Новости раздела

Наиль Магдеев: «Я никаких поводов не давал, чтобы заявляли в мой адрес о распиле бюджетных средств!»

Как Наиль Гамбарович поссорился с Владимиром Николаевичем и Сергеем Петровичем, в результате чего в горсовете автограда появится фракция КПРФ

Наиль Магдеев: «Я никаких поводов не давал, чтобы заявляли в мой адрес о распиле бюджетных средств!»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

На прошедшем сегодня заседании горсовета, где присутствовали 32 из 45 депутатов (остальные в отпусках), мэр обратил внимание, что совет прошел в 87-летие присвоения статуса города Набережным Челнам. «Статусный» горсовет оказался «черным» горсоветом для Наиля Магдеева. С громкой критикой в отношении лично мэра, его команды и близких к нему бизнесменов выступили сразу два депутата. За тлевшим больше года конфликтом, который полыхнул в последние месяцы и достиг апогея сегодня, с интересом наблюдал корреспондент газеты «Реальное время», отметивший сразу два любопытных момента. Первое: камнем преткновения стал конфликт между строительными компаниями города из-за миллиарда рублей, выделенного на капремонт и освоенного «близкими», как уверяют проигравшие фирмы, бизнесменами. Второе: в горсовете будет вновь создана фракция КПРФ, в которую войдет бывший единоросс, ныне опальный депутат Сергей Яковлев.

Как Наиль Гамбарович поссорился с Владимиром Николаевичем и Сергеем Петровичем

Начиналась сессия буднично и скучно. В повестке было восемь вопросов. На вопрос мэра, будут ли докладчики по разделу «Разное» (время для докладов там ограничено — по три минуты — и пользуются этим бонусом почти всегда только оппозиционеры-коммунисты), вполне ожидаемо ответил положительно депутат Владимир Васев. Вторым докладчиком заявился Сергей Яковлев, получивший статус «бывшего единоросса» и «опального депутата» после конфликта с Наилем Магдеевым из-за земельного участка под зданием «Экспо-Камы».

Напомним, ранее в этом здании из года в год проводились различные выставочные мероприятия, в т.ч. под патронажем городских властей. С того момента Яковлев регулярно пишет письма в различные инстанции, обвиняя команду Магдеева во всевозможных преступлениях. Магдеев, зевая, отфутболивает заявления депутата по адресу надзорных органов. Город ждет, чем все это закончится. Горсовет отныне — публичная арена закулисного боксерского матча.

Почему решено продавать недостроенный детсад и «ненужную» школу?

Из обсуждений официальных вопросов повестки стоит отметить лишь пару моментов. Во-первых, в рамках изменений, внесенных в программу приватизации на 2017 год, на продажу будут выставлены тяговая подстанция и КПП (площадью 269 кв. м) и участок под ними на 2,2 тыс. кв. м, а также «незавершенка»: здание недостроенного детского сада в 61-м микрорайоне площадью 1119 кв. м (на участке в 6885 кв. м). Интересно, что в последние годы сам Магдеев неоднократно признавался в нехватке детсадов, даже с учетом регулярного строительства новых. В мэрии, однако, уверяют, что «объект не используется», а в 61-м микрорайоне потребность в детском саду отсутствует (знают ли об этом жители самого микрорайона?), кроме того, «фундамент уже в аварийном состоянии».

Во-вторых, болезненным обсуждением для мэра стала дискуссия вокруг школы на Элеваторной горе, которую власти города, кажется, собираются продавать с аукциона, так как «экономическое содержание ее не выгодно, находится она в бедственном состоянии, а учились там до сих пор шесть детей». О необходимости сохранения школы и проведения там капремонта недавно с письмом к президенту РТ Рустаму Минниханову обратился Сергей Яковлев, сагитировавший подписаться под ним 359 жителей района. Наиль Магдеев, осторожно подбирая слова (строительство школ и детсадов и капремонт образовательных учреждений считаются одним из главных достижений его команды), решил прокомментировать критику в свой адрес, перенаправив ее… в адрес депутатов, заявив, что школу не будут продавать, не посоветовавшись с ними.

