Новости раздела

«Их нравы»: если бы я был султан…

История гарема в Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он продолжает рассказывать о таком деликатном явлении в жизни империи как султанский гарем.

Пожалуй одной из самых противоречивых тем в истории Османской империи является тема султанского гарема и положения его обитательниц. Представления о гареме во многом сформировались под влиянием записок и воспоминаний западных путешественников и послов, которым якобы доводилось бывать в гареме. Следует отметить, что в то время это была довольно трудноосуществимая задача, так как гарем был запретным учреждением, и туда вход был заказан не только чужестранцам, но и обитателям султанского двора мужского пола, разумеется, кроме самого султана. В сегодняшней заметке постараемся раскрыть некоторые тайны этого загадочного учреждения.

Первым европейцем, кто поведал широкой общественности о гареме и его обитательницах был личный врач Султана Мурада III Доминио Хиросо Лимиано, который описал планировку гарема и оставил сведения о здешних традициях, о том, как живут местные женщины и о школе для родственников султана. Вторым европейцем, которому, по его личным утверждениям, удалось увидеть некоторых женщин гарема, был мастер по изготовлению органов Томас Дэллам. В 1599 году Королева Елизавета вместе с Дэлламом направляет Султану Мураду III в качестве подарка орган с часовым механизмом. Однако до прибытия Дэллама в Стамбул Мурад III умирает, и на престол восходит его сын Мехмед III. Тем не менее английский мастер доставляет подарок, и целый месяц проводит во дворце, собирая и настраивая орган. После этого было множество путешественников, послов и ювелирных мастеров, кто утверждал, что они первые, кому удалось побывать в гареме. Однако, для большинства исследователей основным письменным источником не только по гарему, но и по истории Османской империи, становится труд сотрудника шведского посольства Мурадьи д'Оссона «Общая картина Османской империи», который он опубликовал в 1791 году. А в качестве художественного источника, изображающего жизнь в гареме, принята известная гравюра Меллинга. Первым османским исследователем, которому по специальному разрешению, удалось побывать во дворце Топкапы и описать место жительства придворных особ, был Абдурахман Эреф. Результаты своих исследований Эреф опубликовал в период между 1910 и 1911 годом.

Если бы я был султан, был бы холостой

Слова знаменитой песни из кинокартины «Кавказская пленница» были весьма актуальными для султанов Османской империи. Во избежание политических и правовых последствий, за исключением некоторых правителей, они не женились, а брали «джарийе», что на русский язык переводится как «наложница», хотя сами османы вкладывали в это понятие несколько иное значение — раба женского пола или служанка.

Так для поддержания института «джарийе», которые, кстати говоря, набирались по принципу «девширме» (перевертыши), и была сформирована система гарема в Османской империи. Что же представлял гарем султана? Прежде всего, это была иерархическая система, во главе с матерью султана и главным евнухом, призванная содействовать продолжению рода султана по мужской линии. Не все обитательницы гарема были наложницами. К султану допускались только самые преуспевшие в обучении девушки, которым преподавали основы ислама, тюркскую культуру, литературу, искусство стихосложения, вышивание, музыку и многое другое. Если школа Эндерун при султане занималась подготовкой будущих государственных служащих, то гарем подготавливал будущих жен для этих самых служащих. Это делалось для того, чтобы госслужащий, назначаемый в отдаленные уголки империи, не обрастал родственными связями с местным населением и сохранял личную преданность султану.

Зульфия мой халат гладит у доски

Все женщины гарема были заняты на различных работах по хозяйству дворца. Каждой из них, в зависимости от положения и социального статуса, выплачивалось ежедневное денежное содержание. К примеру, мать Султана Мурада III Нурбану ежедневно получала 3 000 акче. Для сравнения в то же время глава янычарского корпуса получал всего 500 акче. Известная многим читателям по фильму «Великолепный век» жена Сулеймана Великолепного (Кануни) Хюррем Султан в качестве ежедневного содержания получала 2 000 акче. Распределением заработной платы занимался главный евнух.

Обитательницы гарема жили в комнатах по пять человек. К четырем молодым девушкам для порядка обязательно подселялась женщина в возрасте. Мать султана и беременные джарийе, которые имели статус хасеки, жили в отдельных покоях. Самым большим авторитетом в гареме была Валиде Султан, т. е. мать султана Османской империи. После нее главный евнух, дочери султана и молочная мама султана.

Между беременными «женами» султана очень часто возникали споры о том, кто из сыновей станет следующим правителем. Формировались различные союзы и группы, в которые волей не волей были втянуты визири, члены дивана, янычарского корпуса и другие госслужащие. Плелись интриги, готовились заговоры и перевороты.

В виду того, что по правовому статусу джарийе были рабынями, а ислам запрещал порабощение мусульман, обитательницами гаремов в основном становились представительницы других культур и религий. Среди историков есть расхожее мнение, что именно это привело к упадку Османскую империю.

Булат Ногманов
Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985 в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

Новости партнеров