Новости раздела

Радик Амиров: «Сделайте что-нибудь с «Рубином» — вытащите его из ямы… Меня несло, как Остапа»

Московский журналист Радик Амиров о возвращении Курбана Бердыева в Казань

Камбэк Курбана Бердыева в качестве наставника футбольного клуба «Рубин» вселил в сердца миллионов болельщиков уверенность в том, что наконец-то команда снова заиграет наравне с европейскими грандами. В числе фанатов казанцев оказался и наш колумнист Радик Амиров — главный редактор портала «Россия для всех», руководитель отдела национальных проектов МИА «Россия сегодня» («РИА Новости»). В своей очередной колонке журналист делится пережитыми чувствами разочарования и надежды в отношении «главной татарской команды».

«Рубиновые» катали мяч, а соперник катал «рубиновых»

Почему главная команда всех татар должна наконец-то показать, что такое Татарстан и что значит Казань для всех соплеменников во всем мире?

Не стану скрывать, я — как та обезьяна из анекдота, которая при распределении зверей на умных и красивых не знает, к кому ей идти. Но это бывает редко — только когда на поле ЦСКА и «Рубин». Другими словами, по общим параметрам я топлю вообще-то за «коней», но моя татарская сущность переживает небывалое удовольствие, когда «рубиновые» выигрывают. Даже у армейцев столицы.

Когда Бердыев при довольно мутной истории ушел из казанской команды, тогда можно было хвататься за голову и биться ею о шкаф от злости, непонимания и от чувства, что ничего не сделаешь. Биться головой о шкаф не стал, но в стену полетел мобильный, откуда минуту назад (очень конфиденциально) мне передали — «Курбан ушел».

Делать было нечего, пошел покупать новый сотовый с большим огорчением в сердце — кирдык нашему «Рубину», прощай, футбол, не увидим больше ни «Барсу», ни «Интер». Не будет, тебе, народ мой татарский, вообще никого из грандов.

«Когда Бердыев при довольно мутной истории ушел из казанской команды, тогда можно было хвататься за голову и биться ею о шкаф от злости, непонимания и от чувства, что ничего не сделаешь». Фото kazved.ru

Так и случилось. «Рубиновые» катали мяч, а соперник катал «рубиновых». Пришедший Билл обещал переформатировать казанский клуб, да все впустую. Чалый вроде бы что-то делал, машина как бы завелась, появилась искорка, как при ручной заводке какой-нибудь полуторки в старых советских фильмах, и тут же затухла. Пришел Грасия со своими пиренейскими франтами, и тоже мимо. Не нашли худосочные испанцы дорогу к сердцу татарского народа. Иначе бы меньше выпендривались.

Сломленная спортивная воля татар

Пока была вся эта чехарда, спортивная воля татарского народа была почти сломлена. Я не знаю, как это ощущалось в Казани, но за ее пределами положение дел в главном татарском клубе нагнетало национальный когнитивный диссонанс.

Меня стали спрашивать — что случилось? Спрашивали не только на работе, но и в Государственной думе, Совете федерации, а однажды и на большом еврейском новогоднем празднике в Кремле. Спрашивали люди с высоким достатком, облеченные властью. Спрашивал даже один миллиардер. И каждый из них говорил одно и то же, с одним и тем же выражением лица — «А помнишь… Помнишь, как мы эту «Барсу» сделали? А Семак-то, Семак! В штангу, в штангу!».

— Ну, вы же татары! Вы же хребет ломали европейцам! Вы же хитрые.

Конечно, после таких слов я выпрямлял спину и задирал нос — хех, а ведь правда, мы татары, мы можем, без булдырабыз!

Потом снова сутулился и только разводил руками — «Робяты, прошло наше время». Правда, тут же добавлял избитую фразу — в Казани еще волейбольный «Зенит» есть (не путать с питерским!). А еще хоккейный «Ак Барс». Плюс водное поло, затем русский хоккей, потом хоккей на траве. А вот, мол, Универсиада прошла. Чемпионат, кажется, мира по водным видам спорта.

«Рубиновые» катали мяч, а соперник катал «рубиновых». Пришедший Билл обещал переформатировать казанский клуб, да все впустую. Чалый вроде бы что-то делал, появилась искорка и тут же затухла. Пришел Грасия со своими пиренейскими франтами — и тоже мимо». Фото Романа Хасаева

А мне в ответ укоризненно тыкали в левый глаз указательным пальцем — это же бесплатное дополнение к «Рубину».

— Даже «Ак Барс»? — недоумевал я.

— Вам важнее башкирский «Салават» обыграть. А там хоть трава не расти, — кивали мне. И, в сущности, были правы.

«На поле играть не играем, но татарский учим!»

История с Бердыевым напомнила мне уход электрика из красочного, дорогого и очень красивого дома, который он обслуживает. Только он знает, где какой провод проложен, где три фазы, а где — две, сколько розеток в доме, где находятся тройники и куда лучше голыми руками не соваться. Сменившие его «электрики», в том числе с евростандартами, лезли куда не надо, на мой взгляд, вообще, не знали что делать, как неопытные пэтэушники на практике на большом заводе.

Немного о татарскости «Рубина». Как говорил известный герой одного хорошего фильма, «капуста — это хорошо. Но дома нужно держать и мясные закуски». Татары татарами, но мне все равно, кто играет в главной татарской команде. За прошедшие годы в отсутствии Бердыева болельщиков кормили постными блюдами вроде прихода Рината Билялетдинова. Подтекст был такой: приходит татарин, он свой, он выручит. Тем паче приходит не один, а с сыном Динияром.

Пустое дело.

Затем пичкали еще какими-то тухлыми новостями с национальной базисной системой времен совка. «Мориц Бауэр выучит татарский». Тоже мне — удивили! Мне с Морицем не кумыс пить и не дырявый швейцарский сыр есть времен антироссийских санкций. Мне пофиг, знает он мой родной или не знает — пусть голы забивает. Его приглашали не великий и могучий татарский учить (что, правда, было бы отчасти хорошо), а бегать, прыгать, забивать голы.

«Мне с Морицем не кумыс пить и не дырявый швейцарский сыр есть времен антироссийских санкций. Мне пофиг, знает он мой родной или не знает — пусть голы забивает». Фото Максима Платонова

С полдюжины игроков, заигравшись этой темой, тоже стали наперекосяк говорить: я вот это слово по-татарски знаю, а я — вот это. Пошла плясать какая-то глупая кампания: на поле играть не играем, но татарский учим! Даже Рифат Жемалетдинов клялся записаться на курсы родного. Ему-то это зачем?

Полноте. Из всего этого один только зенитовец Халк, и то сдуру, перекрыл всех вас шестисекундным клипом «Екарный бабай!».

Гекдениз Карадениз не трещал о своем теплом отношении ко второй родине — Татарстану, о стремлении выучить татарский. Но делал свое дело, он нес свое имя, как знамя российско-турецкой дружбы, как прямо широко брендованный логотип победы и воли. Как известно, о любви не кричат на каждом углу.

«Сделайте что-нибудь с «Рубином»… Меня несло как Остапа

Вернусь к периоду, когда мне напоминали о былом «Рубине». Причем говорили ведь от души и поэтому честно. Говорили люди умные, напомню. Каждый из них убеждал: «Рубин» для Татарстана — политический проект, как «Терек» («Ахмат») для Рамзана Кадырова, а ЦСКА для Гинера, а «Спартак» для Федуна.

Когда пришло осознание этой мысли, я уже стоял на трибуне одного высокого собрания в Казани с представителями власти республики. Мысль вертелась в голове и неожиданно прискакала на кончик моего языка:

— Уважаемая власть Республики Татарстан! Сделайте что-нибудь с «Рубином» — вытащите его из ямы. Нужно будет перекупить Бердыева — перекупайте! Извинитесь, но верните, — меня несло, как Остапа. Далее я уже не мог сдерживать себя, удивляясь своей прыти и чувствуя безнаказанность. — Когда выигрывает «Рубин», выигрывает весь Татарстан. Когда «Рубин» проигрывает — а делает это он в последнее время все чаще и чаще! — проигрывают все татары планеты Земля!

«В душе у каждого татарина теплится надежда, что обновленный «Рубин» покажет свою татарскость не околофутбольными фортелями, а игрой». Фото rubin-kazan.ru

Я спустился с трибуны под аплодисменты и обнаруживая смс в телефоне: «Молодец, за всех сказал», «Идиот!», «Тебе хорошо, ты укатил в Москву, а нам тут жить», а то и просто «Дурак ты, но верно ляпнул».

Делая итоговый финт, хочу сказать, что в душе у каждого татарина теплится надежда, что обновленный «Рубин» покажет свою татарскость не околофутбольными фортелями, а игрой. Как бы то ни было, футбол представляет политический вес региона на всем российском пространстве. А то и за рубежом.

Радик Амиров
Справка

Радик Басырович Амиров — российский журналист, руководитель отдела национальных проектов МИА «Россия сегодня» («РИА Новости»), главный редактор портала «Россия для всех». Колумнист «Реального времени».

  • Родился 13 января 1970 года в с. Татарский Саракташ, Саракташского района Оренбургской области.
  • Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики.
  • Работал руководителем пресс-службы в Совете муфтиев России.
  • Был корреспондентом в газетах «Московские новости», «Новое поколение», «Труд», «Трибуна», «Националь», «Российская газета».

Новости партнеров