Денег нет, но вы проектируйте: КАИ подвел итоги конкурса музея в сверхзвуковом Ту-144
Победитель, впрочем, будет назван лишь через две недели
«Народное» интернет-голосование определило победителя конкурса на создание музея внутри советского самолета Ту-144 — им стала казанская компания «Зарница», набравшая больше половины голосов. Однако главный идеолог проекта ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов не стал вчера подводить черту под конкурсом, отодвинув церемонию награждения победителей еще на две недели. Первым двум финалистам — «Зарнице» и творческому объединению «Самрух» — жюри предложило доработать их проекты до совершенства. Правда, денег на исполнение задуманного как не было, так и нет. Об особенностях финальных проектов по оживлению сверхзвукового самолета в Казани — в материале «Реального времени».
А я говорю, перевезем!
Еще два месяца назад, когда КНИТУ-КАИ осуществил ночную операцию по перевозке Ту-144 из Авиастроительного в Ново-Савиновский район Казани, мало кто понимал, зачем это понадобилось вузу. Зачем эта сложная транспортировка 90-тонного и абсолютно негабаритного самолета, давно снятого с производства? Кому может быть интересен забытый памятник советского авиастроения с облупившейся краской? И надо отдать каистам должное: целый месяц идея-фикс держалась в строжайшем секрете, а первые догадки появились лишь после того, как КНИТУ-КАИ объявил конкурс на создание внутри самолета интерактивного музея для детей и молодежи.
Вчера перед подведением результатов конкурса ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов признался в студенческой аудитории, что уже тогда возникла задумка превратить самолет в «живой» музей. То есть не в тихую обитель с портретами великих конструкторов, а в необычный, посещаемый детьми лайнер, пусть и не летающий. «Многие мне говорили: Альберт Харисович, что вы делаете? Не перевезем же! — улыбался с трибуны ректор. — А я говорю, перевезем! Тогда меня спрашивали: а чего это вы так уверены? А я и сам не знал, а потом придумал ответ», — сознался ректор.
На самом деле, ничего объяснять тут не надо — все и так понятно, если вы хоть что-то знаете об авиации. «Вдумайтесь, почти 50 лет назад, 31 декабря 1968 года наши предшественники не то что перевезли самолет — они его спроектировали, построили, испытали и подняли в небо, — продолжал Гильмутдинов. — Они начали проект на два года позже франко-британского Concorde, при этом советский Ту-144 взлетел на два месяца раньше. Если уж они это сделали, то неужели мы не сможем его просто перевезти! Вот такая у меня была логика».
Народное голосование оказалось предварительным
До 15 июля конкурсная комиссия КНИТУ-КАИ принимала проектные работы на создание музея, а затем выложила четыре проекта на своем портале для народного голосования. Ожидалось, что 25 июля по итогам интернет-голосования будет объявлен победитель. Как следует из итоговой информации, размещенной на сайте, больше всего посетителям понравился проект производственного объединения «Зарница» (Казань) — он набрал 187 тысяч голосов, или 52% от общего количества проголосовавших. 28% голосов получило ТО «Самрух», 11% — питерская компания «Викинг». Казалось бы, победитель очевиден. Однако ректор объявил с трибуны, что эти результаты — предварительные.
«Вчера жюри конкурса подвело, как оказалось, предварительные итоги, — сказал он. — На конкурс были допущены четыре проекта, но в финал прошли только два из них — от ПО «Зарница» и ТО «Самрух». Оба проекта очень понравились, но, конечно, это очень предварительные наброски. Я думаю, что в итоге мы получим гораздо более сильную концепцию, — сообщил ректор. — Они еще сами не знают, насколько масштабен этот проект. Мы им поможем, так как видим, что две эти команды вложили в свои проекты душу».
