Новости раздела

«Полукамушки» преткновения: ребенка-паралимпийца попросили из исторического центра Зеленодольска на улицу

Взамен старой квартиры исполком города предложил Гузель Карповой и ее сыну-паралимпийцу квартиру в доме для ветеранов, соципотеку или найм жилья у ГЖФ

На прошлой неделе Зеленодольск попал в федеральные новости, оказавшись в центре скандала с якобы изъятием детей из семей за долги по ЖКХ. Тем временем в городе-спутнике назревает еще один скандал, связанный с выселением из квартиры женщины с ребенком-инвалидом. В редакцию «Реального времени» обратилась Гузель Карпова — жительница дома в историческом центре Зеленодольска, который был признан аварийным. Воспитывая одна ребенка-инвалида, она пытается отстоять свое жилье и не готова поменять его на соципотеку, найм или место в доме для ветеранов и инвалидов. Предложенные варианты не устраивают не только качеством и стоимостью, но и невозможностью для мальчика-паралимпийца продолжать тренировки. Конфликт с мэрией города уже дошел до Верховного суда РТ и может решиться 30 января этого года.

«Полукамушки», как камень преткновения

Гузель Карпова живет одна с сыном-инвалидом в Полукамушках — историческом районе Зеленодольска, где дома постройки XIX века были признаны аварийными и подлежали сносу, а их жители расселению по программе аварийного жилья. Однако данный факт повода для радости у жительницы дома по адресу: Красный переулок, 6, не вызывает. По словам собеседницы издания, фактически в их поселке осталось около 20 семей, которые не хотят никуда переезжать. В случае с Карповой ситуация осложняется тем, что она одна воспитывает сына с диагнозом ДЦП, 1 февраля ему исполняется 15 лет. Предложенные городскими властями варианты расселения ее не устраивают.

Сейчас вопрос о выселении рассматривается в Верховном суде РТ — первое заседание состоялось еще 22 декабря, и на нем судья отложил рассмотрение дела до 30 января, чтобы стороны за этот срок могли решить вопрос мирным путем. Пока город предложил семье те самые 11 022 рубля за квадрат, выплачиваемые при расселении аварийного жилья, а в качестве решения жилищного вопроса либо соципотеку, либо соцнайм.

— Этот вопрос решался уже в суде. Я тогда сказала, что соцнайм — это коммерческий найм. А они ответили: ну подумаешь, 35 рублей за квадратный метр. Но в месяц это получается от полутора до двух тысяч. Плюс коммунальные услуги — это семь тысяч в месяц. При доходе в 5 500 рублей по уходу за ребенком-инвалидом первой группы для меня это нереально. Кроме того, у меня одна почка — случились что со мной, у меня ребенок куда пойдет, в интернат? Извините, но у меня есть жилье, и я ничего не продаю. Сейчас у моего ребенка есть хоть какая-то крыша над головой, — рассказала Гузель Карпова.

По ее словам, Верховный суд тогда сказал городу: попытайтесь договориться с человеком, на улицу мы ее выселить не можем. Еще до суда женщина обращалась с устным заявлением к главе Зеленодольского района Александру Тыгину, но тогда ничего, кроме информации о том, что в городе не хватает жилья, не услышала.

Общий доход семьи вместе с пособием по уходу за ребенком-инвалидом на данный момент составляет около 17 000 рублей. К этой сумме следует прибавить еще одну тысячу рублей от государства за потерю кормильца — по закону две пенсии выплачиваться не могут, поэтому вторая составляет столь незначительную сумму. У Гузель также есть дочь, но она с мужем снимает квартиру.

Паралимпийца послали к ветеранам

До Нового года мэрия города на связь с жительницей Полукамушков не выходила, но как «Реальному времени» рассказала заместитель руководителя исполнительного комитета Зеленодольского района Ольга Матвеева, отвечающая за реализацию программы переселения граждан из аварийного жилья, накануне, 11 января у них прошла встреча — город помимо соципотеки и найма жилья из Госжилфонда предложил третий вариант — квартиру на вторичном рынке в специальном доме для ветеранов и инвалидов «Ветеран» по адресу: улица Гагарина, 6а.

Однако и в этом случае Карпова подписала бумагу об отказе. Дело в том, что им, по ее словам, предложили малогабаритное жилье на втором этаже общей площадью 30 кв. м с жилой площадью в 10—12 кв. м. Для сравнения, в Полукамушках у нее 35,5 кв. м с 20 квадратами жилой площади.

— Это темнота, отсутствие электричества — ни одной лампочки, если бы я знала, то хотя бы фонарик взяла. Кроме того, нет линолеума, антисанитария. Я зашла, и у меня слезы на глаза начали наворачиваться — это ж в какую грязь нас хотят переселить!

По словам Карповой, их полностью устраивает существующее жилье, пусть без душа и с санузлом в плохих условиях. Мыться они ездят либо к родственникам, либо ходят в баню. Среди преимуществ она называет огромные трехметровые потолки, полностью деревянный второй этаж и те самые 20 квадратов жилого помещения.

Еще один немаловажный плюс — близость дома к спортивному комплексу. Илья — сын Гузель, уже шесть лет занимается паралимпийским видом спорта бочче и является призером федеральных и региональных соревнований. На коляске от Полукамушков до спорткомплекса ребенку ехать всего 15 минут.

На данный момент наша героиня не обращалась со своей проблемой к детскому омбудсмену Гузель Удачиной, но общалась с уполномоченным по правам человека еще в 2013 году, правда, по другой причине — из-за холода в квартире. Этот дом является аварийным, а ремонт там не проводился более 40 лет, и естественно, это дало свои результаты. Тогда обращение закончилось тем, что им предложили две комнаты в общежитии на четвертом этаже, что для ребенка с ДЦП оказалось просто неприемлемо. Говоря об этом, Гузель Карпова шутит: «Жилье предложили, а парашют подарить забыли». В итоге квартиру в историческом центре она утеплила сама.

Сама Гузель Удачина, говорит, что информация по текущей ситуации с семьей Карповых к ним не поступала, но в случае обращения мамы они готовы оказать им поддержку.

Судьба поселка еще не решена

Непростая история и со всем микрорайоном Полукамушки, с которого, можно сказать, началась история Зеленодольска. Ранее сообщалось, что 20 из 26 кирпично-каменных домов в этом поселке в связи с аварийным состоянием были определены под снос, а на их месте планировалось построить пять домов различной этажности. Тогда в ситуацию вмешались градозащитники. В результате голос активистов был услышан президентом республики Рустамом Миннихановым, по поручению которого прошедшим летом было проведено обследование и сделаны экспертизы домов. В свою очередь возможные варианты судьбы микрорайона продумывали уже сами градостроители на семинарах.

После обследования появились слухи, что дома убрали из списка аварийных. Ольга Матвеева, отвечающая за реализацию программы переселения граждан из аварийного жилья, прокомментировала «Реальному времени», что на данный момент восьми домам присвоен статус объектов культурного наследия и 18 признаны аварийными. При этом решение о судьбе домов в микрорайоне до сих пор не вынесено.

Мария Горожанинова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров