Новости раздела

Наиль Магдеев жмет на «газ» и ждет «Нефаз»

Перевод одного автобуса на газомоторное топливо оценивается в сумму от 50 тыс. рублей

Наиль Магдеев жмет на «газ» и ждет «Нефаз»

Сегодня в ходе традиционного «делового понедельника» в мэрии Набережных Челнов сити-менеджер Наиль Магдеев, впечатленный итогами визита топ-менеджмента «Газпрома» в автоград, предложил перевести коммунальный парк города на газовое топливо. А также вновь заявил о необходимости избавить Челны от маршрутных «Газелей». Плюсы и минусы обеих идей оценили эксперты «Реального времени».

«Посадить» на газ

Открывая традиционное утреннее совещание, Наиль Магдеев рассказал о своих впечатлениях от визита на прошлой неделе в автоград делегации ОАО «Газпром» (газета «Реальное время» писала о нем), от открытия КАМАЗом цеха по производству техники, работающей на сжатом метане, и от решения компании Алексея Миллера о переводе автопарка на газомоторное топливо. Вдохновленный речами топ-менеджеров КАМАЗа и «Газпрома», глава автограда решил то же самое проделать и в Челнах.

— Задача в ближайшее время — перевод коммунальной техники на газ. В докладе Миллера и Когогина продемонстрировано преимущество газомоторной техники в плане экологии и экономики. Это для нас актуально. Мы знаем, по заболеваниям кривая растет. И что причиной роста заболеваний является окружающая среда. Да и сам «Газпром» принял программу и будет свою технику переводить на газомоторное топливо. Если одна из самых успешных компаний мира задумывается об этом, то нам, городам с не очень высокой доходностью, сам бог велел заниматься переводом коммунальной техники на газ, — торжественно заявил сити-менеджер.

На прошлой неделе на КАМАЗе торжественно открыли цех по производству техники, работающей на сжатом метане

Под «раздачу» попадет не только коммунальная техника Челнов, но и пассажирские перевозки. Напомним, противостояние между городом и частными перевозчиками тлеет уже довольно давно: последний результат этой «дуэли» — отставка в начале апреля начальника отдела транспорта Ильфата Исмагилова, оказавшегося меж двух огней. На совещании Магдеев вновь дал понять, что, во-первых, мэрия не потерпит в городе использования в пассажирских перевозках автомобилей типа «Газель» — вместо них курс дан на автобусы большой вместимости (не исключено, что камазовские, производства Нефтекамска). А во-вторых, фактически мэрия обяжет всех перевозчиков перевести свой автопарк на газомоторное топливо «в ближайшие годы».

Где возьмут деньги на перевод техники на газомоторное топливо?

Как оказалось, после визита Алексея Миллера сам Наиль Магдеев с командой нанес рабочий визит вчера на НЕФАЗ в Нефтекамске (там «дочка» КАМАЗа производит автобусы, в том числе и работающие на газе).

— Были мы там днем, чтобы никому не мешать. Посмотрели, как собираются автобусы для городских перевозок в Набережных Челнах. Узнали, что есть заказы из других городов. Города не спят. Поэтому, когда нас убеждают, что автобусы типа «Газель» это «благо», мы немножко понимаем, о чем говорим. Хотя нас критикуют, говорят, мол, у вас не получится с общественным транспортом: «Вы себе тут шею свернете. Работающих мало». Но я вам скажу: автобусы большой вместимости в городе будут. И будут они работать на газу, — упрямо заметил Магдеев. — Возможности КАМАЗа надо использовать в полной мере. Как нам не стыдно, имея под боком лучший автозавод в России, не использовать его возможности для нужд Челнов?

Весь транспорт автограда переведут на газомоторное топливо «в ближайшие годы», пообещал Наиль Магдеев

Поделившись своим скепсисом в отношении автобусов «Газель» и взглядов частных перевозчиков на это дело, Наиль Магдеев заявил, что весь транспорт автограда будет переведен на газомоторное топливо «в ближайшие годы». Тут стоит заметить, что на закупку автобусов большой вместимости, если перевозки будут муниципальные, городу понадобятся инвестиции. Источник их Магдеев пока не назвал, но можно предположить, что могут быть использованы средства господдержки, направляемые регионам на закупку отечественной техники (по той же схеме, по какой в 2008-2009 года в муниципалитеты направлялись антикризисные деньги на закупку отечественной коммунальной техники). Если же перевозки решено будет оставить в частных руках, поиском средств придется озаботиться частникам, а результативность поисков допсредств опять же в кризис будет под вопросом. Сам Магдеев, говоря о необходимости перевода той же коммунальной техники на газ, ссылался и на возможность остановки роста тарифов, так как газ дешевле солярки и бензина:

— Повышать тарифы до бесконечности никому не позволим. Надо искать внутренние резервы. А то легче всего в инфляцию повысить тарифы. Таких умников у нас много, — поиронизировал сити-менеджер, потребовав, чтобы уже 12 мая протокол о решениях лежал у него на столе и «разговоры перешли бы в область практических дел».

Дороги приведите в порядок, потом воюйте с «газельками»

Эксперты «Реального времени» прокомментировали инициативу.

Борис Кузнецов — заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством», д. т. н., профессор ИНЭКА:

— Сити-менеджер не первый раз высказывает подобное недовольство.

В переводе автопарка на газовое топливо и замене его на автобусы большой вместимости есть смысл, но здесь должны быть выделены определенные этапы. Сейчас, например, по центральным магистралям можно запустить крупнотоннажные автобусы. Они даже ходили когда-то и отлично справлялись с пассажиропотоком. В принципе, потенциал в этом направлении существует. Есть все необходимые исходные данные для того, чтобы в Набережных Челнах показали пример внедрения газомоторного топлива. Это хорошая перспектива.

Но есть другой вопрос. У нас существуют и другие проблемы. Без этих маленьких «Газелей» городу не обойтись, поскольку качество дорог оставляет желать лучшего. В центре города дороги еще более-менее, но на окраине полное бездорожье. Маленькие «Газели» хоть как-то обходят эти препятствия, но большие автобусы с этой задачей вряд ли справятся — они просто разобьются на этих ямах.

Поэтому считаю, что в первую очередь необходимо решать фундаментальную проблему — проблему бездорожья.

В городе еще много нерешенных вопросов. Думаю, что бюджет города не потянет такие изменения. Для этого необходимо будет искать частных инвесторов.

Чтобы понять, какой объем средств потребуется, нужно делать расчеты и определиться с объемом внедрения, ведь весь парк и весь пассажирский поток в Набережных Челнах на газомоторное топливо перевести невозможно. Будет хорошо, если удастся перевести центральные магистрали, такие как проспект Сююмбике, Мира и еще несколько центральных потоков. Что касается ответвлений от центральных улиц, то там невозможно будет перевести автопарк на газ. Там нужно решить проблему дорог.

Без маленьких «Газелей» городу не обойтись, поскольку качество дорог оставляет желать лучшего, считает эксперт

Должен быть определен погодовой план внедрения изменений.

Большой проблемы в количестве газовых заправок у нас не будет. Принята программа строительства газовых заправок для пассажирского транспорта. Сейчас получилось так, что из-за малого масштаба внедрения газомоторного транспорта газовые заправки нерентабельны. В общем, проект есть, он «прединжиниринговый». Сейчас нужно все рассчитывать, разрабатывать, проектировать, но, безусловно, это перспективное направление.

Сейчас главный вопрос в этом направлении — финансирование на первоначальном этапе. КАМАЗ организовал производство автобусов на «газомоторе», но потребление все еще ограниченно. Производство может свернуться. В этом плане должен быть диалог между производителем газомоторного транспорта и властями, которые его будут внедрять в транспортную среду.

Юрий Иванов — генеральный директор нижнекамского ПАТП:

— В Татарстане уже принята программа перевода общественной и коммунальной техники на газ. Соответственно, этим уже занимается рабочая группа, строятся газозаправки. В будущем вся коммунальная техника и муниципальный транспорт будут на газе.

Естественно, должны работать автобусы большой вместимости. Считаю, что «Газелям» не место в городском пассажирском транспорте. В Нижнекамске все автобусы большой вместимости работают на газе.

Безусловно, в переводе транспорта на газомоторное топливо есть не только экономическая, но и экологическая составляющая. Сейчас транспорт работает на «Евро-4» и «Евро-5» и делает очень большие выхлопы в атмосферу. Что касается экономики, то затратами будет заниматься муниципалитет, и стоимость перевода транспорта ляжет на его плечи.

В переводе транспорта на газомоторное топливо есть не только экономическая, но и экологическая составляющая

Николай Тятюшкин — владелец маршрута № 305 Набережных Челнов:

— Я считаю, что весь автотранспорт невозможно перевести на газовое топливо. Во-первых, мы сами, например, «Газели» не эксплуатируем. У властей почему-то, как и у наших городских пенсионеров, сложилось неправильное представление, что это «Газели». На самом деле мы обслуживаем город на Ford Transit и Mercedes. Если и есть «Газели», то только Next. Данные модели невозможно перевести на газомоторное топливо.

Сейчас мы пытаемся одну машину переделать. Поставили двигатель от «Тойоты», перевели на газ. Поляки нам поставили оборудование на Ford Transit, но пока никакой экономии не наблюдается. Оборудование нужно довести до ума.

Что касается экономической выгоды, то сейчас расчетом пассажиропотока занимаются специалисты из Санкт-Петербурга. Если они заключат, что пассажиропотока достаточно для того, чтобы запустить в город «Нефаз», то это будет экономически выгодно.

Насколько мне известно, город уже заказал большие автобусы. Значит такой муниципальный транспорт будет в городе.

В городе действует одна газовая заправка, и ее вполне хватит для обслуживания пассажирского автотранспорта. Сейчас пытаются восстановить и вторую.

Перевод автопарка на газомоторное топливо — достаточно затратное мероприятие. Перевод одной машины обойдется примерно в 50 тыс. рублей.

Фото: nabchelny.ru, chelny-izvest.ru

Сергей Афанасьев, Анастасия Юрьева