Новости раздела

Всеволод Чаплин: «Бунт, «бессмысленный и беспощадный», надо подавлять»

Протоиерей Всеволод Чаплин ответил на обвинения в адрес РПЦ со стороны Кагарлицкого и призвал к народным судам над проворовавшимися

Протестные акции, прошедшие в выходные по всей стране, заставили экспертов заговорить об истоках недовольства молодежи. В колонке, опубликованной в «Реальном времени», политолог левых взглядов Борис Кагарлицкий отметил, что в радикализации молодежи отчасти виноваты приход в школы РПЦ и реформа образования. Наш колумнист протоиерей Всеволод Чаплин в ответном материале полемизирует с советским диссидентом. При этом православный священнослужитель вновь повторяет свою мысль о необходимости смены элит в стране.

«Смена элит в России должна стать тотальной»

Что это было? Такой вопрос по поводу воскресных протестов задают на десятках сайтах и в сотнях блогов — при молчании федеральных телеканалов. Некоторые считают, что все было затеяно не без ведома Старой площади, дабы ослабить нынешнего премьера и сделать неизбежной его отставку. Да, подобная интрига вполне возможна. Но неслучайно авторы «теории заговора» напоминают, что и в начале ХХ века власти пытались «тонко» заигрывать с революционным движением — и получили то, что получили.

Кто бы и в каких бы целях ни начал протесты, очевидно, что множество людей, особенно молодых, участвовали в них вполне искренне. И значит, могут начать протестовать еще не раз — безо всякой оглядки на любые интриги и даже без инициативы московских «звезд» типа Навального. Можно сколько угодно говорить об эксплуатации протестующими общественных проблем — но их все-таки никуда не денешь.

«Кто бы и в каких бы целях ни начал протесты, очевидно, что множество людей, особенно молодых, участвовали в них вполне искренне. И значит, могут начать протестовать еще не раз – безо всякой оглядки на любые интриги и даже без инициативы московских «звезд» типа Навального». Фото Максима Платонова

Да, тема коррупции не раз использовалась внешними манипуляторами для разжигания «цветных революций». Но ответ на опасность таких манипуляций должен быть только один: вскрытие нарыва. Решительное, недвусмысленное, безжалостное к «своим людям», безразличное к любым заслугам и договоренностям. Нужны народные суды — нравственные, — за которыми пусть последуют суды формальные. Нужно публичное озвучивание каждым крупным государственным деятелем всех доходов и всего имущества его семьи — и официальный, юридически значимый отказ от владения или использования этим деятелем, его родственниками и друзьями сомнительных объектов собственности, в причастности к которым его подозревают. Как и от доходов от его продажи. Если человек отказывается от прямого ответа на неудобные вопросы или лжет — он ни дня не должен находиться на государственной должности.

Это только один из механизмов смены элит — а такая смена в России должна стать тотальной. Может быть, стоит запретить занимать любые руководящие должности (в том числе в бизнесе и общественных организациях) лицам старше 60 лет — тем, кто «родом из 90-х» (единственное исключение я бы сделал для президента — и то на три года). Нужно дать возможность действовать молодым людям, не знавшим тогдашнего цинизма и не имеющим отношения к теневым договоренностям постыдной эпохи разрушения и разграбления страны.

«Христианин обостренно чувствует несправедливость»

Молодежь не видит жизненной перспективы — в этом прав Борис Кагарлицкий. Скажу больше: тех, кто сейчас учится в школе или вузе, ждут еще более серьезные испытания. Меняется не просто рынок труда — меняется сам его характер. Экономисты, юристы, менеджеры, «офисный планктон» скоро не будут нужны ни в прежнем количестве, ни даже в нынешнем. Их стремительно заменяют программы. Виртуализируются также сферы услуг и ретейла. Вот почему нынешний «кризис» трудоустройства — это на самом деле просто новая реальность, причем она только начинается. «Дно» массовых увольнений и нарастания безработицы еще очень далеко. Но достигать мы его будем стремительно.

И значит, у молодых людей остается один выход — брать власть. Причем самостоятельно, безо всяких подсказок с Запада или Востока, на основе уже имеющихся массовых движений — фанатского, военно-патриотического, — а не придуманных политтехнологами новых «элитных» тусовок с их скомпрометированными и невнятными лидерами. Причем очевидно, что нынешние элиты вряд ли уйдут сами. И значит, молодежи надо учиться преодолевать страх смерти и привыкать к жертвам.

