Новости раздела

Марш авиаторов: кто завоевал небо оборонзаказа России

Крупнейшие авиационные компании Казани и России

Марш авиаторов: кто завоевал небо оборонзаказа России
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Аналитическая служба «Реального времени» к Дню защитника Отечества подготовила исследование деятельности предприятий российского военно-промышленного комплекса. Сегодня наш цикл мы начинаем с топа крупнейших предприятий, связанных с авиационной промышленностью.

Один триллион авиации

Сразу скажем о методике и ранжире исследования. Аналитическая служба «Реального времени» за основу взяла список компаний из приказа Минпромторга России от 3 июля 2015 года «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса». В этом перечне — 180 предприятий со всей страны. Суммарный их оборот в 2015 году составил 1,06 трлн рублей. При этом данных об обороте 25 компаний обнаружить не удалось. Что уж тут скажешь, военная тайна.

В 2014 году суммарный оборот компаний составил около 937 млрд рублей — на 12% меньше. Отметим, что эта сумма складывается из показателей большего числа компаний — в 2014 году лишь 14 предприятий не указали данные о своем обороте.

К слову, в представленном списке — семь компаний, зарегистрированных в Казани, не считая московского ПАО «Туполев», в который входит казанский филиал — Казанский авиационный завод имени Горбунова. О них чуть позже.

Пик могущества «Сухого»

Крупнейшей же российской авиационной компанией по обороту за 2015 год является авиационная холдинговая компания «Сухой», которая выиграла вечное соперничество с другими авиагигантом — туполевцами.

Оборот компании составил в 2015 году 100,7 млрд рублей. По сравнению с 2014 годом выручка выросла на 17% — тогда она составляла лишь 86,2 млрд рублей. Компания является одним из крупнейших авиационных холдингов, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию.

На данный момент в состав компании входят филиалы в шести городах, два авиационных завода в Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре, а также три представительства — в Индии, в Ханое и Пекине. Визитной карточкой концерна безусловно являются семейство истребителей Су, с 2008 по 2015 год компания занимала первое место в мире по экспорту новых истребителей по количеству заказанных самолетов (280 единиц) и многострадальный гражданский ближнемагистральный авиалайнер Sukhoi Superjet 100.

Как известно 2015 год, это еще время правления хорошо знакомого в Казани главы ОАК (а ранее руководителя «Сухого» и «МиГ») Михаила Погосяна. Именно с его именем связывают рост влияния «Сухого» в авиаотрасли.

From Siberia with love

Следом со сравнимыми оборотами идет научно-производственная корпорация «Иркут». В 2015 году оборот НПК составил 82,8 млрд рублей (рост на 39% по сравнению с 2014 годом). Как и «Сухой», она входит в Объединенную авиастроительную корпорацию. Предприятие создано в 2002 году на базе Иркутского авиационного производственного объединения. «Иркут» занимается серийным выпуском истребителей Су-30СМ и Су-30МК, Як-130, разрабатывает проект ближне-среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21, поставляет компоненты для самолетов семейства А320.

Третье место по выручке за 2015 год — у авиационного предприятия из братского Башкортостана. Уфимское моторостроительное производственное объединение в 2015 году получило 67,5 млрд рублей выручки. По сравнению с показателем 2014 года он вырос на 38% — тогда он составлял 48,9 млрд рублей. Предприятие основано в 1925 году, занимается выпуском авиационных двигателей. За время существования УМПО выпущено около 50 моделей. В отличие от казанских коллег предприятие сумело сохранить свою авиационную специализацию. Завод на данный момент производит двигатели для Су-35, Су-27, перспективный двигатель для истребителя пятого поколения, участвует в проекте по созданию двигателя для самолета МС-21, производит узлы для вертолетов «Ка» и «Ми».

Вентокрылья России

Четвертое место занимает предприятие с юга России — Ростовский вертолетный производственный комплекс ОАО «Роствертол» из Ростова-на-Дону. Оборот компании в 2015 году составил 56,9 млрд рублей. По сравнению с 2014 годом он вырос более, чем в полтора раза — показатель 2014 года составляет лишь 36,9 млрд рублей. Как и Казанский вертолетный завод, «Роствертол» входит в «Вертолеты России». Предприятие основано в 1939 году, сейчас занимается производством гражданских и военных вертолетов серии Ми-26, военных Ми-35М и Ми-28Н «Ночной охотник».

Пятое место занимает другой региональный авиационный завод — в Бурятии. «Улан-Удэнский авиационный завод» в 2015 году имел выручку в размере 50 млрд рублей. Это — на 30% больше, чем в 2014 году, когда она составила 38,4 млрд рублей. Как и в предыдущем случае, предприятие входит в холдинг «Вертолеты России». Предприятие занимается производством и модернизацией вертолетов серии Ми-8/17. Основано оно в 1939 году.

Шестое место занимает холдинг, в который входят несколько других крупных авиационных компаний — «Объединенная авиастроительная корпорация». В 2015 году ее оборот составил 49,3 млрд рублей. За год этот показатель вырос на четверть — в 2014 году он составлял лишь 39,9 млрд рублей. ОАК владеет долями в таких предприятиях, как «Компания «Сухой», корпорация «Иркут», «Туполев», ОАК-Антонов, ОАК-ТС. Корпорация создана в 2006 году.

На седьмом месте — входящий в «Вертолеты России» Казанский вертолетный завод с почти таким же показателем, как у «ОАК».

На седьмом месте — входящий в «Вертолеты России» Казанский вертолетный завод. realnoevremya.ru/Максима Платонова

«МиГом» отдаем «Салют» и «Вымпел»

Восьмое место занимает базирующаяся в Москве «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Оборот компании в 2015 году составил 44,1 млрд рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13%. Предприятие было основано в 1930-е под названием «Опытное конструкторское бюро Микояна и Гуревича» для производства истребителей со скоростями не менее 600 км/ч. Сейчас предприятие производит истребители-перехватчики и многофункциональные боевые самолеты семейства МиГ.

На девятом месте по обороту за 2015 год находится московский научно-производственный центр газотурбостроения «Салют». Оборот в 2015 году у предприятия составил 43,4 млрд рублей — на четверть больше, чем в 2014 году. Предприятие основано еще в 1912 году как завод по сборке авиационных семицилиндровых моторов. В разное время предприятие производило двигатели для Су-7, Ту-114, МиГ-17, Ил-28. На данный момент «Салют» производит двигатели для Су-27 и Як-130, а также двигатели для приводов электрогенераторов.

Замыкает десятку крупнейших российских авиационных компаний еще одно московское предприятие — Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» имени Торопова. В 2015 году оборот компании составил 37,5 млрд рублей, увеличившись за год в полтора раза. «Вымпел» основан в 1949 году как опытный завод по вооружению самолетов — для проектирования и изготовления опытных образцов стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения самолетов. Сейчас «Вымпел» производит управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также другое авиационное вооружение.

Крупнейшие российские авиационные предприятия
Предприятие Оборот, 2015, тыс.руб Оборот, 2014, тыс.руб Изменение
1 Авиационная холдинговая компания «Сухой», г. Москва 100 651 902 86 233 343 17%
2 Научно-производственная корпорация «Иркут», г. Москва 82 786 503 59 380 219 39%
3 Уфимское моторостроительное производственное объединение, г. Уфа, Республика Башкортостан 67 510 963 48 903 137 38%
4 Ростовский вертолетный производственный комплекс Открытое акционерное общество «Роствертол», г. Ростов-на-Дону 56 826 994 36 938 285 54%
5 Улан-Удэнский авиационный завод, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия 50 000 000 38 407 958 30%
6 Объединенная авиастроительная корпорация, г. Москва 49 289 236 39 902 486 24%
7 Казанский вертолетный завод, г. Казань, Республика Татарстан 49 094 537 53 750 323 -9%
8 Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», г. Москва 44 069 000 39 000 000 13%
9 Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», г. Москва 43 415 531 34 899 945 24%

Казанские крылья Родины

Крупнейшим казанским предприятием на данный момент остается Казанский вертолетный завод. В 2015 году выручка компании составила 49,1 млрд рублей. По сравнению с 2014 годом, когда выручка была в размере 53,8 млрд рублей, показатель снизился на 9%. Предприятие входит в холдинг «Вертолеты России». Он работает с 1940 года, на данный момент занимается модернизацией вертолетов марки «Ми», также выпускает транспортно-пассажирский вертолет Ми-38. В общероссийском списке крупнейших авиационных предприятий «Казанский вертолетный завод» занимает седьмое место по обороту. Правда, как известно, пик зарубежных контрактов сейчас поставил завод в достаточно сложную ситуацию. Сейчас предприятие пытаются поддержать внутренними заказами. КВЗ в прошлом году получил госзаказов лишь на 480 млн рублей (здесь все легко объясняется тем, что у КВЗ закончились зарубежные контракты и в сложных условиях с загрузкой мощностей завода предприятие пытается переключиться на внутренний заказ).

Второе место среди казанских авиационных предприятий занимает ЗАО «Казанский Гипронииавиапром». Оборот компании в 2015 году составил 2,3 млрд рублей. По сравнению с 2014 годом, когда оборот был около 2,4 млрд рублей, показатель снизился на 3%. На данный момент компания занимается реконструкцией и перевооружением корпуса казанского филиала ПАО «Туполев» за 2 млрд рублей. Кроме того, предприятие выполняет полный цикл работ по модернизации материальной базы и других предприятий авиационной промышленности, приборостроения и радиоэлектроники. Предприятие работает с 1941 года, в общероссийском рейтинге у «Казанского Гипронииавиапрома» — 69-е место.