«Да, детей там почти нет. Но в том, что детей нет, тоже исполком виноват?»

— Ни один объект, даже школа и тяговая подстанция, не проходит мимо вас. Недостроенный детсад, недостроенная школа — как можно продать объект, не утвердив это на сессии горсовета? Это не-воз-мож-но! Прокуратура вернет статус-кво и скажет о незаконности. Поэтому разговоры о том, что мы намерены что-то там продавать, лишние. А то пишут, что продаем… Ты, Венер, что, продаешь разве? — иронично обратился к начальнику управления образования Венеру Харисову Магдеев и, только услышав испуганное «Нет, не продаю!», продолжил. — Я лично осмотрел школу, изучил, и только после этого управление образование приняло соответствующее решение. Вот вся ситуация! Да, такая школа есть. Да, детей там почти нет. Но что делать? В том, что детей нет, тоже исполком виноват?! Частный сектор, люди преклонного возраста, пенсионеры в основном там живут. А мы каждый год по школе строим! Школа прошлого года обошлась в 800 млн рублей, в этом году школа обойдется в 1 млрд. Понятно, что на все денег не хватает. 10 детсадов ремонтируем в этом году. Поэтому надо посмотреть с точки зрения житейской ситуации, понять, разобраться.

Тем не менее, судя по всему, в свете критики команда Магдеева приняла решение не спешить — сам мэр заявил, что решение о продаже или непродаже школы с молотка будут принимать «с учетом мнения жителей микрорайона».

Начальника правого управления Челнов обвинили в «аффилированности»

В-третьих, в рамках обсуждения вопросов повестки под шквал критики оппонентов мэра неожиданно попал и один из членов его команды — 31-летний начальник правового управления исполкома Ленар Ахметзянов, которого мэрия решила отправить в ЦИК РТ (там перед президентскими выборами набирают новых членов), представив его кандидатуру в Госсовет РТ. Против высказался коммунист Васев. Любопытно, но тут же выяснилось, что в зале работают только три микрофона: мэра, замглавы города Флеры Андреевой и микрофон трибуны, где выступали докладчики. Микрофоны депутатов — не работали. На это впоследствии также обратила внимание оппозиция.

Тем не менее, если прислушаться, можно было узнать, что Васев напирает на очень плохую работу правового управления, связанную, по его мнению, с тем, что оно «нарочно проигрывает дела о земельных участках». Дела эти связаны с тем, что уход прошлой команды из мэрии был связан с незаконной передачей бизнесменам земельных участках, что привело к «точечной застройке». Новую команду обязали идти в суд и пытаться отсудить переданные прошлой командой городские земельные участки. По мнению Васева, Ахметзянов проигрывает нарочно, так как он якобы «аффилирован с бизнесом». Мэр, как оказалось, ожидал этого вопроса и пришел на горсовет с цифрами. По его словам, все ровно наоборот. Если в 2014 году было подано городом лишь 48 исковых заявлений, касающихся земельно-имущественных отношений, то уже в 2015 году — 232 иска, в 2016 году — 502. На сумму, соответственно, в 64 млн рублей, 416 млн рублей и 828 млн рублей. Бюджет города в итоге по выигранным искам получил обратно 36 млн, 219 млн, 252 млн рублей.

— По одному—трем случаям нельзя судить о полной картине того, что происходит! Изучайте матчасть и не вводите людей в заблуждение! — обратился Магдеев к Васеву, глаза мэра гневно сверкали — Ахметзянова на растерзание критиков мэр, очевидно, отдавать не хотел. — Прокуратура слово скажет, если он неправильно работает.

В итоге, однако, двое высказались против кандидатуры Ахметзянова, один — воздержался. «Решение принимается, спасибо», — буркнул Магдеев.