«Христианин обостренно чувствует несправедливость. Он должен любить личных врагов — но может и сместить негодных правителей, если они нарушают закон высшей Божией правды. Наконец, он не только может, но и обязан убить врага Отечества, — если он мужчина и мирянин». Фото Олега Тихонова

Любопытно, что господин Кагарлицкий подмечает один исторический факт, как бы не уделяя ему достаточно внимания. «Значительная часть радикальных революционеров, и особенно террористов, — говорит он, — формировалась именно церковными школами и семинариями. <…> Эта среда формирует людей, которые готовы убивать тех людей, которых им полагается любить». Да, значительная часть высшего духовенства начала прошлого века оказалась не на высоте своего призвания. Эти люди продолжали заниматься примитивным охранительством, не смогли предложить вместо «левой» революции «правые» реформы — с заменой буржуазии и министров на, положим, «Союз русского народа», от которого Синод пугливо дистанцировался.

Однако связь некоторых революционеров именно с православным духовным наследием не случайна. Христианин обостренно чувствует несправедливость. Он должен любить личных врагов — но может и сместить негодных правителей, если они нарушают закон высшей Божией правды. Наконец, он не только может, но и обязан убить врага Отечества, — если он мужчина и мирянин. Соответствующее повеление Священного Предания ничуть не менее значимо для православного человека, чем любые слова Писания, в котором заповедь «Не убий» тоже совершенно не безусловна.

«К законным озабоченностям людей власть должна прислушиваться»

Надо только понять и громко сказать: нынешние элиты греховны, и вопрос об их сохранении у власти просто не стоит. Лучше им уйти с миром — но уйти придется в любом случае. Именно так сейчас должны ставить вопрос молодежные общественные организации, в том числе православные и мусульманские. И не зря ваш покорный слуга еще в 2015 году, выступая перед молодыми людьми, в том числе в Татарстане, говорил им: «Вы станете уважать себя и добьетесь к себе уважения, только если сможете принуждать к отставке министров и губернаторов».

Именно с таких позиций и нужно сегодня вести диалог с властью. Настаивая на том, что никакой вопрос не «решен» и никакая тема не «снята». Государство должно перестать отождествлять себя с коррумпированными и прячущимися от прямых вопросов элитами — иначе будет сметено, уступив место антинародным манипуляторам или просто анархии. То есть повторит позорный сценарий февраля и октября 1917 года. К такому развитию событий верующие люди тоже должны быть готовы, помня, что в подобных случаях побеждает тот, кто начинает битву первым, и навсегда забыв о лукавых проповедях «религиозного пацифизма», принесенных к нам с Запада и не имеющих ничего общего с подлинными традициями христианства, ислама, иудаизма.

«Вот повторяет, например, старую либеральную мантру отец Георгий Митрофанов: «Заповедь «Не убий» остается неизменной отныне и навек. Всякий раз совершаемое убийство является грехом, при каких бы обстоятельствах оно ни происходило». Фото pravmir.ru

Вот повторяет, например, старую либеральную мантру отец Георгий Митрофанов: «Убийство является одним из самых страшных проявлений несовершенства отпавшего от Бога мира. И заповедь «Не убий» остается неизменной отныне и навек. Всякий раз совершаемое убийство является грехом, при каких бы обстоятельствах оно ни происходило».

Будто бы и не совершал убиение некоторых людей Сам Бог. Будто бы и не нашлет Он на людей смертоносные бедствия прямым Своим повелением, о чем говорится в Апокалипсисе. Будто бы и не призывали Сам Бог и святые поражать смертью некоторые категории людей. Будто бы и не признавала наша Церковь брань с нацистскими захватчиками делом вовсе не греховным, а вполне достойным и праведным. Будто и не написано в катехизисе, что убийство врага на войне и осужденного на казнь — вообще не грех.

Да, бунт, «бессмысленный и беспощадный», надо подавлять. Помня, что успешно его подавляли только те страны, которые не стеснялись применять фатальную силу. И неслучайно я недавно предложил приравнять к терактам нападение на полицейских и военнослужащих по политическим мотивам — по крайней мере, в случае нанесения вреда здоровью, употребления оружия или опасных предметов. Но к законным озабоченностям людей власть должна прислушиваться — и меняться. В том числе персонально. В том числе на основе аргументов оппозиции — «правой» и «левой», консервативной и либеральной.

Протоиерей Всеволод Чаплин
Справка

Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.

  • Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
  • После окончания школы в 1985 году начал работу в издательском отделе Московского Патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
  • С октября 1990 по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
  • В 1999 году возведен в сан протоиерея.
  • С 2009 по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
  • Вел несколько передач на ТВ и радио.
  • Публикуется в газете «Русь Державная». Ведет авторскую колонку в интернет-газете «Реальное время».
  • Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.

Новости партнеров