уже в возрасте около восемнадцати лет, но там на нас побоялись лезть, так как мы были не одни, а ребят нас было достаточно что бы дать отпор. Они, конечно, покричали и бычались, но не рискнули.
Ещё следует отдельно сказать, что сколько девчонок полетело на этом, я говорю про то, что "целки" теряли. Их просто насиловали, либо добровольно, либо добровольно, принудительно, запугивая угрозами о том где живёшь и постоянно встречая их. Об этом не так много пишут, но это было поголовно. Многих даже определяли в "работниц", которые должны были приносить деньги. Повторюсь, что это примерный возраст четырнадцать-восемнадцать лет, для девчонок.
Такого повторять нельзя. Если что-то будет появляться, то бороться всеми силами и способами, в том числе и физическим уничтожением, если это потребуется. А сколько жизней погублено. Девчонок вешалось из-за того, что их определили в "работниц". Родители даже не знали о происходящим с ребёнком. Многим об этом мало известно, но однозначно одно, такое повторять нельзя.
летящий Ещё тогда жил только старой Казанью, всё собирал какие-то документы, бумажки. А послужной его спискок точно опубликовал его друган - Горшков - тот до сих пор там работает
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/97267-doroga-v-boriskovo-ot-kraeveda-alekseya-klochkova
С "гуру" надо согласиться - опубликованные главы действительно написаны прекрасным языком и основываются на фактах и личных воспоминаниях.
Ничего подобного "гуру" не писали.
Да, были объективные причины: Казани не повезло с нумерацией домов и планами города и его частей с нарезкой дворовых участков, с периодическим изданием печатных табелей зданий по улицам - все это было в обеих столицах. Без черной, нудной работы по переводу всех этих "дом такого-то" на современную адресацию было не обойтись. Такой работой и стал заниматься дедушка. Это отдельная история, сейчас же я упоминаю о ней только для того, чтобы был понятен уровень, с которого начиналось. Статусных историков и историков архитектуры краеведение весьма мало интересовало: первые делали свои карьеры на статьях о большевистских листовках, вторые рассказывали бедным казанцам о явном булгарском влиянии на архитектуру куполов здания б. гостиницы "Совет". Второй том академического двухтомника по истории Казани до неприличия изобиловал неточностями и фактическими ошибками.
Первым настоящим шагом вперед было издание в 1993 году т.н. "Лимонника" - каталога -справочника памятников истории и культуры РТ. Тогда было то время, о котором можно сказать, что "все ещё живы, все". Да, без ошибок и оплошностей не обошлось и там. Но это было первое серьезное краеведческой издание в Казани.
Дальше пошло веселее. Краеведом стал считать себя каждый, кто прочитал полторы книжки (одна из них "Джагфар тарихы") и обнаружил в себе способность составлять сложноподчиненные предложения. Фальшмиллениум вызвал поток "краеведческой" макулатуры, не иссякающий и по сей день, а само слово "краевед" оказалось опоганенным.
Тем ценней, что на этом фоне изредка, но появлялись книги настоящих краеведов: Сергея Саначина Ильдара Алиева, Бориса Ерунова, . А вчера дедушка имел удовольствие познакомиться с автором выходящей в ближайшие дни книгой Алексея Клочкова "Казань из окна трамвая". Рецензия - нелёгкий жанр, и то, что будет сказано дальше не рецензия, а впечатления. Автор поставил дедушку в неловкое положение своими явно преувеличенными комплиментами в тексте - и это я считаю основным недостатком книги. В остальном же она превосходна. Редко встречаются книжки, где глубина и точность знания матчасти сочетается с мастерским построением материала, динамичным изложением, замедляющимся и переходящим в скрупулезную передачу источника, а потом снова набирающим динамику. Автору свойственна любовь к деталям во всём - и в описании типа трамвайного вагона и описании характера человека. Он вспоминает о многих людях, о которых никто бы не вспомнил кроме него - теперь мы знаем тех людей и они нам симпатичны. Настоящая рецензия выходящей книги еще впереди. Написанное выше - только впечатления. И я заранее поздравляю любителей не слишком давней казанской старины: скоро они поставят на свои полки замечательный труд Алексея Ивановича Клочкова". Эту цитату "перепостил" для Казань Ностальжи главный казанский "трамвайщик" Илья Евлампиев
А книга Алексея Ивановича - действительно одна из лучших в казанских летописях. Если угодно, она в чем-то сродни "Москве и москвичам" Владимира Гиляровского, выдержавшей десятки переизданий. Уверена, что и книгу "Казань из окон трамвая" ждет долгая и счастливая судьба... То-то вас так корежит...
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/97267-doroga-v-boriskovo-ot-kraeveda-alekseya-klochkova
С "гуру" надо согласиться - опубликованные главы действительно написаны прекрасным языком и основываются на фактах и личных воспоминаниях.
Ничего подобного "гуру" не писали.
Книжка, похоже, собрание городских легенд или детских страшилок.
Вот, вы ссылаетесь на Гудошникова, что мол "в 1970-е годы трамваи третьего и восьмого маршрутов на участке Технической, Фрезерной и Авангардной улиц были заполнены народом лишь в часы пик... В остальное время вагоны шли полупустыми..."
Я вам больше скажу. Любые трамваи, а равно и другие виды массового общественного транспорта, и на участках любых улиц (и любых городов, и даже любых стран) заполнены народом только и исключительно в часы пик. А в остальное время идут полупустыми. А порой и вовсе пустыми. Не из-за мифических бандитов, а потому как жизнь так устроена. В часы пик много народа, вне часов пик - народа мало. Оттого так диковинно и называется.
Любое отклонение от этого повсеместно распространенного явления нужно специально доказывать. Дескать, вот на Фрезерной и Складской у нас была такая аномалия. В час пик набивались в восьмерку не потому, что на работу ровно к девяти, а исключительно из-за страха перед хулиганами. Если к часу пик не поспевали, то пару-тройку часов дожидались следующего между сараями, приняв покровительственную окраску.
Если это удастся показать на репрезентативном материале, то действительно будет достойное исследование.
Источник: Самые знаменитые варяги в русской истории
© Русская Семерка russian7.ru
А в книге "Казань из окон трамвая" автор просто описывает тогдашнюю реальность "со своей колокольни", показывая всю жуть тогдашнего времени, когда родители боялись выпускать детей на улицу. Видно по комментам, как это корежит некоторых "романтиков с большой дороги"
По трамваям - в 81 в Казани не было Усть-катавских вагонов. Только рижские. На фото либо год не верен, либо это не Казань, а, например, Челны/Брежнев.
-
Япеев ушел в отставку по возрасту. В сентябре 1978 г. ему было 64 года:
Соответствующий рапорт министру МВД СССР Щелокову он отправил в конце января 1978 г., т.е. задолго до вылазки "Тяп-Ляпа" в августе 1978 г.
Коль скоро у читателей возникают вопросы, считаю необходимым выложить содержание книги, дабы читатели не судили всю книгу по одной вырванной из контекста главе.
Содержание Книги "Казань из трамвая"
Предисловие
О том, как писалась эта книга
Часть I ВАГОНЫ АНОНИМНОГО ОБЩЕСТВА
Глава 1 Конка
Немного о лошадях
Строительство Земской дамбы
Омнибус, он же дилижанс
Строительство конной железной дороги
Начало конки
На Волге полный ледоход
Расцвет и закат конки
Глава 2 Перед Первой мировой
Трамвай Кабушкина
Трамвайное депо на Арском поле
Электростанция на Нижнем Кабане
Некоторые технические особенности первых трамвайных путей
Трамвайные маршруты Казани в 1905–1917 годах
Глава 3 Дом на стрелке дворянских линий
Трамвай у Александровского пассажа
Предыстория вопроса
То, что сохранилось в памяти
Реставрация за год до обрушения
Из прошлого детского парка
И снова разоблачения
28 апреля 1977 года Землетрясение на Черном озере
28 апреля–21 июня 1977 года
Ночь на 21 июня 1977 года Обрушение
21 июня–4 октября 1977 года
4 октября 1977 года Пожар в Пассаже
Спустя годы
Взгляд назад
Глава 4 Малоизвестные факты из ранней истории трамвая
Забытые трамвайные ветки
Ранние контактные сети: плюсы и минусы
Устройство бельгийских «Эрликонов»
Глава 5 Трамвай в годы гражданской войны
Хроники безвременья
Роль казанского трамвая в судьбе золота Российской Империи
Разруха и неудачные попытки возрождения
Случай на Евдокиинском спуске
Пожар в моторном депо и трамвайный коллапс
Часть II МЕЖДУ ДВУМЯ ВОЙНАМИ
Глава 6 Трамвай в годы НЭПа
1922–1925 гг Начало новой жизни
1925 год Пуск «четверки» и изменение старых маршрутов
Новый вид токосъема Зигзаг контактного провода
Когда убрали с казанских улиц исторические рельсы?
Глава 7 В годы первых пятилеток
Устройство и эксплуатация вагонов Мытищинского завода
Трамвай «пятерочка»
Глава 8 Четыре имени исчезнувшей остановки
Купеческая биржа у Хлебной площади
История остановки у Дома печати
Загадки подземелья под Профсоюзной улицей
Куда переехал универмаг?
Глава 9 Четыре заводских маршрута
Трамвай на Полянинской дамбе
Увеличение пассажиропотока и задачи логистики
1940 год «Газовая» ветка
Трамвайная линия на КазГРЭС
«Девятка», или маршрут без номера
Глава 10 Военный Соцгород
Город-спутник
Казанский адрес Сергея Королева
Часть III ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Глава 11 Первые послевоенные линии
Как «оборонка» трамваю помогла
Усть-Катавские машины КТМ и КТП
Новая жизнь старой «пятерки» Путь к Октябрьскому городку
Через Первый переезд – к Компрессорному заводу
Первый десятый маршрут В чем смысл топонима «Разъезд Восстания»
Глава 12 Родственники синего троллейбуса
История о том, как троллейбус родил трамвай
«Широколобые» и «узколобые» трамваи
Казанская история вагона МТВ-82
Глава 13 Вторая жизнь Воскресенской линии
Когда трамваи ушли с Кремлевской
1952–1953 гг Реновация улицы Бутлерова
Образцово-показательный маршрут
Как «двойка» вошла в историю новой России
Часть IV ТРАМВАЙ И МОРЕ
Глава 14 Большая Волга
Из истории инженерной защиты Казани
Изменение маршрутной схемы трамваев 1, 5 и 7
Глава 15 На Петрушкином разъезде
Что такое «ШМАС»?
Метаморфозы Ближнего Устья
Вместо порта – оборонный завод
Странная трущоба на задворках истории
Петрушкин разъезд
Глава 16 По новой магистрали
Реконструкция Кировской дамбы
1957–1958 гг Изменение схемы движения трамваев у Кремля
Уход «девятки» с набережных Булака
Глава 17 Пассажир в генеральской шинели
Воспоминания чемпиона СССР
Злой рок Никиты Хрущева
Глава 18 Вокруг цирка
Как в Казани построили летающую тарелку
Испытание на прочность
Глава 19 Три кольца в центре
На Привокзальной площади
Конечная «Комбинат «Здоровье», или оборот вокруг квартала
Глава 20 В порту
Новый порт в Ново-Татарской слободе
Ликвидация «макаронной» ветки и трансформация седьмого маршрута
Тайна старых павильонов
«Как мы однажды сели на мели»
Глава 21 Дорога в Борисково
Дачный поселок, ставший промзоной
Трамвайный узел в Старо-Татарской слободе
Несколько фактов из жизни Старо-Татарской слободы
Трамвай и подростковые криминальные группировки
Часть V ЭПОХА РИЖСКИХ ТРАМВАЕВ
Глава 22 Советский трамвай заграничной марки
«Найди пять отличий»
Из казанской истории рижского трамвая
Технические особенности конструкции вагона РВЗ-6М2
Глава 23 Путь к «Оргсинтезу» лежит через поселок Северный
Трамвайные маршруты в середине шестидесятых годов
Сухая река, поселок Северный и Жилплощадка
История микрорайона Жилплощадка
Развитие транспортной инфраструктуры Жилплощадки
Глава 24 Как строили трамвайный путь на Горки
Необходимое пояснение
Как дела обстояли с транспортом
Конечная на Гвардейской улице
«Хрущевка» у путепровода
Новая версия одиннадцатого и рождение двенадцатого маршрута
Микрорайоны Горки-1 и Горки-2
Конечная станция «Проспект Победы»
