Новости раздела

«Криптовалюта и ICO интересны государству с точки зрения наблюдения, но не внедрения»

Интервью с руководителем межведомственной группы Госдумы РФ по оценкам рисков оборота криптовалюты Элиной Сидоренко

«Криптовалюта и ICO интересны государству с точки зрения наблюдения, но не внедрения»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Китай, который многие именуют «движущей силой биткоина», постепенно ужесточает условия в индустрии торговли криптовалютой: сначала досталось ICO, а несколькими днями ранее под удар попали местные биткоин-биржи. С чем может быть связана такая позиция КНР? Действительно ли власти Китая относятся к криптовалюте с неприятием? Какова позиция России относительно данной сферы? Почему наши чиновники хвалят криптовалюту, а Центробанк сравнивает ее с «пузырем» и «золотой лихорадкой»? Стоит ли россиянам вкладываться в криптовалюту или же риски слишком высоки? На вопросы «Реального времени» ответила доктор юридических наук, руководитель межведомственной группы ГД РФ по оценкам рисков оборота криптовалюты Элина Сидоренко.

«Китай взял паузу для разработки правовой основы регулирования»

— Еще недавно Китай называли основной движущей силой биткоина, а сейчас КНР запрещает ICO и, наконец, наносит «финальный удар по индустрии торговли криптовалютой» — закрывает биткоин-биржи. Элина Леонидовна, как вы считаете, с чем это связано?

— Китай всегда реагировал на изменения крипторынка очень остро. В 2016 году повышенная заинтересованность инвесторов местными криптобиржами была встречена схожим запретом, исходящим от Народного банка Китая. Это привело к оттоку людей из страны и снижению биржевого курса биткоина, после чего политика была сильно изменена. Важно понимать, что Китай является одним из основных производителей криптовалют — около 40 процентов рынка майнинга приходится именно на эту страну. В этой связи запрет любого ICO в перспективе может привести к весьма плачевным последствиям.

На мой взгляд, запрет, вынесенный не на уровне закона, а на уровне рекомендаций Народного банка, свидетельствует о том, что Китай взял паузу для оценки данного вопроса и разработки правовой основы регулирования. Также это говорит о том, что Китай не готов к стихийному развитию рынка, которое прослеживалось на стадии активного товарного обмена. Сейчас Китай заинтересован в профессионализации этого рынка — для этого ему необходимо определить на законодательном уровне, что такое криптовалюта и ICO, а также решить, могут ли физлица выступать в качестве инвесторов в проектах такого рода. Полагаю, после этого Китай станет державой с совершенно иным, более высоким уровнем развития крипторынка.

Если опираться на восточную философию, то Китай выбрал известный принцип Конфуция, смысл которого в следующем: когда все стоят — ты бежишь, когда все бегут — ты стоишь. Китай остановился, чтобы разработать для себя хорошую регуляторику, а затем продолжить развивать эту тему на качественно новом уровне.

«Запрет, вынесенный не на уровне закона, а на уровне рекомендаций Народного банка, свидетельствует о том, что Китай взял паузу для оценки данного вопроса и разработки правовой основы регулирования». Фото bankofchina.com

— То есть, ни о каком «неприятии» криптовалют китайскими властями, про которое говорят некоторые эксперты, речи не идет?

— Конечно, нет. Китайские власти всегда отличались особой репрессивностью в отношении однозначно неприемлемых вещей, представляющих даже малейшую угрозу экономическому развитию страны. Достаточно вспомнить массовые расстрелы коррупционеров: если верить независимым оценкам, с начала двухтысячных годов было расстреляно около 10 тыс. человек. Поэтому, если Китай что-то разрешает или же относится к чему-то снисходительно, это свидетельствует о том, что ему эта история интересна. И упомянутые выше 40 процентов рынка майнинга говорят о многом.

«ICO постепенно постепенно становится синонимом слова «обман»

— Как вы уже сказали, Китай взял паузу, а какова ситуация в России? Мы, наоборот, мчимся на всех скоростях?

— Сейчас Россия относится к числу тех стран, которые заняли выжидательную позицию на законодательном уровне. В этой связи я бы предостерегла стартапы от излишне рисковых проектов, в особенности связанных с иностранными инвестициями.

Я не устаю повторять, что ICO может проводиться в России, но только при условии соблюдения норм действующего гражданского законодательства, а также присвоения ему любого другого названия: к примеру, можно выбрать «токенизацию», но не «ICO» в полном смысле этого термина. Дело в том, что за время своего существования ICO зарекомендовало себя далеко не с положительной стороны — оно постепенно становится синонимом слова «обман». Также стоит заметить, что к 2018 году ожидается серьезное обрушение рынка ICO, хотя ему на смену должны прийти новые интересные проекты, связанные с распределенными реестрами (например, DAO). Тем не менее до тех пор, пока не будет введена регуляторика ICO, нельзя говорить о том, что Россия «мчится во всю прыть».

Блокчейн очень хорош для разработки реестров, для межбанковского сотрудничества, для развития транснациональных экономических отношений. В этих сферах технология блокчейн находится вне конкуренции

Относительно стартапов я могу сказать следующее: сейчас Россия полна интересных технологических идей и экономических решений, но, к сожалению, пока под ними нет серьезной правовой основы. В данной ситуации мне близка позиция Народного банка Китая, считающего, что под любым проектом ICO должна лежать независимая юридическая экспертиза.

— Почему Игорь Шувалов, Владимир Путин активно говорят об интересе к технологии блокчейна, к криптовалютам…

— Давайте все-таки внесем ясность: положительно высказываются о блокчейне, имеющем под собой основания. В свою очередь, криптовалюта и токены — это одни из производных данной технологии. Блокчейн очень хорош для разработки реестров, для межбанковского сотрудничества, для развития транснациональных экономических отношений. В этих сферах технология блокчейн находится вне конкуренции, так как она сама по себе отрицает серверное сохранение данных, она безопасна и всеобъемлюща. Однако криптовалюты и ICО по-прежнему остаются высокорисковой экономической активностью, которая в ряде случаев находится в «сером» сегменте. Поэтому сейчас эти сферы интересны государству с точки зрения наблюдения, но не внедрения.

«Если люди готовы пойти на эти риски — они вольны поступать, как им угодно»

— Тем не менее министр финансов Антон Силуанов совсем недавно заявил о том, что Россию ждет легализация криптовалют. Я упоминаю позицию этих высоких чинов, чтобы попросить вас уточнить: есть ли в России единое мнение относительно этой сферы? Просто ЦБ далеко не так позитивно, как все вышеупомянутые фигуры, настроен в отношении криптовалют. Возможно, даже немного враждебно.

— Я не берусь толковать слова ведомств, поскольку они размышляют в русле собственных целей и задач. Криптовалюта однозначно должна быть легализована, однако надо понимать, что легализация не означает ее повсеместного разрешения. В данном случае речь идет о встраивании криптовалюты в определенные правовые рамки.

Как только на законодательном уровне будет определено, что такое криптовалюта, мы сможем ее регулировать, возбуждать уголовные дела и призывать мошенников к суду. Не надо принимать легализацию за разрешение. В данном случае — это регулирование.

«Криптовалюта однозначно должна быть легализована, однако надо понимать, что легализация не означает ее повсеместного разрешения. В данном случае речь идет о встраивании криптовалюты в определенные правовые рамки». Фото Олега Тихонова

— Элина Леонидовна, как вы считаете, стоит ли рядовым гражданам в настоящий момент лезть в эту «криптоисторию»?

— Я бы призвала россиян и большой бизнес воздержаться от высокорисковых вложений. Зачастую у рядовых граждан отсутствуют объективные знания о рынке, игроки которого сейчас подвержены истерии, ввиду непонимания правовой природы этого явления. Проект интересен для долгосрочных вложений лишь в том случае, если человек обладает необходимыми знаниями или хотя бы осведомлен о тех или иных правовых гарантиях. Однако, напомню, что никаких правовых гарантий применительно к криптовалютам сейчас нет.

Человек, который вкладывается в криптовалюту, должен учитывать следующие риски: курс токенов крайне волатилен — он способен резко обрушиться; криптовалютные биржи не регулируются — стоимость токенов может быть легко манипулирована крупными игроками; государства могут ввести ограничительные меры по торговле и обороту криптовалюты; криптовалюта может изжить себя ввиду, например, «лопнувшего» проекта. Помимо этого у человека просто могут украсть электронный кошелек с деньгами, однако ни в этом, ни в других описанных мною случаях, он не сможет защитить свои интересы в суде. Если люди готовы пойти на эти риски — они вольны поступать, как им угодно.

Лина Саримова
ЭкономикаИнвестиции

Новости партнеров