Беспилотные орлы на Севере

Компания, занявшая среди казанских предприятий авиационной промышленности третье место, показала результаты ненамного меньшие, чем «Гипронииавиапром». Это предприятие — Казанское опытное конструкторское бюро «Союз». Оборот в 2015 году составил 2 млрд рублей. При этом за год он вырос в полтора раза — с 1,39 млрд рублей. По данным сайта предприятия, оно было создано в 1953 году как Опытное конструкторское бюро по разработке авиационных газотурбинных двигателей. Впоследствии оно было перепрофилировано на работы по созданию спецтехники. Сейчас опытное конструкторское бюро выпускает мобильные газовые блоки, агротехнику, передвижные средства заправки автомобилей сжатым природным газом, баллоны для метана. У «Союза» — 74-е место по России.

Четвертое место среди казанских «авиационщиков» — у НПО «Опытно-конструкторское бюро имени Симонова». В 2015 году оборот предприятия составил 1,5 млрд рублей. За год он вырос на четверть — в 2014 году выручка составляла 1,2 млрд рублей.

ОКБ им. Симонова известно прежде всего своими разработкам беспилотников. В частности, по заказу Минобороны бюро ведет разработку тяжелого БПЛА с большой продолжительностью полета для мониторинга Северного морского пути. На разработку нескольких опытных образцов и проведение всех испытаний Минобороны выделило 2 млрд рублей. В итоговом рейтинге, у ОКБ Симонова — 88-е место в общероссийском списке.

Померить и продлить ресурс

Соседствует с ОКБ Симонова в общероссийском рейтинге другое казанское предприятие — казанский завод «Электроприбор». В 2015 году оборот завода составил 1,5 млрд рублей. Годом ранее показатель выручки был на 4% меньше — 1,43 млрд рублей. Завод был эвакуирован в Казань из Москвы в 1941 году, в Москве же он работал еще с 1917 года. С 2005 года завод входит в «Ак Барс Холдинг», выпускает различную аппаратуру для авиации (тахометрическая аппаратура, датчики, фазорегуляторы), датчики давления, концентраторы кислорода. Компания — на 89-м месте в общероссийском рейтинге.

Предпоследнее место среди казанских авиационных компаний по обороту занимает Казанское приборостроительное конструкторское бюро. Оборот предприятия в 2015 году составил 262 млн рублей. Годом ранее показатель выручки компании равнялся 246 млн рублей, что на 6% меньше результата 2015 года. КПКБ создавался для нужд завода «Электроприбор» на территории завода №230, как филиал московского ОКБ-12, подчиненный Министерству авиационной промышленности. С 2004 года находится в составе Федерального агентства по промышленности «Роспром». КПКБ производит измерительную аппаратуру, блоки управления регулятора температуры, датчики температуры, крутящего момента и частоты вращения, чувствительные элементы. По России у бюро — 138-е место.

Замыкает список казанских авиационных предприятий по обороту Конструкторско-производственное предприятие «Авиамотор». В 2015 году оборот предприятия составил 64 млн рублей. На фоне авиационных гигантов — совсем не много. Но тут интересно отметить, что за год выручка компании увеличилась в 2,2 раза — в 2014 году она составляла лишь 29,5 млн рублей. Компания является правопреемником Казанского проектного бюро машиностроения, созданного в 1966 году. Согласно сайту компании, «Авиамотор» является основным разработчиком конструкторских решений по повышению надежности, увеличению ресурса авиационных двигателей НК-8-2У, НК-86 и их модификаций, серийно изготавливаемых КМПО. Среди собственных разработок — двигатели НК-8-2У 2-й серии, НК-8-4К, НК-87 и НК-86А.

Место по России Предприятие Оборот, 2015 г., тыс. руб Оборот, 2014 г., тыс. руб Изменение
7 Казанский вертолетный завод 49 094 537 53 750 323 -9%
69 Закрытое акционерное общество «Казанский Гипронииавиапром» 2 316 483 2 393 872 -3%
74 Казанское опытное конструкторское бюро «Союз» 1 992 320 1 387 888 44%
88 Научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро имени М.П. Симонова» 1 493 820 1 197 246 25%
89 Казанский завод «Электроприбор» 1 489 322 1 432 335 4%
138 Казанское приборостроительное конструкторское бюро 261 941 246 140 6%
151 Конструкторско-производственное предприятие «Авиамотор» 64 122 29 454 118%


Максим Матвеев, Фаиль Гатаулин, Арслан Минвалеев
АналитикаПромышленностьОПК Казанское ОКБ Союз

Новости партнеров