Казанскому пороховому заводу нашли рулевого. Надолго ли?
Как Денис Мантуров перехитрил всех участников гонки за кресло главного в Татарстане по боеприпасам
Борьба за власть на федеральном казенном предприятии «Казанский пороховой завод», обезглавленном в конце июня этого года, входит в решающую фазу. После длительной паузы Министерство промышленности и торговли РФ все-таки отложило на неопределенное время конкурс на замещение поста гендиректора одного из крупнейших в стране предприятий по производству пироксилиновых порохов, приняв компромиссное решение назначить до часа «Х» 47-летнего Александра Лившица, выходца с Казанского порохового завода, «эмигрировавшего» 10 лет назад сначала на самарский «Коммунар», а затем — на Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева и вернувшегося в Казань с реваншем.
Кадровая рокировка пороховщиков
Сегодня утром ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» распространил официальное сообщение о назначении нового генерального директора предприятия, который сменил Халила Гиниятова, ушедшего в отставку в конце июня этого года.
Им стал 47-летний Александр Лившиц, выходец с Казанского порохового, проработавший на заводе 20 лет и выросший здесь до поста технического директора предприятия. И вплоть до 2010 года он занимал должности главного технолога, директора по производству, то есть отвечал за технологическое состояние предприятия, а значит, и за производственную безопасность. Как следует из пресс-релиза, Александр Лившиц назначен на пост директора приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации с 20 сентября. Одновременно с этим 19 сентября освобожден от исполнения обязанностей гендиректора «Казанский государственный казенный пороховой завод» первый заместитель генерального директора — директор по производственно-коммерческим вопросам завода Ильдус Самитов, который с самого начала рассматривался как временная фигура и не претендовал на должность руководителя предприятия.
Кадровая рокировка, которую произвел Минпромторг РФ, оказалась абсолютно непредсказуемой. Ведь до последнего момента ожидалось, что федеральное ведомство объявит конкурс на замещение вакантной должности генерального директора, как того требует и законодательство о государственных и унитарных предприятиях. Ведь лишь после завершения конкурсных процедур новый назначенец де-юре может считаться полновластным и легитимным руководителем. Тем не менее на протяжении трех месяцев с момента отставки Гиниятова российский Минпромторг, как видно, так и не решился вывесить конкурсную заявку и объявить старт претендентам.
Минпромторг увидел Лившица и Хисамеева в августе
Сменщика Гиниятова искали татарстанские власти. По информации «Реального времени», Министерство промышленности и торговли РФ передало пас Татарстану. В течение двух месяцев в Казани проходили предварительные консультации с претендентами, а непосредственное знакомство федеральных чиновников из Минпромторга и членов Военно-промышленной комиссии с отобранными кандидатурами состоялось на территории порохового завода в конце августа. Еще 2 августа по приказу вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина была образована межведомственная рабочая группа коллегии Военно-промышленной комиссии РФ для рассмотрения перспектив развития ФКП «Казанский государственный пороховой завод». Это прецедент для российского ОПК, когда отдельно созданная комиссия разбирает «персональное дело» порохового предприятия.
Тогда на заседание рабочей группы при ВПК приехали не только специалисты-пороховщики, но и возможные руководители этого завода. Среди них — нынешний директор Казанского завода точного машиностроения Артур Хисамеев, исполнительный директор Чебоксарского производственного объединения им. В.И. Чапаева Александр Лившиц, директор ФКП «Самарский пороховой завод «Коммунар» Марина Галимова, которая долгое время являлась его супругой. Нельзя исключать и экс-гендиректора ФГУП «ФНПЦ «НПП им. Ленина» Сергея Межерицкого, при котором Казанский пороховой завод в 2002 году получил статус казенного, но пост гендиректора тогда отдали Халилу Гиниятову. Правда, он приезжал не в качестве кандидата, а как член межведомственной рабочей группы коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.
Надо сказать, что сегодняшнее сообщение о достаточно сенсационном кадровом решении Минпромторга РФ таит в себе другие неоднозначные вопросы. К примеру, зачем нужно «менять коней на переправе», если объявление часа «Х» затягивается на неопределенный срок, какие принципиальные разногласия «подтачивают» федеральных чиновников, что мешает объявить открытый конкурс и не приведет ли процесс «перетягивания каната» к чехарде на заводе? Одним словом, интрига вокруг этого назначения лишь сильнее закручивается.
Конкурс будет, но позже
Впрочем, назначение Лившица не исключает организации конкурса как такового. Как следует из пресс-релиза предприятия, Александр Лившиц будет руководить предприятием «до проведения всех конкурсных процедур». Однако их дата вновь осталась неизвестной. А значит, насколько долго продлится «регентство» Лившица — остается лишь гадать. Правда, он настроен решительно, так как перед своим назначением в Казань покинул пост исполнительного директора Чебоксарского производственного объединения им. В.И. Чапаева. «С 17 сентября он уволился с поста предприятия. Ищите его на Казанском пороховом заводе», — посоветовали его чувашские коллеги. В приемной казанского предприятия вчера хотели соединить, а потом, вдруг спохватившись, заявили, что «никаких документов о его назначении нет и соединять не будут».
А между тем Александр Лившиц получил от своего предшественника богатое наследство. За год до своей отставки Халил Гиниятов рассказывал на пресс-конференции, что за последние 13 лет (ровно столько он руководил предприятием на тот момент, — прим. ред.) объем производства вырос в 10 раз, а конкретно порохового — в 27 раз. «Мы единственные из коллег, кто ежегодно на 10—15 процентов повышает свои показатели», — разгоряченно убеждал он журналистов, настроенных к руководству завода достаточно критично из-за частых смертельных ЧП на предприятии. Главным его козырем являлись превосходные финансовые показатели завода. «По итогам 2015 года пороховой заработал выручку 3 млрд рублей, а чистую прибыль — 600 млн, — приводил он красноречивые доказательства успешной экономической трансформации предприятия. — Чистые активы увеличились на 128% и составили 2 млрд рублей, а индекс промпроизводства — 145,7%. Сегодня на заводе работают 1798 человек, которые в среднем получают 29,6 тыс. рублей», — гордился он.
Блестящие экономические успехи, которые долгое время перевешивали в пользу действующего гендиректора, были перечеркнуты чередой производственных ЧП и гибелью в них работников завода. За 14 лет его руководства на предприятии произошло наибольшее количество несчастных случаев — 16 погибших, а количество пострадавших просто ни разу не называли. «Первое ЧП с несколькими смертями работников произошло в первый год его руководства, — напомнил один из собеседников «Реального времени». — Это был сигнал, сирена к действию, который остался неуслышанным. У него не получилось выстроить защитную броню от возникновения ЧП. Незадолго до отставки он потратил 4 млрд рублей на то, чтобы обмотать территорию завода колючей проволокой. Разве это защита?» — удивляется он.
Напомним, что «детонатором» отставки выступило руководство Ростехнадзора. Как сообщало «Реальное время», в марте замруководителя федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Светлана Радионова призвала к ответу гендиректора порохового за нарушения в обеспечении безопасности производства на Казанском пороховом заводе. Правда, тогда за него вступился президент РТ Рустам Минниханов, назвавший в качестве главной причины ЧП устаревшие мощности и технологии. «Завод очень старый, и много надо сделать, чтоб исключить эти чрезвычайные ситуации. Технологии производства очень примитивные, сложно обеспечить безопасность, но это не является оправданием», — сказал он. Тем не менее в конце июня этого года Халил Гиниятов подал заявление об отставке в связи с достижением им 60-летия.
Оценивать шансы каждого из будущих кандидатов на конкурсе мало кто берется. Однако ясно, что задача №1 перед ними — обеспечить безопасное и безаварийное функционирование завода.
Впрочем, исход борьбы может оказаться непредсказуемым, так как у Военно-промышленной комиссии остается право вето на кандидатуру победителя конкурса, если тот не устроит ВПК.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.