В горсовете Челнов будет создана фракция КПРФ, куда войдет и беспартийный Яковлев

И депутаты перешли к разделу «Разное» — в зале повисло молчание, единороссы с любопытством ждали, как Магдеева будут атаковать, мэр напряженно приготовился к защите, Андреева опустила глаза в какие-то бумаги, точно неплановые вопросы сессии ее не касались. В зале раздались шаги Владимира Васева — мэр удивился: а что, нельзя было с места высказаться?

— Переносные микрофоны отключены от прессы!

— Ничего подобного, все включены! — упирался Магдеев.

— Возможно! Но мне вот такая поступила информация, — невозмутимо заметил Васев, разложив перед собой листочки, перебирая бумаги левой рукой, а правой крепко вцепившись в трибуну — отодрать от нее его не смогла бы даже фракция «Единой России» челнинского горсовета в полном составе.

Васев сначала, в качестве аперитива, официально объявил о том, что его друг Сергей Яковлев написал заявление о создании (а значит, и вступлении в нее) фракции КПРФ без вступления в партию. Затем приступил к основному блюду своего доклада, заявив о том, о чем заявлял неоднократно в последние месяцы: «о беспределе в капремонте города». Множество нарушений. Ответы исполкома по поводу нарушений — «отписки». Так, замглавы исполкома Рафаэль Киямов, курирующий сферу ЖКХ, ответил на претензию о «выводе 5 млн рублей через аффилированные с мэрией структуры»: это была техническая ошибка, мол, все деньги уже вернули.

«О чем говорить, если руководитель комиссии горсовета по ЖКХ — сам генподрядчик, осваивающий деньги на капремонт?!»

— Не вижу реакции прокуратуры по этому поводу! Касательно ремонта фасадов и архитектурной концепции: каждый четвертый дом перекрашен в другой цвет, что нарушает архитектуру в целом, — отметил Васев, неожиданно открывший в себе дар дизайнера и ценителя архитектурного вкуса. — Кроме того, фасады утепляют толстым слоем пенопласта. Дом в случае пожара сгорит как свечка! В спешном порядке мы осваиваем деньги по капремонту, хотя нарушений по нему найдено уже много — и по части этих нарушений уже можно завести уголовные дела! О чем тут говорить, если руководитель комиссии горсовета по градостроительству и ЖКХ — сам генподрядчик, осваивающий деньги на капремонт?!

Действительно, руководитель комиссии — депутат Олег Николаев, две компании которого, «ВолгоПромСтрой» и «Волгожилстрой», были отобраны в прошлом году на проведение капремонта. Всего отобрали 11 компаний, 25 «проигравших» вместе с Васевым требуют от ФАС РФ разобраться в конфликте.

Васев также поднял вопрос о самой традиции обсуждать все вопросы за рамками горсовета на постоянных комиссиях — куда журналистов не пускают, трансляции с которых не ведутся. Нельзя не согласиться тут с коммунистом: четкой картины обсуждений и точных цифр разнообразных проектов журналисты не видят. Если судить по трансляции, заметил депутат, жители, которые могут смотреть онлайн только ее, жалуются: «там все 45 депутатов голосуют единогласно».

— А как можно при 45 депутатах за 45 минут регламента рассмотреть 10 вопросов и чтобы каждый высказал свое мнение?! Комиссии сводят работу горсовета к нулю, вопросы на самом деле на комиссиях не обсуждаются, и если изучить последние из них — по пяти комиссиям вы ни разу не обнаружите кворума! — закончил Васев и сел на место.

«Я никаких поводов и оснований не давал, чтобы вы публично заявляли в мой адрес обвинения в части распила каких-то там бюджетных средств»

Наиль Магдеев, рассвирепев, для начала попросил «быть осторожным в своих высказываниях, касающихся в том числе меня!» И заявил, что Васев абсолютно не прав. Но потом не сдержался — его, судя по всему, задело, что стрелы критики направлены прежде всего в него. За свое честное имя мэр готов бороться до последней капли крови:

— Я никаких поводов и оснований не давал, чтобы вы публично заявляли в мой адрес обвинения в части распила каких-то там бюджетных средств — это абсолютно не соответствует действительности! Я не хотел бы сессию превращать в разборки! Есть более цивилизованные формы. Я бы попросил немножко другие выражения выбирать и по-другому себя вести. Нельзя быть таким злым человеком, злым на весь мир! — взмолился Магдеев, воззвав не столько к совести, сколько к негативному эмоциональному состоянию оппозиции. — Я думаю, это неправильно: «Все плохие без исключения, за исключением, наверное, того, кто берет право давать оценку действиям прокуратуры и должностным лицам». Я бы, как депутат депутата, как человек человека, попросил понимать, где вы находитесь, что говорите! За свои слова придется отвечать! Я тоже, наверное, как человек, депутат, гражданин, имею право высказаться, когда вы называете мою фамилию, имя и должность. Я вашу критику не воспринимаю. Вы не мнение в последней инстанции, не вам давать мне оценку, есть надзорные органы, прокуратура, президент РТ. Если соответствующие органы оценку дадут — это и будет оценкой мне как руководителю. Просил бы не брать на себя больше, чем позволяет ваш статус. Людей нужно любить, уважать. И мы к вашему мнению уважительно относимся. Соответствующие органы проведут проверку по тому, что вы сказали, и дадут оценку. Давайте не будем вводить людей в заблуждение! Все ваши обращения и публикации надзорными органами проверяются.

Наиль Магдеев — критикам: «Никаких замечаний к нам со стороны надзорных органов, что неправильно что-то сверстано или выполняется, нет»

И в финале добавил, что на самом деле микрофоны все включены. Что, к сожалению, не совсем соответствовало действительности. Об этом знал Сергей Яковлев, который тоже вышел к трибуне. Яковлев за время внезапного обращения покладистого единоросса в ершистого «бывшего единоросса» и без пяти минут члена коммунистической фракции отрастил длиннющую бороду — таким же длинным стал и его язык. Критикуя, он не стеснялся в выражениях, кажется, даже не опасаясь, что команда Магдеева в полном составе подаст на него в суд за клевету. Яковлев заявил, что в деле капремонта 2017 года на сумму 1,2 млрд рублей имеет место «сговор властей с бизнесом, нарушение ст. 16 «Закона о конкуренции». В ФАС он уже обратился.

— Антимонопольщикам я пожаловался и по поводу капремонта, проведенного в 2016 году. По закону там аукцион после объявления о капремонте должен был проводиться через три рабочих дня. Аукциона не было. А то, что было, проведено было через два рабочих дня в нарушение законов РТ. Не надо говорить о «голословных обвинениях». Наши обращения читают надзорные органы. У нас есть замечания, мы говорим о них вслух. Кому не нравится — дело тех, кому не нравится! Наиль Гамбарович, вам природа нравится, лес? Я анонсирую свое новое письмо, завтра его прочитаете, — закончил доклад челнинский мастер эпистолярного жанра. Магдеев на его вопрос не ответил, угрюмо, точно копируя соседку Флеру Андрееву, уставившись в стол.

Понимая, что во второй раз отвечать на ту же критику смысла нет, а любой его ответ будет неизбежно эмоциональным (и спич мэра потом будут язвительно разбирать по предложениям его же критики), Наиль Магдеев, тяжела дыша, как будто превратившись после двух ударов в свой адрес в мрачную дождевую тучу, которая вот-вот разразилась бы громами и молниями, — все же сдержался. Мэр официально лишь повторил, что замечания депутата надзорные органы возьмут в работу. И добавил:

— Есть утвержденная программа капремонта, есть исполнители, есть надзорные органы. Капремонт выполняется в рамках программ. Контрольные проверки проводятся. Никаких замечаний к нам со стороны надзорных органов, что неправильно что-то сверстано или выполняется, нет.

Гроза прошла стороной. Однако климатическая ситуация сегодня в городской политике такова, что громы и молнии обязательно должны посыпаться. Вопрос только — на чьи головы. И когда ждать прихода очередного урагана.

Сергей Афанасьев
ОбществоВласть

Новости партнеров