Новости раздела

Казань велосипедная 100 лет назад: экзамен на права, катамаран на Булаке и татарские трейдеры

Казань велосипедная 100 лет назад: экзамен на права, катамаран на Булаке и татарские трейдеры

Сегодня велосипед становится одним из популярных видов транспорта в Казани. А мероприятия «Международная велоночь» и «Ночной велофест» на слуху у многих горожан. Краевед и колумнист «Реального времени» Лев Жаржевский сегодняшнюю авторскую колонку, написанную для нашей интернет-газеты, посвятил казанской истории этого экологичного транспорта.

Велосипед в старой Казани: несколько штрихов

Велосипед пришел в Казань, скорее всего, в 1880-х годах. 26 июня 1889 года делается первая попытка организовать владельцев велосипедов, но она закончилась неудачей. Наконец, в 1893 году был зарегистрирован устав Казанского общества велосипедистов-любителей. В этой связи следует обратить внимание на ляп в одной из местных газет, утверждавшей, что «было создано Казанское общество велосипедистов любителей во главе с генерал-лейтенантом Шебеко». Но Николай Игнатьевич Шебеко по одной из должностей своих был товарищем министра внутренних дел и наутверждал миллион уставов всевозможных обществ, в том числе и общества велосипедистов. И ни одним из них не руководил, это медицинский факт.

Общество это сыграло заметную роль в развитии велосипедного дела в Казани: достаточно сказать, что именно его эксперты были членами комиссии под председательством полицейместера, проводившей испытания велосипедистов на опытность в езде и выдававшей затем документ на право вождения велосипеда.

Езда на велосипеде нуждалась в регламентации, и Городская дума приняла соответствующие правила.

I. Правила езды на велосипедах

  1. Езда на велосипедах по городским улицам разрешается только тем лицам, которые получили на то право в установленном порядке.
  2. Во время езды по городу велосипедист обязан иметь при себе знак, выданный из Управы, и именное разрешение с напечатанными на нем настоящими правилами.
  3. Каждый велосипедист при езде по городу должен иметь указанный выше нумерной знак прикрепленным сзади седла, а также звонок или рожок, с наступлением же темного времени — фонарь.
  4. На улицах гонка велосипедистов между собою и с экипажами воспрещается.
  5. Едущие на велосипедах должны держаться той стороны, где меньше конного и пешего движения, но, по возможности, правой, ближе к тротуарам.
  6. При встрече с экипажами, пешеходами и другими велосипедистами, для предупреждения столкновений, а также обгоняя их, следует заблаговременно дать сигнал, а в случае безуспешности сигнала предупреждать возгласом «берегись».
  7. В местностях случайного, большого скопления публики или экипажей, а также при встрече лошадей, обнаруживающих заметный испуг, следует сойти с велосипеда и вести его в руках.
  8. Подъезжая к завороту или пересечению улиц, следует замедлять ход.
  9. При совместной езде велосипедисты должны ехать один за другим, на расстоянии один от другого не меньше одной сажени.
  10. Езда по тротуарам запрещается, а также запрещается и вести велосипед по тротуарам.
  11. Из городских садов езда на велосипедах разрешается лишь в одном Черноозерском и притом только на двух продольных аллеях его, крайних к стороне сада, обращенной к Воскресенской улице.
  12. Езда на велосипедах в той или другой местности может быть остановлена, по требованию чиновников полиции, в нижеследующих случаях: а) при ожидаемом проезде Особ Императорской фамилии; б) во время крестных ходов, похоронных процессий и вообще в местах значительного съезда экипажей или скопления публики по каким бы то ни было причинам.


II. Правила о выдаче свидетельств на право езды на велосипедах

  1. Лица, желающие получить право езды на велосипедах по городу Казани, должны подавать о том прошение на имя Казанского полицеймейстера.
  2. Подавший указанное выше прошение подвергается в особой комиссии испытанию в достаточной опытности ездить на велосипеде.
  3. Испытательная комиссия состоит: из Казанского полицеймейстера или его помощника, лица, командированного от городской управы и двух экспертов из членов Казанского общества велосипедистов-любителей, по указанию комитета этого общества. Председательствует в комиссии полицеймейстер. Время и место испытаний объявляется полицеймейстером.

    Примечание. Лица, представившие удостоверение надлежащего правительственного учреждения о предоставлении им права езды на велосипедах, освобождаются от упомянутого выше испытания.
  4. Лицо, по испытании оказавшееся достаточно опытным в велосипедной езде, получает в том от Казанского полицеймейстера особое именное свидетельство, и ему выдается из городской управы нумерной знак для велосипедиста.
  5. При подаче прошения о выдаче свидетельства взимается подлежащий гербовый сбор и расходы по изготовлению свидетельства и нумерного знака.

Листая старые газеты

Велосипед прочно входил в городскую жизнь, что находило отражение в газетной хронике того времени. Вот несколько примеров.

«…По горе, ведущей из леса в село Васильево, поднимался на велосипеде молодой человек. Навстречу ему ехал крестьянин на лошади. Лошадь испугалась велосипеда, заметалась, налетела на велосипед, опрокинула его и понеслась с горы, пугая идущих по дороге дачников. Один из них произнес речь в том смысле, что велосипедистам не следует кататься там, где проезжают лошади». («Волжский вестник», 8 июля 1894 года).

«В Казань прибыл на велосипеде пермский житель Михаил Григорьевич Серебрянников. Велосипед, на котором он проехал от Перми, изготовлен в одной из пермских мастерских. Серебрянников был встречен кружком казанских велосипедистов» (11 сентября 1895 года).

«На Сибирском тракте состоялись велосипедные гонки на 30 верст. Участвовало 15 человек. Первый приз — золотой жетон — получил А.Г. Кухтин, затративший на эту поездку 38 минут 45 секунд. Второй и третий призеры показали 45 минут 35 секунд и 49 минут 01 сек. Остальные приехали сравнительно поздно». (5 июня 1900 года).

«Мастер-самоучка Романов показал на Кабане водяной велосипед. Это два поплавка длиной по 4,5 аршина, сидят в воде всего на 3 вершка, сзади — колесо со стальными плицами. От пристани на Булаке он тащил на буксире один ялик. Уверяет, что может дать до 15 верст в час… Смотреть на это чудо сбежалось на Кабан множество народу. Велосипед показывается ежедневно от 4 до 6 вечера. Мастер принимает заказы на изготовление этих устройств» («Казанский телеграф», 25 июня 1900 года).

«…На Воскресенской улице едва не произошло столкновение велосипедиста с дамой. Последняя едва успела отскочить в сторону. Велосипед не имел даже зажженных сигнальных фонарей» («Вечерняя почта», 24 августа 1909 года).

В «Аркадии» день 16 июня 1906 года был «беговым»: с лошадью или велосипедистом на дистанции 10 верст и при контрольном времени 30 минут соревновался скороход П. Пережогин. На следующий день уже 15 верст, но и 75 минут.

В раннесоветское время велосипедисты тоже не отличались дисциплинированностью:

«С каждым днем растут жертвы велосипедной езды. На Поперечно-Чернышевской улице, против аптеки Грахе велосипедист сбил 4—5-летнюю дочь парикмахера, расшиб лицо, повредил руку. Скрылся. Другой на Рыбном бугре сшиб беременную, которая без памяти упала. Много ездит велосипедистов без номеров. Их трудно остановить и привлечь к ответственности», — писала в 1926 году «Красная Татария».

Кто торговал велосипедами в старой Казани

Прежде всего Евгений Наполеонович Остерман. Его магазин был крупнейшим магазином в Казани по торговле сложными техническими товарами: от револьверов до автомобилей. В конце концов, после создания Торгового дома (справку о нем мы взяли из весьма полезного машинописного справочника Р. Салихова и Р. Хайрутдинова) был налажен ремонт многих марок автомобилей и сборка новых в мастерских Остермана, часто называвшихся уже заводом. Кстати, именно на этом «заводе» работал некоторый период во время мировой войны будущий первый советский маршал В.К. Блюхер. Заведение Остермана сначала размещалось в доме Соломина на Большой Проломной, а позже в его собственном доме на той же улице. Для обучения покупателей езде на велосипедах Остерман оборудовал специальный циклодром во дворе домовладения.

«Торговый дом «Е.Н. Остерман» основан в Казани 16 марта 1914 года в виде товарищества на вере. Капитал 54 000 руб. В торговый дом полностью вошло торговое дело Е.Н. Остермана. Сфера деятельности: «продолжение торговли Е.Н. Остермана — машинами, электротехническими, механическими принадлежностями, оружейными и другими товарами, а также производство означенных принадлежностей и товаров». Учредители: казанский купец Евгений Наполеонович Остерман (сораспорядитель, 6 000 руб.), жена Анна Антоновна (4 пая по 6 000 руб.), сыновья Михаил, Евгений, Анатолий, Александр Евгеньевичи Остерман (по 6 000 руб.). Анне Остерман было предоставлено право передавать свои паи по ее усмотрению другим лицам».

