Большой передел в такси: Казань стала фронтом в войне за рынок между Uber, Gett и Fasten
В столице Татарстана жертвой масштабных разборок оказался в прошлом крупнейший сервис перевозок — «Татарстан»
Такси «Татарстан» не может продолжать нормальную работу из-за постоянных сбоев. По одной из версий, причиной стала перенастройка сервиса на стандарты и ПО нового владельца — Gett. Оператор Gett получил в собственность несколько сервисов в разных городах (включая казанский) еще в сентябре 2016 года. Однако сейчас эти сделки в суде оспаривает другая крупная сеть — Fasten, владелец которой ранее имел совместный бизнес с прежними владельцами такси «Татарстан». Если Gett победит в суде, Fasten все равно будет участвовать в переделе рынка, так как недавно компания фактически поглотила сервисы такси «Лидер» и «Везет». Третьим крупным игроком в войне за рынок перевозок, наряду с Gett и Fasten, очевидно, будет Uber после объединения с «Яндекс.Такси». В особенностях большого передела разбиралось «Реальное время».
«Сбой пришелся как раз на «жирные» выходные, так что я потенциальные тысячи три точно потерял»
Около недели в работе такси «Татарстан» продолжается масштабный сбой — несколько дней подряд клиенты не могут оформить заказ ни по телефону, ни через мобильное приложение. Первые сообщения о сбоях как от клиентов, так и от водителей, начали появляться в группе «Татарки» «ВКонтакте» в минувший четверг. «Инфа есть какая-нибудь? Программу когда включат?», «Ребят, «татарка» у всех висит или телефон мозги мне канифолит?» — задавались вопросами участники сообщества. Желающие воспользоваться услугами «Татарстана» подолгу не могли дозвониться до операторов, а приложение выдавало им автоматический ответ: «Не удалось установить соединение. Проверьте подключение к интернету или попробуйте позже». Некоторым счастливчикам все же удавалось «проскочить» между сбоями и вызвать машину, однако нередко случалось так, что программа подвисала сразу после принятия заказа.
— Вы не можете дозвониться в момент сбоя, а у нас заказы не приходят. Периодически все же включается программа, некоторое время работает, а потом снова виснет — и так периодами, — описывает происходящее водитель Ирек Каримов. — Если ты успел взять заказ в то время, когда программа начала работать, а потом она подвисла, то так можно и полчаса прождать клиента. Иногда человек просто не дожидается оповещения о том, что машина на месте, вызывает другое такси и уезжает, а водитель «Татарстана» стоит и ждет.
Официальный комментарий о причине сбоя у представителя ООО «Сатурн Урал» (оператор такси «Татарстан») в Казани Александра Прохоренко получить не удалось — на звонки на мобильный телефон он не отвечает. В то же время, заместитель генерального директора ООО «Сатурн-Урал» Денис Поддубский, с которым нас соединили в Ижевске в головном офисе, отделался сухим ответом: «Пока без комментариев. Мы прекрасно это знаем [про сбой и проблемы водителей], поэтому говорю: пока без комментариев». «Штурм» всех номеров, указанных на официальном сайте такси «Татарстан», также не принес результатов.
Казалось бы, водители, приносящие деньги в казну компании, наверняка должны были получить объяснение от своего работодателя, но не тут-то было: «Я пробовал связаться с техподдержкой такси, пытался позвонить секретарю, да и вообще звонил по всем номерам, которые указаны на сайте, чтобы понять, в чем причина, но никто не взял трубку. В итоге после нескольких дней сбоя я был вынужден в другое такси уйти, — сетует водитель Альберт. — Вообще, сбой пришелся как раз на «жирные» выходные, так что я потенциальные тысячи три точно потерял».
«По нашим сведениям, конкурент объединяется с другой компанией...»
Наиболее вероятную причину проблем озвучивают конкуренты: «По нашим сведениям, конкурент («Такси Татарстан», — прим. ред.) объединяется с другой компанией, проводится перенастройка системы, с которой, возможно, и связаны у них технические проблемы», — прокомментировал ситуацию начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников.
Компания «Такси Татарстан» (ныне — ООО «Такстат») была зарегистрирована в Казани в январе 2010 года. В компании нет директора, его функции исполняет управляющая компания ООО «Сатурн Урал», ее представитель — Александр Прохоренко. В учредителях «Татарстана» ранее значились четыре человека с равными долями — Олег Масленников, Юрий и Константин Чаплыгины, а также Юрий Чучалин. Отметим, что Олег Масленников и Юрий Чучалин являются или являлись учредителями большого количества компаний, связанных с такси по всей России и работавших под брендами «Сатурн», «Red Taxi», «Такси NNN» (несколько сервисов, где в название входил трехзначный номер) и др. Масленников и Чучалин при этом контролировали и головную компанию — ООО «Сатурн Урал», а также ООО «Таптакси» — юридическое лицо, вероятно, разрабатывавшее приложение Tap Taxi для вызова такси подконтрольных сетей по всей стране.
Однако сейчас, согласно данным системы «Спарк-Интерфакс», совладельцем ООО «Сатурн Урал» и ООО «Такстат» является зарегистрированная на Кипре Dooboo Holding Limited. Изменения произошли в сентябре 2016 года. В то же время, кипрская компания Dooboo Holding Limited также владеет ООО «Геттакси Рус». Это подтверждает слухи о слиянии такси «Татарстан» с компанией Gett (этот сервис онлайн-заказа такси вышел на казанский рынок именно в сентябре 2016 года). «Реальное время» обратилось за подтверждением данной информации к представителю Gett в России Алене Балакиревой, однако на момент публикации ответ предоставлен не был.
Павел Стенников: «По нашим сведениям, «Такси Татарстан» объединяется с другой компанией, проводится перенастройка системы, с которой, возможно, и связаны у них технические проблемы».
Fasten в суде отвоевывает «Сатурн» у Gett
Впрочем, проблемы «Татарстана» могут быть связаны не с переходом власти от одного собственника к другому, а с полным безвластием. Собственность Gett на ряд сервисов, ранее принадлежавших Масленникову и Чучалину, сейчас оспаривают в арбитраже.
В марте этого года ООО «Фастен Рус» обратилось в суд с серией исков к Dooboo Holding Limited, Олегу Масленникову и Юрию Чучалину, основной из которых «о признании недействительными договоров об отчуждении долей в уставном капитале» целого ряда компаний, в том числе и в ООО «Сатурн Урал» и ООО «Такстат». «Фастен Рус» оспаривает сделки по продаже долей Масленниковым и Чучалиным кипрскому офшору Gett в десятке сервисов такси в Москве, Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Пермском крае, Калужской, Тульской, Самарской и Кировской областях.
ООО «Фастен Рус», зарегистрированное в Краснодаре, также является информационным сервисом такси. Формально компания принадлежит кипрскому офшору «Динферн Лимитед», однако ее основателем считается Евгений Львов. Львов до 2014 года, по данным системы «Спарк-Интерфакс», наряду с Масленниковым и Чучалиным был совладельцем нескольких десятков сервисов такси под брендами «Сатурн» и Red Taxi по всей стране. Однако в 2014-м дороги партнеров разошлись и бизнес поделили: часть компаний в нескольких городах досталась Львову, из других он вышел, оставив контроль двум бывшим партнерам.
Сейчас Львов в суде пытается отвоевать прежние компании, проданные Масленниковым и Чучалиным в 2016 году оператору израильской сети Gett. Ни по одному иску решение пока не принято.
Казань и Россия получат «большую тройку» такси: Uber, Gett и Fasten
Несмотря на то, что разбирательства в суде еще продолжаются, Fasten уже заявила о создании крупнейшего в России сервиса такси. 3 мая компания распространила пресс-релиз об объединении сервисов «Такси Сатурн» и RedTaxi с сервисами группы RuTaxi («Везет», «Лидер») в одну акционерную структуру. Новая компания будет работать под брендом Fasten, также будут объединены программные комплексы такси-агрегаторов и штаты. Владельцами компании станут основатель и гендиректор Fasten Евгений Львов, фонд UFG Private Equity и «ряд частных инвесторов». Детали сделки и доли акционеров не раскрывались.
«Объединив две ведущие службы заказа такси в стране, Fasten наряду с Didi Kuaidi (Китай), Uber (США), Ola (Индия) и GrabTaxi (Сингапур) войдет в пятерку ведущих сервисов заказа такси в мире», — отмечалось в сообщении Fasten, цитируемом «Интерфаксом». После объединения география такси-агрегатора Fasten будет включать около 120 городов России, а также Украину, США, Казахстан и Чехию. У компании не будет собственного автопарка. В системе зарегистрированы несколько десятков тысяч водителей по России, уточнили в Fasten. По данным базы «Спарк-Интерфакс», совладельцами юрлиц, которые работают под брендами «Везет» и «Лидер» в Москве и регионах, являются Виталий Безруков, Марат Аюпов и Ринат Миннахметов.
Фактически Казань стала одним из фронтов глобальной войны за рынок сервисов такси в России. Даже если компания Fasten проиграет тяжбу оператору Gett, она получит жирный кусок в виде «Лидера» и «Везет». А Gett в случае победы в суде окончательно получит контроль над крупнейшим в прошлом сервисом такси в Казани — такси «Татарстан». Еще один мощный игрок сейчас образуется при слиянии Uber и «Яндекс.Такси», о чем компании объявили на прошлой неделе. Возможно, это стало ответом на агрессивные действия Gett и Fasten, начавших поглощать более мелких игроков.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.