«Улыбаемся и машем»: Удмуртия выходит на тропу событийного туризма
Команда Бречалова нащупала и презентовала точку роста
Корреспонденты «Реального времени» побывали на презентации «Календаря событийного туризма Удмуртии», заодно убедившись в том, что первым серьезным испытанием для казанцев, решивших оценить красоты и «ивенты» соседнего региона, станет сама дорога к ним — небольшое по российским меркам расстояние было преодолено на поезде за семь с половиной часов. Кроме того, они вживую пообщались с главой региона Александром Бречаловым и на себе ощутили воздействие технократической мысли, приземленной и далеко идущей одновременно.
«Халаты-пижамы»
Пейзаж, который пролетает перед глазами по дороге от ижевского вокзала к отелю (это около 10 километров), очень напоминает казанский — но примерно 15-летней давности. Пока что здесь есть все скорее для какого-нибудь ностальгического тура, если бы таковой вдруг кого-то заинтересовал. Не хватает разве что бабушек, торгующих на перекрестках семечками в кулек, и масштаба — город почти в два раза меньше Казани. Зато хватает всего остального — пробок на не очень ровных дорогах, пестроты вывесок типа «Халаты-пижамы», деревень и промзон в черте города. Говорят, весной все это еще и покрывается слоем пыли, образовавшейся из грязного растаявшего снега. Который, как следует из слов мэра Ижевска Юрия Тюрина, здесь не принято вывозить.
Но не все так плохо. Говорят, что основные дороги в Ижевске «при Бречалове» стали лучше. И индустриальная картина в городе порой оживляется чем-то неожиданным. Вот рекламный щит «Квартиры в Токио с первоначальным взносом 70 тысяч рублей». Токио без кавычек, но речь, как нам вскоре объясняют, всего лишь об одном из четырех домов будущего ижевского жилого комплекса. ЖК не мелочился и назвал остальные три дома Парижем, Лондоном и Римом (справедливости ради вспомним казанский ЖК, носящий имя каталонской столицы).
Удмуртия интересна именно этим — что один из первых и самых выразительных представителей плеяды «молодых технократов» пришел в достаточно депрессивный (стабильно — один из лидеров РФ по суицидам), провинциальный, «оборонный», да еще отчасти национальный регион. Этот контраст здесь есть, и он бросается в глаза, в отличие, скажем, от Нижегородской или Самарской области. Так что приход трендового во всех смыслах руководителя можно рассматривать — и, наверное, рассматривается где надо — как своего рода эксперимент.
«Гажаса отиськом», или Посторонним вход разрешен
И, конечно, в городе заметна, скажем так, зачаточность внутреннего туризма. Чтобы он перешел в состояние хотя бы зародышевое, бречаловская команда (от которой в республике уже не все в восторге) затеяла большое мероприятие под названием «Презентация Календаря событийного туризма Удмуртии» с приглашением журналистов федеральных и региональных СМИ.
На этой презентации ведущий практически сходу заявил: «[Удмуртия настолько хороша, что] у нас есть все шансы кратно увеличить туристический поток». В прошлом году регион посетили более 500 тысяч туристов, а кратно — это, как известно, и в два раза, например. На пресс-конференции, которая прошла несколькими часами позже, Бречалов поставил себе именно эту цель: «У нас есть конкретные ориентиры — соседние регионы. Насколько я знаю, Татарстан посещают более 3 млн туристов (отметим в скобках, что население Удмуртии в два с половиной раза меньше татарстанского). К такой планке как минимум нам надо стремиться. <…> Будем ориентироваться на удвоение — это и так огромная цифра. Давайте остановимся на миллионе в туристическом потоке».
На презентации был показан туристический потенциал природных, культурных, спортивных, промышленных и иных мощностей республики — вроде «Зимних гуляний с Тол Бабаем» (удмуртским Дедом Морозом), фестиваля удмуртской культуры «Гербер» или «Всемирного дня пельменя». Был и местный креатив, как например, «Рыжий фестиваль», получивший право на жизнь по той причине, что удмурты, по словам ведущего, самая рыжая нация в мире.
Перспективы промышленного туризма освещала стопроцентная бречаловская креатура, 32-летний постпред главы республики при президенте РФ в ранге вице-премьера правительства Михаил Хомич, за плечами которого и членство в «предпринимательской платформе» «Единой России», и корреспондентство на телеканале «Дождь». Кроме того, он «руководитель ассоциации менторов бизнес-школы «Сколково» и директор по развитию бизнес-инкубатора МГУ», как отрекомендовал его глава республике в своем Facebook в апреле этого года. Хомич обладает важным для современного менеджера навыком — он умеет выступать в стиле TED, то бишь в режиме «вдохновляющей презентации». В начале его выступления зал заснял взлетевший дрон (прозвучал, конечно же, призыв «улыбаемся и машем»), а завершала его выведенная на экран групповая фотография присутствующих.
«Как человек, бывающий часто с бизнес-миссиями за рубежом», Хомич рассказал о заразительных заграничных примерах промышленного туризма, к которым отныне будет стремиться удмуртская индустрия. Впрочем, здесь уже есть пионеры, появившиеся еще до Бречалова, — по словам Хомича, это «ИжАвто» (в апреле 2017 года, к слову, переименованное в «Лада Ижевск»).
Напоследок лектор представил маршрут «Первое свидание» (с Удмуртией) — разработанную для продажи турагентствам цепочку любопытных мест и событий в городах и районах республики. А чтобы множество вопросов, которые возникают у турагентств и «ивенторов» при реализации таких проектов, решалось (например, с помещениями или согласованиями с контролирующими органами), республика запустила специализированный сайт «с персональным GR-менеджером» для них.
Вау-эффект
На вечернюю встречу с журналистами Александр Бречалов приехал практически без свиты. Прошла она в ресторане, оформленном в этническом стиле, и в достаточно демократичной обстановке. Последняя располагала к тому, чтобы спросить у главы Удмуртии о его отношении к той части внутренней повестки региона, которую принято называть национальным фактором. Тем более что есть ощущение, что Бречалову она не видится чем-то первостепенным. Собственно, это практически подтвердилось — хотя начал Александр Владимирович с горячего отрицания такого предположения. Но затем он по-технократски признал — в нашем мире выживает лишь то, что функционально: «Мы же современные люди. У меня было предложение, я задал вопрос: у нас 9% татар, они не хотят изучать удмуртский язык, что с ними делать? Вы ответите? Мы, хотим или не хотим, часть глобального мира. Мне биткоин подарили на день рождения. Вы знаете, что он идентифицирован по 20-значному коду? Он не привязан ни к Удмуртии, ни к Ижевску, ни к Бречалову, ни к Иванову, ни к Петрову, — глава региона о том. 20-й раз привожу пример: у нас Иван Каблуков собрал 600 тыс. долларов на реализацию бизнес-проекта. Какой язык? Язык — тот, на котором тебе удобно общаться».
Эту точку зрения тоже можно понять. Национальный вопрос в Удмуртии никогда не стоял особенно остро. Удмуртов в республике всего около 27 процентов (русских — 60), и сами они, как объяснила нам местная журналистка, «скромные, не навязывают свое».
В целом Бречалов производит такое впечатление: вменяемый и логичный человек, который выглядит на местности как прогрессор, со всеми вытекающими рисками оказаться непонятым. Это выдает не только стиль жизни и работы (спорт, тайм-менеджмент, постоянное самообразование), но и сама лексика — «продать» (проект спонсору), «выход из зоны комфорта», «вау», «к любой ситуации подходим как к проекту», «бэк-офис». И самое, похоже, любимое — «монетизация».
Впрочем, не будем забывать, что сама эта парадигма задана сверху: чтобы у президента России была возможность издавать майские указы, «молодым технократам» приходится монетизировать все, что движется.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.