Новости раздела

Вот ты какое, племя молодое: Герман Греф накануне «революции школоты» нарисовал портрет поколения Z

Сбербанк и Validata изучили современных детей, подростков и молодых людей

Вот ты какое, племя молодое: Герман Греф накануне «революции школоты» нарисовал портрет поколения Z
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Благодаря одной из главных повесток дня стала активной позиция молодежи в воскресных протестных событиях. Эксперты пишут о «революции школоты» и «непоротом поколении». В то же время буквально за пару недель до акций протеста Сбербанк обнародовал свое исследование поколения Z. На фоне актуализировавшихся дискуссий «Реальное время» решило посмотреть на молодежь глазами социологов, нанятых крупнейшим банком страны.

Как считали и кого опрашивали

Как понять современного подростка и научиться говорить с ним на одном языке? Исследователи постарались ответить на эти и другие вопросы о современной молодежи, охватив такие сферы, как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установки и ценности, фрустрации и страхи, ожидания от будущего.

Сам Сбербанк назвал свой труд самым крупным и качественным исследованием потенциальных клиентов за всю свою историю. В работе участвовали дети, подростки и молодые люди в возрасте от 5 до 25 лет. Опросили также их родителей и преподавателей, а само исследование провели в Москве, Саратове и Барнауле.

— Города были подобраны таким образом, чтобы отследить особенности образа жизни молодежи как в столичном регионе, выступающем основным трендсеттером, так и в провинциальных городах, — рассказала «Реальному времени» представитель Сбербанка Анастасия Вахламова.

Татарстанцев не опрашивали, но уточнили, что этот труд «отражает общие тенденции, которые свойственны молодым людям в России в целом». Результатом стали 30 фактов, которые подскажут, как правильно взаимодействовать с поколением Z.

Кнопка на пальце и объясняйте картинками

  • Ребенку всего два года, а он сам включает себе мультики в телефоне мамы. Сколько раз мы уже слышали такие истории?

    То, что современные дети родились «с кнопкой на пальце», как образно выразились исследователи Сбербанка, наверняка замечали многие из нас. Достаточно вспомнить, сколько времени вам понадобилось на освоение нового смартфона и как ребенок с первых минут знакомства с гаджетом обращался с ним с легкостью фокусника.

    Все потому, как уверяют авторы исследования, выводя свой первый факт, что онлайн для нынешних детей — «ведущее определение реальности», формирующее тренды. Здесь им легче знакомиться, рассказывать о себе, искать информацию, покупать вещи.

    «В каждом классе теперь есть ученик, который понимает в информатике больше, чем его учитель информатики. Раньше такого не было», — приводят исследователи комментарий преподавателя.

  • Еще один факт — дети воспринимают только краткую и наглядную информацию. Внимание подростка быстро переключается. Авторы работы подсчитали, что средний период его концентрации на одном объекте — всего 8 секунд.

    Так что длинным текстом — «кирпичом» — представителя поколения Z лучше не перегружать, он не способен такое усваивать. Информацию лучше подавать маленькими, «перекусочными» порциями. А еще лучше сдобрить ее картинками, иконками, смайликами и заменить ими часть текста.
  • Кроме того, у молодежи нет долгосрочных трендов, уверяют в Сбербанке. Социальные сети формируют у нее «ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду». Быстро меняется мода. Никаких устойчивых предпочтений. Сегодня это могут быть одни бренды и стили одежды, завтра — другие. «Обязательные списки» в музыке или кино отсутствуют.

Отцы и дети: не ругать и не «грузить» авторитетами

«Они иные, мы должны это признать» — приводят мнение взрослого респондента исследователи. Еще парочка добавляет: «Не надо ломать детей через коленку» и советует: «Больше хвалим их. Если они беспроблемные, бесконфликтные, вроде выполняют задания, вроде нормально общаются, надо их хвалить, чтобы стимул у них какой-то был… Раньше больше ругали. Это и в семьях так: раньше больше ругали, а сейчас больше хвалят».

  • В таком случае родители выстраивают партнерские отношения с детьми, руководствуясь принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное». Тогда и отцы, и дети отзываются друг о друге с нежностью и теплом, считают авторы. Конфликт поколений смазан.

    Психологи давно выяснили: ребенок старше 7 лет больше ориентируется на сверстников, нежели на родителей.
  • Так и исследователи Сбербанка уверяют, что взрослые больше не являются абсолютным авторитетом для детей. Молодые люди общаются со старшими на равных.

    Тем остается только признать, что молодежь превосходит их во многих навыках и лучше ориентируется в современной бесконечно меняющейся жизни.
  • Беда родителей в том, что они постоянно жалеют своих детей, «стараются оказывать на них минимальное давление», «взваливают на себя все бытовые обязанности» или «гиперопекают», считают исследователи. В результате «поколение Z не нарабатывает навыков решения проблем реальной жизни».

Доверие интернет-СМИ и внезапный успех стартаперов

В тоже время представители поколения Z не любят и не могут быть одни, им нужно постоянно быть на связи. Вывод исследователей:

  • Молодежь не может обходиться без социального взаимодействия.
  • Кроме того, молодые люди сегодня уверены в собственной исключительности.

    Свои увлечения и отношения с родителями они описывают как необычные и отличные от других.

    Современная молодежь тотально следует рекомендациям онлайн-СМИ, своих же ярко выраженных субкультур у нее нет. В Сбербанке назвали ее «поколением мейнстрима».

    При этом подростки не замечают того, что их объединяет. Увлечения, музыка, кино не воспринимаются как маркеры для разграничения «свой — чужой».
  • Молодые не видят себя единым поколением.

    Многочисленные статьи в онлайн-СМИ рассказывают истории о внезапном и стремительном успехе. Но, с другой стороны, история России последних лет показывает, что все может пойти не так, как задумано. Как итог:
  • Модель постепенного движения к успеху повредилась.

    По мнению авторов, молодые люди сейчас не стремятся разрушать и ценят спокойствие, стараются хотя бы формально следовать правилам. И все же поступают так, как считают правильным, далеко не все рассказывая родителям.
  • Поэтому им свойственно скорее тихое сопротивление, чем открытый бунт.

    При этом современная молодежь придерживается традиционного взгляда на взаимодействие полов и распределение ролей в семье: женщина — хозяйка и мать, мужчина — добытчик. Ожидаемый возраст вступления в брак и рождения детей — 25—27 лет.
  • Отсутствие гендерного равенства, как вывод.

Установка на гедонизм, «вкалывать» не готовы и мода выглядеть умным

Установки и ценности современных молодых людей выглядят следующим образом:

  • Главное — поиск своего пути.

    Главный запрос от жизни — быть счастливым. Трудности не означают, что путь не верен.
  • Установка на гедонизм, отмечают исследователи.

    Успех измеряется разнообразием жизни и удовольствием от нее, а не богатством и статусом.
  • Счастье — это и есть успех.

    Под саморазвитием современная молодежь понимает любое увлечение: путешествия, занятия музыкой или рисованием, походы в кино или театр и т.д.
  • Саморазвитие — это модно, констатируют молодые.

    В жизни нужно попробовать все и сочетать: работу, увлечения, друзей, семью, путешествия и т.д. Обратное молодежь считает деградацией.
  • Жизнь хороша, когда разнообразна.

    Труд, конечно, должен приносить доход, но не отнимать много времени. В ответах молодых людей исследователи практически не нашли таких слов, как «карьера» и «престижная работа». Кроме того, как признают молодые люди, «вкалывать» они не готовы.
  • Работа должна быть в радость, убеждены они.

    До поколения своих бабушек и дедушек, способных горы свернуть, но построить новый мир, современным детям далеко. Они не собираются менять человечество. Им бы свою жизнь покомфортнее устроить.
  • Установка на индивидуализм.

    А еще нынешние дети постоянно ждут похвалы на любое действие и ставят перед собой цель — добиться популярности на работе, среди друзей и в социальных сетях.

  • Страстно хотят признания.

    Для них «признак успеха — страничка в Википедии», отмечают респонденты исследования.

    При этом представители поколения Z умеют устанавливать социальные связи, поддерживать разговор на разные темы и быть нескучными.
  • Модно быть умным — делают выводы исследователи.

    Кроме того, они выяснили, что у молодежи принято говорить, что они любят свою семью и родителей. В их среде удачная семейная жизнь — признак состоятельности и в конечном итоге — счастья. Для них важнее состояться в семье, нежели в профессиональной карьере.
  • Апология семейных ценностей.

Страх жизни и одиночества

При этом молодым поколением управляют различные страхи и фрустрации. Они считают правильной моделью воспитания, когда мамы и папы делают акцент на поощрении и «вере в ребенка».

  • Но при этом очень боятся разочаровать родителей.

    Еще один сильный страх молодого поколения — допустить ошибку. Тогда счастье и успех окажутся под угрозой, а значит, ошибиться — означает вопрос жизни и смерти.
  • Неправильный выбор — это катастрофа.

    Родители остерегаются что-то советовать своим чадам в выборе пути, опасаясь упреков в будущем. Ориентироваться молодым не на что, а путь родителей не привлекает их рутиной и однообразием. Как результат:
  • Свобода выбора — не помощь, а затруднение.

    Опасаются молодые люди скучной, однообразной жизни. Они не научились находить радости в повседневной жизни. Итог:
  • Страх обычной жизни.

    В представлении молодого человека идеальное будущее — это семья и друзья. «Быть одиночкой» в их понимании — полный провал.
  • Страх одиночества и социального несоответствия.

Страх заглянуть за горизонт

Молодым людям сегодня тяжело ставить далеко идущие планы. Горизонт планирования работает только при наличии абсолютно понятной цели: окончить школу, сдать экзамены, окончить вуз.

  • Минимальный горизонт планирования.

    Чтобы не разочароваться, старшеклассники ставят перед собой неамбициозные цели. Они ждут простого счастья и нормальной жизни.
  • Главные ожидания: комфорт и спокойствие.

    Далее исследователи переходят собственно к рекомендациям. Например, взаимодействие с молодежью в части рекламы и информации советуют сдвигать в интернет. На просторах сети брендам нужно искать своих агентов влияния и блогеров, причем не только в традиционных соцсетях, но и в новых.
1/30
Василя Ширшова

Новости партнеров