Фото предоставлено Фатихом Хабибом

Среди татарских торговых предприятий выделялось Товарищество «Нур», ставшее вскоре торговым домом «Абдул-Вагапов, Абдулкин и Ко». Вот что сообщает о нем помянутый выше справочник:

«Торговый дом «Абдул-Вагапов, Абдулкин и Ко» основан в Казани 25 февраля 1912 года в виде товарищества на вере. Капитал 6 000 руб. Сфера деятельности — торговля велосипедами и электротехническими товарами. Учредители: башкир д. Хасановой Таналык-Бурзянской волости Орского уезда Оренбургской губ. Зиятдин Хабибуллович Абдул-Вагапов (распорядитель, 1 200 руб.), казанский мещанин Хабибрахман Сиразетдинович Абдулкин (2 100 руб.), Магомет Ибрагимович Идрисов (300 руб.), Курамша Зиганшич Даутов (300 руб.), Мухаметзариф Хусаинович Амирханов (600 руб.), потомственный почетный гражданин Галимзян Мухаметзянович Галеев (99 руб.), крестьянин д. Малый Альдермыш Староключищенской волости Казанского уезда Аблулла Нсрутдинович Амирханов (300 руб.), крестьянин д. Ямкиной Алькеевской волости Спасского уезда Кашафутдин Киямутдинович Тарзиманов (300 руб.), и башкир д. Хасановой Таналык-Бурзянской волости Орского уезда Оренбургской губ. Афтахитдин Хабибуллович Абдул-Вагапов (300 руб.). Склад и магазин располагались в доме Майковой на Бол. Проломной улице».

Разумеется, торговали велосипедами не только эти торговцы, они выбраны для примера.

Отдавая себе отчет в том, что материалы по общей истории велосипедов и их истории в России не являются редкостью в Сети, мы решили, как обычно, сосредоточиться на цитации бумажных, еще отсутствующих в Сети, документов. Вот выдержка из издания «Е.Н. Остерман, поставщик Казанского общества велосипедистов-любителей». Велосипеды. Сезон 1896 года».

Уход за велосипедом

«Никогда не советуем разбирать велосипеда (!) без имеющихся на то причин. Неправильная сборка всегда ведет за собой неприятности. Очень часто приходится слышать, что велосипед был разобран только для одной чистки, что совершенно лишнее.

Чтобы вычистить совершенно чисто машину, разборки на требуется, а вливается в изобилии из масленки керосин во все отверстия, предназначенные для вливания масла, в обе оси колес, в ось шатунов. Велосипед наклоняется на бок и колеса по очереди приводятся в движение, вся грязь растворяется в керосине и выводится наружу.

По неосторожности во время поездки случаются прогибы педальных осей, задевают педалями о косогоры и т. п.; если прогиб небольшой и педаль не особенно много задевает за шатун, то нужно отвернуть педаль от шатуна, а шайбу, находящуюся под гайкой, надеть на ось педали и так вставить в шатун и привернуть гайкой, этим можно отдалить педаль от шатуна, конечно, только на толщину шайбы, часто этого бывает достаточно, чтобы доехать до дому или ближайшей кузницы, где нужно разобрать педаль, т. е. вынуть ось и выправить; при выправке нужно оберегать резьбу от замятия. Педальные оси делаются из хорошей стали и не калятся, поэтому за излом опасаться не нужно.

Особенное внимание нужно обращать при регулировке цепи, чтобы заднее колесо стояло прямо на одной линии с передним, нужно при установке колеса смотреть, чтобы оно находилось как раз в средине между труб, идущих от коробки шатунов к оси колеса. От неправильности ход велосипеда делается значительно тяжелее, цепь на ходу будет задевать за зубья и трещать неприятно для слуха и вредно для велосипеда.

Регулировка шариковых подшипников требует серьезного внимания. Если колеса или средняя ось требуют регулировки, то это узнается следующим способом: держат крепко левой рукой за раму велосипед, а правой слегка покачивают колеса, если колесо шатается, а средняя ось при подергивании стучит, то нужно подтянуть диски или, как называют, конуса: у колес отвертываются с левой стороны наружные гайки и подвертывают руками регулирующий конус, затем гайку опять закрепляют, чтобы знать правильность постановки колес, конечно, для заднего колеса цепь снимается, нужно подвернуть конус на столько, чтобы колесо имело самую маленькую свободу на шариках, а колесо, пущенное в свободное движение, должно вертеться до полной остановки и непременно должно повернуться хоть на полуоборот в обратную сторону, что называется отдачей; если отдачи не последует, то конус привернут туго, нужно отпустить; при регулировке самое лучшее повертывать велосипед вверх колесами.

