Новости раздела

Операция «Эвакуация»: Московский завод № 22 — КАПО им. Горбунова

Эвакуированные предприятия начали прибывать в Татарстан в первых числах июля 1941 г. Они размещались главным образом на местных, по возможности родственных им по роду деятельности предприятиях. В ноябре 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, на территорию Казанского авиационного завода № 124 имени Серго Орджоникидзе был эвакуирован Московский завод № 22 им. С. П. Горбунова с конструкторским бюро В. М. Петлякова. С этого момента столица Татарстана стала одним из крупнейших центров самолетостроения Советского Союза.

70 заводов и фабрик

Трудности и задачи были общими для всех эвакуированных предприятий — при нехватке оборудования, материалов, электроэнергии, квалифицированной рабочей силы, недопоставках заводами-смежниками деталей и узлов необходимо было в кратчайшие сроки развернуть производство, переоборудовать производственную базу принимающего завода, выпуская при этом военную продукцию, государственный заказ на которую возрос более чем в 2 раза. Все приходилось решать на ходу и очень-очень быстро.

Тем не менее удалось принять и развернуть 70 заводов и фабрик, большинство из которых осело в республике и после войны.

Это Московский авиационный завод № 22 имени С. П. Горбунова, Ленинградский авиационный, Ленинградский металлообрабатывающий, Московский часовой, Киевский завод зубоврачебных боров, Кренгольмская мануфактура, Бежицкий завод автогаражного оборудования, лентоткацкие, плетильные фабрики из Москвы, Клина, Ногинска, Кунцево, обувная фабрика «Труд» и кондитерский комбинат «Спартак» из Гомеля и другие предприятия, проектные и снабженческие организации, конструкторские бюро, главки.

Московский завод № 22 им. С. П. Горбунова (КАПО им. Горбунова)

  • Год основания: 1934
  • Название до войны: Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе
  • Название после эвакуации: Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова
  • Руководитель в военное время: Окулов Василий Андреевич (1942-1949)
  • Выпуск: более 10 тысяч боевых самолетов Пе-2
  • Наши дни: В настоящее время завод носит название Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова — филиал ОАО «Туполев» и является единственным предприятием в России, которое способно выпускать стратегические бомбардировщики последнего поколения. На заводе были разработаны специальные модификации Ту-214, дальность полетов данных спецбортов увеличена до 10 000 км за счет установки дополнительных топливных баков. Самолет Ту-214 стал также оптимальным лайнером для производства самолетов для министерства обороны РФ. Также на КАЗ им. С. П. Горбунова осуществляется выпуск Ту-214ОН, разработанного для реализации международного проекта «Открытое небо». Кроме того, на предприятии производится капитальный ремонт и модернизация стратегического ракетоносца Ту-160, а с 2011 года — и бомбардировщика Ту-22М3. На предприятии ведется активная работа по освоению выпуска оперения для самолета Ил-76-МД-90А.

Вполне логично, что Казань, намечавшаяся в качестве одного из новых центров авиастроения еще в годы предвоенных пятилеток, с пуском эвакуированных предприятий стала крупнейшим производителем боевых самолетов. Причем специализация казанских заводов авиационной промышленности определилась совершенно четко — производство скоростных бомбардировщиков, моторов к ним и авиационных приборов. Так, в 1932 году в составе строившегося в Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».

В период становления (1934-1936 годы) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолет — 6-моторный АНТ-20бис (ПС-124, МГ-бис), самолет КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелете спортивно-учебных самолетов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полета и грузоподъемности).

В 1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжелого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет (всего было построено 93 самолета). Тяжелый стратегический бомбардировщик ТБ-7, названный по имени его создателя Петляков-8 (Пе-8), был для своего времени сгустком новейших достижений техники. Первоначальный эскизный проект самолета был составлен А. Н. Туполевым во второй половине 1934 г. По дальности полета и бомбовой нагрузке он в первые годы Второй мировой войны не имел конкурентов среди подобных машин, включая и знаменитый американский Б-17, называемый «летающей крепостью». На этих самолетах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (в 1941 году) и перелет в США советской дипломатической делегации (1942 год).

В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолета ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено 10 машин).

К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.

В ноябре 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, на территорию Казанского авиационного завода № 124 имени Г. К. Орджоникидзе был эвакуирован Московский завод № 22 им. С. П. Горбунова с конструкторским бюро В. М. Петлякова. 26 декабря 1941 года приказом Наркомата авиапромышленности Московский авиазавод № 22 и Казанский авиазавод № 124 были объединены. Предприятие получило название «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова». Была реорганизована служба подготовки производства. Завод был полностью перевооружен технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. В ноябре 1941 года на площади завода № 124 были организованы два самолетостроительных завода — № 124 по производству тяжелого бомбардировщика ТБ-7 и № 22 по производству знаменитого легкомоторного пикирующего бомбардировщика Пе-2 (конструкции В. М. Петлякова). Пе-2 были основной ударной мощью бомбардировочной авиации.

В декабре 1941 года эти два завода были объединены в «единый завод № 22», производство самолета ТБ-7 было законсервировано, а сам завод целиком переключился на производство Пе-2. И это спустя 4 месяца после эвакуации!

Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объем валовой продукции вырос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объемы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1 100 процентов). В последующие годы темпы роста также оставались высокими. Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10-12 самолетов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолетов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА. Опытно-конструкторское бюро завода по производству Пе-2 под руководством главного конструктора В. М. Мясищева и опытно-конструкторское бюро по производству Пе-8 под руководством И. Ф. Незваля постоянно работали над модернизацией этих самолетов.

За годы войны здесь было выпущено 10 тысяч боевых самолетов Пе-2. Производство самолета Пе-2 на заводе № 22 было прекращено в июне 1945 года. Чтобы понять, какими высокими были темпы производства, представьте, что нынешний КАПО им. Горбунова каждый день собирает 12 бомбардировщиков Пе-2!

За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награжден орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.

Последние годы предприятие переживало непростые времена. Производство самолетов сократилось до 1-2 машин в год, и то только для спецслужб — в гражданской авиации России первую скрипку давно играют иностранные производители. Но надежда на лучшее есть: буквально на днях в истории КАПО произошел переломный момент — министр обороны России Сергей Шойгу, приехав с очередным визитом в Казань, заявил о том, что страна должна возобновить производство сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. Это заявление, за которым уже последовали конкретные действия, прозвучало спустя несколько дней после первого за годы президентства развернутого выступления Рустама Минниханова, который дал большое интервью, посвященное авиационной проблематике, «Российской газете». Так что будущее, и, будем уверены, — светлое, у казанских авиастроителей еще впереди.

Продолжение следует

Часть 2. Операция «Эвакуация»: подвиг татарстанских гвардейцев тыла

Часть 1. Операция «Эвакуация»: как спасали промышленность СССР в первые месяцы войны

Альберт Бикбов, Фаиль Гатаулин, по материалам Главного архивного управления РТ

Новости партнеров