Новости раздела

Альметьевский театр: все на продажу?

Альметьевский театр: все на продажу?
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

В Казани завершаются гастроли Татарского драматического театра из Альметьевска. Труппа работала на двух сценах Камаловского театра, и практически каждый спектакль шел при аншлаге. Театр привез и свою последнюю премьеру — спектакль «Магазин» по пьесе Олжаса Жанайдарова в постановке Эдуарда Шахова.

Рабы не мы

В одном из интервью Олжас Жанайдаров сформулировал основные принципы работы драматурга, они коротки, и имеет смысл привести их полностью: «Пиши каждую пьесу, как последнюю в жизни. Не предавай своего героя. Не отчаивайся перед белым листом. Уважай своего читателя. Верь в лучшее». Похоже, что «Магазин» написан в соответствии с этими правилами.

С этой пьесой Жанайдаров вошел в шорт-лист премии «Дебют» и стал одним из призеров конкурса молодой драматургии «Любимовка». Вообще же, «Магазин» вырос из киносценария, который Олжас писал вместе с соавтором. Киносценарий — это само собой, но родилась еще и пьеса. Написанная по реальным событиям.

Жанайдаров родился в Алма-Ате в семье военного, еще в детстве с родителями переехал в Москву. Этнический казах, но пишет по–русски. Окончил Плехановку, немного поработав по специальности, круто изменил свою жизнь и начал писать. Сейчас в его активе роман, рассказы, сценарии и несколько пьес. И хотя сказать, что его пьесы широко ставятся в театрах, было не правдой, свое место в профессиональном сообществе он уже завоевал, будучи лауреатом многих литературных конкурсов.

Если говорить о сегодняшней профессиональной принадлежности Жанайдарова, то одна из ее ипостасей — журналистика, Олжас работает в одном из периодических изданий. Возможно, что именно журналистская работа натолкнула его на сюжет «Магазина». В принципе, фабула несложная: судьба девушки-казашки, приехавшей в Москву и устроившейся на работу в магазин к своей соплеменнице.

Таких историй наверняка тысячи. Как и сломанных судеб. Просто мы, заходя в ближайший магазинчик возле дома, никогда не задумываемся, кто эти девушки с русскими именами, плохо говорящие по-русски и улыбающиеся нам виноватой улыбкой. Кто они, откуда, как живут. Двадцать первый век и рабство в центре Европы? Парадокс? Печальная реальность, увы.

Полтора часа спектакля идет история не про нас, дикая, но вполне реальная. Драматург и театр словно снимают пелену с наших глаз.

Рабы немы?

Две героини — хозяйка магазина Зияш (Мадина Гайнуллина) и ее продавщица-рабыня Карлыгаш (Диляра Ибатуллина). Минимум оформления на сцене — деревянная стенка и ящики из тонких досочек, таких много в каждом магазине. Рабыня и госпожа одеты почти одинаково — лаконичная черная одежка с деликатными красными, словно капли крови, принтами. При разности статусов они действительно схожи, они зависимы друг от друга.

Когда в начале спектакля они встают в эти ящики, каждая в свой, — это словно колодки на ногах у каторжников. У каждой женщины в спектакле своя каторга. Две истории идут в параллель, каждая рассказывает свою — унизительную, страшную, в которую среднестатистическому благополучному человеку поверить сложно.

Пьеса и спектакль так выстроены, что в распоряжении актрис только монологи и ни одного диалога. Между тем общение есть, потому что есть еще один слой — пластический (режиссер по пластике Алина Мустаева). И сколь силен безжалостный в своей простоте и обыденности текст Жанайдарова, столь сильна и пластическая партитура спектакля.

Похоже, что Эдуард Шахов намеренно не драматизирует события, о которых идет речь, от этого спокойствия героинь становится еще страшнее — избили до крови, отобрали дочь, за детей дают много денег, похоже, их берут на органы, продавщица умерла, ее выбросили на помойку, хотят продать, но за инвалидов дороже дают, поэтому решили ампутировать руку… Шекспир с самыми кровавыми трагедиями отдыхает.

Обе женщины приехали в Москву за счастьем, из-за желания заработать побольше денег, и вперед — в светлое будущее. Благие намерения, которыми, как известно, вымощена дорога в не самое приятное место. Одна хотела купить дом для всей семьи, другая каждую заработанную копейку отправляет на родину, где — вот уж неожиданно — строит мечеть. Финал страшен и для той, и для другой. Такой тихий, казалось бы, финал, без надрыва, ударяет по нервам в сто раз сильнее. Потому что и у рабыни, и у госпожи — у каждой впереди свой ад. Мы же — просто зрители, но нам стоит всерьез поразмышлять о том, что нас вроде бы не касается, но происходит рядом с нами.

Альметьевский театр, работающий в городе, где население всего 150 тысяч человек, последние годы словно не думает о кассе и ставит откровенно «некассовые», казалось бы, спектакли. Но, похоже, что в нефтяной столице сформировался особый зрительский пласт, который ходит в театр далеко не от скуки, не за развлечениями. Иначе такой спектакль, как «Магазин», вряд ли бы появился на афише. В Альметьевске, где есть трепетный и живой театр, воспитавший зрителя, это оказалось возможным.

1/32
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова

Новости партнеров