Депутат Надыр Хайруллин: «Я с 8 мая нахожусь на голодовке. Другого пути для изменения ситуации у меня нет»
Несмотря на все доводы защиты и самого депутата Казгордумы, Верховный суд РТ оставил его под арестом до 10 июня
Сегодня в Верховном суде РТ защита политика и бизнесмена Надыра Хайруллина попыталась обжаловать решение об его аресте до 10 июня. В ход пошли аргументы о недоказанности его вины, плохом здоровье и преклонном возрасте обвиняемого, а также намеки на то, что с помощью заключения под стражу на их подзащитного просто пытаются надавить. Однако все это, как и заявление самого Хайруллина об объявлении голодовки в знак несогласия с решением Советского райсуда, Верховный суд не убедило, и он постановил оставить обвиняемого под арестом до 10 июня. Подробности — в материале «Реального времени».
Голодовка в знак несогласия
В числе последних сегодня в Верховном суде РТ рассмотрели апелляцию на решение Советского райсуда об аресте депутата Казгордумы Надыра Хайруллина, который проходит по статье 291.1 часть 4 (посредничество во взяточничестве в особо крупном размере). Обжаловать решение суда были намерены адвокаты обвиняемого Елена Устратова и Адель Фатхуллин. Рассматривал дело судья Андрей Герасимов. Сам Надыр Хайруллин предстал на экранах в зале суда из СИЗО-1 в футболке с изображением президента РТ Владимира Путина и с надписью «Я за Путина».
Елена Устратова первым делом озвучила ходатайство приобщить к материалам дела характеристики и медицинские справки о состоянии здоровья обвиняемого. Согласно зачитываемой судьей апелляционной жалобе, у обвиняемого безупречная репутация, множество благодарностей и наград, и он ранее не судим. В настоящее время обвиняемый находится на пенсии и обладает серьезными заболеваниями, в числе которых — гипертоническая болезнь третьей степени. Со всеми вышеперечисленными доводами защита обратилась к суду с просьбой изменить меру пресечения на не связанную с арестом.
В прениях первым слово дали самому Хайруллину, который начал свою речь с утверждения, что ему «впервые приходится выступать в формате видеоконференции в качестве обвиняемого. Он заверил: «Поверьте, это непростое занятие».
По его словам, общеизвестно, что сторона обвинения пользуется преимуществами перед обвиняемым, и «не факт, что последние выдержат натиск обвинителей». Советский суд, по мнению обвиняемого, напрочь проигнорировал закон о презумпции невиновности и при отсутствии доказательств для обвинения вынес решение об его аресте до 10 июня, в связи с чем он с 8 мая объявил голодовку.
«Я живу только за счет пенсии и помощи моих родных и близких»
Хайруллин заметил, что в своем решении суд слово в слово повторил ходатайство следствия об его аресте. Обвиняемый в посредничестве во взятке в размере 24 млн рублей также заявил, что в год его доход составляет всего порядка 500 тысяч рублей.
— Если говорить о моих материальных благах, я вам доложу, ваша честь, что я живу только за счет пенсии и помощи моих родных и близких. В декларации 2015—2016 годов, которую требуют от депутатов Казгордумы, указано, что мой ежегодный доход составляет 500 тысяч рублей. Для сравнения: только содержание арестанта в следственном изоляторе в день обходится в 1 300 рублей и в год составляет 440 тысяч рублей, — зачитывал Хайруллин по листку бумаги свою речь, пока его не прервал суд с просьбой выступать по существу вопроса.
Заметим, что, согласно данным, опубликованным на официальном портале мэрии Казани, обвиняемый является не только политиком, но и бизнесменом, а точнее — генеральным директором ООО «Мойдодыр-Казань» и ООО «Гамма+компания», а по данным системы «Спарк», он имеет отношение общим счетом к девяти компаниям.
Прислушавшись к замечанию судьи, Хайруллин максимально лаконично обозначил свою позицию по поводу решения Советского суда об его аресте.
— Я считаю предъявленные мне обвинения несостоятельными, вину свою не признаю и прошу, ваша честь, пересмотреть и поменять мне меру пресечения — содержание под стражей, — сказал он.
Два уголовных дела по одному факту?
Поддержать своего подзащитного встала адвокат Елена Устратова. По ее мнению, постановление суда обвиняемый раскритиковал справедливо, так как факт совершения преступления и причастность к нему Хайруллина не доказана, как и не доказана необходимость применения к нему столь серьезной меры пресечения.
Защитник сделала акцент на том, что в материалах, представленных суду, содержатся постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ от 10 апреля и постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 291.1 от 21 апреля. По ее словам, речь в них идет об одном и том же факте, который просто квалифицируется по-разному.
— На основании чего произошли такие странные метаморфозы по одному и тому же событию? Потому что никаких следственных действий не проводилось и все эти постановления основаны на материалах оперативно-разыскных мероприятий, — рассказала Устратова.
Адвокату осталось непонятным, почему следствие сначала не расследовало первое уголовное дело, после чего уже определилось бы с квалификацией. Под сомнение защитник поставила и личности заявителей — Кабировых, которые занимались незаконным строительством таунхаусов, и отметила, что других очевидцев факта преступления нет и быть не может.
В свою очередь, Хайруллин, по ее словам, никакого отношения к даче взятки не имел, должностным лицом не являлся и никаких полномочий по поводу вопроса, с которым к нему обращались Кабировы, не имел.
«Это не мера пресечения, а мера давления на нашего доверителя»
Устратова отметила, что в Советском райсуде вообще не обсуждался вопрос возможности выбора меры пресечения, не связанной с заключением под стражу в связи с преклонным возрастом обвиняемого, наличием серьезных заболеваний и положительной характеристикой.
— Я полагаю, что в данном случае, при таких обстоятельствах, про которые я сейчас рассказывала, это не мера пресечения, а мера давления на нашего доверителя, чтобы он просто-напросто не выдержал условий содержания и признался в том, чего он не делал, — заявила защитник.
Адель Фатхуллин также добавил, что с момента задержания их подзащитного его здоровье очень сильно ухудшилось, он неоднократно обращался к медикам в изоляторе, но необходимую помощь они оказать не могут.
Гособвинение попросило оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение Советского райсуда — в силе. В свою очередь Хайруллин в заключительном слове еще раз сделал акцент на своей голодовке.
— Ваша честь, я должен сказать, что с решением Советского районного суда не согласен, и у меня нет другого пути, как выразить свое отношение к этому решению с помощью голодовки. Я с 8 мая нахожусь на голодовке. Другого пути для изменения ситуации у меня нет, — обращаясь к суду, заметил обвиняемый.
Но Верховный суд все доводы защиты и самого Хайруллина не убедили, и, как следствие, он принял решение оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а политика и бизнесмена — за решеткой до 10 июня.Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.