Новости раздела

«Эх, валенки»: от войлочных сапог и лисьих шуб до предка ватника в Татарстане

Генезис татарской зимней одежды: как войлок и мех согревали зимой

За окном минусовая температура. На улицу без головного убора, теплой одежды и обуви не выйдешь. Если сегодня мы обходимся дубленками, пуховиками, меховыми и вязаными шапками да кожаной фабричной обувью и меняем их чуть ли не каждый год, то наши предки одевались совсем по-другому, и цену каждой вещи они хорошо знали. Казанский этнограф и колумнист «Реального времени» Дина Гатина-Шафикова сегодняшнюю авторскую колонку посвятила именно верхней одежде татар, которая изготавливалась из войлока и меха.

От древних веков до нового времени

Зима в самом разгаре: до первых весенних проталин еще не раз мы испытаем на себе снегопады и мороз. Столь суровые погодные условия предполагают соответствующую одежду и обувь. Продолжая рассказ о традиционной одежде татар, как никогда становится актуальной тема использования меха и войлока в повседневной жизни народа.

Применение войлока в быту (жилища, одежда, обувь, ткани и пр.) уходит далеко вглубь истории народов Евразии. При этом в сравнении с ткачеством, которое прослеживается с 20-го тыс. до н.э., валяние войлока распространилось достаточно поздно, что связано с развитие овцеводства как основного поставщика сырья.

Первые войлоки, датирующиеся 3 тысячелетием до н.э., найдены были на территории Малой Азии. Геродотом описывались иранские войлочные головные уборы kulah (родственные скифским колпакам), которые были также изображены и на золотых пластинах Амударьинского клада (коллекция из 170 золотых и серебряных артефактов времен Ахеменидов, найденная в 1877 году в древнем городище на берегу реки Амударьи [древний Окс], в Бухарском эмирате).

С IX — VIII вв. до н. э. в Евразии начинается расцвет культуры ранних кочевников, расселившихся по всей протяженности Великого степного коридора — от Северного Причерноморья до высокогорий Тувы и Алтая, зачастую объединенных под общим термином — «скифы».

В кочевнической культуре войлок широко использовали в быту. Алтайские пазырыкские курганы, датируемые VI—IV веками до н. э., сохранили потомкам большое количество войлока, толщиной не более одного-двух мм: украшенный аппликацией войлок по войлоку, временами дополненный вышивкой тамбурным швом, окантовкой белым шнуром и вырезанными из золотой фольги деталями. Пример «сюнской» традиции войлоковаляния, найденный в курганах Ноин-Улы (хунну, II—I века до н. э.) во внутренней Монголии войлок — многослойное полотнище, крытое тканью, со сценами борьбы животных, мифологическими сюжетами, аппликацией со стежкой и окантовкой толстым витым шнуром. Яркими последователями этой традиции стали многие народы Центральной Азии: тибетцы, тувинцы, алтайцы, казахи.

Войлочные шляпы

Как было замечено исследователем и сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) Е.Г. Царевой, «татары принесли культуру войлоковаляния на берега Волги. Наряду с собственно войлоками Поволжье являлось активным производителем и пользователем полувойлоков типа сукна, поэтому местный мужской костюм обычно сочетал в себе суконные предметы (кафтан, онучи) и войлочные (головной убор, чулки)».

Татары с давних времен владели технологией войлоковаляния овечьей шерсти, не теряя навыки и по прошествии столетий. Распространенным летним головным убором среди татарского сельского населения была валяная (катаная) шляпа с полями «эшләпә», которая защищала от летнего зноя. Как писал Н.И. Воробьев, «эти шляпы носят крестьяне летом вообще и главным образом во время страды, ибо они хорошо предохраняют голову и глаза от солнца». Причем, валяные головные уборы могли носиться как мужчинами, так и женщинами, которые во время полевых работ надевали их поверх платка. По сведениям этнографа С.В. Сусловой, чаще всего их делали из белой овечьей шерсти. Черные шляпы встречались лишь у татар-кряшен, да и они больше предпочитали серый цвет.

Как валенки стали народной обувью

На босую ногу татары надевали чулки, некоторые виды которых также изготавливались из войлока, например, «киез оек» валялись из белой овечьей шерсти. Носили их в межсезонье, то есть в сырую, холодную погоду с кожаными, позднее резиновыми калошами.

Валенки для татар были зимней обувью. Изготавливались как с коротким «киез ката», так и с длинным голенищем «киез итек», «пим», их носили с ичигами или суконными чулками (оек). Мужчины средних лет и молодежь предпочитали высокое голенище. Женщины обычно выбирали короткие валенки, и, выходя из дома, они надевали их поверх ичиг вместо кожаных галош.

Касаемо истории самого валенка как обуви, изначально его форма разительно отличалась от привычной для нас сегодня — цельносвалянного сапога с чуть расширяющимся к верху голенищем, вытянутым носиком, округлым пяточным выступом и плоской подошвой (подобная форма была придумана лишь в конце XVIII — начале XIX века). Более ранняя войлочная обувь была сшивной — к отдельно скроенному войлочному башмаку приторачивалось войлочное голенище. Впервые цельносвалянный сапог с высоким голенищем был изготовлен в Семеновском уезде Нижегородской губернии.

Формировалась пара валенок на одну колодку, то есть не было различия между правой и левой ногой. Валяная обувь была с ворсом (чесаные) и гладкими, лишь трех природных цветов — серого, черного, белого. Изначально войлочная обувь была дорогим удовольствием, в связи с тем, что шерсть обрабатывалась вручную, и подобную обувь себе могли позволить только достаточно зажиточные люди. В Российской империи валенки приобрели широкое распространение только в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом.