Позже проректор КНИТУ-КАИ Алексей Огонев пояснил журналистам, что конкурсантам отводится дополнительно две недели для доработки проектов, после чего будет определен окончательный победитель. «Могут быть варианты: либо им станет одна компания, либо их альянс. С ним и будет подписан контракт на создание музея», — сказал он.
Зачем «Зарница» заглянула под крыло
Первой презентовать свой проект интерактивации музея пригласили «Зарницу». Максим Мажоров представил в первую очередь не интерактивные познавательные модули внутри самолета, а практический путь для повышения турпотока. Под левым крылом лайнера появится пристрой (обещано сделать его незаметным). Благодаря ему музей сможет принимать полноценные туристические группы — до 30 человек. Пристрой необходим, так как салон самолета может вместить для прогулки не больше 10 ребят. А что будут делать в это время остальные 20 детей? Мерзнуть на улице? Так что разработчики «Зарницы» предложили разделить музейное пространство на три зоны: первая часть группы отправляется на просмотр фильма об авиации, вторая — в историческую зону музея, а третья — в интерактивный музей двигателя, который поднимал Ту-144. «Двигатель будет настоящим, в натуральную величину, — обещал Мажоров. — Он будет разрезным. Мы сможем видеть, что заставляет его двигаться, что поднимает самолет в воздух. Интереса придадут и очки виртуальной реальности. Любой посетитель музея сможет «в воздухе» разобрать двигатель и увидеть, что находится внутри».
В самом самолете ребятам придется пройти тесты на профессиональную пригодность: могут ли они стать пилотами или у них больше способностей к инженерно-конструкторским работам. Те, кто выдержит тест на пилота, сможет потренироваться за пультом самолета. Здесь же им предстоит пройти квест по выходу из критических ситуаций — например, когда при посадке сломалось шасси.
Творческое объединение «Самрух» сосредоточилось лишь на внутреннем «убранстве» самолета. Авторы проекта предлагают ребятам переходить из одной зоны в другую, которые разделены как учебные классы — авиация, химия, радиоэлектроника, а пассажирами в них станут известные ученые прошлого тысячелетия. Причем с помощью технических устройств с ними можно будет«поговорить».
КНИТУ-КАИ лишь немного покроет расходы
Пожалуй, самым уязвимой стороной проекта остается финансовая. Проект «Зарницы» оценивается в 60 млн рублей, «Самруха» — в 20 млн. Сам ректор размахнулся на привлечение порядка 100 млн рублей. «Это самые разные источники. Официальные источники, Министерство образования, может быть, ОАК, может быть, «Роскосмос» поддержит, и так далее. Это точно будет пул наших источников, не один, а именно пул. Мы активно обращаемся в разные фонды. Сейчас у нас в гостях фонд Потанина», — рассказал журналистам ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов перед началом презентации. Позже стало известно, что благотворительный фонд имени Потанина выделил 5 млн рублей в качестве поощрительного взноса в эндаумент-фонд КНИТУ-КАИ. Взнос сделан по программе «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала».
Сертификат на эту сумму гендиректор фонда Оксана Орачева вручила руководителю фонда КНИТУ-КАИ Мансуру Сафаргалиеву сразу после презентации концепции музея. По ее словам, в июне этого года эндаумент-фонд оказался в числе девяти фондов целевого капитала вузов и организаций культуры, которые получат поддержку фонда Потанина. Четыре вуза, среди которых и КНИТУ-КАИ, получили максимальную сумму в 5 млн рублей. За 2 года с момента своего создания эндаумент-фонд КНИТУ-КАИ консолидировал 18,5 млн рублей, которые находятся под управлением управляющей компании (ее название не разглашалось), уточнил Сафаргалиев. Правда, напрямую средства фонда не могут быть направлены на финансирование проекта интерактивного музея Ту-144 — только доход от управления целевым капиталом.
Несмотря на эти обстоятельства, ректор заверил, что музей откроется точно в срок — 31 декабря 2018 года. В год 60-летия легендарного Ту-144.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.