Новости раздела

Шаймиевские уроки для Евразии

Что дал России первый президент Татарстана?

В конце прошлого месяца первый президент Татарстана, госсоветник республики Минтимер Шаймиев отпраздновал 80-летний юбилей. Казанский политолог и экономист Марат Хайруллин в своей авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», размышляет о вкладе Минтимера Шариповича в российский федерализм и сохранение целостности государства.

Особый подарок

Главным политическим событием начала года в республике, без сомнения, стал 80-летний юбилей первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Однако, как часто бывает с подобного рода событиями, юбилей прошел, и о нем уже на следующий день все забыли кроме самого юбиляра. С прошедшим юбилеем Минтимера Шаймиева случилось все по-другому.

Как известно, его кульминацией стало приглашение первого президента Татарстана в Кремль для встречи сразу с двумя высшими руководителями страны — Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, в президентство которых ему пришлось 10 лет руководить республикой. Но многих по-хорошему удивил не столько формат этой встречи на высшем уровне, сколько ее содержание. Точнее подарок в виде древней карты Тартарии голландского картографа XVII века Виллема Блау, преподнесенный первым лицом государства Владимиром Путиным Минтимеру Шаймиеву со словами об общей истории русских и татар. По сути, это стало официальным признанием общности русско-татарской истории и евразийской природы российской государственности. Путинские слова и подарок первому президенту нашей республики — высшая оценка работы последнего по исторической реабилитации татарского народа и сохранению русско-татарского единства.

В этой связи вызывает недоумение недавнее заявление министра культуры России Владимира Мединского по поводу путинского подарка Шаймиеву, что к нему следует относиться с юмором. Означает ли это, что уважаемый министр считает Московский кремль чем-то вроде театра сатиры, а президент и премьер-министр страны работают у нас артистами юмористического жанра? И следует ли в таком случае воспринимать и другие их заявления и поступки с юмором? Наверное, г-н Мединский просто заработался, перепутал курируемую им сферу с большой кремлевской политикой и очень некрасиво подставил своих непосредственных начальников.

Мне в этой связи вспомнились слова Путина о Шаймиеве, которые он сказал при своем первом посещении Татарстана в 1999-м. А именно, что считает его «патриотом и государственником, одним из отцов-основателей современного российского государства». И повторено им было вновь в 2014 году на встрече с молодежью на Селигере, когда к числу патриотов и государственников Путин, помимо Минтимера Шаймиева, отнес нынешнего президента республики Рустама Минниханова.

Русско-татарское единство

Вообще, вышеуказанная встреча в Кремле подтвердила особую роль Шаймиева в новейшей истории России. Однако обращает на себя внимание тот факт, что когда говорят о вкладе первого президента Татарстана в дело строительства нового российского государства, то его сводят исключительно к тому, что он не допустил развала страны. На это особо любят налегать политики и эксперты из Москвы.

Это можно объяснить только тем, что возможный развал России действительно до сих пор остается главным кошмаром для тех, кто пережил распад СССР. Тем самым это лишь подтверждает правоту известных путинских слов, с которыми невольно соглашаются даже либералы в лице Сванидзе, что распад СССР все–таки стал геополитической катастрофой. На самом деле вклад Минтимера Шаймиева в новейшую общероссийскую историю следует рассматривать намного шире и, даже бы сказал, в ином ключе. Так как то, что он не допустил развала страны — это событие всего лишь одного дня, а именно 15 февраля 1994 года, когда им совместно с первым президентом России Борисом Ельциным был подписан исторический договор 1994 года.

Вместе с тем этот договор уже больше десяти лет как прекратил свое действие, целостности России также давно ничего не угрожает. И тем не менее первого президента Татарстана продолжают чествовать и благодарить, как на самом высоком политическом уровне, так и в народе. Потому что он сделал по настоящему другое великое дело — не только сохранил, но самое главное уже в новой ипостаси государственного советника и председателя попечительского совета фонда «Возрождение» продолжает укреплять русско-татарское единство. Первостепенность сохранения доверия и уважения между народами понимаешь уже по-другому на фоне нынешней украинской трагедии. Потому что происходящее сегодня в этой когда-то славной советской республике, давно уже не кризис, а по-настоящему трагедия, которая движется неуклонно к своему катастрофическому концу.

Размышляя о причинах этого, обращаешь внимание на тот факт, что после этого вместе с Советским Союзом ушла из нашей общественной жизни и идея интернационализма. Постсоветские политики, эксперты и журналисты отодвинули на второй план вопрос о важности сохранения и укрепления единства народов. Не говоря уже о том, чтобы предпринимать для этого какие-то реальные усилия.

Неважно, идет ли речь о единстве народов России, бывшего СССР или всего мира. Сегодня в тренде как-то все больше вести разборок по поводу того, что кто-то кого-то не так уважает как надо, что принято постоянно концентрироваться на проблемах, которые скорее разделяют народы, чем способствуют их объединению. А на тех, кто как на Украине ныне собираются на вокзалах на флешмобы, чтобы спеть когда-то общие советские песни, смотрим как на отчаянных сумасшедших. Хотя именно только последние и сохранили здравый рассудок в украинском бедламе. Поэтому нет сегодня уже русско-украинского единства, как нет и русско-грузинского единства. Хотя в исторически-культурном плане русские, украинцы и грузины были и остаются близки между собой.

Тогда почему же русским и татарам, несмотря на их непростую историю и разные религии, удалось сохранить единство между собой? В чем секрет политики Минтимера Шаймиева, позволивший укрепить, прежде всего, русско-татарское единство, а также единство всех народов, проживающих в нашей республике? Какие уроки она преподносит народам и лидерам Евразии? Конечно, под Евразией я понимаю, прежде всего, постсоветское пространство, занимающего большую часть евразийского материка, самого многонационального и единственно позиционирующего себя в рамках нынешней интеграции как Евразийский союз.

Успехи Татарстана во многом были обусловлены как раз тем, что имея разные варианты развития 25 лет назад, вплоть до провозглашения независимости, выбран был путь сохранения единства с Россией в рамках конституционно-договорных отношений

Урок первый

Недавно мы прошли четвертьвековой юбилей распада Советского Союза, и с высоты прошедших лет можно уже уверенно сказать, что главной ошибкой подавляющего большинства лидеров бывших союзных республик было непонимание важности создания нового равноправного межгосударственного союза между ними. Реальная интеграция постсоветских стран, а значит, избежание войн между ними, их общий экономический и социальный прогресс возможны только в том случае, если только она будет осуществляться на основе принципов и механизмов федерализма в его разной конфигурации — от конфедерации до демократического федерализма.

Известные успехи Татарстана во главе с Минтимером Шаймиевым во многом были обусловлены как раз тем, что, имея разные варианты развития 25 лет назад, вплоть до провозглашения независимости, особенно после референдума в 1992 году, выбран был путь сохранения единства с Россией в рамках конституционно-договорных отношений и стремление превратить ее в подлинно демократическую федерацию. Несмотря на то, что этот путь оказался по-своему тернист, но только он позволяет избежать кровопролития, создать механизмы как для объединения государств с целью решения общих стоящих перед ними проблем, так и для разрешения возникающих между ними противоречий. И в этом заключается второй урок Шаймиева для республик Евразийского союза.

Урок второй

Второй урок от Минтимера Шаймиева заключается в неукоснительном соблюдении принципа равноправия народов в Республике Татарстан. Как показывает опыт, все народы и народности очень чувствительны к данному вопросу, вплоть до готовности взяться за оружие, чтобы добиться равноправия. Последние события, связанные с Крымом и Донбассом, тому подтверждение. Это как всегда одна из главных целей практически любой национально-освободительной борьбы, которая была и до этого в истории человечества. И все многонациональные государства проходят проверку на право считаться демократическими в зависимости от соблюдения принципа равноправия проживающих в них народов. От этого зависит и политическая стабильность в этих государствах, без которой в конечном счете невозможно добиться экономического и социального благополучия.

Как показывает опыт постсоветских стран и республик, самым острым вопросом здесь является равноправие в языковой сфере. Как с точки зрения представления государственного статуса языкам крупных этнических общин этих стран, так и для создания равных условий нацменьшинствам для сохранения родного языка, а, значит, своей самобытности.

Благодаря национальной политике, заложенной еще в президентство Минтимера Шаймиева, и неуклонно продолжаемой сегодня президентом Рустамом Миннихановым, в Татарстане реализовано и то, и другое. Мы помним, что еще в 1990 году государственными языками были провозглашены русский и татарский язык. Для оказания содействия культурно-национальным общинам в деле сохранения языка и культуры, представляемых ими этносов, создана Ассамблея народов РТ, периодически проводятся съезды народов Татарстана.

Урок третий

Русским и татарам удалось сохранить единство еще и потому, что верх взяло осознание наличия у них общей истории. Под общей историей понимается не только далекое прошлое, но и буквально вчерашний день. Ведь с точки зрения сегодняшнего дня вчерашний день уже история. Но есть также понимание того, что общую историю русские и татары делают вместе сегодня, и будут творить совместно завтра. Если во многих постсоветских республиках государственной политикой стал практически полный отказ от советского и более раннего имперского наследия, то в Татарстане благодаря Минтимеру Шаймиеву была выбрана политика нахождения того общего в нашей истории, что объединяет русский и татарский народы, а не разъединяет их. Это его третий урок.

Тому можно найти много примеров, но, без сомнения, самым ярким свидетельством осознания своей общей истории, важным символом русско-татарского единства стала совместная работа представителей разных народов в нашей республике под руководством государственного советника РТ Минтимера Шаймиева по восстановлению древнего города Булгара и острова-града Свияжска. Это пример того, как надо преодолевать взаимные обиды прошлого, созидать, а не разрушать в настоящем, чтобы иметь возможность создать совместное великое будущее. Очень хочет надеяться, что именно это имели в виду руководители российского государства на встрече с первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, поздравляя его с 80-летием и отдавая должное его вкладу в общую историю русских и татар. Несмотря на желание некоторых федеральных чиновников представить это как шутку.

***

В связи с нынешними попытками создать Евразийский союз политики и эксперты часто сетуют на то, что остро не хватает общей идеологии, которая бы сплачивала его. С этим трудно поспорить. Но и нахождение такой идеологии лежит на поверхности, если присмотреться к опыту Татарстана, к тем урокам, которые преподнесла в деле подлинной интеграции политика первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Очевидно, будущая идеология любого межгосударственного союза должна содержать в себе идеи федерализма, равноправия народов и признания их общей истории.

Марат Хайруллин, фото Михаила Козловского

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Хайруллин Марат Ильдусович — директор Фонда политических исследований и технологий.

  • Родился в 1967 году в Казани.
  • В 1992 году окончил исторический факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина (история).
  • 1996—1997 — преподаватель кафедры теории государства и права Института экономики, управления и права.
  • 1997—2003 — преподаватель юридических дисциплин Татарского института содействия бизнесу: «История государства и права Отечества», «История государства и право зарубежных стран».
  • 2003—2004 — научный сотрудник Казанского государственного энергетического университета.
  • В 2004 году окончил экономический факультет Университета управления ТИСБИ (финансы и кредит).
  • 2005—2006 — старший научный сотрудник отдела энергетики филиала Казанского научного центра Российской академии наук.
  • 2006—2009 — заведующий редакционно-издательским отделом Исследовательского центра проблем энергетики Казанского научного центра РАН (Академэнерго).
  • 2004—2009 — депутат Государственного Совета Республики Татарстан третьего созыва, член Комитета ГС РТ по государственному строительству и местному самоуправлению.
  • 2009—2014 — депутат Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва, заместитель председателя Комитета ГС по экономике, инвестициям и предпринимательству;
    — заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в ГС РТ;
    — председатель экспертного совета при фракции «Единая Россия» в ГС РТ;
    — руководитель рабочей группы по контролю за тарифами и качеством услуг ЖКХ при президиуме политсовета партии татарстанской региональной организации «Единая Россия»;
    — член Комиссии ГС РТ по контролю за реализацией государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»;
    — член Комиссии ГС РТ по контролю за реализацией государственной программы РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013—2020 годы».
  • С 2014 года — директор Фонда политических исследований и технологий.

Новости партнеров