Новости

05:42 МСК
Все новости

Как татарстанский бизнес учили «продавать мозги и технологии»

В Министерстве экономики РТ состоялся семинар по построению монетизации интеллектуальной собственности

Как татарстанский бизнес учили «продавать мозги и технологии» Фото: mert.tatarstan.ru

Российские предприятия не умеют зарабатывать на собственных брендах и товарных знаках, не учитывают в своем балансе дорогостоящие инновационные разработки. Как превратить интеллектуальные разработки в живые деньги и повысить капитализацию компании, татарский бизнес на семинаре учил выходец из Башкортостана эксперт Ильдар Шайхутдинов.

Теряют на капитализации

Основной спикер прошедшего в Минэкономе РТ семинара — генеральный директор московского Института финансового развития бизнеса (ИФРБ) Ильдар Шайхутдинов, он разработал стратегию повышения стоимости бизнеса за счет капитализации интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Одним из примеров успешной реализации его стратегии стал опыт ГК «Рускомпозит».

Многим запомнилось и его выступление на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» в январе 2016 года. Тогда он заявил, что до 54% российских предприятий не имеют исключительных прав на собственные бренды и товарные знаки, 76% не вовлекают в хозяйственный оборот технологии и не используют их для привлечения финансирования, 97% компаний, которые числятся инновационными, не фиксируют свои достижения в качестве активов, чтобы привлекать заемное финансирование по более привлекательным ставкам, не используют его в качестве залоговой массы. А если проанализировать финансовую отчетность предприятий Татарстана, можно увидеть, что доля нематериальных активов в их балансах составляет не более 3%. Нематериальные активы не имеют физической формы, но представляют для предприятия материальную ценность. Ведь эту интеллектуальную собственность — лицензии, патенты — можно включать в баланс предприятия и таким образом повышать его капитализацию. По оценке Шайхутдинова, прирост активов только «Татнефти» таким образом мог бы составить до 60 млрд рублей.


Основные лидеры: «Татнефть» (в 2016 году подана 181 заявка в Роспатент), КАМАЗ — 70 заявок, КФУ — 53 заявки. Фото teknoblog.ru

На то, что предприятия республики не слишком активны в процессе превращения интеллектуальной собственности в реальные деньги, на семинаре попенял и заместитель министра экономики РТ Булат Хазиахметов. По его словам, несмотря на то, что в Татарстане с 2013 года действует программа развития интеллектуальной собственности и предприятия могут получить федеральное субсидирование затрат на регистрацию патентов, создание НИОКР, активность их не велика и заявок маловато. В 2016 году, сообщил замминистра экономики РТ, предприятия республики подали в Роспатент 723 заявки на изобретения. Было получено 632 патента. Но, учитывая, что в Татарстане насчитывается более 160 тыс. субъектов предпринимательства, это совсем немного. Основные лидеры здесь «Татнефть» (в 2016 году подана 181 заявка в Роспатент), КАМАЗ — 70 заявок, КФУ — 53 заявки. Всего же доля нематериальных активов в совокупных активах ведущих предприятий РТ составляет менее 1%.

Были затраты — стали активы

Далее уже Ильдар Шайхутдинов на примерах показал, как обеспечивать рост компании и рост ее капитализации.

— Инновации должны приносить прибыль, а у российских компаний они только увеличивают себестоимость продукции, — обозначил он проблему.

Многие предприниматели даже не знают, что их клиентские базы, технологии продаж, логистические программы, товарные знаки можно ставить на баланс и зарабатывать на этом. К примеру, сейчас «Татэнергосбыт» ставит на баланс базу данных из 140 тыс. абонентов.

— Это такой же объект интеллектуальной собственности, как и патент, а по ценности может быть и значимее, — пояснил Шайхутдинов.

Причем базой данных может выступать не только список клиентов, но даже рецептура изготовления какого-то продукта или учет бизнес-процессов.

Вовремя зарегистрированный товарный знак — это тоже источник дохода для компании. Фото rupto.ru

Главный актив медицинской лаборатории «Инвитро» — доставка биоматериалов до лаборатории и передача результатов анализов клиенту в течение одного дня. За счет такого отлаженного логистического процесса компания смогла увеличить выручку в 3 раза.

