Новости раздела

«Платон» мне не друг: казанские дальнобойщики присоединились к всероссийской стачке под прицелом ГИБДД

Перевозчики требуют отменить повышение тарифов «Платона», а в противном случае грозятся остановить работу до 2 апреля

«Платон» мне не друг: казанские дальнобойщики присоединились к всероссийской стачке под прицелом ГИБДД
Фото: realnoevremya.ru/Дарья Турцева

Казанские дальнобойщики присоединились к всероссийской акции протеста. Это был не митинг и не пикет — водители через соцсети договорились встретиться на федеральной трассе М-7, чтобы обсудить свои проблемы. Раньше «дальнобоев» на место прибыли экипажи ГИБДД. Вначале они наблюдали, как большегрузы растягиваются на несколько километров вдоль дороги, а потом начали переписывать номера. Это не помешало участникам стачки обсудить требования по снижению тарифов «Платона», а также согласовать дальнейшие действия — до 2 апреля не принимать заказы на грузоперевозки. На встрече перевозчиков побывал корреспондент «Реального времени».

Собрание охраняла ГИБДД

После воскресных антикоррупционных акций в понедельник, 27 марта, свою общероссийскую акцию организовали российские дальнобойщики. Татарстанцы решили присоединиться к ней, но в отличие от прошлогодних акций в этот раз стачка проходила только в Казани. Собрание дальнобойщики устроили на пересечении Мамадышского тракта и федеральной трассы М-7, вереница машин на обочине растянулась на два километра.

Раньше «дальнобоев» на место прибыли экипажи ГИБДД. Вначале они наблюдали, как большегрузы растягиваются на несколько километров вдоль дороги, а потом начали переписывать номера. За собранием следил лично замначальника УГИБДД МВД РФ по РТ Рустам Ибрагимов, он стоял на противоположной стороне трассы и наблюдал за происходящим. За стихийное собрание, пообещал он одному из водителей, наказывать никого не будут. Эти слова тот водитель периодически выкрикивал толпе.

Через несколько километров от места сходки стоял пост ГИБДД, на котором, как сообщали дальнобойщики друг другу по рации, тормозили всех участников стихийного собрания — тщательно проверяли документы, выписывали штрафы за грязные номера и разговоры по телефону во время движения.

Проблема всей страны

Повестка стачки — «Платон», огромные штрафы за перегруз — 500 тысяч рублей, высокие цен на топливо — за полгода стоимость солярки, по словам водителей, выросла в 4 раза.

— Это проблема на наша, а проблема всего населения страны. Сами мы не можем это на себя брать — мы работаем на грани рентабельности. Мы включим это в цену продукта, поэтому будет платить население. Наша задача здесь — донести через СМИ до населения то, что проблема перевозчиков — это не проблема только перевозчиков, это проблема всего населения страны, — говорит Андрей Лукин, общественник и индивидуальный предприниматель, работающий в сфере грузоперевозок.

Больше всего претензий у перевозчиков к системе взимания платы за проезд по федеральным трассам — «Платон».

— Вы идете покупать молоко, оно стоит 50 рублей… Придумали систему платных дорог. Как нам Соколов (Максим Соколов, министр транспорта России, — прим. ред.) объясняет: «Ведь ничего страшного нет: надо заплатить 3,5 тысячи рублей на 1000 км — это же мало на 20 тонн груза». Но он не говорит самого главного — поставить пакет молока в магазин — это целая технологическая цепочка, и в каждой участвуют большегрузы, значит, на каждом этапе идет прибавление цены. Телят нужно привези на ферму — прибавление, потому что их грузовик везет. Корма нужно привезти?.. — рассуждает Андрей Лукин.

Андрей Лукин: «Наша задача здесь — донести через СМИ до населения то, что проблема перевозчиков — это не проблема только перевозчиков, это проблема всего населения страны»

Индексацию отменили, а стачку нет

Сообщение о запланированном ранее повышении тарифов «Платона» вызвало волну возмущений, дальнобойщики всей России договорились устроить стачку 27 марта. Протестную акцию отменять не стали, несмотря на то, что 24 марта на сайте правительства России появилась информация о продлении существующего сейчас льготного периода и индексации не на 200%, как планировалось, а на 25%. В итоге с 15 апреля за проезд по федеральным трассам придется перевозчикам платить 1,90 рубля за километр.

— Нам якобы пошли на уступки, но это не уступки. Мы достаточно платим акцизов — огромнейшие деньги, громадные деньги мы платим в виде налогов, кроме транспортного, лично я — НДС, «вмененку», содержу бухгалтера, двух водителей — я за все это плачу, — загибает пальцы на руке Евгения Харитонова, индивидуальный предприниматель. По ее оценкам, государству она отдает 80% от того, что заработала.

— Ладно, если государству, но «Платон» — это ООО с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Оно лопнет в один момент, и денег никто не увидит, — поправляет ее один из собравшихся.

— Нас обвиняют в том, что мы «серые» перевозчики. Как я могу быть «серым», если я зарегистрирован как ИП, плачу «вмененку»? Транспортный налог невозможно не платить. «Гайцы» меня не пропустят, если за мной какой-то долг висит. Если ты «серый» перевозчик — тебе никто груз не доверит, если нет расчетного счета — не заплатят, сейчас все с перечислением работают — невозможно быть сейчас «серым» перевозчиком! — возмущается дальнобойщик Рамиль Гарипов.

Отпуск до 2 апреля и ультиматум грузоотправителям

Это не первая забастовка против «Платона», 11 ноября 2015 года была всероссийская акция — в 40 регионах России сотни водителей грузовиков стояли на обочинах трасс, образуя многокилометровые пробки. В 2016 году стачка повторилось. Акция 27 марта 2017 года, по словам регионального представителя Объединения перевозчиков России Александра Черевко, состоялась во всех областных центрах страны. В Казани до перекрытия трасс и беспорядков не дошло. Собрание длилось два часа, на нем перевозчики решили устроить себе внеплановый отпуск — до 2 апреля они намерены не принимать заказы. Насколько солидарны в своих угрозах будут все дальнобойщики — пока можно только гадать. По заверениям одного из собеседников «Реального времени», он уже остановил две свои машины в Перми и велел водителям «ехать домой паровозом».

2 апреля перевозчики планируют снова встретиться, на этот раз в Дербышках, чтобы обсудить — продолжать бойкот грузоотправителям или нет. Приостановкой грузоперевозок они хотят заставить грузоотправителей самих платить за «Платон» и штрафы за перегруз. Правда, потребителям от этого не легче — платить все равно в конечном итоге придется им.

Дарья Турцева, фото автора, видео Камиля Исмаилова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров