Новости раздела

Осыпающийся «Царицынский бугор» может накрыть дольщиков

Юлия Гордеева и еще 14 дольщиков из Набережных Челнов «банкротят» компанию, спасая свои квартиры из залога у банка, но это может грозить потерями другим дольщикам

Осыпающийся «Царицынский бугор» может накрыть дольщиков
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Кредиторы и дольщики не прекращают попытки обанкротить «ФОН» и его компании, чтобы вернуть долги застройщика. В этот раз решается судьба еще одной фирмы Анатолия Ливады и Дианы Ахметзяновой — ООО «Царицынский бугор», которая возводит в Казани дом по ул. Фучика. Следом за банком «Открытие» с иском о признании ее несостоятельной обратилась жительница Набережных Челнов Юлия Гордеева. Женщина купила у организации квартиру с обременением, которое по условиям сделки должны были снять в течение 20 дней. Но прошло более полутора лет, а покупательница с двумя малолетними детьми по-прежнему без жилья и своих кровных. В то же время банкротство компании может привести к потерям у других дольщиков, выкупивших нежилые помещения. В ситуации разбирался корреспондент «Реального времени».

«Ни денег, ни квартиры, вы представляете мою ситуацию?»

В декабре 2015 года жительница автограда Юлия Гордеева купила у ООО «Царицынский бугор» квартиру в доме 65/04 в микрорайоне «Яшьлек». Проблемный объект «ФОНа» к тому времени уже достроили и сдали в эксплуатацию, поэтому женщина проблем не предвидела. Покупательница внесла 2,8 млн рублей, успела сделать ремонт, как вдруг выяснилось, что ее жилье в залоге у банка «Открытие». Застройщик обещал в течение 20 дней снять это обременение, но этого до сих пор не произошло.

— У меня дети, я ращу их одна. Я купила квартиру в кредит и не смогла ее оформить. По договору они должны были обременение снять. Но «Открытие» не захотело снимать залог. Все это время, год и семь месяцев меня всячески игнорировали: деньги не отдавали, и квартиры у меня нет. Вы представляете мою ситуацию? Я с двумя малолетними детьми! — отчаялась Юлия.

В своей беде челнинка не одинока. Квартиры еще нескольких семей ее соседей по дому также в обременении у того же банка. «Реальное время» рассказывало об этой ситуации в ноябре прошлого года.

В декабре 2015 года жительница автограда Юлия Гордеева купила у ООО «Царицынский бугор» квартиру в доме 65/04 в микрорайоне «Яшьлек». realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

Заложники долговых обязательств «ФОНа»

Оказалось, «Царицынский бугор» (входит в ГК «ФОН») задолжал банку «Открытие» 329 млн рублей. Кредитор первым попытался обанкротить фирму в апреле прошлого года, но потом стороны пришли к мирному соглашению. Должник обещал передать банку квартиры в доме 65/04 общей площадью 1 241,7 кв. м. Однако в правительстве Татарстана посчитали эту долю слишком большой и наложили арест на имущество. В результате квартиры 14 собственников по-прежнему в залоге у «Открытия». Дольщики обили немало порогов, побывали на приеме у тогдашнего вице-премьера РТ Алексея Песошина, их попросили подождать решения вопроса.

— Они тоже не могут вступить в права собственности. Поэтому эти собственники вступили в банкротное дело «ФОНа». У меня другая ситуация. Дело в том, что, когда я купила, дом был уже сдан в эксплуатацию, был готов к заселению, — объясняет Юлия, как осталась один на один со своей проблемой.

Поэтому женщине ничего не оставалось, как потребовать признать фирму, продавшую ей квартиру, банкротом. В апреле она подала в суд, а сегодня на первом заседании татарстанский арбитраж уже решал судьбу «Царицынского бугра».

К слову, попытки обанкротить застройщика ГК «ФОН» и связанные с ним компании предпринимали уже многие: среди них и другие кредиторы, и надзорные ведомства.

«Царицынский бугор» объявят банкротом?

Известие о возможном банкротстве фирмы заметно взволновало многих «фоновцев»: «Во вторник «Царицынский бугор» объявят банкротом! Нам бы лучше об этом подумать, друзья! Жилые помещения встанут в реестр, а кладовки и нежилые уйдут в котел кредиторов! На кой кладовку купил?» — сокрушаются дольщики ЖК «МЧС», опасаясь за свои активы.

Но в суде выяснилось, что застройщик буквально накануне заседания вернул истице часть долга: 1 млн 244 тыс. рублей. Юлия Гордеева это подтвердила.

— Мы просим отложить суд для перечисления оставшейся суммы, — обратилась с ходатайством представитель ответчика Альфия Саттарова, попросив отсрочку на две недели.

Адвокат и сама истица возразили, что на погашение долга у ООО «Царицынский бугор» было достаточно времени. Судья также отклонил просьбу, но назначил перерыв в заседании до 22 июня.

Сегодня на первом заседании татарстанский арбитраж решал судьбу «Царицынского бугра». realnoevremya.ru/Васили Ширшовой

Должник: «Ситуация с банкротством искусственная»

Собственник фирмы ООО «Царицынский бугор» Диана Ахметзянова сообщила «Реальному времени», что до следующего заседания суда погасит всю сумму долга. Вторая часть денег будет перечислена уже завтра. По ее словам, ситуации с банкротством фирмы она не допустит. Хотя у банка «Открытие» в залоге по-прежнему квартиры «ФОНа», причем больше, чем 14. По условиям соглашения стороны должны были разделить их между собой: «Часть квартир отходит им, часть — нам».

— Просто потом следственные органы наложили арест, не дали все привести в соответствие и создали вот эту ситуацию с банкротством. Она искусственно создана, получается. Если бы мы с «Открытием» все это провели, никаких проблем не было бы. Но нам все равно нужно решать как-то с «Открытием» этот вопрос. Будем работать, мы рассчитываем, что сделка пройдет. Дольщики обратились с письмом на имя Песошина. Мы надеемся, что арест будет снят. Решения пока нет, но это не значит, что мы ничем не делаем. Если бы это было так, мы бы давно были уже банкротами, все равно же вопрос снимается, — пояснила в разговоре по телефону Диана Ахметзянова.

«Реальное время» также направило запрос в банк «Открытие». В пресс-службе кредитора обещали подготовить ответ. На момент публикации комментарий не был получен.

«Люди не зря опасаются, это прямая норма закона»

Тем не менее многие дольщики по-прежнему опасаются за свою судьбу. Ситуацию «Реальному времени» прокомментировали эксперты.

  • Александр Сидякин

    Александр Сидякин депутат Госдумы, зампред думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ

    Дольщикам здесь точно переживать не надо. В закон о банкротстве внесены изменения, которые позволяют и по отдельным объектам принимать решения в пользу дольщиков, выдергивая их из конкурсной массы. И через ЖСК это можно будет сделать. Ну а что трястись с мертвой коровой? Если компания банкрот, значит, у нее недостаточно активов для удовлетворения своих обязательств. Там помимо обязательств перед дольщиками есть еще обязательства перед юрлицами и т. д. Наша задача — защитить прежде всего дольщиков, это наш приоритет. Какая разница, какое помещение купил гражданин: жилое или нежилое? Закон о банкротстве позволяет создать ЖСК, и там будет доля у них. Так что никто парковки, кладовки — это имущество не заберет.

  • Марат Камалов

    Марат Камалов заместитель директора ООО «Юридическая фирма «Татюринформ»

    Парковки — это нежилые помещения, и надо понимать, что они сразу «автоматом» пойдут в конкурсную массу. Те, кто их купил, не будут их собственниками, они пойдут на продажу. У нас по закону о банкротстве, глава 7, защищаются права владельцев только жилых помещений. Все, что нежилое: парковки, кладовки, все уйдет в конкурсную массу. Поэтому люди не зря опасаются, это прямая норма закона. Если банкротство все же будет, то для этих людей все печально.

  • Констатин Егоров

    Констатин Егоров директор ООО «СтройКапиталКонсалтинг»

    Судьба имущества дольщиков при банкротстве застройщика имеет два сценария. Создается отдельный реестр всех участников. Если у дольщиков есть большинство голосов, по-моему, около 70% от площади или стоимости объекта, они могут принять два решения. Первое — это вложить средства и достроить объект. И тогда это решение будет иметь силу даже для тех дольщиков, которые его не приняли. Или второй сценарий — будет реализован объект с торгов, и они, приобретая статус залоговых кредиторов, получают большую часть от этого имущества по сравнению с другими кредиторами, которые есть в процедуре. Конечно, волнение людей можно понять. Во-первых, все это произойдет не сразу — кто-то брал кредиты, кто-то живет в съемном жилье. И случится это не в те сроки, которые указаны в договоре. Поэтому вот два таких сценария в теории есть, а в жизни все, конечно, сложнее.

Василя Ширшова

Новости партнеров