Новости раздела

«Модели потребления меняются — на рынок выходит поколение, родившееся с мобильным в руках»

Святослав Бирюлин с правдой о том, как трудно быть предпринимателем, но без него будет еще хуже

Какой период можно назвать идеальным для российского бизнеса? Почему государственное регулирование экономики — это проблема для страны? По какой причине в России столь мизерное количество ярких бизнесменов и почему студенты мечтают работать в «Газпроме», а не заниматься предпринимательством? Как цифровая эра меняет модели потребления? Ответы на эти вопросы в колонке, написанной специально для «Реального времени», ищет директор компании Sapiens Consulting Святослав Бирюлин.

Идеальное время для бизнеса в России

Какой период можно назвать идеальным для ведения бизнеса в России? Все зависит от того, что мы называем бизнесом. Если говорить о том времени, когда в России можно было достаточно быстро и легко заработать деньги, не будучи большим экспертом в менеджменте, то это, несомненно, двухтысячные. Этот период ознаменовался быстрым ростом практически всех рынков, и именно тогда для создания успешного бизнеса зачастую было достаточно только вашей активности и креативности.

Если же мы понимаем бизнес, как достаточно сложную структуру, содержащую в себе менеджмент и маркетинг, то его время только начинается. Тот самый бизнес, про который мы читали в книгах, начинается именно сейчас, однако то, насколько этот период комфортен для предпринимательства, судить сложно. Резко растет конкуренция, рынки перестают работать, «падают» или, в лучшем случае, стагнируют. Большое количество игроков на рынках делает борьбу за клиента на порядок сложнее, а задача удержаться на рынке и при этом что-то заработать кажется практически невыполнимой.

«В экономике много лет спорят две школы. К примеру, школа Милтона Фридмана, и те, экономисты, которые поддерживают его идеи, уверены в том, что «невидимая рука рынка» сама все отрегулирует». Фото humanevents.com

В это же время, те люди, которые определяют экономику в нашей стране, по каким-то причинам, о которых я могу лишь догадываться, считают, что госрегулирование поможет стабилизировать экономический сектор. В этом плане они не очень доверяют бизнесу.

В экономике много лет спорят две школы. К примеру, школа Милтона Фридмана, и те, экономисты, которые поддерживают его идеи, уверены в том, что «невидимая рука рынка» сама все отрегулирует.

Противоположная точка зрения (условно — школа Джона Кейнси) подразумевает максимальное государственное регулирование, вмешательство власти в экономику. Но по какой-то причине в России сейчас доминирует радикальная разновидность этого подхода, граничащая с полным госрегулированием экономики. На мой взгляд, это заметная проблема для страны, потому что государство (как было неоднократно доказано) редко является эффективным собственником, и оно все-таки не может решать некоторые задачи. Накормить население, одеть его, обуть, обеспечить его бытовой техникой, помочь купить путевку за границу — все это должно быть в руках частного бизнеса, поскольку государство не может этого сделать. Качество жизни в нашей стране напрямую связано с тем, вырастет ли доля частного бизнеса в ВВП. Но произойдет ли это в ближайшее время — я не берусь прогнозировать.

В США предприниматель — положительный герой, а у нас?

У современного российского бизнеса есть характерная черта — это мизерная доля ярких предпринимателей, и это тоже плохо. Если в США предприниматель часто — положительный герой, то многочисленные опросы, которые проводились на эту тему в России, говорят о том, что бизнесменам у нас все-таки не очень доверяют. Если мы посмотрим на того же Алишера Усманова, которого начали обсуждать особенно активно после того, как он выпустил свое недавнее видеообращение, то многие люди и вовсе не считают его бизнесменом, так как, по их мнению, секрет его успеха заключается лишь в том, что он якобы находится слишком близко к государству. К слову, ни первый, ни второй ролик Усманова я не посмотрел — я занимаюсь исключительно деловыми вопросами, а не политикой.

«Олег Тиньков сам сделал себя успешным человеком и это его личная заслуга — он потратил на это свои силы, средства и стал известен, равно, как и Дмитрий Потапенко. Несомненно, отдельные профильные медиа развивают эту тему, но в основной своей массе СМИ гораздо проще продать рекламу, публикуя светскую хронику». Фото Максима Платонова

Безусловно, таких бизнесменов, как Олег Тиньков или же Дмитрий Потапенко, которых никто не ассоциирует с государством, должно быть больше. Этих людей никак нельзя заподозрить в том, что они добились успеха, благодаря дружбе, близости, родству с власть имущими. И они должны становиться медийными персонажами, теми самыми «положительными героями», на которых хотели бы быть похожими молодые люди, которые только начали задумываться о запуске собственного бизнеса. Безусловно, это будет полезно, но пока что опросы, проведенные среди студентов, показывают нам, что молодые люди больше мечтают работать в «Газпроме», нежели открыть свой бизнес.

На мой взгляд, одной из причин того, что у нас так мало ярких бизнесменов, может быть медийная непривлекательность бизнес-персон в принципе. Олег Тиньков сам сделал себя успешным человеком и это его личная заслуга — он потратил на это свои силы, средства и стал известен, равно, как и Дмитрий Потапенко. Несомненно, отдельные профильные медиа развивают эту тему, но в основной своей массе СМИ гораздо проще продать рекламу, публикуя светскую хронику и статьи про певиц или Филиппа Киркорова, нежели про человека, который создал успешный бизнес, пусть даже небольшой. Думаю, в данной конкретной ситуации медиа следуют за читателем.

Что нас ждет дальше?

В прошлом году я писал: «Кризис не закончится, нефть не подорожает, потребитель не разбогатеет», и за прошедшее время мой прогноз не изменился, как и текущая ситуация: санкции не сняли, и, как я понимаю, не снимут, нефть находится примерно в тех же самых значениях, что и полгода назад. Я также не вижу никаких макроэкономических сдвигов, которые указывали бы на то, что в обозримом будущем внешняя конъюнктура для бизнеса в России улучшится.

Я продолжаю придерживаться той точки зрения, что бизнесу нужно забыть про внешнюю конъюнктуру и начать учиться зарабатывать деньги даже в такой неблагоприятной ситуации, что, кстати, вполне возможно, поскольку на многих российских рынках конкуренция сейчас значительно ниже, чем на аналогичных рынках в других странах. В скором времени весь деловой мир будет делиться на тех, кто «научится» и тех, кто не сумеет.

«Модели потребления меняются — на рынок выходит поколение, которое родилось с мобильным телефоном в руках, и эти люди будут искать более комфортный для себя потребительский опыт». Фото Дмитрия Щипанова

Вместе с тем, традиционный бизнес ждет заметно подпирающая угроза со стороны интернета. Замечу, что китайский интернет-рынок считается сейчас самым развитым в мире — наиболее внушительную долю потребления в интернете на душу населения мы видим именно в этой стране. Глядя на Китай, можно сделать примерный прогноз того, что будет через пару лет в Америке или через пять лет у нас.

Модели потребления меняются — на рынок выходит поколение, которое родилось с мобильным телефоном в руках, и эти люди будут искать более комфортный для себя потребительский опыт. Я не верю в то, что мир резко перевернется и станет полностью цифровым. Если это и произойдет, то не так быстро, как хотелось бы тем, кто продвигает эту идею. Тем не менее, цифровая эра наступила, и то, что «цифровизация» будет продолжаться — это очевидно. Эта ситуация достаточно сложная для бизнеса, и она заметно ускорит отсев тех, кто не сможет выжить в этой гонке. Но я не сомневаюсь в том, что кто-то все же останется на плаву.

Святослав Бирюлин

Новости партнеров