Новости раздела

Летать по-европейски: страховые выплаты пассажирам российских авиакомпаний повысят, но билеты подорожают

Эксперты «Реального времени» предполагают, что присоединение РФ к Монреальской конвенции дисциплинирует авиаперевозчиков, но приведет к росту цен

Летать по-европейски: страховые выплаты пассажирам российских авиакомпаний повысят, но билеты подорожают
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

До 8,8 млн рублей вырастет размер компенсации за гибель и причинение вреда здоровью пассажиров международных авиарейсов, а за утерю багажа можно будет рассчитывать на выплату в 88 тыс. рублей. Все это произойдет после вступления России в Монреальскую конвенцию по воздушным перевозкам, что ожидается уже в ближайшее время. Как полагают эксперты «Реального времени», при очевидных для пассажиров плюсах есть один минус — рост цен на авиабилеты.

Компенсации по максимуму

Россия в ближайшее время может вступить в Монреальскую конвенцию по воздушным перевозкам. По данным «Известий», профильный комитет Госдумы по международным делам должен был рекомендовать к принятию соответствующий законопроект 16 февраля. В настоящее время участниками конвенции являются более 130 государств.

Для пассажиров международных авиарейсов это означает повышение страховых выплат в случае ЧП. Так, если сейчас размер компенсации за утрату перевозчиком багажа не может превышать 600 рублей за 1 кг багажа и 11 тыс. рублей для ручной клади, то после ратификации Монреальской конвенции ее размер увеличится до 1,5 тыс. рублей за 1 кг багажа и до 88,5 тыс. рублей за единицу ручной клади. При этом авиакомпания будет обязана компенсировать причиненный вред на основе принципа наиболее полного возмещения.

До 367 тыс. рублей вырастет также размер компенсации за задержку рейса (сейчас — 25% от МРОТ). До 8,8 млн увеличится верхний предел компенсации в случае гибели пассажира или причинения вреда его здоровью (сейчас она не может превышать 2 млн рублей). Авиакомпания будет освобождена от ответственности, если докажет, что вред был причинен не по ее вине.

Также сократятся судебные издержки для пассажира, так как он сможет подать иск к перевозчику по своему месту жительства. Конвенция уточняет сроки подачи претензий к авиакомпании: в случае утраты багажа — не позднее семи дней со дня его получения, а если чемодан так и не нашли, то не позднее 21 дня после даты рейса.

Ратификация Монреальской конвенции — нужный шаг и дисциплинирующая авиакомпании мера, считает Рамиль Мифтахов. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Для пассажиров — хорошо, а для авиакомпаний?..

Ратификация Монреальской конвенции — нужный шаг и дисциплинирующая авиакомпании мера, считает Рамиль Мифтахов, гендиректор компании «Персона Грата» и президент Ассоциации туристических агентств Татарстана.

— На сегодняшний день выплаты европейские, которые есть в случае авиакатастроф или утери багажа, или задержки рейса, — более жесткие. Авиакомпаниям приходится соответствовать им: либо они вовремя летают и не теряют багаж, либо несут серьезные убытки. У нас же зачастую происходит такая ситуация — частный перевозчик наставит очень большое количество рейсов, и между ними стыковка очень короткая: прилетел в Москву, через 2 часа на Кубу прилетел, оттуда дальше… а если какой-то самолет сломался, то вся цепочка рухнула. Надо замену самолету искать, а если это большой борт, то чаще всего их немного.

Мнение в пользу вступления России в Монреальскую конвенцию высказал также Петр Трубаев, генеральный директор авиакомпании «ЮВТ Аэро».

— Конвенция направлена на защиту прав пассажиров и компенсацию тех потерь, которые они могут понести. Поэтому нужно соглашаться на эти изменения и их поддерживать. Тем более что 130 стран — уже участники этой конвенции, — говорит Трубаев.

Однако, по мнению Азамата Сабирова, директора компании AVT, некоторые положения конвенции не всегда применимы в российской практике: «Насколько это нужно? Мое мнение двоякое — для пассажиров это хорошо, возможно, и хорошо для авиакомпаний, чтобы они более сдержано рассматривали свои графики. В каком-то смысле это может повлиять на количество рейсов. Но точность расписания не всегда зависит от авиаперевозчика. Нужно понимать, что не все аэропорты частные, а многие — государственные. Качество взлетно-посадочных полос и оборудования аэропортов зачастую отличается от европейских. Думаю, не все происшествия и задержки являются виной авиакомпаний».

Сабиров привел в пример последние авиаинциденты: «Мы помним случай, когда из-за непонятной ситуации в аэропорту Калининграда самолет Аэрофлота выкатился за пределы полосы. Непонятно, то ли погода была плохая, то ли убрали плохо. В Новосибирске дрифтинг совершил самолет S 7: его развернуло на 180 градусов — тут вина авиакомпании или вина аэропорта?»

По мнению Азамата Сабирова, директора компании «AVT», некоторые положения конвенции не всегда применимы в российской практике. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

«В итоге это все равно ляжет на нас: стоимость билета вырастет»

— Если рассматривать выплаты с точки зрения авиакомпаний, то возникает вопрос — каким образом компенсировать возможные затраты? Ответ напрашивается один — включить их в тариф авиабилета. Пусть подорожание будет небольшое, предположим, около 5%, но все же, надо полагать, что это произойдет, — рассуждает Петр Трубаев.

«Проблема в том, что нет большой конкуренции среди авиаперевозчиков. Поэтому цена может возрасти», — подтверждает Азамат Сабиров.

По мнению Рамиля Мифтахова, повышение размеров страховых выплат, действительно, окажется заложенным в цене билетов.

— В итоге это все равно ляжет на нас: стоимость билета вырастет. Любое изменение, которое влечет за собой удорожание услуг, в итоге скажется на цене услуг или продукта, которых удорожание касается. Авиакомпании не будут перекладывать на себя эту ответственность, и, я думаю, будут все работать по стандартному варианту, и билет подорожает на 500—1 000 рублей, может, и на 2 000 рублей — в зависимости от расстояния, — пояснил он.

Дамира Хайрулина

Новости партнеров