Новости раздела

Крах «Югры»: пока все следят за конфликтом ЦБ и Генпрокуратуры, казанцы тихо получают деньги

Эксперты называют противостояние ведомств беспрецедентным и полагают, что собственники банка воспользовались своим влиянием в высоких эшелонах власти

В четверг в том числе и в Казани стартовали выплаты возмещений вкладчикам банка «Югра», в котором у физических лиц застряло почти 185 млрд рублей. Некоторые банки-агенты ждали ажиотажа, но зря: никаких очередей перед офисами нет. Выплаты по «Югре» начались на фоне неожиданного выпада Генпрокуратуры в адрес ЦБ. В надзорном ведомстве заявляют, что причин останавливать работу банка у регулятора не было. Эксперты, опрошенные «Реальным временем», называют конфликт ЦБ и прокуратуры беспрецедентным и полагают, что собственники «Югры» воспользовались своим влиянием в высоких эшелонах власти.

Очередей ждали зря

Сегодня АСВ начало выплачивать возмещения вкладчикам банка «Югра» бизнесмена Алексея Хотина, куда ЦБ 10 июля ввел временную администрацию. Пока что «Югра» — крупнейший в России страховой случай: всего на 1 июля физлица хранили в банке 184,6 млрд рублей, а размер страховой ответственности АСВ, по данным ТАСС, превышает 169 млрд рублей. Другие крупные выплаты были гораздо скромнее: вкладчикам банка «Интеркоммерц» — 64,3 млрд рублей и «Татфондбанка» — 54,6 млрд рублей.

Возмещения по «Югре» выдают пять банков-агентов, выбранных 14 июля: Сбербанк, ВТБ 24, «Россельхозбанк», «Открытие» и «Уралсиб». Судя по карте выплат на сайте АСВ, больше всего клиентов «Югры» пройдет через ВТБ 24 — он будет осуществлять выплаты в 33 регионах. В общей сложности банк собирается обслужить около 104 тыс. вкладчиков «Югры», общий объем выплат составит 66,5 млрд рублей, сказано в сообщении банка. «Открытие» предполагает, что выплатит возмещения 12 тыс. вкладчикам «Югры», говорится в ответе пресс-службы банка.

Другие агенты данных по объему выплат не опубликовали, на запросы «Реального времени» по существу они тоже не ответили.

В Татарстане вкладчиков «Югры» тоже обслуживает ВТБ 24. По словам Михаила Марина, управляющего региональным подразделением банка, перед началом выплат офисы банка перешли на расширенный режим работы. «Сотрудники говорят, что никакого людского ажиотажа нет», — рассказывает Марин.

В этом смог убедиться и корреспондент «Реального времени», побывавший в одном из казанских офисов ВТБ 24 — на улице Островского. В офисе шла неспешная утренняя работа, никаких очередей ни перед входом, ни внутри замечено не было. За полчаса, проведенные в банке, «Реальное время» заметило лишь нескольких вкладчиков, пришедших за выплатами по «Югре». Один из них хранил в банке 90 тыс. рублей, у второго на счете было 200 тыс. рублей. По их словам, деньги они получили без проблем.

«Приказы изданы безосновательно»

Начало выплат клиентам «Югры» началось на фоне и вопреки неожиданному вмешательству Генпрокуратуры. Накануне она опротестовала решение ЦБ о назначении в банк временной администрации и введении моратория на удовлетворение требований кредиторов. «Данные приказы изданы безосновательно, так как не было учтено, что Банк России как при осуществлении надзорных функций, так и в ходе проведения проверок не выявлял нарушений банком «Югра» обязательных нормативов», — говорится в опубликованном вечером 19 июля сообщении Генпрокуратуры.

Соответственно, считает ведомство, никаких оснований останавливать работу «Югры» не было, банк «является финансово-устойчивой кредитной организацией, обладающей необходимым запасом ликвидности». В прокуратуре вдобавок заявляют, что дополнительная нагрузка на АСВ нанесет ущерб федеральному бюджету, снизит доступность кредитования малого и среднего бизнеса, ускорит инфляцию и ухудшит инвестиционный климат в стране.

«Это политическая тема»

Выпад прокуратуры явно внес смуту и оставил банковское сообщество в замешательстве. Еще вчера предправления ВТБ 24 Михаил Задорнов говорил газете «Ведомости», что банк вынужден отменить начало выплат. «Выплаты 20 июля не начнем», — сказал он.

«Реальное время» поговорило с экспертами и узнало их мнение о сложившейся ситуации.

  • Максим Осадчий

    Максим Осадчий начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»

    У отца и сына Хотиных, владельцев банка, солидные связи в верхних эшелонах власти. С «Югрой» связан Борис Грызлов, экс-спикер Госдумы. Кроме того, «Югра» спонсировала Ночную хоккейную лигу. Банк «включил пылесос» сразу после его приобретения Хотиными в 2013 году и активно «пылесосил» карманы населения вплоть до 2015 года, благодаря чему раздулся, как лягушка: активы банка за 2013—2015 годы выросли в 38 раз.

    Зачем «пылесосили»? Хотины использовали банк как инструмент финансирования своих девелоперских и нефтяных бизнесов. Им принадлежал даже бывший отель «Москва», расположенный напротив Кремля. Видимо, Хотины применили свои связи, подобно тому, как они применяли их ранее. Ведь банк работал в режиме пылесоса несколько лет. Центробанк видел это и выдавал предписания по ограничению приема вкладов, которые обходились с помощью «схемы святого Трифона»: физлицу передают одну или несколько акций банка, превращая его тем самым в акционера. Дело в том, что на акционера не распространяются ограничения на вклады. Впервые такую схему использовал «Мособлбанк», акции вкладчикам дарил Фонд святого Трифона. С помощью такой схемы «Югра» привлекла вклады на сумму около 2 млрд рублей в обход предписания Банка России.

    Это только один из примеров «игры». В Санкт-Петербурге недавно арестовали двух сотрудников банка, которые занимались тривиальным обналом. Банк вел противоправную деятельность, а лицензии его не лишали. Полагаю, конфликт находится не столько в юридической, сколько в экономической плоскости. Возможно, серьезно задеты чьи-то экономические интересы. Этот конфликт негативно скажется на восприятии России инвесторами. Развитие этого конфликта может плохо отразиться на финансовой стабильности в стране. Более того, подобный «наезд» на ЦБ может способствовать ослаблению рубля.

  • Павел Самиев

    Павел Самиев управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований

    Не могу ответить, почему в дело банка «Югра» вмешалась Генпрокуратура. Это политическая тема. Но подобного мы еще не видели, это точно. Были суды с Центробанком, запросы от правоохранительных органов по факту надзорных или лицензионных действий ЦБ. Чем все это закончится, пока нельзя сказать. Пока решение о выплатах вкладчикам не отменено и рано говорить, что этот процесс будет остановлен. Только Банк России может принять какие-то решения, но пока о них не известно. Временная администрация была введена в банк без отзыва лицензии, это дает шанс и на положительный исход. Но вокруг этого кейса такой большой накал страстей, что это может сыграть и негативную роль.

  • Ян Арт

    Ян Арт вице-президент Ассоциации региональных банков России

    Случаи, когда банк через суд пытается опротестовать отзыв лицензии, в новейшей истории российских банков были. Правда, последний раз несколько лет назад. Но это сам банк, по своей инициативе. А тут прокуратура опротестовала. Это беспрецедентно.

    Но, с одной стороны, это хорошая ситуация, чисто теоретически. Потому что прокуратура — это тот же надзор, только правовой. Конечно, сейчас все финансовое сообщество следит за развитием ситуации, потому что непонятно, что будет. Либо ЦБ учтет протест прокуратуры и тогда он должен отозвать временную администрацию, либо это будет решать суд. Но для банка этот отзыв временной администрации может быть даже хуже, потому что его могут «разорвать вкладчики». Теоретически, за время отзыва временной администрации владелец мог бы поправить ситуацию в банке, но буквально через час вкладчики побегут снимать все.

    Восстановит ли владелец банк в таких условиях? Но владельцы этого банка — очень влиятельные люди, и, возможно, у них есть план по спасению банка. Они не уехали, они в России и настроены, по возможности, поправить дела.

  • Алексей Коренев

    Алексей Коренев аналитик ГК «Финам»

    В настоящий момент все пять банков, которые предполагались к выдаче вкладов «Югры», объявили о начале выдачи, несмотря на протест Генпрокуратуры. Здесь мы четко видим противостояние. Создан прецедент.

    С чем это может быть связано? Очевидно, Алексей Хотин добился, чтобы Генпрокуратура подключилась к этому процессу. Он считает, что санация преждевременна и у него есть возможности для спасения банка. Теоретически, учитывая, что у него очень диверсифицированный бизнес и «Югра» — только небольшой сегмент общего объема бизнеса, это возможно. Но вопрос в сроках. Похоже, что Хотин пытается выиграть время и доформировать резервы банка. В случае исполнения протеста прокуратуры и отмены внешнего управления со стороны АСВ акционеры получат доступ к активам. Формально на рассмотрение Генпрокуратуры отводится 10 дней, но здесь она повела себя достаточно жестко, дав только два дня. На эти два дня Хотин получает доступ к активам и возможность изыскать резервы, чтобы поправить положение в банке. В числе прочего банк обвиняется в большом разрыве по ликвидности. Удастся ли ему что-то сделать за два дня, сказать сложно, шансов немного.

    Что касается поведения Центробанка, он занял жесткую позицию. И тот факт, что АСВ фактически не выполнило предписания Генпрокуратуры, говорит о том, что Центробанк настроен решительно. Если Банку России удастся подтвердить наличие забалансовых неучтенных вкладов — а речь идет о сумме 75 млрд рублей, — то «Югре» практически стопроцентно грозит отзыв лицензии.

Артем Малютин, Евгения Газизова
Справка

Банк «Югра» — правопреемник Промстройбанка СССР, изначально он был учрежден в Тюменской области и контролировался несколькими бенефициарами, близкими к компании «Славнефть». Со временем банк разросся и получил московскую прописку.

В 2012 году контроль над банком получили Алексей Хотин и его отец Юрий. Хотины — выходцы из Белоруссии, в Москве у них девелоперский бизнес. В 2015 году журнал Forbes включал Хотиных в список «Королей российской недвижимости», отведя им 8-ю строчку. Сейчас семья владеет зданиями бывшей гостиницы «Москва» на Охотном Ряду, а всего на начало 2016 года Хотины сдавали в аренду 2 млн кв. метров недвижимости в столице, писал Forbes. Кроме того, Алексей Хотин — №110 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России 2017 года по версии журнала. Его состояние оценивается в $950 млн.

На момент покупки Хотиными «Югра» была малозаметным банком, по размеру активов входящим лишь в третью сотню. Сейчас «Югра» входит в топ-30 крупнейших российских банков. При этом о его реальных собственниках долгое время ничего было не известно (основной владелец банка — швейцарская Radamant Financial AG/Radamant Fainenshl AG, контролируется Хотиными). СМИ писали, что ЦБ долгое время требовал от «Югры» раскрыть конечных бенефициаров, но исполнять указания банк не торопился.

Новости партнеров