Новости

20:27 МСК
Все новости

Спор о калфаках: «Для крестьянок — это были платки, для дам — шляпы»

Казанский историк объясняет, кто раньше носил платки, а кто калфаки и шляпы

Спор о калфаках: «Для крестьянок — это были платки, для дам — шляпы»

Дискуссии вокруг «платочного» скандала в белозерьевской школе Мордовии не прекращаются. Краеугольным камнем стал вопрос: насколько традиционно для татарских женщин ношение хиджаба. На страницах нашего издания уже высказались многие эксперты, представляющие различные сферы деятельности и конфессии. Историк и колумнист «Реального времени» Лилия Габдрафикова, которая долгие годы изучает быт татарского народа, тоже включилась в полемику. В своей авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, она разъясняет, какие женщины до революции носили платки, а какие — калфаки и шляпки.

Новые старые споры

Вопрос о головных уборах для татарского мира не новый. С таким же жаром обсуждали его и сто лет назад, правда, эти споры не привели ни к чему. Тех, кто в этих дискуссиях отсылает не столько к историческим фактам, а к воспоминаниям о своих бабушках, надо сразу же предостеречь от субъективности такого подхода. И дело даже не в том, что память подвела автора, а просто в многообразии прошлого, в том числе и татарского.

Сто лет назад этот мир не был ограничен сельской околицей. Частью татарской культуры были не только мусульманское духовенство, многочисленное крестьянство и теснившиеся на городских окраинах мещане, но и дворянско-чиновничьи и купеческие семейства, а также тяготевшая к ним молодая интеллигенция. Именно предприниматели с городскими интеллектуалами и создавали свою татарскую буржуазную культуру. Именно они отправляли своих дочерей и сыновей учиться в гимназии, реальные училища, университеты. Перед войной конкурентоспособность этого образования признали и муллы, которые все чаще направляли не только своих сыновей, но и дочерей в русско-татарские школы. В этой среде вряд ли девушки появлялись, прикрыв лицо бабушкиным чапаном.

Даже православные татарки, нагайбачки из Оренбургской губернии, с удовольствием примеряли на себя модные калфаки-наколки

Как «опростоволосилась» татарская женщина

Поэтому в 1910-х годах в городах (если мы берем образованную молодежь) единственным национальным элементом в женской одежде был калфак. Символ татарской самобытности и национальной гордости. Даже православные татарки, нагайбачки из Оренбургской губернии, с удовольствием примеряли на себя модные калфаки-наколки. Есть примеры, когда головные уборы, наряду с остальным ценным движимым имуществом, страховали на солидные суммы. Калфак был альтернативой дамским шляпам того времени. Но и запрета на ношения шляп, конечно же, не было. Например, в журнале «Сююмбике» была рубрика, где татарок учили шить шляпы. Это был свободный выбор каждой женщины, в зависимости от убеждений ее семьи и окружения, а также от материального положения.

Здесь надо помнить, что и русские женщины тогда не появлялись на улице без головного убора. Для крестьянок — это были платки, для дам — шляпы. «Опростоволосилась» — выражение не из татарского лексикона.

Татарские литераторы и публицисты, видимо, специально для потомков создавали изумительные мифы о появлявшихся в городских общественных местах татарских «мадмуазелях» и «барышнях»

А судьи кто?

Сегодня можно бесконечно спорить о том, как на самом деле одевались татарки сто лет назад. Можно утверждать, что фотографии городских татарок постановочные (только как они могли предстать в таком виде перед фотографом?) и на самом деле они ходили укутанными с ног до головы. Можно утверждать, что современники исказили истинное положение дел в татарском обществе начала XX века. Татарские литераторы и публицисты, видимо, специально для потомков создавали изумительные мифы о появлявшихся в городских общественных местах татарских «мадмуазелях» и «барышнях».

Татарской буржуазной культуре было отведено катастрофически мало времени, каких-то десять—пятнадцать лет. Выжившие потомки большинства этих людей находятся сейчас либо за границей, либо давно забыли о своих корнях, растворившись в советской нации. И вряд ли они сумеют рассказать нам о своих бабушках в калфаках и шляпах. Сегодняшняя активная часть татарского сообщества — это потомки рабочих, крестьян, советской интеллигенции. Поэтому в нашей памяти все больше бабушки в платках, пусть и завязанных не ближневосточным способом. Они продолжали традиции народной культуры, не затронутой городскими веяниями, профессиональным дресс-кодом и другими обстоятельствами. Но отрицать исторический опыт пусть немногочисленной татарской элиты начала XX века было бы нечестно. Не только по отношению к их памяти, но и по отношению к себе. Ведь не отказываемся мы от Пушкина с его бакенбардами, хоть он и не соответствует образу русского мужика в лаптях.

Лилия Габдрафикова, фото предоставлены автором
Справка

Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий. Колумнист «Реального времени».
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX вв.» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России конца XIX — начала XX вв., история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 12 февр
    Это спор будет всегда, тут нет правого. Традиции надо чтить.
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    Опростоволоситься, это выражение у славян. Нельзя было показывать свои волосы никому кроме мужа. Это считалось большим позором. У татар так же было.
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    Материал данной статьи Охватывает промежуток времени 15 лет до Революции. Слишком короткий промежуток времени . Необходимо было охватывать период Хотя бы с 16-го по 19-й век.,
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    Хорошо разъяснила. Все-таки платок - традиционная одежда у татар, как и калфак.
    Ответить
    Анонимно 12 февр
    Не только у татар. У всех народов женщины покрывали голову платками, это считалось нормально, только последнее время так не делают.
    Ответить
    Анонимно 12 февр
    Это от воспитания зависит, если мамы этого не знают, то и дочерям не передадут свой опыт.
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    Обожаю Лилечку. Лучше б сама в платке или калфаке показалась нам
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    Пора вспомнить про свои корни и начать одевать девушкам платки.
    Ответить
  • Damir Nabi 12 февр
    Я не могу представит себе, что женщины в холод, в жару, или в дождь ходили с непокрытой головой,... Было же какие то татарские шапки, тюрбаны... да, они в городских условиях отошли в сторону, но не исчезали , были уверен, кашмирские шали, но не арабские хижабы, --- это слово в старых книгах и хрониках не найти !
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    Да никто не ходил тогда без головного убора, это же традиция. Слово не пустое, за ним целые поколения отцов и матёрей стояли. Не то что сейчас.
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    Калфак - татар баш киеме.
    Аны тыярга беркемнең дә хакы юк!
    Ул безнең милли мирас, ул безнең милли мәдәният, ул безнең чибәр хатын-кызларыбызның чибәрлеген тагын да югарырак күтәрүче милли атрибут.
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    Красивые девушки.
    Ответить
  • Анонимно 13 февр
    Какие красавицы на фотографиях, глядя на них ощущаешь себя человеком в здоровом развивающемся обществе. А белозерье - ключевая фраза здесь "сельская околица": одинокие женщины заполнили свою жизнь бюджетным смыслом во внешности и содержании, и не дорого и уважение окружающих. Но амбиции несчастных женщин не должны порождать конфликты в общественной системе.
    Ответить
  • Анонимно 13 февр
    Как-то посмотрела канал Спас. Была передача про русский народный женский костюм. Так там и маленькая тюбетейка -сорока, и на ней платок, завязанный почти как хиджаб, тоже присутствовали. Никакого декольте, открытой шеи и в помине нет.
    Ответить
  • Анонимно 13 февр
    Вот и выяснили правду, крестьянки - в платках, барыни - в калфаках. Все логично, головные уборы стоили дорого. В малообразованных слоях населения к тому же, религия всегда играла большую роль. Отсюда у кого-то на фотках прабабушки в платках, а у кого-то в калфаках.
    Ответить
  • Анонимно 13 февр
    Думаю, не нужно путать понятия "религия" и "национальность". Ортодоксальные мусульманки ходят покрытые, да. Но, они абсолютно разных национальностей.
    Да и вообще, кому какое дело кто и как одевается?
    Раздеваться, значит, можно как взбрендит. И это воспринимается нормально. А вот покрывающихся нужно покритиковать. Мдя. Логично.))
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии