Новости раздела

Они не вернулись из боя: рассекречено число погибших в Великой Отечественной войне

Как изменялись официальные данные о потерях СССР

Они не вернулись из боя: рассекречено число погибших в Великой Отечественной войне
Фото: Роман Хасаев

Недавно в Госдуме озвучили новые цифры людских потерь Советского Союза в годы Великой Отечественной войны — почти 42 млн человек. К предыдущим официальным данным «дополнительно» прибавились 15 млн человек. Заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля, наш колумнист Михаил Черепанов, в авторской колонке «Реального времени» рассказывает о рассекреченных потерях СССР и Татарстана.

Безвозвратные потери Советского Союза в результате действия факторов Второй мировой войны — более 19 миллионов военнослужащих.

Несмотря на многолетний и хорошо оплачиваемый саботаж и всевозможные усилия генералов и политиков скрыть истинную цену нашей Победы над фашизмом, 14 февраля 2017 года в Государственной думе на парламентских слушаниях «Патриотическое воспитание граждан России: «Бессмертный полк» рассекретили, наконец, наиболее приближенные к правде цифры:

«Согласно рассекреченным данным Госплана СССР, потери Советского Союза во Второй мировой войне составляют 41 миллион 979 тысяч, а не 27 миллионов, как считалось ранее. Общая убыль населения СССР в 1941—1945 годы — более 52 миллионов 812 тысяч человек. Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны — более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения».

Как утверждается в докладе, эти сведения подтверждены большим количеством подлинных документов, авторитетных публикаций и свидетельств (подробности — на сайте « Бессмертный полк» и других ресурсах).

История вопроса такова

В марте 1946 года в интервью газете «Правда» И.В. Сталин объявил: «В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу около семи миллионов человек».

В 1961 году Н.С. Хрущев в письме премьер-министру Швеции писал: «Германские милитаристы развязали войну против Советского Союза, которая унесла два десятка миллионов жизней советских людей».

8 мая 1990 года на заседании Верховного Совета СССР в честь 45-летия Победы в Великой Отечественной войне объявлено итоговое число людских потерь: «Почти 27 миллионов человек».

В 1993 году коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева опубликовал статистическое исследование «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах». В нем указана сумма общих потерь — 26,6 миллиона человек и в том числе впервые опубликованы боевые потери: 8 668 400 солдат и офицеров.

В 2001 году вышло переиздание книги под редакцией Г.Ф. Кривошеева «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил: Статистическое исследование». В одной из ее таблиц говорилось, что безвозвратные потери только Советской Армии и флота в годы Великой Отечественной войны — 11 285 057 человек. (см. стр. 252.) В 2010 году в очередном издании «Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь» опять же под редакцией Г.Ф. Кривошеева уточнены данные о потерях воюющих в 1941—1945 годы армий. Демографические потери снижены до 8 744 500 военнослужащих (стр. 373):

И вот 14 февраля 2017 года объявлена новая цифра: более 19 миллионов солдат и офицеров.

Возникает естественный вопрос: где же хранились упомянутые «данные Госплана СССР» о боевых потерях нашей Армии, если их более 70 лет не могли изучить даже руководители специальных комиссии Министерства обороны? Насколько они соответствуют действительности?

Все познается в сравнении. Стоит вспомнить, что именно в книге «Россия и СССР в войнах ХХ века» нам разрешили, наконец, в 2001 году узнать, сколько наших соотечественников было мобилизовано в ряды Красной (Советской) Армии за годы Второй Мировой войны: 34 476 700 человек (стр. 596.).

Если принять на веру официальную цифру 8 744 тыс. человек, то доля наших военных потерь составит 25 процентов. То есть, по утверждению комиссии Министерства обороны РФ, лишь каждый четвертый советский солдат и офицер не вернулся с фронта.

Думаю, с этим не согласится житель любого населенного пункта бывшего СССР. В каждой деревне или ауле есть плиты с именами погибших земляков. На них в лучшем случае лишь половина из тех, кто ушел на фронт 70 лет назад.

Статистика Татарстана

Посмотрим, какая статистика в нашем Татарстане, на территории которого не было боев.

В книге профессора З.И. Гильманова «Трудящиеся Татарии на фронтах Великой Отечественной войны», изданной в Казани в 1981 году, утверждалось, что военкоматы республики отправили на фронт 560 тысяч граждан и 87 тысяч из них не вернулись.

В 2001 году профессор А.А. Иванов в своей докторской диссертации «Боевые потери народов Татарстана в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» объявил, что с 1939 по 1945 годы с территории Татарской республики было призвано в армию около 700 тысяч граждан, и не вернулось 350 тысяч из них.

Как руководитель рабочей группы редакции Книги Памяти Республики Татарстан с 1990 по 2007 годы, могу уточнить: с учетом уроженцев, призванных из других регионов страны, потери нашего Татарстана в годы Второй Мировой войны составили не менее 390 тысяч солдат и офицеров.

И это безвозвратные потери республики, на территорию которой не упала ни одна бомба или снаряд противника!

Неужели потери других регионов бывшего СССР даже в среднем по стране меньше?

Мне кажется, что вновь опубликованная цифра потерь нашей армии вполне соответствует действительности. Уверен, что удастся найти в секретных архивах страны документы, доказывающие именно этот шокирующий на первый взгляд факт.

Время покажет. А наша задача — вырвать из безызвестности и внести в базу данных потерь Республики Татарстан, представленную в Парке Победы Казани, по возможности имена всех земляков.

И делать это должны не только одиночки-энтузиасты по своей инициативе, но и профессионалы-поисковики по поручению самого государства.

Сделать это только в раскопах на местах боев во всех Вахтах Памяти физически невозможно. Для этого нужна массовая и постоянная работа в архивах, опубликованных на сайтах Министерства обороны РФ и других тематических ресурсах Интернета.

Но это уже совсем другая история…

Михаил Черепанов, иллюстрации предоставлены автором
Справка

Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».

Новости партнеров

комментарии 61

комментарии

  • Анонимно 05 мар
    Спасибо за статью. Недавно нашёл в архивах своего дядю. Умер в плену.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Страшные цифры. Думаю реальная картина по цифрам намного хуже.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Какой кошмар.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Слушайте, тут просто что нибудь случается, уже данных нет. Просто нет и все. Сразу тишина в эфире. А что уж говорить про вторую мировую.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Скорее всего цифры еще вырастут, как засекреченность снимут.
    Ответить
    Анонимно 05 мар
    По мере рассекречивания данных, будут расти потери. Это факт!
    Ответить
    Анонимно 18 авг
    Даже не сомневайтесь !

    Со временем цифры потерь СССР в Великую Отечественную превысят численность населения страны раза в три, а если будут считать совсем честно то возможно и на порядок выше
    Ответить
    Анонимно 10 фев
    Аноним, Неуважаемый, а ёрничать по поводу миллионов убитых (в том числе по вине Сталина) - это нормально? Так поступают приличные лоюди или подонки?
    Ответить
    Анонимно 10 май
    Ты жив "по вине Сталина", благодаря тому, что страной тогда руководил Сталин. Хаить Сталина может либо дурак, либо враг, либо подонок. А человек ёрничает не по поводу миллионов погибших, а по поводу тех мразей-антисоветчиков, которые этими миллионами играют, чтобы оправдать свой антисоветский настрой. Причём, подчас, не обращая внимания на элементарную математику.
    Ответить
    Анонимно 24 май
    Мы живы НЕ БЛАГОДАРЯ СТАЛИНУ, а вопреки. Этот садист социопат уничтожил огромное количество людей в гулаге. В ВОВ искуственно созданная блокада Ленинграда, когда продовольствие было вывезено из города. Его собирались сдавать. Никто не думал о людях. Из города выводили танки и прочее с военных заводов, но людей вывозили мало, и некачественно. Сжигались деревни, что б немцы шли по вызженной земле. Огромные потери мирного населения. Сталин не считал миллионом больше, миллионом меньше. Он знал о предстоящей войне, ему докладывали, но Сталин имея превосходство в танках и самолетах умудрился проспать войну. И как после этого относится к нему? Если Бог есть, то товарищ сталин ( именно с малой буквы) горит в аду
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Это точно скоро либералы напишут что 100 миллионов убито Теория о закидывании шапками все так же жива и запихивается в головы молодежи все так же приписывают почему немецкие потери не переписывают хотя уже есть куча данный что немцы скрыли потерю почти трех миллионов солдат вермахта погибших на территории СССР
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Не исключаю, что ещё не все рассекретили потери
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    А Германия возмещает ущерб только евреем. Хотя потери нашей страны в разы больше.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    Неофициально всегда именно о таких потерях и говорили, но опровергали официально.
    Ответить
  • Анонимно 05 мар
    что же с намипроисходит? Как мы это помним, чтим, и что мы делаем тут все, чтобы их героические жизни не позорить? Они же за нас погибли: а мы пассивные, в телевизорах, не работаем, не улыбаемся встречным, стали стажателями ( каждый в своем масштабе), замкнутые, несмелые....
    Ответить
  • Lilia Khajrova 05 мар
    "Как руководитель рабочей группы редакции Книги Памяти Республики Татарстан с 1990 по 2007 годы, могу уточнить: с учетом уроженцев, призванных из других регионов страны, потери нашего Татарстана в годы Второй Мировой войны составили не менее 390 тысяч солдат и офицеров.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/58108-o-rassekrechennyh-arhivazh-sssr-i-realnyh-poteryah-v-voyne"
    Ну, тут не всё так просто! Лично списывалась с администрацией сайта с поисковиком и опубликованными сканами документов. Некоторые бойцы фигурируют по два-три раза. Пока искала своих родственников воевавших и погибших, неоднократно натыкалась. Сначала хотела собирать такие списки, потом поняла. что не потяну. Ещё работать и работать всем нам. Одна-две буквы, ошибка в адресе информирования или места призыва и вот - уже дубль, а то и два-три. Я очень понимаю трепетное отношение тех, кто имеет доступ к документам, кто по обязанности должен был зафиксировать и сохранить информацию. Но! Надо осознавать и масштабы-процент таких ошибочных дублей, тем более, что все мы понимает специфику национальных республик, специфику наших национальных имён.
    Ответить
    Анна Манцурова 14 мар
    Согласна с вами. Есть дубли и даже три-четыре варианта одной и той же по идее записи о потере бойца, но они некоторыми недобросовестными или невнимательными исследователями считаются не как одна запись, а как записи о потере нескольких человек...
    Ответить
    Анонимно 20 май
    Да, похоже на то.
    Немного из другой оперы, но мой дед фигурирует в списке жертв политических репрессий 2 раза. Две буковки местами перепутаны, вот и два "разных" человека. А все остальные данные совпадают.
    Ответить
    Анонимно 02 ноя
    У меня прадед 4 раза погиб в разных списках. Дважды в разных местах.
    Ответить
  • Damir Nabi 05 мар
    думаю уточнения еще будут, это не последняя цифра
    правильно будет что не вернулся каждая вторая а то и три из четырех (а не "один")
    Вот Китайцы потеряли в той войне 35 млн,
    но они ведь еще с японцами воевали с конца 30-х...
    Ответить
  • Анонимно 06 мар
    Лилия, будьте внимательнее: Вы смотрите в интернете устаревшую базу данных, в которой 400 тысяч персоналий. В новой версии на сегодняшний день после выброса дублей и тех, кто вернулся живым, осталось 393 тысячи. Согласен, что и там может быть до трех тысяч дублей, но 390 тысяч все равно остается. Автор
    Ответить
  • Анонимно 07 мар
    Все из-за того, что наши полководцы не считались потерями живой силы. Миллионами бросали их на смерть Особо отличился при этом Жуков. Ему не памятник поставить надо, а судить за смерть десятков миллионов наших граждан, которых он бросал на верную смерть. И лишь бы для того, чтоб выполнять приказ главнокомандующего и взять тот или иной город на такой то срок.. Только на Берлине он виновен в смерти миллионов наших сограждан.
    Ответить
    Анонимно 25 ноя
    Бред горячечный не несите. Никаких планов по взятию городов к праздникам не было. Жуков в своих приказах требовал беречь л.с., запрещал лобовые атаки укреплённых позиций, подробно разъяснял, как и на каких участках строить оборону и т.д. Потери в Берлинской операции убитыми составили 78 тыс. чел., общие - 352 тыс. "Д,б!" (с)
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    ну расскажите как жуков берлин брал не в лоб... откуда вы такие беретесь,вас в окопы жуковские...
    Ответить
    Анонимно 26 окт
    а причем жуков все были хороши и сейчас они плюют вспомните буданова самовольно спас солдат выгнали унизили растоптали осудили зачем сами развязали убийство армии
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    да уж,но кто его посадит он же - памятник,сделали из убийцы героя,ничего удивительного для нашей страны..
    Ответить
  • Анонимно 12 мар
    в Государственной думе на парламентских слушаниях
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/58108-o-rassekrechennyh-arhivazh-sssr-i-realnyh-poteryah-v-voyne

    "- А теперь РАДОСТНАЯ новость, у Натальи Поклонской замироточил бюст!"
    Парламент, он такой ((((((

    Цифра 40+ миллионов появилась достаточно давно, Б. В. Соколов этак в 1993 году.

    «Академик РАН социолог Геннадий Осипов[18] охарактеризовал Б. В. Соколова как «самого неутомимого „профессионального“ фальсификатора», а его подсчёты назвал абсурдными, поскольку «за все годы войны было мобилизовано (с учетом довоенного числа военнослужащих) 34,5 млн человек, из которых непосредственными участниками войны было около 27 млн человек. После окончания войны в Советской Армии числилось около 13 млн человек. Никак из 27 млн участников войны не могли погибнуть 26,4 миллиона»[19]» Из "Википедии".
    Получается, потери военнослужащих, включая демобилизованных по ранениям, болезням и по неблагонадежности, как те же калмыки, 21 миллион человек. Ну не верится, что из 21 миллионов 19 убито! Либо цифра призванных другая...
    Ответить
  • Анонимно 24 май
    Всё это полная чушь и ложь. Кто не поленится, легко заметит, что не может быть в принципе 42 миллионов. Читайте перепись населения в СССР, больше разрыв между 1941 и 1946 в 23 миллиона. Так что, не могло быть там никаких 42 миллионов. Либо женщины во время войны, должны были рожать ещё больше, чем в мирное время. Но это уже на грани фантастики. Но несведомые поверят в любые цифры, так как сами разобраться не способны и можно пудрить голову вам. Вот уже кто-то ляпнул бред, что цифры могут быть и больше. Скоро дойдут до 100 миллионов и все поверят, мозгов то нет, образование то куплено.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Полностю поддерживаю
    Ответить
    Анонимно 21 фев
    олень, помимо военнослужащих еще есть такая категория, как гражданское население. Может ты не в курсе сколько городов сел и деревень было разбомблено и сожжено?
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    Вы туповаты немного? Речь идёт о потерях в РККА. Надеюсь, что такое РККА вам известно? Отупело население за 30 лет капитализма.
    Ответить
    Анонимно 18 авг
    Спасибо за честность !
    Ответить
  • Анонимно 11 авг
    До ста нет, но до 70 точно дойдут!
    Ответить
    Анонимно 13 окт
    Счетоводы хреновы. Никто из вас не удосуживается назвать цифры раненых. А их было 46 миллионов. (по секретной записке маршала Конева). (Статья "Маршал Конев о потерях СССР в великой войне". (Газета "Диалог. Слово-Дело.
    Ответить
  • Igor Peshnin 19 авг
    Может быть и другое: в цифру вошли и погибшие в сталинских лагерях, в тылу от голода и т.д.
    Ответить
  • Анонимно 03 сен
    нужно каждого солдата, участника войны, пересчитать по именно, только тогда мы будем знать сколько ушло на фронт, сколько погибло.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Мне было 4 года, когда началась Великая Отечественная война. Мне очень важно знать всю правду об этом событии. Я хочу , что бы мои сыновья и внук знали через что прошли его дед и отец, наши родственники. Благодарю всех кто служит идее - озвучить правду о Великой отечественной войне. Очень важно знать о войне наследникам победы. Сберегая память о тех, кто завоевал нашу свободу, мы тем самым благодарим погибших, раненных, искалеченных войной, отдаем часть своей души за их подвиг!
    Ответить
  • Анонимно 06 май
    Сейчас народ глубоко одурманен пропагандистским патриотизмом и вряд ли до него дойдёт, что война это не "мы можем повторить", а величайшая трагедия народа и страны....
    Ответить
  • Константин Калинин 07 май
    Цифра 42 миллиона людских потерь - это верх идиотизма. Пора конкурс среди идиотов объявлять, кто больше ?

    Цифра 26.6 миллионов людских потерь несколько завышена. Миллионов на пять, что уж говорить о 42 миллионов. Причем в эти 26.6 миллиона входят не только погибшие, но и умершие в результате сверхсмерности. Погибших приблизительно 17.5 миллионов, 8.7 миллионов - сверхсмертность и 450.000 остались на западе, не вернулись в СССР.
    Ответить
    Анонимно 30 июн
    а народ никто не считал, а перепись - это просто была оценка населения, никто не катался и не переписывал, как сейчас. И то, что 26 миллионов погибло - это по документам. А сколько народу забрали , не оформив, как положено. У меня из 10 ушедших 3 не оформлено было. и пробабушка говорила, что они были. А сколько тех, про кого она не говорила? и они не числились нигде. Знаю одно, что деревни и сёла до войны были переполнены, а после войны они стали полупустые. так что неизвестно до точности сколько народу полегло. может и 26 млн., а может быть и 50 млн. а может быть и того больше. Зная что половину солдат не учли, особенно, когда немец на Москву, Рязань, на Тамбов, Сталинград. тогда забирали всех мужиков и гнали прямиком на фронт, не заходя в военкомат. Мои половина так и погибли, нигде не значась, и теперь я о них никогда ничего не узнаю, кроме одного лишь имени
    Ответить
    Анонимно 03 май
    вы несете откровенный бред
    Ответить
  • Анонимно 11 июн
    Кураков Валерий
    Названные потери близки к реальности. Если даже взять только данные переписи 1951 года - 181 млн и данные на 1941 год - 205 млн то уже разница в 24 млн при естественном приросте за 11 лет 1,5 уже потери завышают 40 млн а естественный прирост был больше. В любом случае ребята молодцы, Истина должна быть установлена
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Перепись 1939 года показала 170.6 млн,с учетом присоединенных территорий и прироста на начало войны 197 млн,это уж5 тысячу раз доказано и то скорее всего на пару миллионов больше,потому как большевики скрывали жертвы голода 33 года,потому что по Госплану недобор был,вот и прибавили пару лямов к переписи 39

    Ни о каких 205 и тд населения не может быть и речи,только кретин будет считать что в перепись 39 вошло население не считая армии,а по ом прибавлять армию к населению как делал Резун

    26.6 млн это убыль на 1 января 46 года,а война закончилась в середине мая,в эти 26.6 млн включены умершие естественной смертностью с середины мая по 1 января 46,а это более 1 млн,так же включены те кто не захотел возвращаться в СССР,таких минимум 500 тыс,если в СССР был голод в 48 году и погибли до 800 тыс,то что говорить о 41-45гг,что происходило в тылу ина оккупированных территориях
    В итоге из этих 24.8 млн детская сверхсмертность 1.3 млн,а взрослая еще несколько миллионов,вот и выходит что убитых военных и гражданских,а так же погибших в плену,от бомбежек и голода в Ленинграде менее 20 млн
    Ответить
  • Анонимно 27 июн
    Какая кровожадность! Комуто очень хочется "укокошить" пол населения СССР.
    Ответить
  • Анонимно 08 июл
    Лично я верю , потому что вспоминая Виктора Астафьева о том ,как он говорил логика у наших руководителей была такая - страна огромная - еще нарожают , то цифра в 42 миллиона - не кажется фантастической .Мы победили , забросав врага трупами - вот и вся победа ! До сих пор у нас лежат солдаты в лесах не захороненные по человечески . Вся сущность большевизма проявилась в ВОВ , при чем ее самые мерзкие черты .
    Ответить
    Анонимно 17 сен
    Да да, Трупы красноармейцев, когда заряжаешь ими пушку становились бронебойно-зажигательными.)) Когда погружаешь в самолет -бомбами)) Заряжаешь катюшу- реактивными снарядами)) Как классно, орудие произвел, а боеприпасы производить стоя по 24 часа у станков оказывается и не надо было по Вашей логике))))
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Потому что ты необразованный и недалекий,вот и и веришь всему что напишут
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    А откуда Астафьев знал про логику наших руководителей,особенно про то что нарожают?

    Такая фраза появилась после фильма "Гардемарины 3","...пехоту уложим,других мужичков наберем,Россия большая,а кавалерия,брат,лошади денег стоят..."

    Диванный эксперт,ну давай расскажи как воевать надо,если армия практически разбита и на декабрь 41 в плену более 3 млн,а убитых более 2 млн,призывников 10 млн необученных,против Вермахта,разгромившего Францию и захватившего всю Европу
    Это критический момент был для страны в конце 41 и последний ее ресурс был это люди,которые ее могли спасти только своими жизнями,они это и сделали,но не 42 млн,а 18-19 млн и это вместе с гражданскими

    А теперь включи свои отсыревшие мозги и ответь сам себе:
    ПОЧЕМУ КИТАЙ НЕ ЗАБРОСАЛ ТРУПАМИ ЯПОНИЮ?!?!?!
    Население Китая более 400 млн,население Японии 100
    Думай если есть чем
    Ответить
  • Сергей Коробок 11 авг
    Население Германии в 1941-м была в два раза меньше, чем население СССР. СССР победило в той войне. Следовательно потери СССР в солдатах не могли превосходить потери Германии более чем в два раза. Т.е. если бы за каждого убитого немецкого солдата СССР разменивался бы двумя убитыми советскими, то к 1945-му не у СССР не осталось бы армии. А она осталась. Да такая, что миллионную Квактунскую разгромили походя за месяц.

    Вывод - вранье все эти потери. Не соответствует логике.
    Ответить
    Анонимно 14 мар
    Извините, но в вашем комменте логики вообще не вижу. Произвольные допущения "не могло быть", "если бы разменивался") Почему у СССР должно было "не остаться армии", если всего было призвано 34,5 млн. человек? Германия и её союзники потеряли на Восточном фронте примерно 5 миллионов (это подсчёты авторитетных специалистов, а не цифры из ниоткуда от никому не известных псевдоисториков типа Андрея Кравченко, распространяющего фейковое соотношение потерь 1,3:1). Почему же при потерях в 10 млн. Красная Армия должна была "закончиться"? Погуглите потери по отдельным регионам СССР - сколько призвано, сколько погибло. Вы практически везде увидите - 40-60 %. В среднем получается примерно половина призванных, т.е. 17-19 миллионов - цифра вполне обоснованная.
    Ответить
  • Сергей Фадеев 10 сен
    Плохо, что допускают болтунов и фальсификаторов к этой теме.
    "Россекреченные" цифры потерь все растут, авторы этого бреда получают популярность, пользуясь тем, что большинство людей доверчиво и не привыкли думать.

    1926 год – 147 млн человек.
    1939 год – 170,6 млн.
    1959 год – 208,8 млн.
    1970 год – 241,7 млн.
    1979 год – 262,4 млн.
    1989 год – 286,7 млн.

    Откуда взялись 208,8 млн в 1959 году, если потери в войне более 40 ?
    Ответить
    Анонимно 17 сен
    Может все женщины СССР от мала до велика рожали рожали круглый год?)))
    Ответить
    Анонимно 17 окт
    для 1939 надо брать цифру с присоеденеными территориями в 191 млн, так же для конца 45 года уже по этой территории сумма населения 170... тут надо добавить миграцию и снова смену границ...
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    39 год начинается в январе,когда проводилась перепись,которая показала 170.6 млн
    Территории западных Украины и Белоруси присоединили в сентябре,а Прибалтику в 40 году
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    По моему мнению цифры потерь несколько завышены. При составлении книги памяти по отдельному населенному пункту при сборе информации по погибшим и пропавшим без вести бойцам обнаружилось, что некоторые бойцы фигурируют по два-три раза из за неточностей в написании фамилии, имени, места рождения, по некоторым бойцам противоречивая информация (пропал без вести, погиб, попал в плен, выбыл из строя по ранению), это только по одному бойцу.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    это распространенная практика. скажу больше что некоторые архивисты еще и плюсуют ранние отчеты и более поздние справки отчеты сделанные на базе этих ранних отчетов а потом выдают завышенные потери
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    Ещё очень важно сколько десятков миллионов прекрасных людей не родилось из за войны !!! И нужно вернуть РОДИНУ НАРОДУ отобрав и национализировав все недра и ресурсы промышленность и производство ЦБ и вернуть народную конституцию взамен американской 1993 года по которой у народа всё отобрали а взамен подарили юридическую и финансовую кабалу !
    Ответить
  • Анонимно 09 май
    Вообще-то, 50 млн погибших!
    Почему эту цифру стараются всеми силами уменьшить?
    Если посмотреть по разным таблицам и картинкам в интернете, то там вообще творится чёрти что. Уже встречалась таблица, где Китай на 2 месте по погибшим в ВОВ...((
    А ведь нарисовать можно что угодно!
    Я верю цифре, которая была ДО перестройки и ДО интернета!
    Это - 50 млн советских людей, погибших на войне 1941-1945 гг.
    Ответить
    Анонимно 06 июл
    То есть женщины в войну рожали просто невероятными темпами, такая гипер компенсация потерь вообще невозможно, к 59 году, по отношению к 39 население увеличилось на 38 млн человек, вы утверждаете что потери составляют 50 млн, математически население страны возросло на 90 млн человек, за 20 лет - с учетом плодовитость советских граждан просто невероятная, предполагаю что если бы не ваши "50 миллионов", население СССР выросло бы раза в 2-3, и перегнало Китай. Только почему-то взрыв рождаемости пришелся на Великую Отечественную Войну, потом все нормализовалось, как и до войны.
    Ответить
  • Анонимно 12 май
    В 2005 году на день рождения моему маленькому сыну подарили энциклопедию для детей, там было написано что первыми космонавтами были американцы, они залетели в космос на.... воздушном шаре, ну немцев победили само собой.
    Вот она правда то где, от нас подло скрывали что в космос на воздушных шарах летают :)
    А теперь ещё выясняется что в великую отечественную + от репрессий+ от голода 1933 года погибло больше людей чем всего жило в стране, блеск!
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    Я не понимаю как можно верить в эту бредятину. С какого потолка взяли эти цифры пытливые исследователи в кавычках? Если Сталин заявлял о семи с лишним миллионах, то Хрущев, который приписал, как ему вздумается, еще столько же. Если все знают, кто такой Хрущев и его заслугу в сворачивании курса на социалистическое устройство России-СССР и величайший вред народному государству своими преступными деяниями и историческими извращениями-фальсификациями,-то чего уже сказать о ныне здравствующих пвсевдо-историках лижущих одно место за мзду, которые вам и под сто миллионов заголосят и расскажут если дядя из Кремля закажет. Меньше эмоций, больше правды и трезвых размышлений и и исследований. Нам никто не показал ни одного документа и не привел разумного факта и расклада буквально во всем. Поэтому принять на веру циферки для очернения прошлого выгодно лишь тем, кто хочет его забыть раз и навсегда, заставляя иванов гнуть спину за копейку и пользоваться плодами его труда. Подумайте об этом хорошенько, сограждане.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем