Новости раздела

Карта Тартарии Путина: что видели западные путешественники в чужих странах?

Недавно президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев встретились с первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым накануне его 80-летия. Глава государства подарил юбиляру карту древней Тартарии голландского картографа XVII века Виллема Блау. Что это за карта? Как часто Тартария появлялась на картах европейских путешественников? Каким было «западное» представление об этих территориях в средние века и раннее новое время? И что именно включала в себя «Тартария»? Ответы на эти вопросы в авторской колонке «Реального времени» ищет казанский историк, наш колумнист Булат Рахимзянов, изучающий историю татар и Московии в средние века.

Виллем Блау, его карта и страна Тартария

Прежде всего, полагаю, нужно задаться вопросом: кем был Виллем Блау? Виллем Янсзон Блау (1571—1638) являлся голландским картографом и издателем. Он родился в 1571 году в Алкмаре (город в Нидерландах). С 1594 по 1596 год изучал астрономию и картографию. Около 1603 года Блау поселился в Амстердаме, где начал делать глобусы. Вскоре он также стал выпускать сухопутные и морские карты, в том числе в 1605 году — карту мира. В 1629 году ему удалось приобрести печатные формы Йодокуса Хондиуса (фламандский картограф и издатель атласов и карт). С их помощью он издал свой собственный атлас, содержавший 60 карт, 37 из которых было картами Хондиуса. Имя Хондиуса на печатных формах было изменено на Блау (что характерно). Как видим, копирайт был не в чести в раннее новое время, в частности, он не был в чести персонально у Виллема Блау.

В 1633 году Блау был назначен картографом голландской республики, а также официальным картографом голландской Ост-Индской компании (что также явно показывает, какого рода люди обычно забираются на верх социальной лестницы). Блау создал большую коллекцию карт и вел обширную издательскую деятельность, издав произведения таких ученых, как Рене Декарт, Питер Корнелис Хофт и др. 21 октября 1638 года Виллем Блау был похоронен в Амстердаме.

Как уже писали СМИ, «на карте (подаренной Шаймиеву Путиным, — прим. ред.) изображена территория северо-востока Евразии от Волги и Каспийского моря на западе, до океана — на востоке. Вся территория Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока показана как находящаяся под властью великого хана», сообщает ТАСС. По данным агентства, на обороте карты на французском языке описываются границы Тартарии, родословная великих ханов, начиная от Чингиза, а также Малая Тартария (Крым), Великая или Азиатская Тартария, Пустынная Тартария, Чагатайский улус, Туркестан, Китайское царство, Старая Тартария. Отмечается, что картограф основывался преимущественно на известиях от путешественников и античных текстах, и описания отражают «невысокий уровень знаний жителей Западной Европы о Сибири».

Теперь логично задаться вопросом, что понималось в средние века и в ранее новое время под Тартарией Как верно сообщает Википедия, «Тартария, синоним Татария (лат. Tartaria, фр.Tartarie, англ. Tartary, нем. Tatarei) — географический термин, использовавшийся в западноевропейской литературе и картографии в отношении обширных областей от Каспия до Тихого океана и до границ Китая и Индии. Использование термина прослеживается с XIII и вплоть до XIX века». Пространство, ранее называвшееся Тартарией, в современной европейской традиции называют Центральной Евразией, или, как больше принято у нас, Восточной Европой. Часть этих территорий представляют собой засушливые равнины, основное население которых в прошлом занималось скотоводством.

Названия «Тартария» и «тартары» происходит от этнонима «татары», под которыми в древности понимали все тюркские и монгольские народы. Европа узнала о «татарах» во время вторжений войск Чингиз-хана и его потомков, но вплоть до XIX века сведения о них и об их государствах оставались крайне скудными и отрывочными. При этом у западноевропейцев термин превратился в «тартары» из-за контаминации с Тартаром. Последний в средние века означал как глубочайшие области ада, так и далекие неизвестные области Земли. Исследователи отмечают, что отразившие страх перед монгольскими завоевателями зловещие образы Тартарии и тартар заменили в сознании европейцев Гога и Магога, также обитавших на северо-востоке мира. Более живописно сказано в русском академическом издании 1846 года: «В понимании европейцев «тартары» — народ, несущий ужасы и конец света, и форма этого слова сделалась общеупотребительной, намекая на происхождение врагов христианства из языческого Тартара».

Путешествия иностранцев в Московию, Тартарию и в целом на восток: насколько можно доверять описанному и зарисованному?

Почти все европейские путешественники разделяли устоявшиеся мифологические представления о Тартарии, отправляясь на поиски окруженной горными хребтами страны, Гога и Магога, разных чудищ и т. д. В их описаниях сочетались реальность и вымысел, которые, однако, подчеркивали разнообразие «нового мира».

Действительно, монгольское завоевание изменило представления о «чудищах» Центральной Азии; если ранее реальные народы превращались в чудищ, то отныне чудища становились народами. Ярким примером были свидетельства Плано Карпини (первый из европейцев, посетивший Монгольскую империю и оставивший описание своего путешествия): в попытке рассказать историю тартар, автор так же тщательно описывал чудищ, населявших завоеванные ими страны, как и реальную жизнь монголов. Список включает немых, существ без суставов в ногах, кинокефалов, с песьими мордами и бычьими копытами, одноногих и одноруких людей и др. Карпини описывает чучел, извергающих огонь, горы магнитов, притягивающих стрелы, грохот при восходе солнца и т. д. Путешественникам было очевидно, что подобные чудища и чудеса невозможно было увидеть (что, однако, не ставило под сомнение их существование), поэтому их постоянно локализовали в новых областях Тартарии. Можно сказать, что западные представления о Тартарии конструировали противостоящий европейской цивилизации образ Другого, удаленный, загадочный и опасный.

То же самое можно сказать и про Московское государство. Восприятие европейцами Московии как архаичной страны, сравнимой с государствами инков, ацтеков, оттоманов или моголов, нашло отражение в иконографии, в которой совмещались образы Московии и Тартарии. Карта Дженкинсона (1562), Атлас Ортелия (1570—1598) и «Новая карта Тартарии» (1626) Джона Спида изображают русского царя в татарской юрте, а тартара — в одежде опричника.

Важным аспектом эволюции картографии Тартарии были сообщения, полученные в результате путешествий в Россию (Московию, как называли эту страну западные путешественники), которые начались еще во второй половине XV века. Первостепенное значение среди данных текстов имеют «Записки о Московии» посла императора Священной Римской империи Сигизмунда фон Герберштейна (1486—1566), дважды побывавшего в Московском государстве — в 1517 и 1526 гг. Его сведения о Тартарии немногочисленны, частью мифологизированы. Однако другие его данные иногда весьма ценны. Приведу примеры. Фон Герберштейн дает в «Записках о Московии» материал, помогающий уяснить взаимоотношения казанского и касимовского хана Шах-Али с московским великим князем, а также другие сведения, относящиеся к личности Шах-Али и времени пребывания его при великокняжеском дворе (1521—1530 гг.).

Амброджо Контарини, посланный с венецианским посольством к персидскому шаху в 1473 году, на обратном пути побывал в Великом княжестве Московском. Его сочинение носит название «Путешествие в Персию». Контарини оставил сведения о положении касимовского царевича (султана) Данияра и его отношениях с Иваном III. Он писал, что великий князь имел обыкновение ежегодно совершать поездки в разные области своих владений и, в особенности, посещать одного татарина, которого содержал на своем жаловании с 500 всадниками на границе с татарами, для защиты своего государства от их нападений. Под этим татарином Контарини имел в виду касимовского царевича Данияра.

Ценность сведений западных путешественников о восточных территориях

Обобщая, можно сказать, что «сказания иностранцев» XV—XVII веков — это различного рода описания путешествий и посольств в Россию и в другие страны Восточной Европы и Азии, в Тартарию в том числе. В целом они дают важный материал не только для бытовой, но и для политической истории. При работе с ними приходится учитывать, что в этих сочинениях масса преувеличений и различного рода ошибок. Имена, названия городов, рек и предметов часто искажены до неузнаваемости. Однако в некоторых случаях это не мешает пользоваться сообщениями иностранцев (в том числе картами) как важным историческим источником, при работе с которым просто необходимо учитывать его специфику. Однако именно в контексте картографических сведений о Тартарии карта Виллема Блау кажется малоинформативной и малорепрезентативной — в ней имеются лишь отрывочные сведения, не искаженные восприятием автора (авторов).

Учитывая, что под Тартарией западные ученые и путешественники часто понимали территорию Улуса Джучи (Золотой Орды), нам остается только гадать, что значит данный подарок Путина для новейшей политической истории Татарстана. Впрочем, как иногда бывает, он может ничего не означать — «иногда бывают просто сны», как говорится в известном анекдоте про Фрейда.

Булат Рахимзянов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.


ОбществоВластьИстория

Новости партнеров