Новости раздела

Почему татарстанские онкобольные ждут, пока лечатся «платники» из соседних регионов?

Как Минниханов устроил разнос Вафину за то, что медицинский туризм ущемляет интересы жителей Татарстана

Почему татарстанские онкобольные ждут, пока лечатся «платники» из соседних регионов?
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Каждый 40-й житель Татарстана состоит на учете у врача-онколога. В 2016 году у 15 545 человек было выявлено новообразование — это на 3,6 процента больше, чем в 2015 году. Заболеваемость раком растет, хотя врачи, говоря о статистике, предпочитают использовать другой термин — выявляемость. Сегодня в Казанском республиканском клиническом онкологическом диспансере (РКОД) презентовали новое оборудование, которое поможет точнее диагностировать болезнь и эффективнее лечить. Речь идет о МРТ-сканере и центре томотерапии. Последний создан в рамках государственно-частного партнерства. Главное, чтобы использовали оборудование на благо татарстанцев, а не медицинских туристов. С этим, как выяснило «Реальное время», могут быть сложности.

Квест от Минниханова: найди 10 рублей

Первым правительственной делегации решили показать новый аппарат для МРТ «Тесла-3». «3» — это мощность магнитного поля, до этого единственный имеющийся в арсенале Республиканского окнодиспансера томограф, имел мощность в 1,5 Тесла.

Оценить мощность магнитного поля Рустаму Минниханову предложили лично. Для этого нужна была монета, чтобы поднести ее к аппарату и почувствовать силу притяжения. Найти 10-рублевку в карманах чиновников оказалось сверхзадачей. В коридорах устроили перекличку: «Дайте 10 рублей». У кого-то монета все-таки завалялась и ее вручили президенту. Что было дальше, осталось за кадром: в кабинет с томографом не все фотографы и видеооператоры рискнули войти — магнит может вывести из строя технику.

Когда делегация ушла, корреспонденту «Реального времени», поинтересовавшемуся, что делал Минниханов с деньгами у томографа, предложили повторить опыт. Магнитное поле, не ощущаемое ни одним органом чувств, становится очевидным, если поднести монету, зажатую в кулаке. Руку буквально затягивает внутрь. Эксперты убеждают, что это безвредно.

— Для пациентов процедура является безопасной, вплоть до того, что ее можно использовать для новорожденных и пациентов преклонного возраста. Сейчас даже обкатывается программа диагностики плода, — говорит Дмитрий Трофимов, сотрудник направления МРТ компании Phillips.

«В статистике рака в Татарстане доминирует мужской»

Производитель аппарата МРТ «Тесла-3» — Phillips. Оборудование закуплено в рамках партнерской программы. Стоимость контракта представители компании раскрывать не стали, ограничившись средней ценой за подобное оборудование — «от 100 млн рублей и выше». Такой же сканер компания недавно поставила в Ульяновск, но со специализацией на диагностику сердечно-сосудистых заболеваний.

— Мы идем от потребности региона. В Татарстане с точки зрения сердечно-сосудистых заболеваний ситуация значительно лучше, но по онкологии не то чтобы проблема, но потребность увеличить степень диагностирования существует, — говорит Наиль Зарипов, глава представительства Phillips по ПФО и УФО.

«В статистике рака в Татарстане доминирует мужской рак. Раньше мужчины были несколько обделены, но на данный момент ситуация исправляется, и вот этот аппарат позволит закрыть нишу точной диагностикой и своевременным лечением рака простаты», — говорит Дмитрий Трофимов.

Время сканирования, по сравнению с аппаратом предыдущей модели, сокращается с 30 до 20 минут. Можно не только диагностировать рак отдельных органов, но и отсканировать организм целиком, что важно для выявления метастазов.

Госзаказ в рамках ГЧП: 750 пациентов в год

Еще один новый аппарат предназначен для радиотерапии. Фактически это два в одном — пациенту проводится компьютерная томография и сразу после этого — облучение. Это позволяет точно воздействовать на опухоль, не затрагивая соседние органы и ткани. Сеанс длится от 6 до 12 минут. Аппарат американской фирмы ACCURAY появился в РКОД в рамках государственно-частного партнерства. Стоимость его — 340 миллионов рублей.