Дорога в девятый микрорайон
Глава 25 Возвращение в центр
Дом на Большой Красной
У Пятницкой церкви
На руинах Святой обители
Три забытых остановки в сердце Казани
Пешая прогулка до площади Свободы
Когда разводят мосты
Глава 26 Последыши Рижского предприятия
Предыстория трамвая РВЗ-7
РВЗ-7 в Казани
Часть VI БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КОЛЬЦО
Глава 27 Ново-Савиновская магистраль
Из прошлого заречной части города
Слобода с именем из булгаковского романа
Легенды деревни Савиново
Новое Савиново, или просто Савинка
Перевоз у «Островков»
Третья транспортная дамба и проспект Хусаина Ямашева
Авторынок у путепровода
Еще один бедовый мост
Понтонный перевоз и мост Миллениум
Случай на площади Восстания
Немного о маршрутных схемах
Глава 28 Про трамваи из Усть-Катава и не только
О том, как из красавца сотворили уродца
КТМ-8, КТМ-8М, КТМ-19 и «Спектры»
Трамваи ЛМ-93 (71-132) и ЛМ-99 (71-134)
Глава 29 Старое и новое Арского депо
За Сибирской заставой
Депо имени ИК Кабушкина
Послевоенная история трамвайного парка № 1
На опушке Троицкого леса
Глава 30 Транспортное кольцо: вторая очередь
Царицыно и Царицынский бугор
Царицынская церковь
Микрорайон Азино возник на месте старого аэропорта
Азино: истории первых поселенцев
Трамвай на Южной магистрали
О том, как трамвай ушел из центра
Часть VII НА ОСКОЛКАХ ПРОШЛОГО
Глава 31 Три жизни Тукаевской площади
На Кольце
Дровяная, Рыбная, Мясная, Кооперативная
Глава 32 Тайны Дегтярки
Зазеркалье в центре города
Тайна подземной комнаты
В чем смысл топонима «Дегтярка»
Глава 33 В гостях у староверов
«Старообрядцев молитвенный дом каменный»
Как мусульмане староверам помогли
Глава 34 Под Шарной горой
Споры о Горловом кабаке
На Суконной площади
Что осталось от старой Суконки
Воспоминания о Шарной горе
Трамвайная линия, которой не было
Послесловие, или ода казанскому трамваю
всегда старался дистанцироваться от этой компании . И книгу свою он писал не ради денег, а просто потому, что у него собрался колоссальный материал о старой казани.
Тираж небольшой, заказывайте.
Организатор продажи книги.
89083489044
1. гиды - сказочники
2. гиды - историки
3. гиды от Бога. Так вот, Клочкова можно отнести к третьей категории, так как в этом человеке сошлись воедино несколько ценных качеств. Он больше чем историк - он один из лучших краеведов города Казани, он искусный оратор, ещё и вдобавок филолог -языковед ( специально не учился), но у него красивая речь, богатый словарный запас. Я, как учитель, восхищаюсь им. Теперь ещё и выяснилось, что он хороший и интересный писатель. «История зачастую бывает точна своей неточностью, а мастерство историка подразумевает , среди прочего, умение оперировать конкретным и неконкретным, а также соединять разнородное строго в той мере и тем способом, которым оно может соединиться. Любитель безнадежно перепутает тёплое с мягким там, где профессионал сошьёт шубу, тёплую и мягкую». Так вот, Алексей Клачков сошьёт шубу, тёплую и мягкую...
Гуру - спите спокойно, вам не приснится злобный Тролль.