Вовремя зарегистрированный товарный знак — это тоже источник дохода для компании. Если компания первой зарегистрировала название, она может получать роялти с фирмы, использующей такое же название, или требовать прекращения деятельности этой фирмы.

Вся цепочка монетизации выглядит так: постановка объекта интеллектуальной собственности на баланс, идентификация его как нематериального актива, определение ценности актива и отображение в балансе предприятия его рыночной стоимости. И тогда затраты на создание инновационного продукта превращаются в активы компании, увеличивают размер ее собственного капитала и кредитного рейтинга и могут даже выступать в качестве залога в банковском кредитовании.

Ноу-хау или патент?

Ильдар Шайхутдинов раскрыл предпринимателям и некоторые секреты патентного права. Так, он объяснил, почему в некоторых случаях ноу-хау привлекательнее патента. Термин «ноу-хау» подразумевает техническую или организационную, или коммерческую информацию, которая составляет секрет производства, имеет коммерческую ценность, не поддается разглашению на законных основаниях и охраняется своим обладателем. При этом ноу-хау не регистрируется как изобретение и на него не получается патент. Многие мировые компании так поступают. Самым ярким примером может стать компания «Кока-Кола», которая уже более 100 лет выпускает свой популярнейший напиток, не регистрируя его как изобретение и оберегая его рецепт именно с помощью ноу-хау.

Какие же преимущества имеет ноу-хау перед патентом? Срок его охраны неограничен, в то время как срок охраны патента ограничен. И даже если компания создала уникальное техническое решение, после запуска проекта и выпуска конкурентной продукции у патента может закончиться срок действия.

Предприниматели слушали московского спикера очень внимательно, конспектировали его рекомендации и порывались перебивать лектора вопросами. Фото mert.tatarstan.ru

Кстати, для многих участников семинара стало откровением, что работник на вполне законной основе может вернуть себе право на изобретение. И сделать это потенциальный миллионер может в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Право вернуть патент на служебное изобретение переходит к работнику, если работодатель в течение четырех месяцев не совершит определенных действий. А именно: не обратится за выдачей патента, не передаст право на его получение другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации об изобретении в тайне. Если срок был пропущен, работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения на условиях неисключительной лицензии с выплатой патентообладателю вознаграждения. Причем размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора — судом.

«Есть множество тонких моментов в правовом поле отношений с бывшими сотрудниками»

Предприниматели слушали московского спикера очень внимательно, конспектировали его рекомендации и порывались перебивать лектора вопросами.

Общее мнение предпринимателей по поводу семинара выразил коммерческий директор ГК «ТензоТехСервис» Дамир Хуснутдинов:

— Подобные мероприятия я всегда стараюсь посещать и советую коллегам по бизнесу. В прошлом году по итогам семинара в Минэкономе РТ мы, как малый бизнес, получили субсидию на поддержку производства в размере 3 млн рублей по программе «Лизинг-грант». Что касается интеллектуальной собственности, наша компания занимается в том числе и IT– разработками. И я уже наметил план работ, как сохранить в компании право использования изобретения, чтобы обезопасить бизнес. Как выяснилось на семинаре, есть множество тонких моментов в правовом поле отношений с бывшими сотрудниками.

Евгения Газизова
комментарии 15

комментарии

  • Анонимно 10 июля
    Вон, запатентовали же фразу "не пытайтесь покинуть Омск". Теперь за ее использование в коммерции грозит штраф
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Так это же незаконно, не они же придумали фразу, а в интернете это пошло?
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Ну, тут кто первый запатентовал, тот и прав
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Несправедливо. Можно попасть не знаючи
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    незнание не освобождает от ответственности
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Да умеют уж, просто это им не нужно. Лишняя морока
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    В том то и дело что они не знают об этом. Смотрят только прямо и по курсу своего бизнеса.
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    А много ли у наших бизнесменов патентируемых штук? Все по готовым шаблонам делается
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Много умельцев, но мало кто всерьез берется за патент, за производство.. много идей продают
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Наибольшее количество патентов собирает IT сфера
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    могли бы все же поактивней собирать
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    А КФУ на что даёт патенты?
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    На дипломы и курсачи)
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    правильно : мозги есть, а грамотно продать не могут
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Интересная статья
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии