Новости раздела

«Если позволить «Аль-Джазире» замолчать, то завтра в арабском мире не останется ни одного независимого СМИ»

Самый популярный в арабском мире телеканал «Аль-Джазира» оказался в центре политического скандала. Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ потребовали от Катара закрыть принадлежащий ему телеканал — это стало одним из 13 условий возобновления дипотношений этих стран с Дохой. О том, насколько справедливо требовать закрытия канала и по какой причине было подорвано доверие к «Аль-Джазире», рассказала востоковед Марианна Беленькая в своей авторской колонке, написанной специально для «Реального времени».

«Мало кто в арабском мире отделяет катарскую политику от политики «Аль-Джазиры»

История «Аль-Джазиры» поучительна. Может ли одна страна требовать от другой закрыть принадлежащее ей СМИ? Информация или пособничество террористам? Свобода слова или угроза безопасности? Как не перейти тонкую грань от беспристрастного свидетеля к участнику, а то и творцу истории? А может быть, в этом и есть миссия СМИ сегодня — переходить эту грань?

Арабские страны обвиняют «Аль-Джазиру» во вмешательстве в их внутренние дела, в пособничестве террористам и угрозе национальной безопасности.

«Мы отстаиваем свободу выражения мнений и верим в право людей на информацию. Мы не являемся чьими-либо посланниками или спикерами… «Аль-Джазире» — как и любому другому уважемому СМИ — бросали вызов на протяжении всей ее истории. Нас критиковали, потому что наша журналистика показывает то, что происходит на самом деле, и зачастую правительства, корпорации и отдельные личности не хотят, чтобы их деятельность была на виду… Попытка заставить «Аль-Джазиру» замолчать — это попытка заставить замолчать всю независимую журналистику в регионе», — с такими словами обратились журналисты телеканала в открытом письме к своим зрителям и читателям.

С этим трудно не согласиться. «Аль-Джазира» изменила ситуацию со СМИ в регионе: расследования и дискуссии заменили паркетную журналистику, корреспонденты телеканала больше не боялись табуированных ранее тем — коррупции и баснословных богатств правителей, голода и нищеты населения. Телеканал первым среди арабских СМИ открыл корпункт в Израиле. «Голос бессловесных» — говорят о себе джазировцы. И хотя формально «Аль-Джазира» является государственным телеканалом, он позиционирует себя как независимое СМИ.

Телеканал вышел в эфир в ноябре 1996 года, а ровно 10 лет спустя появилась его англоязычная версия. В настоящее время в медиахолдинг входят каналы, посвященные спорту, прямым трансляциям, документальным фильмам, а также учебный и исследовательский центры. Свыше 70 бюро по всему миру и около 3 тысяч человек персонала. Все эти люди творят историю.

У «Аль-Джазиры» брали пример, у «Аль-Джазиры» учились. Костяк телеканала составили журналисты, проработавшие несколько лет на арабской версии BBC, закрывшейся в апреле 1996 года. Отец нынешнего эмира Катара Хамад бен Халифа Аль Тани получил готовую к работе команду. Он выделил финансирование и пообещал не вмешиваться в редакционные дела, но мало кто в арабском мире отделяет катарскую политику от политики «Аль-Джазиры». Тем более от телеканала досталось практически всем арабским правительствам, кроме катарского.

«Эксперты сделали вывод, что журналисты могли знать о многих терактах заранее»

Слава «Аль-Джазиры» вышла за пределы Ближнего Востока в 2001 году. Телеканал, единственный из всех СМИ, получил от талибов разрешение работать в Афганистане во время американской военной операции. На канале стали появляться и послания лидера «Аль-Каиды» (организация запрещена в РФ) Усамы бен Ладена и других террористов. По некоторым записям эксперты сделали вывод, что журналисты могли знать о многих терактах заранее.

У «Аль-Джазиры» брали пример, у «Аль-Джазиры» учились. Костяк телеканала составили журналисты, проработавшие несколько лет на арабской версии BBC

Именно тогда начались первые обвинения «Аль-Джазиры» в связях с террористами. Ситуация резко обострилась после начала «арабской весны» — волны протестов в арабских странах. Телеканал был в центре событий. Назвать его журналистов беспристрастными было нельзя. Да, слово в эфире предоставлялось всем сторонам — и оппозиции, и правительствам, однако аудитории было очевидно, на чьей стороне все симпатии на самом деле.

Телеканал часто выдавал желаемое за действительное. Перевирались цифры собравшихся на демонстрацию, в насилии всегда обвинялась армия и силы безопасности, а протестующие всегда были мирными гражданами, даже если на деле это и было не совсем так. В Египте, Сирии, Йемене мои друзья просто отмахивались от сообщений «Аль-Джазиры» — там, где говорилось о миллионах собравшихся на площади, были десятки тысяч, а иногда не было никого.

Одна из самых громких историй произошла в Ливии, когда телеканал сообщил о гибели 6 тысяч человек в результате авиаудара по мирным демонстрантам в Киренаике. Погибших оказалось на порядок меньше. В Египте же «Аль-Джазира» просто стала одной из сторон конфликта, озвучивая интересы «Братьев-мусульман» (организация запрещена в РФ). И это неудивительно, ведь духовный лидер «братьев» Юсуф аль-Кардави больше полувека проживает на территории Катара.

«Журналисты говорили о нарушении свободы слова, но на их защиту не встал никто из египетских коллег»

В итоге в 2013 году, когда военные свергли президента-исламиста Мухаммеда Мурси, «Аль-Джазире» припомнили все. Были арестованы многие из сотрудников каирского бюро, был закрыт канал, вещающий на Египет. Но несмотря на то, что журналисты говорили о нарушении свободы слова, на их защиту не встал никто из египетских коллег. Напротив, египетские журналисты в первое время после свержения Мурси бурно возмущались, когда представители телеканала приходили на пресс-конференции.

Слишком предвзятой была работа «Аль-Джазиры». Неслучайно около 20 журналистов-египтян, работавших на телеканале, покинули его в 2013 году в знак протеста против освещения событий в Каире. Годом ранее канал покинула часть журналистов-сирийцев. Они были шокированы тем, как подавались события из Сирии. Надо сказать, что многие сирийцы отказываются и сегодня смотреть «Аль-Джазиру». Никто не запрещает — просто больше не верят.

«Когда военные свергли президента-исламиста Мухаммеда Мурси, «Аль-Джазире» припомнили все». Фото cont.ws

Арабские зрители не ожидали правды от многих СМИ в своих странах, но «Аль-Джазире» доверяли. Тем больше их разочарование сейчас. Но есть и те, для кого телеканал по-прежнему остается единственным альтернативным мнением. Также стоит заметить, что, несмотря на появление многочисленных конкурентов, опередить «Аль-Джазиру» по популярности пока еще никому не удалось. Но надо понимать, что, если она на протяжении долгого времени будет оставаться недоступной зрителям, то потеряет значительную часть аудитории.

И если сегодня позволить «Аль-Джазире» замолчать, то завтра в арабском мире не останется ни одного независимого СМИ. Противопоставьте «Аль-Джазире» другие СМИ, сделайте их столь же популярными, как этот телеканал. Только в конкуренции может появиться истина. Зритель имеет право на любую точку зрения, даже зная, что это СМИ не заслуживает доверия. Пусть все-таки решает зритель, а не политики.

Марианна Беленькая

Новости партнеров