Популярны и любимы не только среди татар были валенки, изготовленные в деревне Кукмор Мамадышского уезда Казанской губернии. Мастера катали как черные, так и белые валенки. Однако особо любимыми стали светлые с вышивкой по голенищу красной гарусной нитью в виде стилизованного растительного узора, линий, точек и геометрических фигур. С середины 60-х годов XIX века в Кукморе действовала мастерская валяльной обуви, а позднее братьями Николаем и Сергеем Комаровыми была открыта фабрика. Войлочная обувь, изготовленная на фабрике, пользовалась обширным спросом и большими партиями вывозилась на Мензелинскую, Казанскую, Нижегородскую, Симбирскую ярмарки. Качественная войлочная обувь, изготовленная на фабрике, отмечалась медалями и экспонировались на российских и международных (1889 год, почетный отзыв Парижской всемирной выставки) торгово-промышленных выставках.

Шубы да тулупы

Мех татары использовали и чисто утилитарно, в качестве одежды в холодное время года (шубы, дубленки, камзолы на меху, головные уборы, рукавицы, обувь), и как декоративный элемент одежды — мехом оторачивали шапки или нашивали по воротнику, бортам, подолу одежды. Н.И. Воробьев по этому поводу писал: «У средняков употребляется мех овцы и зайца, а у кулаков и духовенства — лисы… Наиболее любимым мехом считается мех лисы… На опушку костюмов и на головные уборы наиболее любимым мехом считается мех бобра или выдры, часто подкрашиваемый под бобра. Реже употребляется выхухоль и куница. Кроме того, применяются многочисленные подделки под дорогие меха и особенно бобра, употребляющиеся на опушку верхней одежды менее зажиточных горожан. Обычай обшивать опушкой одежду вообще более распространен в городе, чем в деревне».

Из шкур шили шубы — «тун», из меха — полушубки «кыска тун», тулупы, головные уборы. В книге «Народный костюм татар Поволжья и Урала» были выделены разные виды меховой одежды. Наиболее древняя меховая одежда у мужчин «чабулы тун» — мехом внутрь, из нагольной (покрывали фабричной тканью), иногда дубленой овчины. Тулуп «толып» — длинная, верхняя меховая одежда, без застежек, с воротником «шалью». Шили тулуп из овчины (иногда дубленой), реже из лисьего меха. Покрывался он темной фабричной материей, чаще сукном, надевался поверх бешмета или шубы. Прямоспинная шуба «туры тун» или «намаз тун» — длиною до колена, воротник-стойка, рукава длинные. Ворот, полы и подол иногда оторачивались мехом. Шились из белой овчины.

Одним из ранних видов верхней одежды у татарок была расклешенная шуба «чабулы тун». Ее шили из овчины или лисьего меха, длиной ниже колен, с длинными рукавами, низким воротником–стойкой и застежкой на кожаных пуговицах или крючках. Подобный вид зимней одежды имел широкое распространение вплоть до начала ХХ века. У татар-кряшен в конце XIX — начале XX века одновременно с приталенными шубами бытовали шубы с отрезной спинкой и со сборами.

Мех и каракуль для головы

Головные уборы с использованием меха были нескольких видов. Мужские, в виде полого конуса, сшитого из четырех кусочков ткани, полусферического цилиндра или с плоским матерчатым верхом могли украшаться меховой опушкой. Также бытовали полностью меховые шапки в виде усеченного цилиндра с плоским верхом и твердым околышем (часть головного убора, непосредственно облегающая голову), или по типу «папахи» обычно из черного каракуля — «чәрәпинкә бүрек».

Татарскими женщинами также использовался мех для пошива и украшения головных уборов. Сохранившаяся вплоть до начала ХХ века женская шапка с плоским верхом «камчат бүрек» бытовала в нескольких вариациях. В одном из типов данного головного убора околыш был меховым. С.В. Сусловой и Р.Г. Мухамедовой было описано использование этой шапки в середине, а местами и в конце XIX века, она использовалась в качестве предмета выкупа невесты и представляла собой широко распространенный убор молодых женщин. В Начале ХХ века «камчат бүрек» считался уже убором пожилых женщин.

У татар в ходу были и меховые рукавицы, часто по верху обшитые холстом, а также кожаные голицы (рукавицы из толстой кожи, без шерстяной подкладки), которые были распространены по всему Поволжью, бытовавшие и среди других народов. Меховая обувь практически не использовалась татарами. Представлена лишь одним типом — «бышымлы кынҗирык». Шились они мехом наружу из невыделанной конской, коровьей шкуры, с низким холщовым голенищем, стягивающимся шнурком у щиколотки. Подобная обувь была распространена в разных уездах Пермской губернии и в Златоустовском уезде Уфимской губернии.

Итак, подводя итоги, хотелось бы заметить, что и сегодня сохраняются традиции выделывания меха и изготовления изделий из войлока. Казань славилась всегда мастерами по меховому делу. Умельцы пользовались спросом среди населения, так как мех татарами был любим и его носили с удовольствием. Мастерские по обработке меха в уездах Казанской губернии появились еще во второй половине XIX века.

На одной из самых старых фабрик России, а именно в Кукморе, со второй половины XIX века не прекращалось производство валенок. Сегодня ассортимент стал более обширным. Мастера не отстают от спроса и выводят на рынок новый товар, соответствующий современным потребностям покупателя.

Дина Гатина-Шафикова, фото предоставлены автором
Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Новости партнеров