Новости раздела

Джаудат Латыпов, «Казанский юридический центр»: «2017 год станет для бизнесменов шоком»

Хороших новостей от юристов не жди, и, действительно, у Джаудата Латыпова прогнозы на 2017 год неутешительные: налоговая нагрузка на бизнес будет возрастать, что подкосит многих, чья рентабельность и так сильно пострадала в кризис. Всем придется учиться жить в новой реальности. Реальность юридического рынка уже тоже довольно сильно изменилась.

Деда Мороза я уже давно не жду. Жду, как руководитель любого взрослого бизнеса, итоговых цифр, которые мне скажут, как планировать следующий год. Поэтому Новый год — это важная отметка. Зато чуда ждут мои дети, вместе с ними тоже невольно начинаешь ждать чудес.

Год был достаточно тяжелый и для нас, и для отрасли в целом. В первую очередь из-за финансового состояния клиентов.

Если раньше финансовые проблемы клиентов позитивно отражались на нашем бизнесе — чем больше у них проблем, тем больше у нас работы, — то сейчас все изменилось. У клиентов есть проблема, но они уже часто не в состоянии заплатить за ее решение.

В этом смысле 2016 год стал переломным. К сожалению, выбор многих — обанкротить бизнес и уйти из дела. Нам повезло больше других представителей рынка, наш бизнес диверсифицирован, и нас этот кризис нагнал лишь в 2016 году. Другие же игроки юридического рынка почувствовали ухудшение ситуации и в 2015-м, и в 2014 году.

Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru
«Еще недавно было достаточно предъявить в суд документ о наличии у компании имущества на миллиард рублей. Сейчас же судья будет требовать ответы на вопросы: а где это имущество хранилось, как оно перевозилось, где платежи за транспортные услуги и т.д.»

У нас оборот в 2016 году уменьшился, но в 2017 году мы планируем наверстать результаты 2015 года, который был для нас хорошим. В 2016-м нам было нужно время на адаптацию, на то, чтобы осознать: то, что продавалось еще год назад, сейчас не покупается. Но мы смогли адаптироваться к этим изменениям на рынке, поэтому в 2017 год смотрим с оптимизмом. Мы меняем свою продуктовую линейку, более адекватную сложившейся ситуации. Требуются уникальные продукты, но уникальность — это уровень компетенции, который сегодня требуется от юристов.

Возьмем для примера юридическое сопровождение судебных процессов. Последнее время мы наблюдаем, что процесс становится более состязательным (таким, как нас учили в университете, он должен быть). Судья дает возможность сторонам представить свои аргументы и доказательства. Например, еще недавно было достаточно предъявить в суд документ о наличии у компании имущества на миллиард рублей. Сейчас же судья будет требовать ответы на вопросы: а где это имущество хранилось, как оно перевозилось, где платежи за транспортные услуги и т.д.

Для процесса сейчас все чаще требуется не один юрист, а несколько юристов. Сложнее становится досудебный этап подготовки. Эти услуги были востребованы крупными компаниями, а сейчас они становятся актуальными и для среднего бизнеса. Таким образом, юридические услуги становятся более сложными, трудоемкими, но и более маржинальными. Для нас это, безусловно, хорошая новость, объем работы увеличивается. Но и для клиентов эта новость тоже позитивная, так как появилась возможность через суд защитить свои интересы, во что еще недавно никто не верил. Выражаясь жаргонно — «кинули» тебя, и никакой договор защиты не дает. Последняя тенденция 2016 года такова, что вероятность взыскания резко возрастает.

Раньше — поменяли директора и учредителя на фирме, и все. А сейчас смотрите, что делает налоговая! Возможностей по выводу активов, избегания ответственности все меньше. Коль скоро такие тенденции имеют место, смысл привлекать юристов выше. Правда, как я говорил выше, у многих компаний, обескровленных кризисом, на это нет денег.

«От юриста звучит диковато, но вариантов нет, и налоги нужно платить, но многим нашим клиентам это ломает сознание». Фото dpdmitrov.ru

2017 год тоже станет своего рода переломным, а для многих даже болезненным. Если говорить коротко: механизмов для оптимизации налогов больше нет. Я говорю о самом дорогостоящем налоге для бизнеса — НДС. От юриста звучит диковато, но вариантов нет, и налоги нужно платить, но многим нашим клиентам это ломает сознание. Многие компании, которые оптимизировали налоги в 2014—2015—2016 годах, и до сих пор находятся в уверенности, что пронесет. В 2017 году они увидят: не пронесло. С этим будет связано основное разочарование. Более того, могут возникнуть и отложенные проблемы. Не получится, как в песне Шуфутинского: «поворую — перестану; жду, вот-вот богатым стану, вот тогда начну опять я законы соблюдать». Нет, не получится обелиться с 1 января. Предыдущие годы никуда не делись, и по ним возможны доначисления. Амнистии, подозреваю, не будет.

Я думаю, всем, кто находится на общем режиме налогообложения, просто придется адаптироваться. Буквально на днях читал, что рынок поставщиков электроники и техники обелился на 90%. То же, думаю, произойдет и с остальными. Да, будет меньше маржа, какие-то бизнесы не переживут новых условий, появятся новые бизнесы. Важно только, чтобы правила игры оказались одинаковыми для всех, и неуплата налогов не стала для кого-то конкурентным преимуществом. Думаю, что рано или поздно все-таки правила уравняются для всех.

К сожалению, тенденция такова, что налоговая нагрузка увеличивается, и после шока 2017 года выживший, адаптировавшийся бизнес сможет вздохнуть не раньше 2018-го. Из хороших новостей: появились ниши для самозанятых — их налоговая нагрузка снижается, как снижаются и административные барьеры. В этом сегменте в ближайшее время я проблем не вижу, так что, если задумались над открытием своего бизнеса, это хороший вариант!

Айгуль Чуприна

Новости партнеров