Татарстанская эмиграция: маркетолог из Казани о жизни экспата в Швейцарии
«Реальное время» составляет карту мигрантов из нашей республики и выясняет — каково жить и работать в другой стране.
Успешный российский маркетолог из сферы туризма Регина Щеголева переехала в Женеву к своему будущему мужу 5 лет назад. Несмотря на российский бэкграунд, все пришлось начинать сначала: получать образование, налаживать контакты. Как российским экспатам сложно принять реальности новой страны, почему швейцарцы голосуют даже по почте и как желание подтянуть французский привело к созданию Ассоциации татар и башкир Швейцарии, она рассказала специально для проекта «Реального времени».
До переезда
Родилась и училась я в Казани. Окончила педагогический университет, факультет иностранных языков. В 24 года переехала в Москву. Начала работать в туристической индустрии. С нуля быстро и активно выросла в области маркетинга — и ушла в представительский бизнес (представляла интересы иностранных отелей в России).
В 2007 году Казань проиграла первую заявку на проведение Универсиады. В то же время власти Казани попросили компанию, где я работала, написать стратегию развития туризма города на пять лет. Проектом занималась я в команде с экспертами из Великобритании.
В 2008 году ушла в свободное плавание. Начала работать между Москвой и Казанью, стала представлять интересы непосредственно столицы Татарстана в Москве и России. Занималась реализацией стратегии развития туризма вместе с Сергеем Ивановым (глава госкомитета РТ по туризму).
Еще во время работы над продвижением швейцарских отелей, на воркшопе в Киеве познакомилась с молодым человеком из Швейцарии. Мы подружились, общались изначально по бизнесу. Через несколько лет дружеские отношения переросли в нечто большее.
Сейчас живу в Женеве. Это международный космополитичный город, вокруг говорят на разных языках
Планировала ли я до этих отношений уезжать из России? Мысли такие были. Я много путешествовала. Швейцарию любила давно. Понимала, что если куда-то и переезжать, то лучше туда. В первый раз я приехала в Швейцарию, в Люцерн, в 2006 году. Выйдя на балкон отеля, посмотрев на красоты вокруг, я получила такой заряд вдохновения, что позвонила родителям и сказала: «Хочу остаться жить здесь».
Сейчас живу в Женеве. Это международный космополитичный город, вокруг говорят на разных языках. Здесь, что называется, не перегибают палку. Качество жизни здесь гораздо выше, как и уровень медицины. После знакомства со страной я поняла, что рожать и воспитывать ребенка хотела бы именно в Швейцарии. Это страна, в которой спокойно.
Образование
Переехав в Женеву я первым делом получила диплом Executive MBA (Master) по международному бизнесу. Было понятно, что с российскими дипломами мы здесь никак не котируемся. Моего опыта, знания языков и большого числа контактов в туристической сфере — было бы недостаточно. Статус образования здесь очень важен.
MBA я получала на английском языке. Образование платное, MBA везде платный. Сначала мне нужно было подтвердить определенный уровень владения английским. Я прошла собеседование, приемная комиссия смотрела диплом, был важен опыт работы: на Executive MBA не берут вчерашних выпускников вузов, только уже опытных кандидатов.
Училась полтора года. Диплом защищала тоже на английском. Учиться было легко: я обожаю английский язык, маркетинг — абсолютно моя сфера. Защищалась я в октябре 2016 года. А затем забеременела — так что официально в Швейцарии еще не работала, но до сих пор веду самостоятельные российские проекты, хоть и удаленно.
«С садиками все сложно. Записываются в очередь сильно заранее: либо когда только беременеют, либо сразу после родов». Фото mamsila.ru
Декрет и дошкольное образование
В садики детей берут очень рано — с 1 года и раньше. Это как раз большой минус: женщина после рождения ребенка максимум три месяца может сидеть с ним дома. Декрет большего срока не оплачивается. Есть и риск потерять работу. Мамам приходится возвращаться в офисы очень рано.
Если работа официальная и женщины понимают, что до этого исправно платили налоги и получали зарплату, то они могут уволиться и получать социальное пособие — 70—80% от зарплаты. То есть они около года могут не работать, получать пособие, но при этом должны искать новое место.
С садиками все сложно. Записываются в очередь сильно заранее: либо когда только беременеют, либо сразу после родов. Есть так называемые «мамы дня»: несколько человек объединяются и берут к себе под присмотр несколько детишек. Это разрешено официально, но необходимо иметь специальный сертификат.
Школа
С 4 лет дети идут в школу. Понятно, что это не типичная школа, как у нас. Программа гибкая, больше в игровой форме, но в любом случае — это обязательное образование.
Детки учатся в такой школе до 12 лет. После этого переходят на следующий уровень. В России это называется «средняя школа», в Швейцарии — cycle (цикл). Это отдельная школа, где дети определяются более-менее со своими интересами (гуманитарный или математический уклон). Здесь они учатся до 15 лет, а затем идут в колледж. Чтобы поступить в колледж, нужен определенный уровень оценок.
«Даже если дети в начальной и средней школе учатся в частном заведении, то в колледж их стараются отдать государственный». Фото mypremiumeurope.com
Колледжи и вузы
Обучение в государственных школах считается очень хорошим. Особенно это касается колледжей. Даже если дети в начальной и средней школе учатся в частном заведении, то в колледж их стараются отдать государственный. В этом случае детям придется сдать экзамены на знание программы.
В колледже учатся четыре года, лет до 19. И затем — университет, если поступишь, конечно.
В государственных вузах за образование не платишь, как я понимаю. Но туда еще нужно поступить. А требования очень высокие. Так что процент тех, кто реально поступает, мал. А еще и на первом курсе проходит так называемая естественная чистка тех, кто не справляется и не может сдать экзаменов.
Уровень университетов, конечно, разный. Есть несколько вузов, которые считаются самыми престижными, они входят в рейтинги ведущих мировых университетов (например, политехнический в Лозанне). Но сначала нужно определиться со специализацией. От этого уже будет зависеть место обучения.
Например, старший сын моего мужа сейчас оканчивает среднюю школу и идет в колледж. И уже сейчас он начинает думать, куда поступать. В числе вариантов как раз Федеральная политехническая школа Лозанны.
Работа
Страна реально очень дорогая. Это связано с внутренними особенностями. Например, здесь очень высокая рента и большая оплата человеческого труда. Есть установленный законом уровень зарплат: МРОТ в 3 500 франков. Из этого складываются остальные цены.
МРОТ может получать кассир в магазине. Сами понимаете, что у работников статусом повыше и уровень зарплат побольше. Налог будет зависеть от суммы доходов и совместного семейного дохода. Но все равно составит около 30%.
Человек, который проживает здесь с минимальной зарплатой, не шикует, но он социально защищен, будет получать пособие. МРОТ позволит жить нормально.
«Основной язык в Женеве — французский. Чтобы устроиться на работу, нужно обязательно его знать, даже если претендуешь на место кассира». Фото forum.awd.ru
Иностранцам, конечно, при трудоустройстве доверяют меньше. Русскоговорящая диаспора в Женеве достаточно сильная. Понятно, что русский рынок в определенных индустриях и отраслях интересен. Так что в некоторых случаях опыт и знание русского языка может быть большим плюсом.
Но. Основной язык в Женеве — французский. Чтобы устроиться на работу, нужно обязательно его знать, даже если претендуешь на место кассира. Также обязательно должно быть разрешение на работу. Приехать в страну как турист или как студент и получить работу — не получится.
Единицы иностранцев могут трудоустроиться сразу после учебы. Компания должна быть просто гипер-заинтересована в вашей кандидатуре. Ей еще придется доказать, почему нужны именно вы.
Когда рассматривают кандидатов на вакансию, сначала выбирают среди швейцарцев, потом — среди граждан ЕС и только затем очередь доходит до людей из других стран. Если есть разрешение на проживание, тебя рассматривают практически как гражданина Швейцарии. Но если документов нет — очень сложно. Поэтому после учебы в Швейцарии многие уезжают в тот же Лондон или другие европейские города.
Если вы юрист или медик с российским образованием, в Швейцарии будете никем. Придется полностью переучиваться. Например, чтобы заниматься медицинской практикой, нужно получить лицензию на работу, а значит, и образование.
Другой пример: моя подруга в Киеве работала на очень хорошей должности в банке. Приехав сюда, не смогла найти работу. Да, опыт был, но европейского образования и опыта именно в Швейцарии не было. Соответственно, ее никто не рассматривал.
Поэтому многие (в первую очередь женщины) понимают: нужно либо рассчитывать на что-то поменьше (в самом начале), либо заниматься своими творческими проектами.
«Здесь нет такого, что приходишь в какую-то определенную клинику. Ты просто выбираешь врача-терапевта (их называют интернист) и уже он может направлять к специалистам узкого профиля». Фото orel-agency.ch
Медицина
По качеству швейцарская медицина на втором месте после американской. Следом идут Германия и Израиль. Цены здесь, конечно, значительно выше, чем в Германии или Израиле.
Врачи здесь принимают пациентов самостоятельно. Даже если они принадлежат к каким-то клиникам, у многих есть и частная практика.
Это связано еще и с понятием медицинского страхования. Как только ступаешь на швейцарскую землю и понимаешь, что будешь здесь долго жить, пусть даже и на время учебы, ты обязательно должен оплачивать страховку. Для студентов это около 120 франков в месяц. Если ты взрослый, официально живущий в стране гражданин — от 330 франков в месяц. Страховки с франшизами. Это как каско: если понимаешь, что болеешь мало, берешь минимальную оплату. Если вдруг случается что-то серьезное, нужно оплатить франшизу в 500—2 500 франков в зависимости от минимальной ежемесячной оплаты.
Есть обязательные страховки, есть дополнительные, которые можно включать по выбору, например, если нужна какая-то операция в частной клинике. Если такой дополнительной страховки нет, можно рассчитывать на прием только в государственном госпитале. Он тоже хорош, но придется лежать в общей палате и выбрать врача не получится.
Здесь нет такого, что приходишь в какую-то определенную клинику. Ты просто выбираешь врача-терапевта (их называют интернист), и уже он может направлять к специалистам узкого профиля. Либо можно пойти к ним напрямую. Врачей лучше выбирать по рекомендациям, потому что даже здесь есть плохие специалисты. Но чем лучше доктор, тем сложнее к нему попасть. У меня ситуация немного другая: у мужа собственный медицинский диагностический центр. Поэтому на прием можно записаться в любое время.
У русскоговорящей диаспоры основная проблема именно с выбором врача. Сначала не знают, к кому пойти, и бывают недовольны качеством. Потом едут в Россию перепроверяться, а в России накручивают. Хотя я точно знаю, что около 70% российских диагнозов, особенно серьезных, здесь не подтверждаются. Или наоборот: в России выявляют что-то непонятное, а здесь определяют и лечат, а не залечивают.
В России нас растят ипохондриками: чуть что — бежим к врачам. А врачи не могут поставить точный диагноз, но начинают лечить. У нас пропагандируют противовирусные препараты. В Швейцарии врач вам скажет: «Какие противовирусные препараты? Вирус не убивается! Вам нужно просто отлежаться и пить больше жидкости». А мы с российской ментальностью после таких слов начинаем думать: здешний врач плохой, он же ничего не прописал. По факту же тебе дают возможность выздороветь «естественным путем». Подход другой, но к нему нужно приспособиться.
«До переезда сюда я не думала, что так много буду пользоваться общественным транспортом. Он абсолютно регулярный, ходит абсолютно везде, в самые разные уголки города! Все работает быстро и четко». Фото khmelikvictor.livejournal.com
Машины
Иметь свою машину в Женеве невыгодно: платные парковки, высокие налоги. У нас один автомобиль на семью. Мы его берем, когда нужно выехать за город. По Женеве передвигаемся только на общественном транспорте.
Он потрясающе организован. Более того, к 2020 году систему общественного транспорта обещали еще сильнее модернизировать.
До переезда сюда я не думала, что так много буду пользоваться общественным транспортом. Он абсолютно регулярный, ходит абсолютно везде, в самые разные уголки города! Все работает быстро и четко. Единственное, он, как и все в Женеве и Швейцарии, дорогой. Проезд стоит 3 франка (билет на час). Есть проездные, они стоят около 70 франков в месяц.
Жилье
Аренда в Швейцарии дорогая, хотя страна и называется «страной ренты». Стоимость студии в Женеве в месяц — от 1000 франков. Арендаторов тщательно проверяют, просят документы о доходах и пр. Квартиры сдаются через управляющие компании. У арендатора больше прав, чем в России.
Ипотеку в Швейцарии брать действительно выгодно, но на первый взнос надо копить. Зачастую кредит оформляют на 100 лет с первоначальным взносом 20% и под 2% годовых.
Хорошую квартиру, как и дом, найти сложно. Многие покупают более дешевое жилье в соседней Франции.
«Хорошую квартиру, как и дом, найти сложно. Многие покупают более дешевое жилье в соседней Франции». Фото pxhere.com
Круг общения
После переезда в Швейцарию было сложно первые пару лет. У меня уже было определенное имя в российском бизнес-сообществе. Приехав сюда, я поняла, что для многих я ноль без палочки.
Во-первых, нужно каким-то образом себя показать, чтобы люди начали понимать, что ты действительно серьезный человек. Потому что априори часть людей наверняка будет думать: «Ага, вышла за швейцарца замуж». Хотя официально замужем я всего год.
Что мне помогло влиться в общество? Во-первых, муж, который любит русскую культуру. У него много русских друзей. Кстати, он предпочитает дружить именно с русскими, а не с местными женевскими жителями.
Муж знает русский, он очень открытый, общительный, любит приглашать гостей. Это совершенно нетипично для швейцарцев — они обычно очень закрытые. Если приглашают, то ограниченное количество человек, на компанию у них жестко определенное количество еды и напитков.
Есть ряд друзей-швейцарцев, но превалирует у нас общение с русскоговорящими. Это мне помогло в самом начале влиться в атмосферу города. Потом я поняла, что мне грустно и скучно без своих собственных друзей. К тому же мой французский был еще не на том уровне, я терялась — это создавало небольшой барьер.
Тогда я взяла интенсивный курс по французскому. Как только пошла на курсы — нашла одну из лучших подруг. Знание языка, дополнительный выход в свет сподвигли меня на новую активность. Я узнала, что в Женеве живет девушка из Башкирии, преподаватель танцев, которая проводит здесь Сабантуй. Два года назад я присоединилась к ней и помогала в организации праздника. Тут мне пришла идея объединить татар и башкир, проживающих в Швейцарии.
У нас не было ассоциации татар Швейцарии, хотя во многих странах Европы она была. Соответственно, я решила организовать такую ассоциацию, что тоже позволило мне сблизиться с еще большим числом людей с родных краев. В итоге моя общественная деятельность позволила мне расширить круг общения и обзавестись еще большим числом друзей.
«Сабантуй в 2016 и 2017 году мы провели с огромным успехом». Фото swiss-sabantui.com
Ассоциация татар и башкир Швейцарии
В позапрошлом году девять активистов из Татарстана и Башкортостана объединились по моей инициативе. И мы организовали ассоциацию. На тот же период выпала моя беременность. Это несколько уменьшило мою активность. Но Сабантуй в 2016 и 2017 году мы все равно провели с огромным успехом.
Причем мы делали праздник вообще без какой-то поддержки и бюджета в 2016 году. В 2017-м у нас появился первый спонсор. В Ассоциацию сразу также вошла и поддержала проект официальный торгово-промышленный представитель Татарстана в Швейцарии Гузель Салихова. Она живет здесь уже больше 15 лет.
Я связывалась с ТИЦ города Казани и ЦРТ РТ. От них мы получили брошюры, сувениры, разыгрывали поездку в Казань. Кто-то из наших активистов занимался сайтом, кто-то взял на себя дизайн и печать флаеров, кто-то артистами занимался.
В итоге собрали больше 400 участников в 2016 году, 300 — в 2017-м. Приглашенные из других стран Европы татарские артисты в 2016 году приезжали к нам за свои деньги. В этом году артисты из Татарстана приехали к нам на праздник при поддержке Министерства культуры РТ.
На будущий год мы планируем расширяться, поскольку есть потенциальные партнеры и спонсоры. Нас готово поддержать и посольство РФ, отдел по работе с соотечественниками, а значит, отметим праздник с большим размахом. Есть много задумок и планов, но пока рано их раскрывать. Надо отметить, что наш праздник полюбили многие русскоговорящие жители Швейцарии. Мы считаем нашей главной задачей знакомить людей с нашей культурой и традициями, и сохранять ее для нашего следующих поколений.
Гражданская позиция швейцарцев
Швейцария — это пример самой демократичной страны. Здесь действительно каждый вносит свой голос за каждую мелочь и это всегда считается. Они действительно много голосуют. Например, высылают свои ответы по почте. Кстати, это еще одна особенность страны — все делается по почте, работает она, естественно, как швейцарские часы.
В каждом кантоне могут быть свои правила и законы, вплоть до разницы в налогах. Но есть общешвейцарские законы, голосование по которым будет зависеть от влияния какой-либо части страны. Какие-то кантоны более левые, какие-то более правые.
Например, может «перевалить» немецкая часть, как это случилось с одним из законов об ограничениях на наем людей даже с общеевропейскими паспортами. Эту идею поддержала основная масса жителей немецкой части.
Люди понимают, что их голоса важны и считаются. Это не только слова.
«Швейцария — это пример самой демократичной страны. Здесь действительно каждый вносит свой голос за каждую мелочь и это всегда считается». Фото zametrami.ru
Типичный швейцарец
В немецкой части Швейцарии женщины более мужеподобные: с короткой стрижкой, в брюках, спортивного вида. В Женеве по-другому. Думаю, Франция оказывает влияние. Женщины, особенно представители буржуа, очень ухоженные, элегантные. Мы такими обычно парижанок видим. Одеваются здесь красиво, но достаточно консервативно. Даже в магазинах одежды костюмы не такие интересные, как в магазинах тех же брендов во Франции.
Со швейцарцами нужно все заранее планировать. И желательно не опаздывать. Это не касается нашей семьи: у нас все спонтанно, но такое поведение — редкость. Внутрь женевской закоренелой буржуазии попасть сложно.
Женева — протестантский город. Поэтому, с одной стороны, богатство и достаток выпячивать не принято. С другой — судить все равно будут. Очень много и по разным пунктам. В обществе много рамок и ограничений. Это часть местной ментальности.
Если говорить о среде международной, экспатской — все попроще. Но не всем удается ассимилироваться. Остается недоверие. Особенно это заметно, если переезжаешь семьей. Я благодаря мужу на некоторые вещи теперь смотрю с другой точки зрения
Отношение к мусульманам
В нашем сообществе есть девушка-татарка, которая носит платок. Она лично говорит о толерантности швейцарцев. По ее словам, бОльшую дискриминацию она чувствует от русских.
Я наполовину русская, наполовину татарка, мусульманка. И мне не суперкомфортно говорить, что я мусульманка. Я понимаю, что в связи с общей ситуацией в мире, может, это не слишком хороший момент, на который нужно указывать и о котором стоит говорить. Потому что никогда не знаешь, на кого нарвешься: толерантного человека или радикала.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.