Особенно просим обращать внимание, чтобы не туго были привернуты конуса, от чего происходит тяжелый ход, лопаются шарики и конуса. При регулировке средней оси поступают так: отвертывают с левой строны ключом в правую сторону контргайку, прикрепляющую конус к оси, повертывают, на сколько требуется, конус в левую сторону и закрепляют гайку. У средней оси нарезка для регулировки на левую руку, т. е. отвертывать направо, а завертывать налево, что нужно запомнить; у всех остальных осей и винтов резьба обыкновенная: на правую руку завертывать, а на левую отвертывать.

От сильного удара передним колесом получается погиб обода, отчего колесо во время хода будет вилять, или, как выражаются, «колесо бьет». Исправить колесо следующим образом: повертывают велосипед вверх колесами, запасаются тисочками для спиц и мелом. Если обод погнут налево, опускают немного, отвертывая около погиба несколько спиц, а с правой стороны ввертывают такое же количество, у тангентных спиц для регулировки находятся у обода гайки, которыми делают натяжение спиц тисочками; конечно, соображаясь с погибом, в средине его больше, а к краям все меньше и меньше, затем колесо приводят во вращение, а мел держат с боку, поэтому погибы будут задевать за мел и будут отмечаться, таким образом колесо постепенно выпрямляется и получает правильность. Регулировка колеса требует навыка, главное, не нужно сразу много завертывать спицы или гайки у тангентных спиц, лучше тратить больше времени, но постепенно, и результат получится скорее.

От очень сильного удара или толчка может произойти восьмерка переднего колеса; для исправления необходимо отвернуть колесо, положить на ровное место и сильным нажатием рук и колен поставить на место, затем колесо регулируется так же, как и от погиба обода.

Если случится дорогой вырвать спицу, то сейчас же вывернуть ее вон и продолжить путь без одной и даже без двух спиц; можно ехать спокойно, тем более что спицы вырываются в большинстве на переднем колесе. Вставить новую спицу особого труда не составляет.

При проколе пневматической шины снимают верхнюю колошу, а поколотое место на воздушной камере тщательно чистят стеклянной бумагой, наклеивают небольшой кружок из чистой тонкой листовой резины, вторично намазывают клеем полотняный кружок, более по размеру резинового, которым заклеивают сверху резиновой заплатки; поверх засыпают пудрой и шина готова для поездки.

При проколе пневматика иглой или булавкой, чтобы найти отверстие мочат водой воздушную камеру и натирают слегка мылом, мыльный пузырь покажет прокол. Второй способ: опускают воздушную камеру в воду – водяные пузырьки показывают прокол. Этим пользуются при выпускании воздуха клапаном».

И последнее. Российская государственная библиотека располагает нотами вальса «На циклодроме» сочинения В.А. Парамонова (op. 37), посвященного Казанскому обществу велосипедистов любителей и изданного в 1894 году. При должной расторопности ноты эти несложно получить из библиотеки. Выражением сомнения в наличии такой расторопности автор заканчивает свои велосипедные заметки.

Лев Жаржевский, фото предоставлены автором
комментарии 10

комментарии

  • Анонимно 25 авг
    Похоже 100 лет назад все было намного лучше развито, чем нам говорят. Я видел фотки, где ребята развозили кофе, типа быстрого питания. Все придумано давно.
    Ответить
    Lev Zharzhevsky 25 авг
    В конце 1889 уже можно было заказать в некоторых магазинах товар по телефону. До определенного времени товар доставлялся в тот же день, если позже, то на следующий. Так, например, торговали братья Бабановские. Телефонов-то в то время в Казани было раз-два и обчелся, а вот сообразили мгновенно.
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    Дедушка снова пишет! Ура!
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    Жаль, что сейчас инфраструктура города не позволяет полноценно ездить. Везде бордюры, колдобины, преграды.
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    Интересный материал! Спасибо!
    Ответить
    Анонимно 25 авг
    Действительно, интересный материал. История велосипеда.
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    В музее города Чистополя есть деревянный велосипед. Очень забавный механизм ....
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    Вилосипедные дорожки бы построить в Казани. Многие бы пересели
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    Раньше за двухколесным другом следили лучше чем сейчас некоторые за четырехколесным
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    Почему сейчас нет катамаранов на Булаке? протяженность улицы позволяет
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров