Новости раздела

Дорога в Борисково: подростковые атаки на трамваи и рейды «тяпляповцев»

Отрывок из книги «Казань из окон трамвая». Часть 2: предтечи ОПГ Старо-Татарской слободы

Дорога в Борисково: подростковые атаки на трамваи и рейды «тяпляповцев» Фото: Евгений Канаев

В мае выходит книга краеведа Алексея Клочкова «Казань из окон трамвая». С разрешения автора, «Реальное время» публикует продолжение главы «Дорога в Борисково», посвященной истории городского района, раскинувшегося на левом побережье Среднего Кабана. Во второй части рассматривается криминальная сторона Старо-Татарской слободы. То, что впоследствии прозвали «казанский феномен».

Трамвай и подростковые криминальные группировки

Помните, я обещал вам криминал? Так вот, в те самые семидесятые годы тихий и даже патриархальный «островок спокойствия» возле улицы Каюма Насыри был буквально со всех сторон окружен районами, мягко говоря, с непростой криминогенной обстановкой, особенно в подростковой среде. Уже в первой половине семидесятых годов на прилегающих улицах Тукаевской, Нариманова, Карима Тинчурина, Дегтярной, а также в более удаленных микрорайонах завода «Теплоконтроль» и поселка Борисково, начинают формироваться организованные молодежные группировки, многие из которых в лихие девяностые превратятся в мощные ОПГ. В силу того, что в тему нашего повествования не входит выявление социальных первопричин явления, которое позже назовут «казанским феноменом», не будем углубляться в этот анализ. Скорее всего, прав исследователь Ильдар Валеев, когда объясняет казанский феномен тем, «что столица Татарской АССР сильно отставала в организации социальной инфраструктуры, рассчитанной на обслуживание подростков. К примеру, на микрорайон, где проживали 150 тысяч человек, приходился один кинотеатр на 200 посадочных мест».

Так или иначе, но в те времена по некоторым казанским улицам (скажем, той же Тукаевской) даже днем было небезопасно ходить, особенно подросткам. Город был буквально поделен на сферы влияния той или иной группировки, и чужаков здесь встречали отнюдь не с цветами. Время от времени подростки совершали вылазки в соседние районы, и там устраивались массовые побоища с применением заточек, кастетов, велосипедных цепей и монтировок.

Колхозный рынок считался в советские годы весьма криминогенным местом

Вспоминается один эпизод, случившийся со мной и моими друзьями в районе Колхозного рынка, году, кажется, в 1980—1981. Помнится, мы с товарищами собрались там что-то купить, кажется, синие кепки с длинным-предлинным козырьком и надписью «Речфлот» — они были тогда в моде. А Колхозный рынок, через который, как известно, проходят трамвайные пути, слыл в те годы весьма криминогенным местом.

Не успели мы сойти с трамвая второго маршрута и оглядеться, как совсем рядом раздался короткий окрик «Стоять!» — на нас бежала целая толпа человек в 10 — 15. Раздумывать было некогда, мы бросились к лоткам, в самую гущу людей, но наши преследователи не отставали — где-то сзади слышались характерные крики «Айда, айда!», хорошо знакомые тем, кто вырос в семидесятые. И тут какая-то женщина кавказской внешности, торговавшая фруктами, видя наше отчаянное положение, скомандовала нам: «Ребята, быстро-быстро, прячьтесь под лоток». Нас было трое, и внутри железного лотка мы прекрасно поместились.

Торговые лотки Колхозного рынка. 1973 г.

Когда подростки из группировки «Тукайка» (а это были именно они) в поисках нас сумели протиснуться сквозь толпу, эта женщина как ни в чем не бывало продолжала свою торговлю и даже имела нахальство предложить кому-то из «тукаевских» что-то приобрести в своем лотке. В общем, мы просидели под этим лотком минут 10—15, потом слышим, наша спасительница шепчет нам: «Ну все, кажется, ушли, но все же ребята, пока не вылезайте, дождитесь трамвая!». Вскоре слышим, грохочет трамвай — тут уж мы не раздумывали, только успели пробормотать несколько слов благодарности и со всех ног бросились в вагон. Этот случай надолго отбил у нас охоту путешествовать на Колхозный рынок, да и в другие подобные места.…

Хотя и в самих салонах трамваев подобные случаи криминальных разборок среди подростков не были редкостью. В таких стычках, первопричиной которых был все тот же пресловутый принцип «Свой — чужой», помимо самих подростков, очень часто страдали и случайные пассажиры. Сегодня в это трудно поверить, но народ тогда был настолько запуган, что даже крепкие мужчины зачастую боялись оказать сопротивление.

Трамвай после нападения банды подростков в моторном депо №2. 1981 г.

Положение с подростковым криминалом на Борисковском восьмом маршруте, той же Тукаевской линии, да и на Горках, стало в те годы настолько серьезным, что вагоновожатые на этих маршрутах стали отказываться выходить в рейс (не забудем, что водителями трамваев традиционно работали женщины). И тогда городскими властями было принято беспрецедентное даже по современным меркам решение — изолировать кабину вагоновожатого металлическими решетками. Сгоряча хотели даже прикрутить такие решетки и на лобовые стекла водительской кабины, но потом решили ограничиться стеклами «триплекс» — все-таки «триплекс» прекрасно защищал от ударов камнями и монтировками, хотя после подобной атаки остекление нужно было менять.

В семидесятые годы из-за разгула массовой подростковой преступности вагоновожатые отказывались выходить в рейс. На фото — остановка «Улица Сайдашева». 1977 г.

Всех водителей общественного транспорта тогда обязали пройти курсы самообороны (после ряда нападений и сами они с энтузиазмом стали посещать эти уроки), а в салонах появились таблички с надписями: «Кабина водителя трамвая оборудована кнопкой экстренного вызова милиции». Другой вариант того же воззвания, который запомнил из детства: «Водитель трамвая имеет прямую связь с милицией».

Двор на Тукаевской. 1988 г.

Нападения «Тяп-ляпа»

Еще худшим было положение вещей в районе поселка Борисково и завода «Теплоконтроль» — там орудовала банда «Тяп-ляп», название которой происходит от микрорайона Теплоконтроля. Вот что пишет Ильдар Валеев: «Этот жилмассив появился в начале 60-х годов и заселялся молодыми семьями рабочих, в которых дети были приблизительно одного возраста. Подростки из Теплоконтроля были просто вынуждены объединяться, потому что поначалу они были часто биты другими районными группировками. Отсутствие развлечений и вражда с другими группировками, естественно, ориентировала молодежь из Теплоконтроля на занятие спортом. Как и другие банды Казани, они обустроили в подвалах своих многоэтажек спортзалы (первый такой зал появился в 1970 году), где занимались боксом и «качались». К середине 70-х годов «тяпляповские» уже считались одной из сильнейших группировок, которая наводила ужас на весь город».

По свидетельству ветерана Казанского юридического института Виталия Гудошникова, в 1970-е годы трамваи третьего и восьмого маршрутов на участке Технической, Фрезерной и Авангардной улиц были заполнены народом лишь в часы пик (все же работяги могли дать бандитам достойный ответ). В остальное время вагоны шли полупустыми, да и все близлежащие улицы как будто вымирали. Логово «тяпляповцев» находилось во дворах хрущевок Модельной улицы (это место сегодня знакомо многим казанцам здесь неподалеку сдают экзамен в ГИБДД), а ближайшие трамвайные остановки тогда назывались «Фабрика игрушек» и «Теплоконтроль».

Остановка «Завод «Теплоконтроль» в 1977 году. На заднем плане видны «хрущевки», где как раз в это время располагалось «ядро» группировки «Тяп-ляп»

В отличие от группировок других районов, которые в основном «делили асфальт», «тяпляповцы» не гнушались поживиться чужим добром — врывались в трамвайные салоны и обирали пассажиров до нитки, угоняли автомашины и мотоциклы — все это вызывало массу слухов. Особенно много разговоров было по поводу известной вылазки, проведенной бандитами в последний день лета 1978 года, когда они напали на жителей улицы Меховщиков в Ново-Татарской слободе.

Слово Ильдару Валееву: «Тяпляповцы» настолько поверили в свою безнаказанность, что решили устроить грандиозную акцию устрашения в Ново-Татарской слободе для группировки, с которой они враждовали долгое время. 31 августа 1978 года три группы «тяпляповцев» продефилировали по улицам Приволжского района, избивая каждого встречного и круша все на своем пути. Несколько десятков прохожих были побиты металлическими прутьями, из огнестрельного оружия обстреливался автотранспорт, в частности, микроавтобус с милиционерами, пулей из пистолета была ранена 20-летняя девушка, которая осталась инвалидом, а 74-летний пенсионер Закиров застрелен возле своего дома. Все пострадавшие были просто случайными прохожими, и жертв могло быть гораздо больше, но, к счастью, не взорвалась граната, которую бросил некто Тазетдинов. В завершение своей акции, на платформе железнодорожной станции «Вахитово» бандиты избили еще двоих человек, после чего скрылись.

Платформа железнодорожной станции «Вахитово» в 1980-е годы

В ходе акции пострадали и сами «тяпляповцы» — случайные ранения от своих получили четверо человек, один, по фамилии Музафаров, скончался в больнице. Такую бойню милиция уже не могла проигнорировать, и на скамье подсудимых оказались 28 человек. Из них самому старшему было 26 лет, семеро — несовершеннолетние. Большинство подсудимых уже имели практику «малолетки». После долгих согласований с Москвой закрытый суд вынес суровые приговоры — четверых расстрелять, остальным — от 10 до 15 лет лишения свободы. После апелляции двоих из приговоренных к высшей мере наказания, помиловали. Расстрелян был формальный лидер «Тяп-ляпа» Джавдат Хантемиров, а вот «серый кардинал» Сергей Антипов отделался долгой отсидкой».

Остается только добавить, что прокуратура тогда была просто вынуждена возбудить дело по весьма неудобной статье «бандитизм» (считалось, что в СССР это явление давно ликвидировано), а министр С.З. Япеев в итоге лишился своего поста. После этого громкого процесса поредевшая банда хоть и поутихла, но не прекратила своего существования. Она заняла рядовое место среди многочисленных подобных группировок Казани.

Случилось и мне столкнуться с «тяпляповцами», или с «тепловскими», как их стали называть в восьмидесятые годы, и во второй уже раз самым чудесным образом избежать больших неприятностей, которые могли завершиться чем угодно. Дело было в 1983 году. Мой товарищ по дому на улице Красной Позиции, где я тогда проживал, Игорь Кузьмин, уговорил меня и двоих ребят съездить в Борисково — там он учился на водителя категории «С» в учебно-производственном комбинате при механическом заводе (была в советские годы такая льгота для старшеклассников, по которой права на вождение грузовика можно было получить даже в 17 лет). По сути, повторилось то же, что я описал выше — толпа подростков, крики «стоять!», погоня и в итоге очередное чудесное спасение. Снова выручила женщина, на этот раз не торговка, а вагоновожатая трамвая восьмого маршрута, который стоял на конечной остановке «Поселок Борисково» перед разворотным кольцом и уже собирался отправиться в рейс.

Оборотное кольцо конечной станции «Поселок Борисково». 1977 г.

Как только мы, спасаясь от погони, все вчетвером буквально запрыгнули в салон, вагоновожатая тут же закрыла двери и резко тронулась с места. Отчаянно звеня, вагон пошел на разворот и, спустя всего несколько секунд, в него полетели камни. Пассажиры, которых было совсем немного, а с ними и мы, сразу же бросились на пол, а салон моментально лишился большей части остекления (не забудем, что оконные проемы пассажирских салонов остекляются так называемой «калёнкой» или каленым стеклом, которое при механическом воздействии рассыпается в крошку). А вагоновожатая могла не бояться камней — как я уже писал, кабины водителей были оборудованы стеклами «триплекс», которые под ударами не рассыпаются, а покрываются многочисленными трещинами и даже вмятинами (правда, потом сквозь такое стекло мало чего разглядишь). В общем, мы, в очередной раз, избежав худшего, с ветерком, дувшим в разбитые окна, доехали без остановок до площади Вахитова, где вагоновожатая выпустила всех из салона, сказав при этом — «Ну, ребята, кажется, из-за вас я лишилась дневной выручки. Дуйте из салона, я в парк». Такая вот история.…

…В последующие годы я мало сталкивался с «борисковской линией» и практически не бывал в тех краях. Но на протяжении последующих трех десятилетий «восьмерка» продолжала бегать по тому же самому пути от поля Ершова до Борисково. До тех пор пока 4 марта 2005 года по причине нерентабельности этот старинный маршрут не был закрыт. К этому времени здесь сохранялась только «тройка», которая шла от улицы Каюма Насыри до того же Борисково, но работала она нерегулярно — движение то закрывалось, то возобновлялось. Да чему удивляться — завод «Теплоконтроль», наряду с многими другими здешними предприятиями, прекратил свое существование, а практически вся производственная инфраструктура Приволжского района была выкуплена новыми хозяевами и переделана в основном под оптовые базы и складские помещения.

В августе 2008 года разворот вокруг Старо-Татарского квартала был ликвидирован, а на перекрестке улиц Татарстан и Тукая врезаны новая стрелка и новая линия, по которой трамвай №3 стал ходить от поселка Борисково до железнодорожного вокзала. 16 августа 2014 года трамвайный маршрут №3 был закрыт, но покрытый ржавчиной рельсовый путь в Борисково существует до сих пор, вероятно, до лучших времен, когда соединят, наконец, линию Солнечного города с промзоной Приволжского района.

16 августа 2014 года. Кольцо «Борисково». Последний рейс «тройки»

Алексей Клочков, фото предоставлены автором
ОбществоИсторияПроисшествия Татарстан
комментарии 139

комментарии

  • Анонимно 11 мая
    Чёт неглубоко и мало про казанские группировки , политрук Клочков! И фотография левая, не пойми кто стоит в каком дворе... В «Бандитской Казани» поинтереснее про «Тяп-ляп» написано и фотки зачетные там. Про раненую ими девушку ошибка, не было такого и обстрелянные менты на УАЗе были
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Тебе что, надо про каждого бандита писать биографии?
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    А по мне, очень хорошо написал. Мне понравилось
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    фото написано 88г посмотрите внимательно на одёжку китайские тапочки в 88 году?
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    Какой глазастый
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    Китайские - не китайские, а это именно 1988 год - так в оригинале снимка, сделанного во дворе Тукаевской Сергеем Закировым
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    Книга о Казани, а не о группировках. О группировка там 2-3 страницы
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Тоже не понял ничего, кроме того, что автор все детство пробегал от мотальщиков и мечтал о смешной кепке «Речфлот». Однообразные фото трамваев статью совсем не украсили, иногда надо сворачивать с рельсов
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Твои проблемы
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    ТЫкалка, будьте любезны, ответить по существу, а не стиле: «Сам дурак!». Попробуйте так на улице с бандитами поговорить, быстро речфлот порвут ;-)
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Буду тебе тыкать, пока ты не деанонимизируешься. Пока у тебя нет существенных замечаний. Одни вопли.
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Проблемы воспитания, ТЫкалка, с незнакомыми принято на Вы, будь он трижды аноним. Но это уже ТВОИ проблемы, береги ТЫкву ;-))
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    То-то ТЫ КОММЕН-ТЫ не подписываешь!
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Хотела бы я посмотреть, наш анонимный "герой", что бы делали вы, оказавшись в подобных критических ситуациях, которые описывает автор - что-то сомневаюсь, чтобы втроем бросились в атаку против толпы! А писать анонимные комменты с дивана много храбрости не надо! И вообще, на мой взгляд, главное в статье - это простые люди (торговка, вагоновожатая), готовые в трудную минуту проявить взаимовыручку и помочь в беде, что так несвойственно временам нынешним, когда каждый сам за себя! А автору огромное спасибо, прочитала даже с каким-то ностальгическим чувством! РВ, продолжайте публикации А.И.Клочкова!
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    По 3 маршруту дольше всех ходили трамваи с дверьми, закрывающимися самими пассажирами.
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Для чего печатаете подобное дерьмо? Скучно? Хотите повторения? Напрасно. Ничего хорошего в этом нет, я прошел это. Не надо настраивать подрастающие поколения, давать теорию.
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Выбирайте выражения. И о таком нужно знать, чтоб потом не повторилось
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Чтобы это не повторилось ,нужно более чуткое отношение власть имущих (политического руководства страны) к проблемам молодежи из низших слоев общества . Как мы видим сейчас этой проблемы нет . Но все может повториться конечно. А то ведь коммунизм он такой.
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Не хами
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Не свисти
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    А вот и не подеретесь!!!
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит. Статья хорошая, автор писал от души. Не вы один прошли через "это", и не надо брани, не стоит оно того. Мэнге Тау
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Спасибо за честную оценку. Редактор
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Здорово написано. Спасибо
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Написано прекрасным русским языком, уже давно забытым любителями интернета. Потому многие комментарии злобны - от собственного бессилия - не то полового, не то - творческого
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Замечательная статья и замечательные фотки.

    Текст написан хорошим русским языком, фотографии подобраны к теме.

    Вспомнился 8 и 3 маршруты - часто ездил на них до завода СК.
    Правда с группировщиками ни разу не встречался - правда это было с середины 1980-х гг. да и постарше автора был.

    Спасибо за интересную статью автору и РВ.
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Где там правду увидели? Одна путаница, в том числе в хронологии, правда? У бегущих по ЯБЛОН тяпляповцов было не 3, а 2 группы, по противоположным сторонам улицы. Поэтому и постреляли друг друга
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Это у тебя путаница в голове, а в статье все хорошо
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Где там правду увидели? Одна путаница, в том числе в хронологии, правда? У бегущих по ЯБЛОН тяпляповцов было не 3, а 2 группы, по противоположным сторонам улицы. Поэтому и постреляли друг друга
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Какой такой "ЯБЛОН"? Это у вас в голове, что ли?
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    ЯБ, наверное, хотел написать. Яна Бистэ - Ново-Татарская слобода. Проклятый Т-9
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Как интересно
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Все в кучу, и семидесятые и восьмидесятые. Кепка "Речфлот" - это 1984 - 1985, у пацанов 12-14 лет. Остановка у завода называлась "Фрезерная", до нее - "Вторчермет". "Связь с милицией" - это синяя "мигалка" на крыше трамвая, для привлечения внимания ППС. Если погнали на конечной, то вероятнее всего, то были борисовские, а не тепловские. А в заводских корпусах, помимо арендаторов, нынче Регпалата, Земкадастр, военкомат и пр. :)
    P.S. "Где мои семнадцать лет ?! ... "
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    А кто то верит что в СССР был порядок
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    В СССР криминала было во стократ больше, чем теперь. Запросто могли раздеть донага хоть на улице Баумана, хоть даже на площади Свободы. В девяностые, так там вообще был беспредел! И хоть сегодня модно ругать Путина, но, тем не менее, факт остается фактом - за последние двадцать лет уличную преступность практически удалось ликвидировать!
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Извиняюсь, я даже читать не стал.
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Что ж делать, коль читать не научился!
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Так не читай, и так видно, как тебя плющит
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Даже мощное советское государство с этим не могло справиться.
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Даже "мощное советское государство" - Нет, удивительно, но Путин сделал так, что современные дети живут и спят спокойно. А "ЛИБЕРАСТАМ", которые хотят угробить нашу великую Россию - позор и презрение. Кстати, автор - патриот России, и все не может понять, почему до сих пор какие-то чмори рассуждают про Крым, который априори российский и.т.п.
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Вспоминаю первые дни службы в армии (1983-85 гг.), когда нас везли несколько суток до тоцких лагерей, где нас переодевали в военку и отправляли дальше по этапу. Самое интересное, что разборки - кто самые крутые в Казани или в Татарстане - продолжались до тех пор пока не появились другие такие же крутые из других регионов. Приходилось объединяться и забывать с какой ты улицы...Потом конечно, в конце службы, мы часто вспоминали нашу любимую Казань и с улыбкой продолжали "бодаться"...за наше счастливую юность...Прошло много лет, но до сих пор общаемся и дружим!
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Статья понравилась, спасибо! Жду продолжения...
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    На уровне изложения 7 класса и куча пустых фоток в виде приложения-гербария. Особенно трусливая беготня от гопников и вкус автора в одежде насмешили. Если вся книга такая, то ни о чем. Может только «Метроэлектротранс» спонсирует тираж
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    На личности бы не переходил, анонимный герой! Посмотрела бы, как ты смело ринулся бы в бой против толпы с монтажками! Небось, сам бежал бы без оглядки! А книга эта состоит из 35 глав и 7 частей - и подростковый криминал - лишь небольшой и не самый значимый эпизод. Между прочим, гуру казанского краеведения С.П.Саначин и Л.М.Жаржевский охарактеризовали книгу, как одну из наиболее весомых краеведческих работ за последнее столетие. Кстати, они и были первыми читателями, и первыми критиками великолепной книги "Казань из окон трамвая". А насчет спонсорства "Метроэлектротранса" не смешите - автор целенаправленно дистанцировался от этой конторы (и даже много раз критикует ее руководство). А издал он книгу на собственные средства. Так что "НИ О ЧЕМ" - это ваш анонимный и достаточно пустой комментарий. Видно, что на большее вы не способны!
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Столетие только началось ...
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Коль сказать нечего - не надо ерничать. Лучше почитайте "Вечерку" за 3 апреля
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Насмешил ты, и здорово насмешил. Вот-те диванный герой, да, к тому же, "эстет". Да, в 1980-е вкусы в одежде были несколько иными, да это только потому, что люди тогда жили в нищете - а кепки "Речфлот" были мечтой почти каждого подростка. А уж насчет "беготни от гопников" - посмотрела бы на тебя в такой ситуации. Я дружила с автором в 90-х - и знаю точно: за свою девушку он всегда был готов постоять!
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Судя по профессиональному ТЫканию и перенятому от собственного министра термину «диванные эксперты» Вы работали или до сих пор мучаетесь в системе МВД. Отсюда узость кругозора до окна трамвая, нетерпимость к критике и, конечно, профессионально-серая солидарность к другу-коллеге. Помножим это на женскую логику и получим половину комментариев к этой статье, среди которых «великолепная книга», «лучшая в столетии», «почти Гиляровский». На мой взгляд, пока скучновато и однообразно, много неточностей. Читать точно не буду, на любителя книжечка, будет хорошо распространяться на халяву на встречах ветеранов МВД
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Вы меня умиляете - книгу не читали, а выводы делаете. И МВД тут совсем не причём. Кстати, за исключением двух страниц, в книге нет ни слова ни про криминал, ни про милицию-полицию. Так что не спешите
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Не делайте поспешно заключения из-за своей явной нелюбви к МВД. Там работают разные люди! Как и везде, впрочем
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Никто и не заставляет
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Отуда вы взяли, что я работала в МВД? Напротив, как раз я отговаривала Алексея от этой конторы, но в 90-е норальным пацанам было только два пути - либо в бандиты, либо к ментам. Он выбрал честный путь, вот и все.

























    ?
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Вот как раз "судя по тыканью" вы и есть самый главный трус. Попробуйте сойтись с автором - слабо? Эльвира Касимова
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Вас ещё больше ничего не смешит? Извините, складывается впечатление, что вы завидуете Клочкова. А меня смешит ваш «бесвкусное» чувство юмора.
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Ну Тукаевская и до войны была неспокойным районом. Зато, из бывших хулиганов , на фронте ,получались отличные разведчики. Мой дядя , например, один из них. Его медали до сих хранятся в нашей семье.
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Я тоже сталкивался, так как не был среди других "пацанов". Первый раз столкнулся совсем ребёнком, где-то лет шесть-семь, может чуть больше. Мы ехали тогда с мамой в трамвае, номер не помню. Трамвай был пустой и на какой-то остановке зашла эта шпана, около шести-семи человек и села сзади. Сразу были видны их намерения и цели до кого-нибудь докопаться. И они докопались, до двоих мужчин, а возможно и молодых ребят, как я уже сказал, я тогда был ещё сырой совсем и мне все казались взрослыми. Дошло до того, что они просто все зажили их и начали трясти карманы, при этом докапываясь и до моей мамы, с которой мы сидели совсем близко, буквально через пролёт сиденьев. Начиналось якобы со знакомства, а после всех её игнорированний, дошло до прямых оскорблений. Как сейчас помню. Как уже стали подсаживаться к нам ближе и мы подъехали к первой же, ближайшей остановке, она меня дёрнула и мы выбежали из трамвая, двери быстро закрылись и он тронулся, больше никто не успел выйти. Возможно, это были действия водителя и кондуктора. К слову, кондуктор даже не ходила в конец трамвая, после того, как они зашли.
    Второй случай был уже в возрасте около восемнадцати лет, но там на нас побоялись лезть, так как мы были не одни, а ребят нас было достаточно что бы дать отпор. Они, конечно, покричали и бычались, но не рискнули.
    Ещё следует отдельно сказать, что сколько девчонок полетело на этом, я говорю про то, что "целки" теряли. Их просто насиловали, либо добровольно, либо добровольно, принудительно, запугивая угрозами о том где живёшь и постоянно встречая их. Об этом не так много пишут, но это было поголовно. Многих даже определяли в "работниц", которые должны были приносить деньги. Повторюсь, что это примерный возраст четырнадцать-восемнадцать лет, для девчонок.
    Такого повторять нельзя. Если что-то будет появляться, то бороться всеми силами и способами, в том числе и физическим уничтожением, если это потребуется. А сколько жизней погублено. Девчонок вешалось из-за того, что их определили в "работниц". Родители даже не знали о происходящим с ребёнком. Многим об этом мало известно, но однозначно одно, такое повторять нельзя.
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    очень интересные воспоминания. Спасибо
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Просто все в одну кучу сваливаете. Кто хочет читать про бандитов - пожалуйста «Бандитская Казань - 1,2», «Бандитский Татарстан». Для лириков - «Казань из окон трамвая». У каждой книги своя аудитория, иногда они даже пересекаются. Пусть будет побольше хороших книг о Казани, каждая найдёт своего читателя
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Вы абсолютно правы - эта книга для лириков - синтез городской легенды, документа и личных воспоминаний. Автор как-то читал отрывки для любителей казанской старины и экскурсоводов (в доме Муллина в Татарской слободе). Впечатляет.
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    может быть и интересно, но не дай бог такое пережить снова, ни мальчишкам, ни девчонкам. С возрастом понимаешь всю пагубность того времени, среди кажущейся лиричности и романтизме. Тат в ней никакой лирики и романтики, уже поверьте. Страх выйти на улицу, страх проехать нужную остановку и оказаться не в "своём районе". Девчонкам юбки страшно надевать было. С таким явлением нужно бороться, как я уже сказал, это приходит с осознанием и временем и бороться нужно всеми способами. Считайте это заветом на будущее
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Спасибо
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Заветы... Ильич?
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    "Как и другие банды Казани, они обустроили в подвалах своих многоэтажек спортзалы (первый такой зал появился в 1970 году" жил в то время там и не видел многоэтажек в нашем районе. Где их видел автор в то время?
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Хрущевками улицы Модельная, Фрезерная, Актайская и Авангардная были застроены в 1966 - 1969 годах. Так что автор прав, кроме того, в данном случае он приводит свидетельства исследователя казанского феномена Ильдара Валеева. Кстати, мне, с разрешения автора, довелось прочитать несколько глав из книги - написано реально здорово, читается в один присест
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Хрущевки это многоэтажки?
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    В ту пору это были как раз многоэтажки, а многоэтажек в сегодняшнем понимании было всего четыре - на улице Татарстан
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Заказу по версии МВД. Факты из сводок оперативок и официальной версии...
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    А МВД-то тут при чем? Автор, конечно же, не мог не видеть архивных документов по делу Тяп-Ляпа (я служил с ним в КЮИ МВД с 1995 года по 2016-й - все эти годы он работал директором музея), но тут он сознательно сделал акцент на личные воспоминания, поскольку пересказывать "Бандитскую Казань" - дело как неблагодарное, так и неинтересное. А описание криминала - всего лишь легкий штришок к описанию быта и духа советской Казани
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Не сказал бы, что «Бандитская Казань» книга неинтересная, ее не 2 гуру просмотрели, а сотни тысяч читателей хвалят. Да и авторы там посерьёзнее, чем целый директор музея КЮИ МВД РТ. Кому-то и развесистая клюква Клочкова покажется откровением, особенно тем, кто до сих пор в «Речфлоте» ходит
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Ну так и читайте свою "Бандитскую Казань", кто же против. А эта книга - просто для иной аудитории, а бандиты в ней занимают всего 2 страницы из пятисот...
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    Во первых, автор пришел на службу в тогда еще КФЮИ МВД России в 1997 году... Во-вторых музей там появился только в начале 2000...
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    А вот это уже случай "так называемого вранья". Автор в рядовой должности (техника-криминалиста Ленинского РУВД) проходил службу в МВД с 10 сентября 1994 года, в апреле 1996 года стал стажером по офицерской должности инспектора отделения кадров Казанского филиала Юридического института МВД России, 4 ноября 1996 года ему было присвоено первое специальное звание (лейтенант), а "пилотная" музейная экспозиция нового вуза была открыта 21 марта 1997 года - в день рождения института. В работе над музеем приняли активное участие сам автор (он уже тогда стал "душой и сердцем" музея), его друг казанский краевед Георгий Валентинович Фролов, директор музея МВД РТ Людмила Алексеевна Мещерякова, старший научный сотрудник Национального музея Георгий Анатольевич Милашевский, а также ряд руководителей и сотрудников - зам. по кадрам Борис Хайбуллин, начальник воспитательного Алексей Горшков и зав.клубом Марина Климанова. Кстати, первая экспозиция и была открыта в помещении клуба на Магистральной, 35. 5 мая 2002 года, к 200-летию российской полиции была открыта новая экспозиция (в новом здании на Магистральной, 34 (созданная теми же авторами), автор книги продолжал исполнять обязанности директора музея (находясь в штате отдела кадров), и лишь спустя пять лет официально стал зав. музеем, а в июле 2016 года вышел в отставку. А материалы к книге "Казавнь из окон трамвая" он начал собирать еще в 1990-х!!!
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Ну теперь я уверен, что Клочков комментарии не читает ;-) Он их ПИШЕТ ;-))))))
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Увы, Вы ошиблись, хотя "горячо"
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Не угадали? Это написал давний друг А.И.Клочкова, председатель Совета ветеранов КЮИ МВД России, Горшков, тоже Алексей. А моего тезку не трогайте - он вообще никогда не лезет в обсуждения! Книга выйдет - тогда и поговорим!
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Да Леха не только месяц, да и точный год начала своей службы не вспомнит - он всегда был

    летящий Ещё тогда жил только старой Казанью, всё собирал какие-то документы, бумажки. А послужной его спискок точно опубликовал его друган - Горшков - тот до сих пор там работает
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    очень интересный рассказ
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    "гуру казанского краеведения С.П.Саначин и Л.М.Жаржевский охарактеризовали книгу, как одну из наиболее весомых краеведческих работ за последнее столетие".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/97267-doroga-v-boriskovo-ot-kraeveda-alekseya-klochkova

    С "гуру" надо согласиться - опубликованные главы действительно написаны прекрасным языком и основываются на фактах и личных воспоминаниях.
    Ничего подобного "гуру" не писали.
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Если вам нужен источник, читайте "Вечернюю Казань" от 3 апреля (статья О.Б. Юхновской "Как Ельцин в Казани на двойке прокатился") - там прямая цитата С.П.Саначина и его отзыв об этой замечательной книге. И не надо ерничать
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    А вот что по поводу книги Алексея Клочкова"Казань из окон трамвая" написал Лев Моисеевич Жаржевский: "Ну что. Дедушка рад, что дожил до этих времен. Ведь что было в ту пору, когда он приехал в Казань на ПМЖ? Были два издания книжки Н.Ф.Калинина (1952 и 1955) и всё. Кучка заметочек в "Советской Татарии" и полтора десятка статеек в "Вечерке": на улице такой-то в доме такого-то жил тот-то. Краеведение столицы орденоносной Татарии было не в состоянии указать, к каком же именно доме жил имярек. Жалкое состояние знаний о городе 19-го - начала 20 века удручало.
    Да, были объективные причины: Казани не повезло с нумерацией домов и планами города и его частей с нарезкой дворовых участков, с периодическим изданием печатных табелей зданий по улицам - все это было в обеих столицах. Без черной, нудной работы по переводу всех этих "дом такого-то" на современную адресацию было не обойтись. Такой работой и стал заниматься дедушка. Это отдельная история, сейчас же я упоминаю о ней только для того, чтобы был понятен уровень, с которого начиналось. Статусных историков и историков архитектуры краеведение весьма мало интересовало: первые делали свои карьеры на статьях о большевистских листовках, вторые рассказывали бедным казанцам о явном булгарском влиянии на архитектуру куполов здания б. гостиницы "Совет". Второй том академического двухтомника по истории Казани до неприличия изобиловал неточностями и фактическими ошибками.
    Первым настоящим шагом вперед было издание в 1993 году т.н. "Лимонника" - каталога -справочника памятников истории и культуры РТ. Тогда было то время, о котором можно сказать, что "все ещё живы, все". Да, без ошибок и оплошностей не обошлось и там. Но это было первое серьезное краеведческой издание в Казани.
    Дальше пошло веселее. Краеведом стал считать себя каждый, кто прочитал полторы книжки (одна из них "Джагфар тарихы") и обнаружил в себе способность составлять сложноподчиненные предложения. Фальшмиллениум вызвал поток "краеведческой" макулатуры, не иссякающий и по сей день, а само слово "краевед" оказалось опоганенным.

    Тем ценней, что на этом фоне изредка, но появлялись книги настоящих краеведов: Сергея Саначина Ильдара Алиева, Бориса Ерунова, . А вчера дедушка имел удовольствие познакомиться с автором выходящей в ближайшие дни книгой Алексея Клочкова "Казань из окна трамвая". Рецензия - нелёгкий жанр, и то, что будет сказано дальше не рецензия, а впечатления. Автор поставил дедушку в неловкое положение своими явно преувеличенными комплиментами в тексте - и это я считаю основным недостатком книги. В остальном же она превосходна. Редко встречаются книжки, где глубина и точность знания матчасти сочетается с мастерским построением материала, динамичным изложением, замедляющимся и переходящим в скрупулезную передачу источника, а потом снова набирающим динамику. Автору свойственна любовь к деталям во всём - и в описании типа трамвайного вагона и описании характера человека. Он вспоминает о многих людях, о которых никто бы не вспомнил кроме него - теперь мы знаем тех людей и они нам симпатичны. Настоящая рецензия выходящей книги еще впереди. Написанное выше - только впечатления. И я заранее поздравляю любителей не слишком давней казанской старины: скоро они поставят на свои полки замечательный труд Алексея Ивановича Клочкова". Эту цитату "перепостил" для Казань Ностальжи главный казанский "трамвайщик" Илья Евлампиев
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    Вот меня интересует, а почему евреи идут в историки и краеведы? Даже , если место их жительства не является их малой родиной. Что они там хотят найти и исправить? Это ведь сплошь и рядом, Какую русскую область не возьми, там обязательно историком -краеведом будет еврей. Счего бы это?
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    А вот это уже полное свинство. Касаться национальной темы - показывать свое полное моральное уродство... Удивляюсь, как модератор РВ пропустил подобный комментарий, явно отдающий нацизмом.
    А книга Алексея Ивановича - действительно одна из лучших в казанских летописях. Если угодно, она в чем-то сродни "Москве и москвичам" Владимира Гиляровского, выдержавшей десятки переизданий. Уверена, что и книгу "Казань из окон трамвая" ждет долгая и счастливая судьба... То-то вас так корежит...
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    "гуру казанского краеведения С.П.Саначин и Л.М.Жаржевский охарактеризовали книгу, как одну из наиболее весомых краеведческих работ за последнее столетие".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/97267-doroga-v-boriskovo-ot-kraeveda-alekseya-klochkova

    С "гуру" надо согласиться - опубликованные главы действительно написаны прекрасным языком и основываются на фактах и личных воспоминаниях.
    Ничего подобного "гуру" не писали.
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Я в 70-е годы без малого восемь лет ездил на тренировки в Приборист, то бишь Тяпляп этот ваш. На трамваях, понятно. Трижды в неделю. "Обирали до нитки" пассажиров трамвая? Ни разу не видел никаких нападений в транспорте, и не слышал даже. Вандалы были, конечно, сиденья резали, может и стекла били. Печально, конечно, но это все из другой оперы. Обирать до нитки это грабеж или там разбой, там бы весь личный состав МВД круглые сутки на трамваях ездил.

    Книжка, похоже, собрание городских легенд или детских страшилок.
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Так почитайте сводки МВД за 1973 - 1979 гг. Если нападения в трамваях вас миновали - ваше счастье, только сие не означает, что всего этого не было. Напротив, есть сотни свидетелей обратного. А насчет книги - сначала прочтите, а потом уж определите -собрание это городских страшилок, или достойное исследование
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    А отчего не "Сокровенное сказание монголов"? Оно по крайней мере доступно, в отличие от сводок МВД за 1973-1979 гг. Вам просто здравый смысл отказывает.

    Вот, вы ссылаетесь на Гудошникова, что мол "в 1970-е годы трамваи третьего и восьмого маршрутов на участке Технической, Фрезерной и Авангардной улиц были заполнены народом лишь в часы пик... В остальное время вагоны шли полупустыми..."

    Я вам больше скажу. Любые трамваи, а равно и другие виды массового общественного транспорта, и на участках любых улиц (и любых городов, и даже любых стран) заполнены народом только и исключительно в часы пик. А в остальное время идут полупустыми. А порой и вовсе пустыми. Не из-за мифических бандитов, а потому как жизнь так устроена. В часы пик много народа, вне часов пик - народа мало. Оттого так диковинно и называется.

    Любое отклонение от этого повсеместно распространенного явления нужно специально доказывать. Дескать, вот на Фрезерной и Складской у нас была такая аномалия. В час пик набивались в восьмерку не потому, что на работу ровно к девяти, а исключительно из-за страха перед хулиганами. Если к часу пик не поспевали, то пару-тройку часов дожидались следующего между сараями, приняв покровительственную окраску.

    Если это удастся показать на репрезентативном материале, то действительно будет достойное исследование.
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Вы меня, наверное, с автором спутали. Увы, я всего лишь редактор книги, а автор в комменты принципиально не залезает, говорит, эдак недолго умом тронуться. А насчет репрезентативного материала - подождите неделю, книга выйдет и, думаю, многие вопросы у Вас снимутся. Спасибо за конструктивные советы
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Кепки "Речфлот" синие и светло зеленые можно было купить на ул. Портовой слева был хозмаг. Там и одеждой торговали .1984-85 год примерно. Я там покупал. Там ново-татарская группировка была. Мне боятся их было нечего. Всех знал. Кепку как память храню до сих пор.))
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Как здесь люди жили???работа и быстрее домой, чтоб не убили...почему так?неужели "совок" только жестокости учил..
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Дело не "в совке", а в том, что в годы войны население Закабанья увеличилось в 8 раз за счет десятков эвакуированных предприятий, детей-безотцовщины народилось великое множество, а за обустройство их досуга никто не отвечал. Добавьте сюда ужасные условия быта, и все станет ясно.
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    «Тяп-Ляп»: судьба самой знаменитой уличной банды в СССР В 70-е годы прошлого века Казань была поделена между различными молодёжными преступными группировками. Самой сильной их них являлась «Тяп-Ляп». Это было первое неформальное объединение молодежи, противопоставившее себя комсомолу. Его создатели - Сергей Антипов, Джавдат Хантимиров, Сергей Скрябин - были жителями района, в котором располагался завод «Теплоконтроль». Основатель Антип Отцом «казанского феномена» по праву считается Сергей Антипов (Антип) 1949 года рождения. Именно он в начале 70-х создал «Тяп-Ляп». К этому времени Антипов имел за плечами определенный багаж, позволивший ему быстро завоевать авторитет среди местных ребят. Его уважали за справедливость и знали, что в трудную минуту он всегда поможет. Сам Сергей Антипов с 14 лет состоял на учёте в детской комнате милиции. Именно под его руководством в середине 60-х были разгромлены боевые комсомольские дружины. Антипов работал на заводе «Теплоконтроль», вел здоровый образ жизни - занимался спортом, не пил и не курил - был начитанным и уравновешенным. Район, где располагался «Теплоконтроль», был новым. Его окружали поселки, и местная шпана постоянно нападала на «тепловских» ребят. Сергей Антипов решил взять инициативу по защите молодежи с «Теплоконтроля» в свои руки. Здоровый образ жизни По словам участников группировки, «никто из них не был поглощен тюремной романтикой». Все началось с желания быть здоровыми и сильными. Соорудили в подвале пятиэтажки спортзал. Так появился сплоченный спортивный кулак, братство, товарищество. Главный принцип «Тяп-Ляпа» гласил: «В беде не бросать, не курить, не пить, проверка силы воли обязательна». Не бандиты, а были бунтари «Мы не были бандитами, а были бунтарями. «Тяп-Ляп» никого не насиловал. Шли против блата и коммунистической диктатуры. Ребята были начитанные, их уголовные байки не очень привлекали. Все работали и учились», - рассказывает один из участников ОПГ Эрх Челее. Местные ребята тянулись к Антипу, несмотря на то что он был старше некоторых из их лет 10-15 лет. Впрочем, он был не единственным лидером «Тяп-Ляпа», скорее, первым среди равных. Кроме Сергея Антипова основными лидерами группировки являлись Сергей Скрябин (Скряба) и Джавдат Хантимиров (Джавда). Лидеры поменьше - Михаил Зарахович (Захар), Ильдар Каюмов и Юрий Кондрашин. Сергей Скрябин Сергей Скрябин по кличке «Скряба» родился в 1956 году. Имел обширные знакомства среди цеховиков Казани. Высшего образования так и не получил. По словам членов ОПГ, "его везде выгоняли, начиная от военного училища, заканчивая пединститутом. Он даже драться не мог". В группировке уважением не пользовался. «Скряба был довольно неоднозначной личностью. Хитер, коварен и смекалист, - вспоминает один из участников группировки. - Удар правой у него был страшной силы - у двухметровых кабанов трещали челюсти, хотя сам он был небольшого роста. Он был очень жаден и крайне непорядочен в отношениях даже с теми, кого считал самыми близкими друзьями». Именно Скрябин занимался вымогательством денег у цеховиков, мошенничеством и рэкетом. Тех, кто не соглашался на условия группировки, по его указанию били, уничтожали, а товар отбирали. Он же имел обширные связи в партийных и торговых кругах. Нередко стравливал лидеров других уличных группировок между собой. Джавдат Хантимиров Джавдат Хантимиров, 1956 года рождения, пользовался авторитетом у молодежи. Занимался боксом. Работал электромехаником в молодежном центре. Параллельно являлся внештатным сотрудником КГБ, о чем не раз говорил своим товарищам. «Джавда был смуглым, симпатичным, с осиной талией. Сложен был как современные культуристы. Дружил с детства со Скрябиным. Всегда держался серьезно , даже когда шутил. Со своей девчонкой в общественных местах не появлялся, хоть она и была очень красивой», - вспоминает Эрх Челее. «Отличный парень, честный, твёрдый и надёжный во всех отношениях. У него была своя группа пацанов, очень крутая», - отмечал Сергей Антипов. Амбиции лидеров и КГБ По словам Сергея Антипова, "в 1977 году его одного, отбывавшего наказание за аварию в сопровождении сотрудника КГБ перевели с "химии" (стройки народного хозяйства) из Казани в город Нижнекамск". И тут же, по словам участников группировки, "новотатарские" во главе с Даниэлем Бандитом провоцируют "тяпляповцев" на конфликт. Джавдат Хантимиров решает совершить устрашающий "пробег" по Ново-Татарской слободе. Поскольку Хантимиров являлся внештатным сотрудником КГБ, идея "пробега" по словам участников группировки была использована "непосредственно Андроповым для разгрома МВД". Ребята конечно и недогадывались об этом. По словам Сергея Антипа, «По «Голосу Америки» как-то шла передача про драки «Тяп-Ляпа». Андропов всё это использовал против МВД, мол, посмотрите, как плохо работает советская милиция. Сфабриковали дело. Сделавшие это пошли на повышение. Многих в МВД уволили и посадили не за что». Итогом «пробега» стали несколько десятков раненых и двое убитых. Такие разные судьбы По окончании расследования 28 «тепловским» были предъявлены обвинения в бандитизме, 36 – в грабежах, 4 - в убийствах и 15 - в покушениях. Джавдат Хантимиров был приговорен к высшей мере наказания. Однако у участников группировки на этот счет есть свое мнение, согласно которому «КГБ предложило Джавде поменять полностью свою жизнь, включая имя. Таким образом он попал в Афганистан. Воевал в группе спецназа, настраивал мирные кишлаки против моджахедов. Как он умер, неизвестно. Тела его никто не видел, на могиле установлен кенотаф. Как рассказывал Сергей Антипов, «приговоренный к смерти, Джавда учил английский язык». Сергей Антипов был осужден на 15 лет. Побывал не в одной колонии. Неоднократно был в штрафных изоляторах и бараках усиленного режима. Прошел крытые тюрьмы. Везде был в авторитете среди заключенных. Был лично знаком с такими легендарными фигурами, как Вася Бриллиант, Саша Север, Хоббот, Валера Глобус. «Когда я освобождался, меня много народу встречало. Но отдельно меня встречали воры Валера Глобус и Ринат Иглам», - вспоминал Сергей Антипов. Он пережил лихие 90-е, занялся бизнесом. Антип мирно проживает в Подмосковье и воспитывает сыновей и дочь. «Я криминалом не занимаюсь, родину не предаю», - говорит Сергей Антипов. Сергей Скрябин, после разгрома группировки получил 11 лет за разбойное нападение на двух мужчин. Освободившись, занялся бизнесом. Под его контролем находилось несколько «казанских контор» в Москве и Казани. Был убит в 1994 году возле своего дома в Казани.

    Источник: Самые знаменитые варяги в русской истории
    © Русская Семерка russian7.ru
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    У «Тяп Ляпа» никогда не было такого персонажа, как ЭРХ ЧЕЛЕЕ. Который пишет одновременно, что Скрябин «даже драться не мог» и в то же время имел «сокрушительный удар правой». Про Афганистан очень смешно, только «спецназовца» Джавду расстреляли в Нижнем и перед смертью он уже еле ходил, держась за стенки. Насчёт того, что «тяпляповцы» никого не насиловали, спросите у потерпевших. Даже Антип свою пятнашку сидел в том числе за изнасилование. Про Андропова вообще слов нет: все силовики, что имели отношение к разгрому Тяп-ляпа не то, что не сели, а ушли на повышение, в том числе в Москву. Ерин стал министром МВД РФ, Загидуллин - зампрокурора РТ, Акбаров - начальником казанской милиции. Вот тебе и байки от «Русской шестерки»!
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    Вот такие книги, как "Самые знаменитые варяги... " как раз-таки и романтизируют обыкновенную уголовщину и превращают заурядных подонков в неких супергероев, что особенно опасно для молодежи.
    А в книге "Казань из окон трамвая" автор просто описывает тогдашнюю реальность "со своей колокольни", показывая всю жуть тогдашнего времени, когда родители боялись выпускать детей на улицу. Видно по комментам, как это корежит некоторых "романтиков с большой дороги"
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Отличная статья, спасибо что написали. Большинство комментаторов с большим опытом видимо завидуют, если уж они больше знают пусть напишут, я бы с удовольствием и их рассказ прочитал.
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Глупо, тупо и ложь.
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    Когда сказать нечего, остаётся тыкать из поворотни.
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    Вернее, тявкать. А статья просто супер
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    Какой-то гопник написал, он, видно больше знает
    Ответить
  • Анонимно 12 мая
    За книгу спасибо автору.
    По трамваям - в 81 в Казани не было Усть-катавских вагонов. Только рижские. На фото либо год не верен, либо это не Казань, а, например, Челны/Брежнев.
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    Вы абсолютно правы, дата "1981" на фото "Трамвай после нападения банды подростков" ошибочна. На самом деле тут 1987 - 1988 гг., ибо первые вагоны КТМ-5 поступили в Казань в августе 1987 года. Эта "плюха" редактора, в книге стоит правильная дата. Спасибо.
    Ответить
  • Анонимно 13 мая
    Много неточностей , но если учитывать что книга не про "казанский феномен" , то вполне неплохим языком написано.
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Вы совершенно правы - казанский феномен - лишь эпизод.
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Несмотря на некоторые неточности, написано добротно и захватывающе. РВ, продолжайте публикации Алексея Клочкова - а на тявкающих шапок пусть автор внимания не обращает
    -
    Ответить
  • Анонимно 14 мая
    Прочитал. Нормально, хотя есть вопросы. Удивляют комментаторы - чеж же вы так беситесь, или, может, тихо завидуете, что вам такое талантливое изложение недоступно. А автору респект и уважуха
    Ответить
  • Анонимно 14 мая
    "Остается только добавить, что прокуратура тогда была просто вынуждена возбудить дело по весьма неудобной статье «бандитизм» (считалось, что в СССР это явление давно ликвидировано), а министр С.З. Япеев в итоге лишился своего поста"

    Япеев ушел в отставку по возрасту. В сентябре 1978 г. ему было 64 года:
    Соответствующий рапорт министру МВД СССР Щелокову он отправил в конце января 1978 г., т.е. задолго до вылазки "Тяп-Ляпа" в августе 1978 г.
    Ответить
  • Анонимно 14 мая
    Своего же министра мимоходом обидел Алёша. Япеев был достойным генералом МВД, прошёл войну и милиционеры вспоминают его всегда добром. Но только не музейные «офицеры», для них Салих ушёл с позором
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    А вот это уже "удар по дых", и теперь Вам точно пишет и отвечает автор книги. Отвечаю Вам, что я лично знал Салиха Зелялетдиновича Япеева, и сообщаю Вам, что чище и честнее этого человека еще не было в Казани. Неверующих прошу к нему домой (угол улиц Фукса и Большой Красной). Так вот, если наберетесь смелости и придете, перед вами выстроится картина жизни абсолютного альтруиста (что, кстати, так несвойственно нынешним хозяевам жизни). А его вдова Минновара Мухаметчарифовна (успокойтесь - Мирра Гарифовна) умерла совсем недавно и тоже, в отличие от подавляющего большинства так называемых граждан, вела тихий и спокойный образ жизни. А обстановка в их квартире гораздо скромнее, чем. скажем, у меня - одни только книги.
    Ответить
  • Анонимно 14 мая
    Я технический редактор книги. Очень удивляюсь злобным комментариям.
    Коль скоро у читателей возникают вопросы, считаю необходимым выложить содержание книги, дабы читатели не судили всю книгу по одной вырванной из контекста главе.
    Содержание Книги "Казань из трамвая"
    Предисловие
    О том, как писалась эта книга

    Часть I ВАГОНЫ АНОНИМНОГО ОБЩЕСТВА

    Глава 1 Конка
    Немного о лошадях
    Строительство Земской дамбы
    Омнибус, он же дилижанс
    Строительство конной железной дороги
    Начало конки
    На Волге полный ледоход
    Расцвет и закат конки
    Глава 2 Перед Первой мировой
    Трамвай Кабушкина
    Трамвайное депо на Арском поле
    Электростанция на Нижнем Кабане
    Некоторые технические особенности первых трамвайных путей
    Трамвайные маршруты Казани в 1905–1917 годах
    Глава 3 Дом на стрелке дворянских линий
    Трамвай у Александровского пассажа
    Предыстория вопроса
    То, что сохранилось в памяти
    Реставрация за год до обрушения
    Из прошлого детского парка
    И снова разоблачения
    28 апреля 1977 года Землетрясение на Черном озере
    28 апреля–21 июня 1977 года
    Ночь на 21 июня 1977 года Обрушение
    21 июня–4 октября 1977 года
    4 октября 1977 года Пожар в Пассаже
    Спустя годы
    Взгляд назад
    Глава 4 Малоизвестные факты из ранней истории трамвая
    Забытые трамвайные ветки
    Ранние контактные сети: плюсы и минусы
    Устройство бельгийских «Эрликонов»
    Глава 5 Трамвай в годы гражданской войны
    Хроники безвременья
    Роль казанского трамвая в судьбе золота Российской Империи
    Разруха и неудачные попытки возрождения
    Случай на Евдокиинском спуске
    Пожар в моторном депо и трамвайный коллапс

    Часть II МЕЖДУ ДВУМЯ ВОЙНАМИ

    Глава 6 Трамвай в годы НЭПа
    1922–1925 гг Начало новой жизни
    1925 год Пуск «четверки» и изменение старых маршрутов
    Новый вид токосъема Зигзаг контактного провода
    Когда убрали с казанских улиц исторические рельсы?
    Глава 7 В годы первых пятилеток
    Устройство и эксплуатация вагонов Мытищинского завода
    Трамвай «пятерочка»
    Глава 8 Четыре имени исчезнувшей остановки
    Купеческая биржа у Хлебной площади
    История остановки у Дома печати
    Загадки подземелья под Профсоюзной улицей
    Куда переехал универмаг?
    Глава 9 Четыре заводских маршрута
    Трамвай на Полянинской дамбе
    Увеличение пассажиропотока и задачи логистики
    1940 год «Газовая» ветка
    Трамвайная линия на КазГРЭС
    «Девятка», или маршрут без номера
    Глава 10 Военный Соцгород
    Город-спутник
    Казанский адрес Сергея Королева

    Часть III ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

    Глава 11 Первые послевоенные линии
    Как «оборонка» трамваю помогла
    Усть-Катавские машины КТМ и КТП
    Новая жизнь старой «пятерки» Путь к Октябрьскому городку
    Через Первый переезд – к Компрессорному заводу
    Первый десятый маршрут В чем смысл топонима «Разъезд Восстания»
    Глава 12 Родственники синего троллейбуса
    История о том, как троллейбус родил трамвай
    «Широколобые» и «узколобые» трамваи
    Казанская история вагона МТВ-82
    Глава 13 Вторая жизнь Воскресенской линии
    Когда трамваи ушли с Кремлевской
    1952–1953 гг Реновация улицы Бутлерова
    Образцово-показательный маршрут
    Как «двойка» вошла в историю новой России

    Часть IV ТРАМВАЙ И МОРЕ

    Глава 14 Большая Волга
    Из истории инженерной защиты Казани
    Изменение маршрутной схемы трамваев 1, 5 и 7
    Глава 15 На Петрушкином разъезде
    Что такое «ШМАС»?
    Метаморфозы Ближнего Устья
    Вместо порта – оборонный завод
    Странная трущоба на задворках истории
    Петрушкин разъезд
    Глава 16 По новой магистрали
    Реконструкция Кировской дамбы
    1957–1958 гг Изменение схемы движения трамваев у Кремля
    Уход «девятки» с набережных Булака
    Глава 17 Пассажир в генеральской шинели
    Воспоминания чемпиона СССР
    Злой рок Никиты Хрущева
    Глава 18 Вокруг цирка
    Как в Казани построили летающую тарелку
    Испытание на прочность
    Глава 19 Три кольца в центре
    На Привокзальной площади
    Конечная «Комбинат «Здоровье», или оборот вокруг квартала
    Глава 20 В порту
    Новый порт в Ново-Татарской слободе
    Ликвидация «макаронной» ветки и трансформация седьмого маршрута
    Тайна старых павильонов
    «Как мы однажды сели на мели»
    Глава 21 Дорога в Борисково
    Дачный поселок, ставший промзоной
    Трамвайный узел в Старо-Татарской слободе
    Несколько фактов из жизни Старо-Татарской слободы
    Трамвай и подростковые криминальные группировки

    Часть V ЭПОХА РИЖСКИХ ТРАМВАЕВ

    Глава 22 Советский трамвай заграничной марки
    «Найди пять отличий»
    Из казанской истории рижского трамвая
    Технические особенности конструкции вагона РВЗ-6М2
    Глава 23 Путь к «Оргсинтезу» лежит через поселок Северный
    Трамвайные маршруты в середине шестидесятых годов
    Сухая река, поселок Северный и Жилплощадка
    История микрорайона Жилплощадка
    Развитие транспортной инфраструктуры Жилплощадки
    Глава 24 Как строили трамвайный путь на Горки
    Необходимое пояснение
    Как дела обстояли с транспортом
    Конечная на Гвардейской улице
    «Хрущевка» у путепровода
    Новая версия одиннадцатого и рождение двенадцатого маршрута
    Микрорайоны Горки-1 и Горки-2
    Конечная станция «Проспект Победы»
    Дорога в девятый микрорайон
    Глава 25 Возвращение в центр
    Дом на Большой Красной
    У Пятницкой церкви
    На руинах Святой обители
    Три забытых остановки в сердце Казани
    Пешая прогулка до площади Свободы
    Когда разводят мосты
    Глава 26 Последыши Рижского предприятия
    Предыстория трамвая РВЗ-7
    РВЗ-7 в Казани

    Часть VI БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КОЛЬЦО

    Глава 27 Ново-Савиновская магистраль
    Из прошлого заречной части города
    Слобода с именем из булгаковского романа
    Легенды деревни Савиново
    Новое Савиново, или просто Савинка
    Перевоз у «Островков»
    Третья транспортная дамба и проспект Хусаина Ямашева
    Авторынок у путепровода
    Еще один бедовый мост
    Понтонный перевоз и мост Миллениум
    Случай на площади Восстания
    Немного о маршрутных схемах
    Глава 28 Про трамваи из Усть-Катава и не только
    О том, как из красавца сотворили уродца
    КТМ-8, КТМ-8М, КТМ-19 и «Спектры»
    Трамваи ЛМ-93 (71-132) и ЛМ-99 (71-134)
    Глава 29 Старое и новое Арского депо
    За Сибирской заставой
    Депо имени ИК Кабушкина
    Послевоенная история трамвайного парка № 1
    На опушке Троицкого леса
    Глава 30 Транспортное кольцо: вторая очередь
    Царицыно и Царицынский бугор
    Царицынская церковь
    Микрорайон Азино возник на месте старого аэропорта
    Азино: истории первых поселенцев
    Трамвай на Южной магистрали
    О том, как трамвай ушел из центра

    Часть VII НА ОСКОЛКАХ ПРОШЛОГО

    Глава 31 Три жизни Тукаевской площади
    На Кольце
    Дровяная, Рыбная, Мясная, Кооперативная
    Глава 32 Тайны Дегтярки
    Зазеркалье в центре города
    Тайна подземной комнаты
    В чем смысл топонима «Дегтярка»
    Глава 33 В гостях у староверов
    «Старообрядцев молитвенный дом каменный»
    Как мусульмане староверам помогли
    Глава 34 Под Шарной горой
    Споры о Горловом кабаке
    На Суконной площади
    Что осталось от старой Суконки
    Воспоминания о Шарной горе
    Трамвайная линия, которой не было
    Послесловие, или ода казанскому трамваю

    Ответить
    Анонимно 15 мая
    Книгу где можно купить? РЕАЛЬНОЕ ВРЕМЯ, дайте координаты автора
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    Вы готовы выложить за неё около 2.5 тысяч?
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    Не две с половиной, две. Автор надеялся на меньшую цену, но себестоимость большая - больше 1000 рублей - полноцветная печать, 280 фото, из них 143 цветные, часть черно-белых фото раскрашены, формат А4, без малого 500 страниц, и пр. Практически подарочный вариант. Редактор
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    Нет, 2000 рублей, хотя этотоже немало. Насколько знаю, они печатали за свои деньги
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    При всём количестве фото и страниц себестоимость такой книги равна максимум 1000 рублей. Продавать в 2 раза дороже - вопрос финансовых амбиций автора, вопрос кто захочет покупать. Скорее всего в цену книги заранее заложено количество книг, которые будут безвозмездно подарены людям в погонах, в том числе группе поддержки. Без них можно было и по 1.200 рублей подавать, не жадничая
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    Да достали вы уже с МВД. Автор никогда себя ментом не считал - напротив,
    всегда старался дистанцироваться от этой компании . И книгу свою он писал не ради денег, а просто потому, что у него собрался колоссальный материал о старой казани.
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    Тогда пусть продаёт по себестоимости, если от любви к искусству книгу писал
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    Так и будет
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    Не беспокойтесь, продаст. Книгу уже купили питерцы- не много ни мало - 28 человек
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    «Великолепную книгу нового Гиляровского лучшую в столетии», которая выйдет ТОЛЬКО через неделю и УЖЕ купили всего «28 панфиловцев», пардон, питерцев... Это фиаско, политрук Клочков ;-)))))
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    По 1000 или по 2000?
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    Увы, по 2000 - и тут решает не автор, и даже не редактор, а типография
    Ответить
    Анонимно 16 мая
    В цену книгу, помимо самой печати, также входит работа дизайнера, верстальщика, корректора, допечатная обработка.
    Ответить
    Анонимно 16 мая
    Купили 28, а предзаказ свыше 200.
    Тираж небольшой, заказывайте.
    Организатор продажи книги.
    Ответить
    Анонимно 16 мая
    Телефон или адрес оставьте?
    Ответить
    Анонимно 16 мая
    Купили - и деньги отдали заранее. Так то вот
    Ответить
    Анонимно 17 мая
    Как можно заказать?
    Ответить
    Анонимно 17 мая
    Заказать книгу можно по телефону
    89083489044
    Ответить
  • Анонимно 14 мая
    Я делю экскурсоводов на три категории -
    1. гиды - сказочники
    2. гиды - историки
    3. гиды от Бога. Так вот, Клочкова можно отнести к третьей категории, так как в этом человеке сошлись воедино несколько ценных качеств. Он больше чем историк - он один из лучших краеведов города Казани, он искусный оратор, ещё и вдобавок филолог -языковед ( специально не учился), но у него красивая речь, богатый словарный запас. Я, как учитель, восхищаюсь им. Теперь ещё и выяснилось, что он хороший и интересный писатель. «История зачастую бывает точна своей неточностью, а мастерство историка подразумевает , среди прочего, умение оперировать конкретным и неконкретным, а также соединять разнородное строго в той мере и тем способом, которым оно может соединиться. Любитель безнадежно перепутает тёплое с мягким там, где профессионал сошьёт шубу, тёплую и мягкую». Так вот, Алексей Клачков сошьёт шубу, тёплую и мягкую...
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    Вот-те поклонница нашлась. Как я понимаю, автор не нуждается в подобных комментах. В пользу его книги говорит только то, что уже больше сотни казанцЕв отреагировали - а хорошо или плохо - не суть
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    КлАчков? Ну-ну ;-)))
    Ответить
  • Анонимно 15 мая
    Нуждается или нет - не вам уже решать.
    Ответить
    Анонимно 15 мая
    Поклонница - двух слов связать не может. А статья как раз очень сильная - то-то Реальное время план переполнило - 120 комментов, а то и больше. Гуру - Саначину с Жаржевским - такое и не снилось
    Ответить
    Анонимно 16 мая
    Спасибо Троллю, который здесь пишит, а все так бурно реагируют))).
    Гуру - спите спокойно, вам не приснится злобный Тролль.
    Ответить
    Анонимно 17 мая
    Уважаемый, причем здесь МВД и группировки. Книга об истории Казани, нравах того времени. Кому надо точности по группировкам и методам противодействия - это не к краеведу. Книга рассчитана на интеллигентных людей. А болтунов, типа вас, так называемых знатоков преступной среды, на обсуждениях интеллектуальных книг можно в расчет и не принимать.
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Антипов жил на Чертогане?! Личность он легендарная,что и говорить... Но Чертоган-это Калиновка,а жил он ,насколько я знаю,кажется,на Фрезерной.....О нем ходили легенды.....
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    Расскажите про Антипа кто знает... В книге про бандитскую Казань похоже много неточностей.
    Ответить
  • Анонимно 22 мая
    Антип действительно с Фрезерной, отсидел 15 лет и живет в подмосковном Дедовске. Иногда приезжает в Казань на могилу сына. В книге "Бандитская Казань" по нему все точно. Вот в книге "Закат казанского феномена" есть ошибки: что Антипов был вором в законе и что его убили в Москве. Это не так
    Ответить
  • Анонимно 22 мая
    А про период его жизни в Казани расскажите что нб.. Вот тут пишут что легенды ходили про человека.. Хоть легенды ..
    Ответить
  • Анонимно 22 мая
    Есть одна легенда. В Казани живет бабушка, изнасилованная Антипом в 1970-Х и сидел он, в том числе, за неё. Ее попросите рассказать про Вашего героя?
    Ответить
    Анонимно 23 мая
    Легенды.... Среди нас,падцанов, в 70 ые годы, говорили,что он,обмотав руку платком,сшибал ударом лошадь.....Физически был очень крепким....Правда? Кто его знал.напишите могло быть такое?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии