Новости раздела

«В деле преподавания родных языков нужен уже не силовой подход, а научный»

Итоги проверок Рособрнадзора по Татарстану: нарисованные пятерки, наштампованные медалисты и сфальсифицированные олимпиадники

«В деле преподавания родных языков нужен уже не силовой подход, а научный» Фото: inkazan.ru

Половина выпускников Татарстана получила золотые медали незаслуженно, а учителя и администрация школ «рисуют» оценки ученикам, чтобы не попасть в черный список учебных заведений с самыми плохими результатами работы — таковы итоги проверок Рособрнадзора. Итоги, в общем, не лестные, и не удивительно, что чиновники хотели их скрыть, раз внезапно попросили журналистов покинуть совещание. За минувший год количество жалоб на сферу образования увеличилось на 50%, связано это и с языковым конфликтом, которым ознаменовалось начало учебного года. Министр образования и науки Татарстана и представители Рособрнадзора дали понять, что точка в этом вопросе еще не поставлена: «Закончим учебный год по ФГОС, а потом найдем приемлемые решения». Подробности в материале — «Реального времени».

Как журналистов попросили с совещания на самом интересном месте

То, что в образовательной системе Татарстана не все гладко, известно, но языковой конфликт в школах — только вершина айсберга. Это стало понятно из доклада начальника управления надзора и контроля за деятельностью исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгения Семченко.

Данные Семченко озвучил буквально сенсационные, и татарстанские чиновники не хотели бы делать их достоянием общественности, судя по тому, как на самом интересном месте доклада, журналистов внезапно попросили покинуть зал, объяснив, что далее совещание пройдет в закрытом режиме. Последние слова Семченко, которые удалось услышать корреспонденту «Реального времени» касались липовых медалистов, многие из которых сдали ЕГЭ меньше чем на 50 баллов.

— А многие медалисты имели несданные ЕГЭ по тому или иному предмету, в том числе, внимание, по русскому языку. А школа выдает ему медаль, — сказал Семченко.

«Многие медалисты имели несданные ЕГЭ по тому или иному предмету, в том числе, внимание, по русскому языку. А школа выдает ему медаль», — сказал Семченко. Фото obrnadzor.gov.ru

Как позже объяснил Семченко журналистам, вынужденным подслушивать совещание под дверью, ситуация характерна не только для Татарстана, но и для остальных регионов России.

— На федеральном уровне у нас отсутствуют жесткие критерии, связанные с награждением медалями выпускников, но такие критерии появятся в ближайшие 2 года. Ряд субъектов, в частности Москва, установили свои критерии — три худших результата ЕГЭ в сумме не могут быть ниже 220 баллов. Если бы эти критерии были введены, то количество медалистов сократилось бы в два раза, в том числе и в Татарстане, — уверен Евгений Семченко.

Фальсификации учат со школьной скамьи

Как стало понятно из доклада, фальсификация в школах начинается с начальных классов, где учителя «рисуют» детям пятерки.

— Сотни школ в стране, где ни педагоги, ни завучи, ни директора не стесняются показывать стопроцентные результаты по всем предметам. Всероссийские проверочные работы в 4-м, 5-м, 6-м и 11-м классах показали, что есть школы, в которых все ученики получили пятерки, при этом школы на ЕГЭ не отличаются особыми результатами. Не может быть диссонанса между результатами начальной и старшей школы — это обманом поставленные оценки. Не страшно, если учителя их рисуют, страшно, что дети и родители начинают с начальной школы пребывать в уверенности, что их ребенок полностью осваивает программу, — говорит Семченко.

По его словам, независимый контроль в таких школах показал реальную картину: там где была стопроцентная успеваемость — она снизилась до 40%, а школы, которые показали 60% успеваемости, остались с «нулями». «В этой лжи кроется проблема педагогической запущенности, когда все уверены в своей успешности, а по факту этого нет».

Фальсификацию в школах выявляют благодаря всероссийским проверочным работам (ВПР). Эксперты сравнивают их результаты с результатами ЕГЭ, объективность которого сложно подвергнуть сомнению, а так же оценивают качество выполнения заданий. Если сложные задачи в ВПР решены правильно, а простые с ошибками — значит учитель помог. Такие школы Рособрнадзор вносит в список сомнительных, по итогам 2017 года туда попало 66 татарстанских заведений. По идее, их надо бы проверить, но в план проверок департамента Министерства образования РТ попала только половина. Когда Рособрнадзор поинтересовался у своих подчиненных в Татарстане почему, то единственным аргументом было то, что они не включены в план проверок на этот год. «[Руководитель Департамента надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РТ Габдрахманова] Гульнара Закариевна большой патриот республики, поэтому она к образовательным организациям относится очень мягко и очень демократично», — указал на недоработку Семченко.

«Школьнику рисуют пять баллов, а через полгода на ЕГЭ совсем другие результаты. Это недопустимо. Коллеги, для нас задача на ближайшие годы — это борьба с необъективными оценками, и мы давление в этом направлении усилим», — предупредил Евгений Семченко. Фото Максима Платонова

— Мы объединили в таблицу все результаты ВПР, где особенно нас удивили супервысокие результаты по русскому языку за 2017 год в пятых классах. Мы в эту таблицу добавили школы с абсолютными результатами сочинений, которые сдают выпускники, когда 90—100% выпускников получили за сочинение пять баллов из пяти возможных, сравнили с результатами ЕГЭ и увидели, что с русским языком у выпускников этих школ не все замечательно. Школьнику рисуют пять баллов, а через полгода на ЕГЭ совсем другие результаты. Это недопустимо. Коллеги, для нас задача на ближайшие годы — это борьба с необъективными оценками, и мы давление в этом направлении усилим, — предупредил Евгений Семченко.

Липовые медалисты, отличники и олимпиадники

Липовые медалисты и отличники — это не все. Еще одна российская проблема — липовые олимпиадники. Если к «всероссу», вопросов меньше (хотя объективность муниципального и регионального этапов педагоги подвергают сомнению), то вузовские олимпиады стали лазейкой для поступления на бюджет, в условиях когда ЕГЭ исключило возможности для коррупции.

— Анализ заданий, которые даются на вузовских олимпиадах вызвал у нас удивление. Вузовские олимпиады, а вузы были основными критиками ЕГЭ, состояли из заданий с тестовой частью, с выбором одного ответа, уровень заданий был примитивный. Мы проанализировали баллы победителей различных олимпиад и увидели что в 60 процентах случаев призеры, победители набирали минимальный порог в ЕГЭ или проваливали ЕГЭ. Конечно, у нас четкое понимание что эти олимпиады давали преференции для поступления в вуз, это был коридор для того, чтобы получить бюджетное место, — говорит замруководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.

По словам Музаева, сейчас Минобрнауки пересматривает перечень олимпиад, дающих право на поступление в вуз вне конкурса. По итогам ведомство будет вносить олимпиады в список рекомендуемых или не рекомендуемых для участия.

— Понемногу перечень будет сужаться, и требования к олимпиадам будут все выше и выше, — говорит Анзор Музаев.

По словам Музаева, сейчас Минобрнауки пересматривает перечень олимпиад, дающих право на поступление в вуз вне конкурса. Фото obrnadzor.gov.ru

Родные языки: год закончим по ФГОС, а потом находим решение

За закрытыми дверями озвучили на совещании и итоги проверок, связанных с изучением татарского языка. Зампрокурора Татарстана Олег Даминов рассказал, что во всех школах были выявлены нарушения федерального законодательства. Сейчас учебные планы приведены в соответствие, а проверки на добровольность изучения татарского начались в детсадах. Противоречия в республиканском и федеральном законодательствах об образовании и языках, которые вызвали языковой конфликт в Татарстане, прокомментировал министр образования и науки Рафис Бурганов. По его словам идет процесс приведения в соответствие республиканских законов к федеральным, «и здесь нет ни у кого сомнений, какой процесс первичен».

— Этот вопрос будет в дальнейшем рассматриваться совместно, и я думаю, что будут найдены нормальные варианты решения. Я бы не назвал их компромиссными, потому что какой в одном государстве может быть компромисс? Это нормальное рабочее решение проблем, которые жизнь каждый день будет подбрасывать. Сегодня это язык, завтра — математика, химия. Я бы не стал эту лодку раскачивать, это рабочий процесс, в котором, как говорит наш президент республики, виноваты и лошадь, и телега. Надо спокойно разобраться до конца, — сказал Бурганов. По словам министра, «по имеющимся учебным планам, которые приведены в соответствие с ФГОС, мы заканчиваем этот учебный год, а потом мы, в соответствии с имеющимся на сегодняшний день законодательством, консультируемся с педагогическим сообществом, родителями, учениками и находим приемлемые решения». То, что точка в проблеме преподавания родных языков еще не поставлена, подтвердил и Анзор Музаев.

— Готовится ряд мер, в том числе больших федеральных семинаров, где эти проблемы будут обсуждаться, мы определим нормальный вектор развития, чтобы каждый ребенок мог получать достойное образование и на родном, и на русском языках. Я думаю, мы сейчас в начале этого пути, какие-то изменения будут, но они будут не в пользу ущемления отдельной национальности или языка, а, наоборот, в развитии. Нужен уже не силовой подход, а научный. Подход методистов, лучших педагогов. Был серьезный опыт в СССР, этот опыт тоже нужно поднять и двигаться вперед, — сказал Музаев, отвечая на вопрос корреспондента «Реального времени».

По его словам Рособрнадзор проверил большинство регионов на предмет изучения родного языка в школах. И есть «много регионов, где в той или иной мере выявлены разного типа нарушения».

По словам министра, «по имеющимся учебным планам, которые приведены в соответствие с ФГОС, мы заканчиваем этот учебный год, а потом мы, в соответствии с имеющимся на сегодняшний день законодательством, консультируемся с педагогическим сообществом, родителями, учениками и находим приемлемые решения». Фото Максима Платонова

— Мы по поручению президента большинство регионов проверили, в том числе регионы ЦФО, где существуют иные проблемы, связанные с тем, что нацменьшинства не могут изучать свой родной язык. И замечания по этому поводу каждый регион получил, — сказал он.

Музаев отметил, что в России один язык государственный — русский, и это связующее звено для всех национальностей, но это ни в коей мере не принижает статус языков национальных республик.

Дарья Турцева
ОбществоОбразование
комментарии 36

комментарии

  • Анонимно 07 марта
    Очередная имитация господдержки татарского языка. Осталась последняя надежда: татарское село и татарская семья.
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    есть еще Фонд Возрождение и Конгресс татар.
    Ответить
  • Анонимно 07 марта
    Пока что видим , что федералы и их пособники на местах усиленно внедряют излишнее обучение русского языка за счет нерусских языков.
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    Во-первых, о каком "излишнем" русском может идти речь, когда знаем уже, что половина отличников по русскому - "липовые". Во-вторых, когда двадцать с лишним лет за счёт часов русского языка решали проблемы татарского, почему тогда никто родителей не слушал и языковой вопрос не поднимал? Правильно делают, что приводят в соответствие. И научный подход тут явно не повредит. Товарищи комментаторы. Хватит уже прямо и скрыто нагнетать национализм. Достали!
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    Живете в Татарстане - учите татарский язык! Всё просто! А выбор места жительства никто не отменял!
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    Так запретите татар, как вы любите делать, и никаких проблем
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    Абсолютно инвалидная логика. Проживание в Татарстане не влечет за собой обязанность учить татарский язык! Ваши личные хотелки можете оставить себе.
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    а мы сделаем чемодан или язык
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    Кто это "вы"? И на каком основании?
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    Мы, татары
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    Националисты подняли головы.
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    2-3 фанатика - не мнение татар
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    держать силом вас здесь не будем. похоже в вашем случае чемодан победит
    Ответить
    Shamil Kayumov 07 марта
    Русские шовинтсты подняли головы.
    Ответить
  • Анонимно 07 марта
    Надо все предметы добровольно. Зачем будущему парикмахеру история?
    Ответить
  • Анонимно 07 марта
    Ну вот и настал момент истины.Разлетелась вся показушная система как карточный домик при первой же серьёзной проверке.Да и вообще не пора ли вернуться к старой советской системе приёмных экзаменов в ВУЗы только дополнив их антикоррупционым компонентом как это делалось в своё время для кавказских республик когда приёмные экзамены принимали преподаватели из других регионов.
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    А в ваших "русских" областях всё отлично?
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    тут такой же регион, как и остальные. перегибы были везде, но здесь сильнее, чем везде
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    Да ну, что прямо сам прокурор в каждую вашу область приезжал и всё под лупой изучал, как вы татарам сделали? А может и в Чечне беспорядок какой есть? Проверить не хочешь?
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    Вы владеете объективными данными или простой пустослов !?
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    так статью прочитайте. все доходчиво
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    не татарам, а региону. и не с балды, а по жалобам на перегибы. или специально хрен с редькой путаете?
    Ответить
  • Анонимно 07 марта
    Так не дивите . Почему приезжая в республику начинаете права качать. Учите никто не умирал от знания много языков
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    Едиственный вариант- это независимый, моноэтничный Татарстан
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    пробовали. не прошло
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    А в Чечне когда-то 40% русских жило
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    и от незнания тоже
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    А в Чечне в 90-е кому-то и жизнь спасало
    Ответить
  • Анонимно 07 марта
    Моно это как ? Всех татар сделают урусами ?
    Ответить
  • Анонимно 07 марта
    Езжайте чисто русские регионы.
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    в России все регионы равны.
    Ответить
    Анонимно 07 марта
    И Чечня тоже?
    Ответить
  • Анонимно 08 марта
    именно.
    Ответить
    Анонимно 08 марта
    Так приезжай в Чечне и скажи, хотя обратно можно не вернуться
    Ответить
  • Анонимно 29 марта
    Без татарского языка в сельхоз не берут, вот ведь беда то какая
    Ответить
  • Анонимно 29 марта
    Переливать из пустого в порожнее можно долго. Если нет объективной, реальной необходимости в языке - нет и смысла его изучать. Появится необходимость в языке- появятся и желающие его изучать. Все остальное от лукавого.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии