Новости раздела

Татарстан компенсировал пересыхание ручейка федеральных денег и опрокинул мрачные расчеты Силуанова

Исполнение консолидированного бюджета Татарстана за 11 месяцев 2016 года позволяет надеяться на достойное завершение года

Несмотря на то, что недавно министр финансов РФ Антон Силуанов обнаружил мифическую «дыру» в бюджете Татарстана аж на 30 млрд рублей, пугаться не следует. Спорная методика российского Минфина основывалась на крайне усредненных общероссийских нормативных показателях. В России абсолютное большинство регионов с трудом сводят свои бюджеты. Поэтому «средняя температура по больнице» довольно низка, в отличие от пышущего финансовым здоровьем Татарстана. И ее распространение на наш регион приводит к несуразным оценкам в виде неких огромных «дыр». По мнению экономического обозревателя интернет-газеты «Реальное время» Альберта Бикбова, даже традиционно тяжелый для бюджета месяц декабрь со своим бюджетным навесом не испортит того хорошего, что было наработано за 11 месяцев.

11 месяцев — полет бюджета очень даже нормальный!

Доходы консолидированного бюджета Татарстана за 11 месяцев 2016 года составили 235 млрд рублей, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2015 года на 18,5 млрд рублей или на 9%. Очень хороший рост для наших непростых времен. Как известно, доходы консолидированного бюджета Татарстана состоят из двух основных составляющих: собственные доходы бюджета Татарстана и межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции) из бюджета Российской Федерации. Начнем с последнего.

Объем межбюджетных трансфертов из РФ был снижен по сравнению с прошлым периодом на 6,4 млрд рублей или –21%, что можно объяснить тем, что в I квартале 2015 года было произведено срочное финансирование мероприятий по подготовке и проведению XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани. На эти цели были предусмотрены ассигнования из бюджета РФ в размере 3 млрд рублей (постановление от 18 марта 2015 года № 248). Так что после ухода «спортивной составляющей» 2015 года «ручеек» федеральных субсидий заметно истощился. Да и остальная экономия федерального бюджета на традиционных межбюджетных трансфертах из-за сложной финансовой ситуации в целом по стране вылилась в экономию (без спортивной составляющей) еще на 3,4 млрд руб. Но в связи с проведением в Казани в июне 2017 четырех футбольных матчей Кубка Конфедераций FIFA, а также из-за подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в следующем 2017 году «ручеек» федеральных субсидий по линии спорта станет опять полноценной рекой.

В следующем 2017 году «ручеек» федеральных субсидий по линии спорта станет опять полноценной рекой. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Казалось бы, такое масштабное «пересыхание» в виде недобора денег «из Москвы» на 6,4 млрд рублей по сравнению с прошлым годом должно было бы здорово осложнить жизнь татарстанским казначеям, но все оказалось иначе: собственные доходы татарстанского бюджета продемонстрировали отличную положительную динамику, что с лихвой позволило компенсировать секвестр поступлений из Москвы.

Собственные доходы консолидированного бюджета Татарстана (без межбюджетных трансфертов из Москвы) выросли по сравнению с 11 месяцами 2015-го аж на 25 млрд рублей или на 13%. И это на фоне того, что в плачевном состоянии находятся практически все бюджеты регионов нашей федерации.

Основной налог Татарстана — налог на прибыль — вырос на 2,6 млрд рублей или (+4%) и составил нарастающим итогом за 11 месяцев 2016-го сумму в 66,2 млрд рублей. Рост поступлений налога на прибыль обусловлен увеличением выручки за счет положительных курсовых разниц, увеличением объемов производства товаров, работ и услуг, в том числе за счет роста цен на них на внутреннем рынке, роста объема отгрузки нефти на внутренний рынок по ряду малых нефтяных компаний, а также освоением республиканскими компаниями новых рынков сбыта. Позитивную динамику показали банковский сектор, энергетика, транспорт, производство радио-, оптических и измерительных приборов, страховая деятельность.

Поступление налога на доходы физических лиц за 11 месяцев 2016 года возросло по сравнению с 11 месяцами 2015 года на 11% (+5,6 млрд руб.) и составило 55,5 млрд рублей, что произошло за счет увеличения заработной платы на ряде крупных предприятий республики, а также в связи с введением квартальной налоговой отчетности, дисциплинирующей налогоплательщиков и позволяющей оперативно применять меры принудительного взыскания к должникам.

В дополнение к этим приятным «плюшкам» сложилась отличная положительная динамика по акцизам, которая резко вытянула вверх всю доходную часть бюджета. Здесь увеличение на 13,4 млрд рублей по сравнению с прошлым периодом (+71%) — обусловлено целым рядом факторов*:

  • Наибольшее увеличение поступлений — в 26,6 раза (+6,9 млрд рублей) отмечается по акцизам на средние дистилляты (в т. ч. топливо печное) и дизельное топливо — в 1,9 раза (+4,0 млрд рублей) в связи с увеличением объемов их производства, а также за счет увеличения с 01.04.2016 г. ставки акцизов на дизельное топливо и средние дистилляты на 27,5%. Всего за январь-ноябрь 2016 г. поступило акцизов на средние дистилляты 7,2 млрд рублей, на дизельное топливо 8,5 млрд рублей.
  • По акцизам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию поступление в январе-ноябре 2016 г. возросло относительно аналогичного периода 2015 г. в 1,3 раза (+4,9 млрд рублей) и составило 20,9 млрд рублей в связи с ростом производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%.

* данные взяты с официального сайта ФНС

Разобьет ли благостную картинку года декабрьский «бюджетный навес»?

Фактические расходы бюджета за 11 месяцев 2016 года оказались немногим больше (+2%), чем в аналогичном периоде 2015-го и составили 221,3 млрд рублей. Почти все крупные статьи расходов оказались профинансированы на уровне прошлого года. Лишь по статье «национальная экономика» был изначально принят более жесткий бюджет, нежели в 2015 году, поэтому там наметилось некоторое отставание (-6%).

Понятно, что если доходы бюджета растут опережающими темпами (+9%), а расходы, наоборот, растут еле-еле (+2%), то неизбежным следствием является профицит бюджета. Доходы, таким образом, превысили расходы.

По итогам 11 месяцев 2016 года профицит консолидированного бюджета составил 13,7 млрд рублей. Сумма профицита стала заметно меньше августовской, когда был отмечен рекордный профицит в 22,6 млрд рублей. Но все же это существенно больше по сравнению с сопоставимым периодом 2015 г., когда по исполнению за январь-ноябрь был зафиксирован вообще дефицит бюджета (–1,1 млрд рублей). При этом не забывайте, каким экстремально сложным для экономики был январь 2016-го, когда резко до $27 за баррель падали мировые нефтяные цены!

Успехи на бюджетной ниве подвигли законодателей уменьшить планируемый дефицит консолидированного бюджета РТ по итогам всего 2016 года до 10,6 млрд рублей. Получится ли такой дефицит по исполнению всего года? Будем наблюдать. А ведь ранее, на протяжении 8 месяцев 2016 года, Минфин РТ планировал только увеличение дефицита консолидированного бюджета аж до 12,2 млрд рублей!

В Татарстане пока все хорошо, но в целом по России — плохо. По России дефицит консолидированного бюджета РФ в январе-ноябре 2016 г. составил 1,8 трлн рублей. Президент России Владимир Путин 24 ноября 2016 г. подписал закон с поправками в федеральный бюджет 2016 г., в котором дефицит бюджета увеличивается с 2,36 до 3,034 трлн рублей, или 3,7% ВВП.

Закрывать столь огромную «дыру» придется за счет резервных фондов. По состоянию на 01.12.2016 объем средств Резервного фонда РФ составил 2,0 трлн рублей (уменьшение с начала года на 1,6 трлн рублей), а объем средств Фонда национального благосостояния РФ составил 4,6 трлн рублей (уменьшение с начала года на 0,6 трлн рублей).

Таким образом, за 11 месяцев текущего года объем средств в наших «кубышках» уменьшился на 2,2 трлн рублей, так что перспективы российского бюджета в 2017—2018 годах выглядят, мягко говоря, невеселыми. Хотя по новому варианту федерального бюджета президент одобрил почти полное исчерпание Резервного фонда уже в 2016 году.

У нас же, даже при низком плановом дефиците консолидированного бюджета РТ по итогам года продолжаются заимствования по бюджетным кредитам из Москвы. Согласно долговой книге Республики Татарстан, объем внутреннего долга у нас составил на 1 декабря 2016 г. 94,4 млрд рублей (где 84,86 млрд рублей — бюджетные кредиты из Москвы, а 9,5 млрд рублей — гарантии в иностранной валюте за ОАО «КАМАЗ»).

Хочется обратить внимание на такую деталь — задолженность по бюджетным кредитам перед Москвой выросла на 0,8 млрд рублей в апреле 2016 (впервые с июня 2015-го). А в июне 2016-го дополнительно заняли еще 4,1 млрд рублей. Правда, в августе вернули 2,2 млрд рублей из взятых ранее федеральных бюджетных кредитов. Так что чистый прирост по федеральным бюджетным кредитам с начала года за 11 месяцев составил всего 2,7 млрд рублей.

Вроде бы и заняли не так уж много, но все же долги приходится наращивать, чтобы закрыть ожидаемый дефицит консолидированного бюджета 2016-го, а он достаточно большой — 10,6 млрд рублей. Его планируется частично покрыть за счет остатков бюджетных средств на счетах казначейства на начало года — это 3,8 млрд рублей, но остальную сумму придется, по всей видимости, занимать. То, что у нас такой большой бюджетный профицит за 11 месяцев, пока еще ничего не значит. Вся эта идиллия может разрушиться в декабре из-за такого явления, как «бюджетный навес». Он образуется оттого, что в декабре бюджет несет фактически двойной расход по зарплатам, пенсиям и прочим социальным выплатам января, выдаваемым перед Новым годом. Вдобавок к ним прибавляются расходы по закрытию госконтрактов в последние месяцы года. Так что конец года в нашем казне всегда жаркий — ежемесячные расходы возрастают примерно в 1,5—2 раза от средних значений.

Увеличение задолженности по бюджетным кредитам вряд ли можно рассматривать как негативный фактор, ведь они берутся на 3 года по ставке 0,1% годовых, что даже при нынешней низкой инфляции можно расценивать как подарок. Так что смысл и логика в действиях татарстанского Минфина имеются. Главное — не подойти к ограничениям, наложенным Бюджетным кодексом РФ (не более 100% от доходов). Весь госдолг РТ по состоянию на 1 декабря 2016 года составил 40,1% от запланированных годовых доходов бюджета, что не является критичным уровнем.

Есть еще один путь — сокращать расходы. Но! Делать это очень трудно — мешают первоочередные и социально значимые расходы, которые просто невозможно не финансировать в полном объеме. В плановом бюджете на 2016 год они составили 74,7% от общего объема расходов. Но, надеемся, что до этого сокращения дело не дойдет, а недостающие суммы будут закрыты за счет займов у федералов или за счет роста доходов бюджета республики.

Консолидированный бюджет РТ за 11 месяцев 2016 и 2015 годов (в млрд рублей) по фактическому исполнению

СТАТЬИ

11 МЕСЯЦЕВ 2016

11 МЕСЯЦЕВ 2015

АБС. ИЗМ.

ОТН. ИЗМ.

1. Доходы бюджета

235

216,5

18,5

9%

1.1. Собственные доходы бюджета

211,6

186,6

25

13%

1.1.1. Налог на прибыль

66,2

63,6

2,6

4%

1.1.2. НДФЛ

55,5

49,9

5,6

11%

1.1.3. Налог на имущество

33,9

32,6

1,3

4%

1.1.4. Акцизы

32,2

18,8

13,4

71%

1.1.5. Налог на совокупный доход

7,8

7,3

0,5

7%

1.1.6. Доходы от использования госимущества

3,4

3,1

0,3

10%

1.1.7. Штрафы, санкции

3,7

3,8

0,1

3%

1.2. Безвозмездные поступления (трансферты)

23,4

29,8

–6,4

–21%






2. Расходы бюджета

221,3

217,6

3,7

2%

2.1. Образование

61,9

60,2

1,7

3%

2.2. Национальная экономика

58,8

62,7

3,9

6%

2.3. Здравоохранение

31

30,6

0,4

1%

2.4. Социальная политика

22,5

22,9

0,4

2%

2.5. ЖКХ

13,9

14,1

0,2

1%

3. Профицит бюджета

13,7

–1,1

14,8


Альберт Бикбов

Новости партнеров