— Оборудование очень дорогостоящее и одномоментные затраты для его приобретения — это большая проблема. Крупная компания по реализации медицинского оборудования «Дельрус» выступила инициатором государственно-частного партнерства, было подписано концессионное соглашение, создано ООО «Сакнур — Поволжский центр томотерапии». Мы предоставили инвесторам помещение и специалистов, государство обеспечивает направление пациентов — не менее 725 человек в год в течение 10 лет. Инвестор возвращает свои деньги, мы получаем оборудование. Есть пример других регионов, например, Воронежа, но там томотерапия плохо реализуется, нет потока пациентов. Одно дело оборудование купить, другое — кого лечить и за чьи деньги, — говорит Олег Моров, руководитель клиники радиотерапии РКОД РТ.

В Татарстане пациентов, направленных на томотерапию, будут лечить за счет средств ОМС, жители из других регионов и стран могут пройти курс за деньги. Стоимость, рассказал Моров, около 270 тысяч рублей.

В РКОД есть и другие аппараты для радиотерапии, лечение получают около 4,5 тысячи пациентов в год. Но потребность выше — как минимум у 7 тысяч человек. Чтобы минимизировать очереди, прием ведется в три смены.

— Если бы у нас было больше оборудования, мы могли бы укладываться в световой день. Сейчас же мы работаем с 7 утра до 11 вечера, потому что пациентов много, — говорит Олег Моров.

Федеральные субсидии задвигают татарстанцев

Об очередях заговорил и Рустам Минниханов, когда министр здравоохранения демонстрировал ему слайды об организации работы РКОД. Адель Вафин похвастался, что Татарстан развивает медицинский туризм. На слайде было написано, что «в 2016 году в РКОД получили лечение представители 71 региона РФ, что составляет 83,5%». Больше всего пациентов из соседних Марий Эл, Кировской, Ульяновской областей, Чувашии, Тюмени, Башкортостана и Москвы.

Минниханов упрекнул, мол, свои в очередях сидят, а вы чужих лечите. «Они дают очень хороший поток, за ними средства приходят основные. Мы от Минздрава в числе четырех регионов федеральную субсидию получаем на 20 процентов больше, у нас есть госзадания для жителей других регионов», — объяснялся Адель Вафин.

— Федеральную субсидию надо получать, но наши в первую очередь, — ответил Минниханов и поручил проанализировать ситуацию, чтобы пациенты из Татарстана не сидели в очереди.

Тут министр здравоохранения переключился на «фасадные решения» РКОД — диспансеру предстоит ремонт.

Каждый 40-й житель Татарстана стоит на учете у онколога

Еще один слайд демонстрировал онкологическую заболеваемость в Татарстане. Кривая идет вверх. Если в 2015 году каждый 42-й житель стоял на учете у онколога, то в 2016-м — каждый 40-й. Впрочем, врачи предпочитают использовать другой термин — не заболеваемость, а выявляемость. Так вот выявляемость повысилась на 3,6 процента за год. В 2015 году злокачественные новообразования были найдены у 15 545 татарстанцев.

Другая «кривая» вселяет надежду. Смертность от онкозаболеваний выросла незначительно.

— Наша задача состоит в том, чтобы как можно больше выявлять на ранних стадиях, которые адекватно поддаются лечению. Чем раньше мы ставим диагноз, тем лучше результаты лечения и выше продолжительность жизни, — говорит Андрей Ларюков, заведующий отделом лучевой диагностики РКОД.

Самая большая ответственность лежит на врачах первичного звена, которые должны обратить внимание на подозрительные симптомы. Насколько это сложно, показала недавняя «Прямая линия» с президентом РФ Владимиром Путиным, когда 25-летняя жительница Апатитов рассказала, что ее несколько лет лечили от остеохондроза, в то время как у нее был рак.

— Возможно в связи с тем, что пациентка молодого возраста, у врачей не было подозрения на онкологические процессы, она поздно попала к онкологам, — предполагает Ларюков. — Часто пациенты не обращаются вовремя и приходят, когда сложно помочь. Но сейчас их все меньше — в Татарстане созданы онкокабинеты на базе ЦРБ и городских клиник, из которых, при подозрении на злокачественные образования, врач-онколог направляет в вышестоящие учреждения. Они организованы по принципу пирамиды, где на вершине находимся мы. У нас есть филиал в Набережных Челнах и Альметьевске.

В ближайшее время в Альметьевске откроется центр радиологии, и пациентам с востока республики не придется ездить в Казань на лечение. В планах открытие такого же центра в Набережных Челнах.

1/25
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Дарья Турцева, фото Олега Тихонова

Новости партнеров