Новости раздела

Как татарский коммунист пропагандировал индустриализацию и строил военную дорогу в Сталинград

Башкирский чиновник добивается установки мемориальной доски в Казани в память о деде Шакире Ахтямове

Потомственный госслужащий из Башкортостана Равиль Ахтямов добивается установки памятной таблички в Казани на стене дома, где жил его дед Шакир Ахтямов. Он работал заместителем председателя президиума Верховного совета ТАССР и строил железную дорогу Сталинград — Ульяновск — Свияжск. Специально для «Реального времени» потомок советского политического деятеля написал авторскую колонку о своем выдающемся предке.

Политические династии склонны к долгосрочным стратегиям

Почему каждый раз новому поколению в России приходится начинать с нуля? Что такое преемственность? Как это связано со стабильностью и развитием страны? Ответ на все эти вопросы дает пример моей семьи.

Дед Ахтямов Шакир Ахметзянович участвовал в создании резино-технического производства в Ярославле.

Отец Ахтямов Энгель Шакирович (1936—2015) — выпускник Казанского авиационного института, главный конструктор Уфимского приборостроительного завода, выпускавшего авионику для авиационной и космической техники. К слову, некоторое время он учился в Казанском сельхозинституте в одной группе с Минтимером Шаймиевым, а затем перешел в КАИ.

Сам я сейчас участвую в реализации приоритетных проектов и программ по 12 стратегическим направлениям развития РФ, в разработке новой модели управления, внедряемой по инициативе руководства страны. Получается, что на протяжении века наша семья активно участвует в реализации крупных приоритетных проектов государства.

Мой дед родился в Российской империи, жил в Советской России и умер незадолго до распада СССР. Он был одним из тех, кто внес достойный вклад в становление Татарстана, который готовится встретить 100-летие своего основания. Боролся с басмачами в Средней Азии, участвовал в крупнейшей в Европе стройке, руководил строительством на территории Татарстана участка железной дороги, которая помогла одержать победу в Сталинградской битве. По сути, в современном понимании он был успешным проектным менеджером.

Дед участвовал в XIX съезде партии большевиков в Москве, избирался депутатом Верховного совета ТАССР, работал заместителем председателя президиума Верховного совета. Более 20 лет руководил одним из районов республики. Награжден орденами и медалями, включая ордена Ленина и Трудового Красного Знамени.

Если проводить аналогии с современными политиками, то следует отметить его личное (не декларативное) участие в крупнейших стройках, уборке урожая. И результат этой работы — место в политической элите той эпохи. Может быть, поэтому зачастую современным руководителям не всегда под силу оценить заслуги прошлого руководства.

Позволю себе небольшое отступление. Политические династии сами по себе не так уж и плохи. Возьмите, к примеру, Филиппины, где 70% депутатов являются представителями старых кланов. В своей работе о политической системе Филиппин Рональд Мендоса и его коллеги пишут:

«Политические династии позволяют реформистам расширять временные рамки и проводить политику с долгосрочными целями. Политики с короткими сроками полномочий часто поддаются на популистские требования и откладывают насущные реформы, которые приносят свои плоды только в будущем, но, тем не менее, необходимы для обеспечения стабильного экономического роста. Политические династии также озабочены вопросами наследия в области своих полномочий, поэтому зачастую готовы к долгосрочному планированию. Вдобавок, те из династий, кто заинтересован в выгоде, понимают, что, обеспечив с помощью реформ надежный экономический рост, они принесут пользу и себе».

Другими словами, политические династии склонны к долгосрочным стратегиям, так как думают о репутации семьи и клана в будущем. Да, они нередко обогащаются, занимаясь политикой, — но они заботятся и о своем электорате.

Почетный строитель

В сентябре 1941 года по молниеносно подготовленному проекту тысячекилометровой линии Свияжск — Сталинград только началась отсыпка полотна. А уже 27 сентября 1942 года по новой железной дороге на участке Свияжск — Ульяновск протяженностью 201,4 километра прошел первый грузовой поезд, и 13 декабря того же года началось движение пассажирских поездов и воинские перевозки. Над техническим проектом работали заместитель начальника ГУЛЖДС (Главного управления лагерей железнодорожного строительства) НКВД СССР и начальник Бампроекта инженер Ф. Гвоздевский, начальник Свияжской экспедиции инженер Н. Маккавеев, главный инженер А. Федоров. Общий объем земляных работ составлял 4185 тысяч кубометров, предстояло построить впервые 23 искусственных, 10 разделительных пунктов для пропуска 12 пар поездов, 3 пункта постоянного водоснабжения. Правительством страны ставилась задача по открытию движения в предельно короткий срок. Выполнение задач к поставленному сроку возможно было только при одновременном производстве изыскательских, проектных и строительных работ, полной их согласованности и строгом соблюдении графика.

В первой половине сентября 1942 года все основные строительные работы по разработанным Свияжской экспедицией рабочим проектам были закончены. По архивным данным, в строительстве участвовали 31 556 человек. В том числе поволжские немцы, заключенные, колхозники, работники предприятий. Строили 6 отделений ВолжЛАГА НКВД СССР. Активно участвовали жители районов, особенно тех, где проходила железная дорога. Свыше 19 тысяч тонн рельсов легли на 354 159 шпал.

Железнодорожная линия Свияжск — Ульяновск имела большое значение для экономического развития, обеспечения районов правобережья Волги, Татарской, Чувашской АССР и Куйбышевской области железнодорожной связью. Указом президиума Верховного совета ТАССР 253 человека были награждены Почетными грамотами президиума Верховного совета. Среди них 10 человек из Буинского района — председатель колхоза имени Сталина Кабир Абдулханов, секретарь Буинского райкома ВКП(б) Шакир Ахтямов, колхозницы колхоза «Кзыл Юлдуз» Халида Валиева, колхоза «Память Ленина» Зайнура Габайдуллина, колхоза «Восток» Сафима Насретдинова, колхоза «Авангард» Мария Суркина, колхоза «Кзыл Юлдуз» Асия Салахова, колхоза «Марс» Сагдай Юсупова, секретарь Буинского райкома ВКП(б) Евгений Иванов, председатель Буинского исполкома райсовета депутатов трудящихся Ибрагим Салахов.

Запомнился конкретными делами

Шакир Ахметзянович Ахтямов родился 6 августа 1901 года в деревне Старое Шаймурзино Буинского уезда Симбирской губернии, ныне Буинского район Республики Татарстан. Окончил двухгодичный вечерний коммунистический вуз в Ярославле. С 1921-го по 1924 год служил в рядах Красной Армии. Был направлен в Среднюю Азию. С окончанием службы с 1925-го по 1931 год работал кочегаром 1-го государственного завода по обработке цветных металлов в городе Кольчугино Владимирской области.

С 1931-го по 1934 год его как активиста и умелого «проводника коммунистических идей» поставили на должность культработника резино-асбестового комбината в Ярославле (ЯРАК). Постановление ВСНХ о строительстве в этом городе производства, включающего в себя шинный, асбестовый, механический, регенераторный заводы, кордную фабрику и теплоцентраль, было принято в 1928 году. В 1929 году заключен договор с американской компанией «Зайберлинг» на разработку проекта шинного завода и оказание технической помощи в строительстве и пуске, установленная планируемая мощность — 9 шин ежеминутно. Шинный завод строился в 1930—1932 годы, в СССР не было опыта возведения подобных объектов, поэтому часть специалистов прошла стажировку в США, а группа американских инженеров (Гувер, Татерсол, Уайт) постоянно работала на объектах шинного завода. Завод был запущен в 1932 году. Ярославский резино-асбестовый комбинат — самый крупный объект первой пятилетки (1929—1933) в Ярославской области. Согласно проекту, он должен был стать крупнейшим в Европе и перерабатывать 75% общесоюзного, то есть 20% мирового производства каучука. Наиболее важная часть комбината — шинный завод — должен был производить автопокрышки практически для всей автомобильной и тракторной промышленности СССР.

В годы второй пятилетки (1934—1938) на комбинате продолжалось строительство. Производство автопокрышек в 1935 году увеличилось почти в 40 раз по сравнению с 1933 годом. Ярославские покрышки успешно прошли испытания. В 1936—1938 годах силами Волгостроя на другом берегу Волги для комбината был построен опытный завод «Резинотехника». В 1940 году ЯРАК был разукрупнен, и шинный завод стал самостоятельным предприятием. При этом орден Ленина, полученный коллективом ЯРАК в 1939 году, был сохранен за шинным заводом. В начале Великой Отечественный войны завод обладал единственным в СССР функционирующим производством шин для авиации, артиллерии, танков, автотранспорта.

А Шакир Ахметзянович еще в 1934 году возвращается в родной Буинск. Привлекается к партийной работе, с 1934-го по 1935 год работает пропагандистом ВКП(б). В 1935-1952 гг. он работал в должности сначала 2-го а затем и 1-го секретаря Буинского райкома ВКП(б). В 1952 году Шакир Ахметзянович был переведен в Апастовский район на должность 1-го секретаря Апастовского райкома КПСС (работал там по 1957 год). В то же самое время с 1947 по 1959 годы Шакир Ахметзянович избирается депутатом Верховного совета ТАССР, а в 1952 году выступает в роли делегата от ТАССР на XIX съезде ВКП(б) в Москве.

Дед был очень скромным и немногословным человеком. И мне, и современникам он запомнился прежде всего конкретными делами. Глядя на его достижения, я всегда был уверен, что также справлюсь с любыми задачами, которые мне выпадет решать.

1/10
Равиль Ахтямов, фото предоставлены автором

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Равиль Энгелевич Ахтямов — заведующий отделом организации проектной деятельности департамента планирования и контроля аппарата правительства Республики Башкортостан, к.э.н.

  • 10 лет работал в органах государственного регулирования финансового сектора и инвестиционных рынков Башкирии;
  • 4 года работал над созданием инвестиционных фондов и управляющей компании;
  • с 2011 года работал в сфере консультирования (инвестиции/повышение эффективности госсектора);
  • с 2015 года занимается организацией проектного офиса в аппарате правительства РБ и внедрением проектного управления в работу правительства.

ОбществоИстория

Новости партнеров