Хипстеры вместо георгиевских лент: рантье Шайдаров закрыл «Казанский текстиль» ради аналога «Винзавода»
Предприятие, которое обеспечивало всю страну желто-черными атрибутами Дня Победы, распродает остатки продукции, а станки уже сбыло чебоксарской «Ленте»
Фабрика «Казанский текстиль», которая с середины прошлого века снабжала текстильной продукцией всю страну, после развала СССР испытывала огромные трудности, а в 2011-м восстала из пепла, — закрылась. Известность в России она получила благодаря необычной продукции — здесь ткали георгиевскую ленту. В 2015 году выпустили рекордные 10 млн метров или около 40 млн штук. Однако в 2017 году казанский предприниматель Камиль Шайдаров решил избавиться от фабрики. «Реальному времени» он рассказал, что в последние годы из-за возросшей конкуренции производство стало нерентабельным, а из-за плана по реновации Адмиралтейской слободы фабрику все равно пришлось бы ликвидировать.
Золотая жила патриотизма стала иссякать
Без репортажа из «Казанского текстиля» в последние годы не обходилось ни одно татарстанское СМИ. Традиционно в преддверии Дня Победы журналисты приезжали в старые корпуса фабрики и рассказывали о миллионах метров черно-желтой ленты, которая сходит с конвейеров, о том, что сотрудники работают в три смены и что ее директор Камиль Шайдаров буквально нашел золотую жилу, купив территорию загибающейся после развала СССР Казанской текстильной фабрики, и вместо того, чтобы сдать ткацкие станки на металлолом, как ему советовал прежний владелец, отремонтировал их и запустил производство.
Шайдаров тогда, что называется, попал в мейнстрим — на волне патриотического подъема фабрика одна из первых в России начала ткать новый атрибут 9 Мая — георгиевскую ленту. В юбилейном 2015 году выпустили 10 млн метров — это примерно 40 млн штук ленточек.
Что интересно, тогда производством ленты занималось не больше пяти предприятий в России, не то что сейчас. Уловив, что патриотизм хорошо монетизируется, черно-желтые ленты, а также триколор (его раздают на День России) начали ткать все. Естественно, подтянулся и Китай. Основными заказчиками были не только государственные органы (ленты традиционно раздают горожанам на акции «Георгиевская лента»), но и частники, например, владельцы автозаправок или швейные магазины — в розницу ленты тоже хорошо шли. По словам Шайдарова, погубили бизнес именно конкуренты, которые тоже потянулись на «патриотический» Клондайк, и жила начала иссякать.
— Производство стало нерентабельно, мы жили за счет больших объемов, но сейчас многие начали производить ленты. Сырье белорусское подорожало, его же продают в долларах. Ленту георгиевскую покупали со второй половины января по конец апреля — все остальное время фабрика производила другую продукцию, которую в таких объемах не берут. К тому же дешевой китайской продукции полно, — говорит Камиль Шайдаров.
За Шайдаровым, по данным ЕГРЮЛ, до сих пор сохраняются два ООО с названием «Казанский текстиль». И оба, по официальной отчетности, скромные. Первое работает с 2010 года. Пик его финансовых результатов пришелся на 2011 год, когда выручка составила 37,6 млн рублей, а чистая прибыль — символические 12 тысяч. Дальше прибыль росла, а выручка падала. 2015 год компания закончила с 10 млн выручки и 72 тысячами чистой прибыли. Правда, в этом же году появилась компания-близнец. Но ее финрез еще скромнее: 5,6 млн рублей выручки и 50 тыс. рублей чистой прибыли.
Продал за копейки: аналитики оценивают сделку в 10 млн рублей
В начале 2017 года «Казанский текстиль», вернее, все его станки, ушли чебоксарскому АО «Лента». Сумму сделки ни та, ни другая сторона не раскрывают. Шайдаров обмолвился «Реальному времени», что если бы это был не разумный шаг, то его бы не сделали. По его словам, с «Лентой» у «Казанского текстиля» было давнее сотрудничество, часть продукции, которую они не могли делать, заказывали у них.
По запросу «Реального времени» аналитики группы компаний «ФИНАМ» дали оценку сделки. О космических суммах речь не идет.
— Если оценивать исключительно оборудование за вычетом амортизации и без учета запасов, то рыночная стоимость не превышает 10 млн рублей, — говорит Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний «ФИНАМ».
Патриотический заказ для заключенных
АО «Лента» само себя называет ведущим российским производителем текстильных лент различного назначения. Компания производит более 400 наименований продукции и владеет, по собственным подсчетам, 25% доли производства рынка текстильных лент в России. Согласно данным официальной отчетности, выручка предприятия в 2015 году превысила 700 млн рублей, а чистая прибыль — 82 млн рублей. Только за три квартала прошлого года компания заработала 78 млн рублей чистой прибыли.
«Реальному времени» коммерческий директор чебоксарского предприятия прокомментировал, что казанские станки уже в работе — на них так же ткут георгиевскую ленту. Это первый подобный опыт в их практике.
— Еженедельно более 100 километров. Но это копеечные объемы по сравнению с общим объемом продукции. Георгиевские ленты для нас — это не основной показатель, у нас несколько другая специализация, основное — более, так сказать, тяжелые ленты. На рентабельность мы ставку не делали, для нас это больше политический вопрос, — прокомментировал «Реальному времени» коммерческий директор «Ленты» Алексей Федотов.
Говоря о нерентабельности, Камиль Шайдаров упоминал и устаревшее оборудование — станки «Казанского текстиля», сказал он, потребляют в 50 раз больше электроэнергии и производят в три раза меньше продукции, чем современные немецкие. По его словам, о рентабельности на чебоксарском предприятии не задумываются, так как основная рабочая сила там — осужденные.
Отряд не заметил потери бойца
Председатель правления Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Татарстана Татьяна Федорова считает, что закрытие «Казанского текстиля» — не большая потеря для республики.
— Это предприятие давно не работало нормально. Проблемы в том, что оно закрылось, нет, они погоду на этом рынке не делали. У нас есть «Квинта», его учредитель ООО «Мелита» — это новое предприятие, там новейшее оборудование. Собственники «Казанского текстиля» — частники. Им, видимо, невыгодно было работать, и они продали «Ленте». А «Лента» — это лидер в России по техническому текстилю, — говорит Татьяна Федорова.
«Квинту», которая вытеснила «Казанский текстиль», по словам Камиля Шайдарова, открыли бывшие работники его фабрики. Директор ООО «Квинта» Александр Парсанов это опровергает.
— Рынок очень большой, мы, открываясь в 2013 году думали, что места всем хватит, а оказалось, что хватает только нам, — говорит Парсанов.
В этом году «Квинта» соткет 7 млн метров георгиевских лент, это несколько меньше, чем в 2016 году. Но на порядок больше, чем тогда же произвел «Казанский текстиль» — 5 млн.
— Основные заказчики — исполкомы многих городов России, Сбербанк, из новых — в Крым много ушло, рекламные агентства и автозаправки, — говорит директор «Квинты» Александр Парсанов.
«Казанский текстиль» превратится в казанский «Винзавод»
Сейчас «Казанский текстиль» распродает остатки продукции, метр георгиевский ленты стоит 2,26 рубля, метр татарстанского триколора — 4 рубля.
Бывшие цеха сданы в аренду. В основном это мебельщики, которые ранее покупали продукцию фабрики.
Камиль Шайдаров говорит, что рано или поздно фабрику пришлось бы выносить за пределы города, и выгоднее было ее продать, нежели искать новое место. По плану реновации Адмиралтейской слободы, до 2018 года надо было выносить производство за пределы города.
Согласно грандиозным задумкам, Адмиралтейская слобода из унылого трущобного района превратится в элитный, здесь должен появиться музейный комплекс, яхт-клуб, дорогое жилье. Под стать этому 12 тысяч квадратных метров фабрики Шайдаров планирует переделать под место тусовки.
— Фабрику перепрофилирую под артплей. Как в Москве территорию бывшего винного завода перепрофилировали, знаете, да? Там архитекторы, дизайнеры, строители, производители — все продвинутые люди, которые хотят работать в лофтах. У нас не хватает их для миллионного города. Они будут арендовать у нас площади. Они и так не пустуют сейчас, но они сданы под производство задешево, а когда район будет оживать, начнется строительство, понадобятся дизайнеры, архитекторы. Там вы сможете потусоваться, найти хорошего специалиста, посмотреть образцы отделочных материалов, — говорит Шайдаров.
Ценитель искусства и старины
Текстильное производство у Камиля Шайдарова — побочный бизнес. Основной — покупка, продажа и сдача в аренду недвижимости. Кроме гектара, который занимают цеха фабрики, ему принадлежит еще 2 га территории рядом.
— Что делать с ними, еще не решил. Возможно, соинвестора найдем и построим жилье на нашей земле, либо часть продадим, — говорит Шайдаров.
Ему принадлежит еще и Чернояровский пассаж. Построенный в 1904 году объект культурного наследия республиканского значения Шайдаров приобрел несколько лет назад, начал ремонт и реконструкцию. Сейчас работы приостановлены, как говорит Шайдаров, из-за кризиса и до лучших времен.
Отремонтированную часть здания он сдавал частному Музею советских игровых автоматов, но тот приказал долго жить. Сейчас на его месте работает ресторан, как бизнес идет у них, Шайдаров не знает, но, видимо, хорошо, раз аренду платят вовремя, сказал он.
Желание превратить ткацкую фабрику в «Винзавод» у Шайдарова не внезапное и не противоречит его имиджу. Он известен как ценитель старины — собрал коллекцию раритетных автомобилей, среди них «Форд» 1914 года, выпущенный в первый год работы завода. Ранее устраивал конкурсы среди художников, премиальный фонд выделял из собственных средств.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.