Новости раздела

«Гитлер не осмелился бы напасть на СССР без однозначной поддержки Великобритании»

Михаил Черепанов о загадочном вторжении советской армии в 1941 году на территорию Ирана

76 лет назад, 22 июня 1941 года, в Советский Союз вторглись фашистские войска. Член-корреспондент Академии военно-исторических наук, заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля Михаил Черепанов в сегодняшней авторской колонке «Реального времени» рассказывает о критической для нашей страны ситуации, которая сложилась в предвоенные годы. Особо наш колумнист акцентирует внимание читателя на действиях советских солдат и офицеров в Иране в первые дни войны.

Противоречивые мифы

22 июня в истории нашей страны и всего мира произошло самое трагическое событие. Наши мирные города подверглись жесточайшей бомбардировке гитлеровских люфтваффе. Началось нашествие врага, который своей главной целью считал физическое уничтожение трех четвертей населения советского государства. Независимо от религиозного, национального или социального признака, только за то, что 196 миллионов человек занимали территорию, которая понадобилась Гитлеру для реализации бредовых нацистских идей.

О том, каковы были планы главного нациста по отношению к нашим дедам и прадедам и насколько они были осуществимы — разговор особый. День памяти и скорби — повод еще раз поразмышлять, что стало причиной массовой гибели на нашей территории не только кадровых военных, но и мирных граждан. Почему наша Рабоче-крестьянская Красная армия не смогла удержать не только границы родины, но и половину ее европейской части? Были ли причины нашего поражения в 1941—1942 годах результатом субъективных факторов, политических ошибок руководства страны, как до сих пор утверждают исторические энциклопедии и учебники? Или были иные причины, не зависящие от конкретных решений И.В. Сталина и его окружения? На ком лежит бремя ответственности за трагедию Великой Отечественной и Второй мировой войны? Только ли на гитлеровском нацизме? И самое главное — застрахованы ли мы сегодня от повторения подобной трагедии?

Согласитесь, что без реального понимания причин случившегося 76 лет назад мы не сможем предотвратить повторение апокалипсиса. И самое печальное, что все попытки честных историков найти ответ на заданные вопросы пресекаются не научными контрдоводами, а активным засекречиванием и замалчиванием реальных фактов истории. Такое впечатление, что кому-то выгодно оставлять в неведении все новые и новые поколения россиян, кормить их мифами и клеветой на предвоенные и военные поколения сограждан.

Вспомним хотя бы один из таких мифов, до сих пор живущих в учебниках: «Наша страна совершенно не готовилась отражать агрессию врагов, обороняться. У нас для этого не было ни опыта в армии, ни боевой техники. И вообще 40 тысяч кадровых военных СССР репрессировал (намекается — расстрелял) сам Сталин». А с другой стороны утверждается, что именно наша страна была кузницей кадров фашистской Германии и инициатором Второй мировой войны.

Оставлю эти и подобные утверждения на совести отечественных и иностранных историков, десятилетиями защищающих на этой клевете докторские диссертации. Понимаю, что на опровержение и того, и другого подхода в интерпретации истории нужно затратить десятки монографий. Предлагаю несколько отвлечься от традиционных споров по деталям и цифрам, взглянуть на ситуацию совершенно с иной стороны. С той, которая 76 лет была не то чтобы засекречена, но выведена за рамки серьезных научных исследований. Но, на мой взгляд, именно в ней кроются главные причины тех или иных действий руководства нашей страны, которые привели к трагедии июня 1941 года.

Судите сами.

Ключ к пониманию — в сирийском городе Алеппо

Так совпало, что в эти дни внимание наших и мировых СМИ приковано к трагическим событиям в сирийском городке Алеппо. Там сегодня льется кровь мирных граждан. Там погиб десятый российский солдат. Там — своеобразный центр борьбы с мировыми силами террора. И мало кто знает, что именно в Алеппо произошло событие, ставшее определяющим в цепи последующих политических шагов лидеров разных стран, которые привели к трагедии 22 июня 1941 года.

Именно в Алеппо 20 марта 1940 года состоялось совещание представителей французского и английского военных командований, на котором отмечалось, что в июне 1940 года будет построено 20 военных аэродромов на Ближнем Востоке. Их главная цель — советские нефтяные месторождения на Кавказе и Каспийском побережье.

Это решение не было спонтанным. Об этом свидетельствуют высказывания и действия политиков Франции и Великобритании за несколько предшествующих месяцев.

Проследим их хронику.

  • 31.10.1939 г. Министр снабжения Великобритании заявил: «Если уничтожить русские нефтепромыслы, нефти лишится не только Россия, но и любой ее союзник». Ему вторил министр финансов Франции: «Французские ВВС подвергнут бомбардировке из Сирии нефтеразработки и нефтеперерабатывающие заводы на Кавказе».
  • 14.12.1939 г. СССР исключен из Лиги Наций в связи с нападением на Финляндию.
  • 8.1.1940 г. Германское консульство в Женеве подтвердило: «Англия намерена нанести внезапный удар не только по русским нефтяным районам, но и попытается одновременно лишить Германию на Балканах румынских нефтяных источников».
  • 8.03.1940 г. Английский комитет начальников штабов представил правительству доклад «Последствия военных действий против России в 1940 году».
  • Февраль 1940 г. Командующий ВВС Франции в Сирии генерал Ж. Жоно выразился четко: «Исход войны решится на Кавказе, а не на Западном фронте».
  • 11.1.1940 г. Английское посольство в Москве сообщало, что акция на Кавказе может «поставить Россию на колени в кратчайшие сроки».
  • 24.1.1940 г. Начальник имперского генерального штаба Англии генерал Э. Айронсайд представил меморандум: «Мы сможем оказывать эффективную помощь Финляндии лишь в том случае, если нанесем удар по Баку, чтобы вызвать серьезный государственный кризис в России».
  • 1.02.1940 г. Военный министр Ирана А. Нахджаван высказал желание закупить в Англии 60 бомбардировщиков и 20 истребителей, выражая готовность задействовать их для разрушения Баку.

В Анкаре английские, французские и турецкие военные обсуждали вопрос использования турецких аэродромов для бомбежки Кавказа. Баку рассчитывали разрушить за 15 дней, Грозный — за 12, Батуми — за 2 дня. Даже в день нападения немцев на Францию ее военные сообщали Черчиллю о готовности бомбить Баку.

  • 30.03 и 5.04.1940 г. Англичане произвели разведывательные полеты над территорией СССР.
  • 14.06.1940 г. Оккупация немцами Парижа. Захват документов французского Генерального штаба. Советская разведка получает из немецких источников подтверждение: готовится бомбежка Кавказа.

Итак, И.В. Сталин получил информацию от своей разведки о реальной угрозе своему единственному нефтяному месторождению. Какие действия должен был предпринять любой руководитель государства на его месте?

Открытие Закавказского фронта

  • Весна 1940 г. Главное управление ВВС РККА подготовило перечень военно-промышленных объектов Турции, Ирана, Афганистана, Ирака, Сирии, Палестины.
  • Лето 1940 г. Закавказский военный округ усилен 10 дивизиями (5 стрелковых, танковая, кавалерийская и 3 авиационных). Число самолетов возросло с нескольких десятков до 500. Сформированы и развернуты общевойсковые армии: 45-я и 46-я на границе с Турцией, 44-я и 47-я на границе с Ираном.
  • 14.11.1940 г. Советско-германские переговоры в Берлине завершились соглашением о совместном проведении операций против Великобритании. Немецкие войска должны были перебрасываться через СССР к Турции, Ирану и Ираку.

  • Апрель 1941 г. Британские «коммандос» захватили порт Басра в Ираке. В рекордные сроки там возник завод для сборки автомобилей, прибывавших из США с готовыми комплектами.
  • 5.05.1941 г. Разведуправление Генерального штаба Красной армии сообщило: «Наличные силы немецких войск для действий на Ближнем Востоке выражаются в 40 дивизиях. В тех же целях сосредоточено до двух парашютных дивизий с вероятным использованием в Ираке».
  • 10.5.1941 г. Заместитель Гитлера по партии Рудольф Гесс привез правительству Великобритании предложение прекратить войну, добиться соглашения на базе антикоммунизма. Англия должна была предоставить Германии свободу действий против Советской России, а Германия соглашалась гарантировать Англии сохранение ее колониальных владений и господство в Средиземном море.
  • 15.5.1941 г. Подписан приказ №0035 «О факте беспрепятственного пропуска через границу самолета Ю-52». Посланник Гитлера привез письмо Сталину о желании продолжать войну с Великобританией.
  • 19.5.1941 г. Тимошенко с Жуковым предложили Сталину идею превентивного удара по Германии.
  • 24.5.1941 г. Сталин дал команду пяти западным военным округам: «Не рыпаться!»
  • Май 1941 г. Только в Азербайджане мобилизовано 3816 гражданских лиц для отправки в Иран.
  • Начало июня 1941 г. В Средне-Азиатском ВО с участием представителей Генштаба РККА проведены командно-штабные учения «Сосредоточение Отдельной армии к государственной границе».

  • 8.7.1941 г. Директива НКВД СССР и НКГБ СССР №250/14190 «О мероприятиях по предотвращению переброски с территории Ирана агентуры германской разведки».
  • 12.07.1941 г. СССР и Великобритания заключили договор о разделе зон оккупации в Иране.
  • 23.08.1941 г. Подписаны: директива Ставки ВГК №001196 «Командующему войсками Среднеазиатского военного округа о формировании и вводе в Иран 53-й отдельной армии» и директива Ставки ВГК №001197 «Командующему войсками Закавказского военного округа о развертывании Закавказского фронта и вводе двух армий в Иран».
  • 25.08.1941 г. три армии РККА (44-я, 47-я и 53-я отдельная), 1264 самолета и Каспийская военная флотилия численностью свыше 350 тысяч солдат и офицеров переходят границу Ирана с задачей «3 дивизии иранцев в случае сопротивления уничтожить».
  • 17.09.1941 г. Красная Армия вступила в г. Тегеран.
  • 23.02.1942 г. Первая колонна из 50 автомобилей послана англичанами через Иран в Советский Союз.

Уточним масштабы наших сил в Иране:

  • 47-я армия (63-я и 76-я горнострелковые дивизии, 236-я стрелковая, 6-я и 54-я танковые дивизии, 23-я и 24-я кавалерийские дивизии, 2 батальона мотоциклетного полка, 2 зенитно-артиллерийских дивизиона, 2 самоходно-артиллерийских дивизиона);
  • 44-я армия (20-я и 77-я горнострелковые дивизии, 17-я горнокавалерийская дивизия, моторизованный полк, зенитно-артиллерийский полк, 2 истребительно-авиационных полка);
  • 53-я армия (39-я, 68-я, 83-я горнострелковые дивизии);
  • 4-й кавалерийский корпус (18-я и 44-я горнокавалерийские дивизии, 2 зенитно-артиллерийского дивизиона, 2 истребительно-авиационного полка).

Официальные потери Красной Армии в Иране с 25 по 30 августа 1941 года — около 50 человек убитыми, около 100 — ранено и контужено, 4000 эвакуировано по болезням; потеряно 3 самолета, еще 3 — не вернулись по неясным причинам.

Напомню, что в ноте правительства СССР правительству Ирана 25 августа 1941 года упоминалось, что «на иранские военные предприятия под видом инженеров и техников проникли 56 германских разведчиков… превратив территорию Ирана в арену подготовки военного нападения на СССР».

Получается, что против 56 немецких разведчиков 25 августа 1941 года (когда фашисты были уже под Смоленском) Сталин послал за пределы нашей страны 3 кадровых, хорошо вооруженных и имевших опыт боев армии? Или мы вводили войска против другого противника?

А главное: когда это было сделано?

«Когда немецкие самолеты уже бомбили советские города»

Ветеран войны, чистополец Файзрахман Галимов (умер в 2004 году) в своей книге «Дороги солдатские» (Казань, 1998) пишет: «Наша 83-я горно-стрелковая дивизия с 22 июня по октябрь 1941 года участвовала в военных действиях на иранской территории, а я работал в Иране разведчиком с 15 мая по сентябрь 1941 года. С начала 1940 года в разведшколе мы изучали персидский язык, географию этой страны, быт населения — вплоть до переодевания в иранскую одежду. Со мной работал майор Мухаммед Али. На наши вопросы — для чего все это нужно, инструкторы отвечали: чтобы ловить и допрашивать перебежчиков.

В мае 1941 года школу подняли по тревоге. Мы получили приказ: отправляться в район Нахичевани. Нас стали готовить к переходу границы Ирана. В начале июня я оказался в Иране. Сначала я шел с удочками, а когда добрался до Тегерана — стал «сапожником». Зашел к купцу, работавшему на советскую разведку. Тот снабдил меня документами. Дальше путь лежал к Каспийскому морю, где была намечена встреча с наставником. Встретившись с майором, я узнал, что целью моего заброса было предупреждение возможного немецкого десанта. Агентура донесла, что немцы готовят взрывы на нефтепромыслах Баку. Наши разведчики обнаружили на берегу катер со взрывчаткой. Выйдя на связь со штабом, получили приказ уничтожить объект, и 21 июня катер был взорван. За эту операцию меня наградили медалью «За боевые заслуги». В наградном листе так и написано: «За спасение нефтепромыслов Баку».

22 июня, в 5.00, когда немецкие самолеты уже бомбили советские города, наша 83-я горно-стрелковая дивизия пересекла границу и дислоцировалась на иранской территории. Наши полки шли по безводной степи, пересекали песчаные и каменистые пустыни. Некоторые не выдерживали жары и падали в обморок. Падали и лошади. Среди бойцов появились больные холерой. В Тебризе, Тегеране, Куме (Моку) нас встречали пустые улицы — жители сидели дома. Ликвидируя немецкие десанты, мы вышли к берегу Каспия и ждали нового приказа, но его так и не последовало… Поход дивизии завершился в начале сентября. Больных вывезли морем в СССР. Многие солдаты, вернулись домой с тропическими болезнями.

Я во время операции совмещал обязанности командира взвода артбатареи и переводчика у командира дивизии. В 1942 году 83-я горно-стрелковая дивизия была направлена в район боевых действий близ Туапсе. Основной же контингент советских войск пробыл в Иране до 1946 года».

Может, ветеран что-то напутал? Могла ли 83-я горнострелковая дивизия уже 22 июня находиться в Иране, если официальный приказ начинать наступление получен лишь 25 августа?

Как ни странно, Ф. Галимов прав. Свидетельство тому — судьба командующего 83-й горнострелковой дивизией генерал-майора Сергея Артемьевича Байдалинова. Он руководил дивизией с мая 1939 года и был арестован на территории Северного Ирана 12 июля 1941 года, приговорен к высшей мере наказания за нарушение приказа НКО №00412. Расстрелян незамедлительно. Реабилитирован 30.10.1958 г. Это зафиксировано в книге доктора исторических наук А.А. Печенкина «Высший командный состав Красной Армии в годы Второй мировой войны» (Москва, 2002).

Как мог командир дивизии оказаться на территории Ирана в июле 1941 года? Если внимательно изучить документы Центрального архива Министерства обороны РФ, каждый убедится, что задолго до официального начала Иранского похода бойцы и офицеры именно 83-й горнострелковой дивизии «пропадали без вести».

Так, младший лейтенант, командир стрелкового взвода 150-го горнострелкового полка, Вафин Иршод Сагадиевич, 1915 г.р., пропал в апреле 1941 года (ЦАМО, оп. 563783, д.14).

С лейтенантом Сюткиным Кузьмой Васильевичем, командиром взвода 67-го артиллерийского полка, в котором он служил с ноября 1938 года, связь утеряна с июня 1941 года (ЦАМО, оп. 11458, д.192).

О красноармейце 428-го горнострелкового полка Делас Иване Арсентьевиче, 1921 г.р., «нет известий с 26 июня 1941 года» (ЦАМО, оп.18002, д.897).

Красноармеец того же полка Джураев Нумон пропал без вести в июле 1941 года (ЦАМО, опись 977520, дело 413), а Чалбаев Михаил Федорович, 1921 г.р. погиб 20 августа 1941 года (ЦАМО, оп.977520, д.32).

Спиридонов Николай Спиридонович, 1915 г.р., из д. Важашур Кукморского района, служивший красноармейцем с 4 октября 1939 года, погиб в Иране. Последнее письмо от него датировано 22 июля 1941 года (ЦАМО, опись 18004, д.751).

Пропадали без вести в июле 1941 года и бойцы других дивизий 53-й отдельной армии.

К Индийскому океану

Можно назвать это ошибками в записях, но можно считать доказательством правоты нашего земляка Галимова. О чем это говорит? О том, что введение советских войск в Иран начато не 25 августа 1941 года для обеспечения лендлиза, а именно 22 июня для того, чтобы показать Гитлеру, что мы «не поддаемся на провокации» и в соответствии с договоренностью, достигнутой в ноябре 1940 года в Берлине, защищаем свою нефть от угроз со стороны Великобритании.

Уже 22 июня 1941 года английский посол в России Криппс поинтересовался у Молотова целесообразностью присутствия частей РККА на границе с Ираном.

Если верить официальным документам, мы 25 августа 1941 года, не обращая внимания на реальную угрозу вермахта нашим столицам, любой ценой пытались обезопасить дорогу для получения 50 английских автомобилей… в 1942 году. Пригодились бы они в случае падения Москвы и Ленинграда? Не смогла бы справиться с разгромом трех иранских дивизий одна наша армия?

Ответ на эти вопросы у каждого будет свой. Но пора наконец назвать реальную причину наших поражений на западной границе в июне 1941 года: Гитлер не осмелился бы напасть на СССР без однозначной поддержки со стороны Великобритании. А Сталин не считал его своим врагом, потому что видел реальную угрозу своим нефтеносным районам со стороны будущих союзников — Англии и Франции.

И не менее важной причиной ввода наших войск в Иран, думается, было стремление России еще с царских времен построить канал от Каспия в Персидский залив. Что может быть важнее, чем прямой выход в Индийский океан в обход турецких проливов и Суэцкого канала? Сегодня этот проект вновь обсуждается на самом высоком уровне между лидерами наших государств.

Другие факты в пользу высказанной гипотезы можно узнать в Музее-мемориале Великой Отечественной войны в Казанском кремле.

Михаил Черепанов, фото предоставлены автором

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; член редколлегии Книги Памяти жертв политических репрессий РТ. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • Руководитель рабочей группы (с 1999 по 2007 год) Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан.
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги Памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».


Новости партнеров